Мышление как психический процесс

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. В настоящее время мышление стало предметом изучения не только философии, но и психологии, логики, физиологии, кибернетики, лингвистики.

Мышление – это наиболее общая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая наиболее существенные связи и отношения между познаваемыми объектами.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, мысль воплощается в слове. Словесное опосредование делает возможным для человека познавать то, что не дано ему непосредственно в восприятии, даже то, что не дано ему в личном опыте. Этим мышление человека отличается от мышления животных.

Мышление – сложнейший процесс. Прежде всего, для него нужно получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Но этого недостаточно. Для того, чтобы осуществлять в окружающей среде разумную деятельность и регулировать свое поведение, необходимо, чтобы на уровне психики были отражены связи и отношения между предметами и явлениями, что и осуществляется в процессе мышления.

       
    Мышление как психический процесс - student2.ru
 
  Мышление как психический процесс - student2.ru

Рис. 3.1 Схема этапов решения мыслительных задач

Решение мыслительных задач проходит ряд этапов (рис. 3.1). Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, то есть конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть. Нет проблемы там, где нет дефицита информации и неудовлетворенных потребностей. Поэтому то, что для одного человека является проблемой, для другого может ею и не быть.

Если проблема все-таки существует, решение проблемной задачи – это поиск недостающего звена в цепочке необходимой информации. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее человеку удалось выделить известное и неизвестное (искомое). Следовательно, анализ условий наличной ситуации – это первый шаг к нахождению решения.

Важным условием принятия правильного решения является наличие точных знаний. Отсутствие знаний о предмете приводит к невозможности выдвижения предположений. При этом большую роль играет правильная словесная формулировка. Точно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. Многие задачи решаются путем применения правил. Поэтому в образовательном процессе наибольшее значение имеет не изучение отвлеченных знаний, а усвоение определенных правил и закономерностей окружающего мира, позволяющих принимать правильные решения.

Мыслительные операции

Процесс мышления совершается посредством ряда мыслительных операций.

Сравнение-мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении общности или различия между ними.Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого начинаются все остальные мыслительные операции.

Обобщение-мыслительная операция объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Анализ –мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез -мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе переходить от частей к целому.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Мышление как психический процесс - student2.ru

Рис. 3.2 Принципиальная схема решения мыслительных задач

Абстрагирование-мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного, главного.

Конкретизация–движение мысли от общего к частному.

Формы мышления

С помощью мыслительных операций возникают определенные продукты мышления в форме понятия, суждения, умозаключения.

Понятие–это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.Понятия бывают общими (рабочие инструменты) и единичными (совковая лопата), конкретными (учебник) и абстрактными (развитие). Понятия формируются в процессе жизни и деятельности на основе практического опыта взаимодействия с явлениями и предметами окружающей действительности.

Суждение–основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения могут быть истинными (университет – учреждение высшего профессионального образования) и ложными (университет – учреждение досуговой деятельности молодежи).

Умозаключение–выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Например: Рабочий инструмент помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Совковая лопата помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Следовательно, совковая лопата – рабочий инструмент.

Наши рекомендации