В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка.

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

Возможное решение
В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: формула линзы, формула для площади изображения); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) представлен правильный рисунок, поясняющий решение. IV) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); V) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пунктам II или III, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт V, или в нём допущена ошибка (в том числе в записи единиц измерения величины)
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ Представлен только правильный рисунок
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru Работа 1 - 3 балла

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

Представлен не содержащий ошибок рисунок. Выбран способ решения исходя из подобия треугольников без непосредственного использования формулы линзы, получен верный ответ. Описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин.

Работа 2 - 2 балла

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

Несмотря на нерациональность математических преобразований, учащимся получен правильный ответ в общем виде, но при вычислениях допущена ошибка. Работа оценивается в 2 балла.

Работа 3 - 2 балла

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

Получен правильный численный ответ, но на рисунке не получено изображение точки А, поэтому оценка снижена до 2 баллов.

Работа 4 - 1 балл

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

Правильно выполнен рисунок, в решении отсутствует формула линзы, длина стороны АC определена из неверных предпосылок, что привело к неверному ответу. Работа оценивается 1 баллом за наличие правильного рисунка.

Работа 5 - 0 баллов

В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru

Сделано необоснованное утверждение о равенстве площадей треугольников, на рисунке отсутствует построение изображения точки А. Работа оценивается 0 баллов.

Приложение. Памятка для эксперта, проверяющего ответы на задания 27-31 по физике

Эксперт, проверяющий задания с развернутым ответом, располагает следующими материалами:

1) тексты заданий;

2) возможные варианты решения задач 27-31;

3) критерии оценивания заданий 27-31;

4) таблица справочных величин (аналогичная таблицам КИМ ЕГЭ по физике);

5) кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по физике (1 экземпляр на аудиторию).

При проверке заданий с развернутым ответом эксперт имеет право пользоваться непрограммируемым калькулятором.

В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является эталонным. Он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания.

Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению на 1 или 2 балла. В случае, когда ошибки в решении не подпадают ни под один из критериев на 3, 2 или 1 балл, задание оценивается в 0 баллов.

В случае если решение экзаменуемого имеет логику, отличную от авторской, эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения с помощью обобщенной схемы оценивания на основании списка основных законов, формул или утверждений, который соответствует выбранному учащимся способу решения.

При использовании обобщенной схемы оценивания задания 27рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:

ü Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на возможные отличия от обобщенной схемы оценивания.

ü При проверке ответов необходимо вычленить в решении три элемента:

- ответ,

- объяснение ответа

- перечень законов и явлений, на которые должны быть указаны в объяснении.

Количество логических шагов в объяснении и перечень законов и явлений зависит от выбранного способа решения. Это необходимо учитывать при выборе критериев для оценивания.

ü Если в задании требуется нарисовать схему электрической цепи, то принимаются схемы, отвечающие требованиям задачи, в которых используются стандартные обозначения элементов электрической цепи.

ü Выполнение задания 27 оценивается в 2 балла только при наличии верного ответа.

При использовании обобщенной схемы оценивания заданий 28-31рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:

ü Решение задач может оцениваться в 2 балла при полном правильном решении и верном ответе, если не описаны дополнительно введенные физические величины. При этом допускается введение новых величин без описания, если используются стандартные обозначения.

ü Если в тексте задания требуется сделать рисунок с указанием сил, действующих на тело, то правильным считается рисунок, в котором верно указаны все необходимые силы и их направление. Ошибка в соотношении длин векторов не считается ошибкой.

ü При проверке правильности числового ответа необходимо проверить вычисления экзаменуемого при помощи калькулятора. Допускаются округления с учетом того числа значащих цифр, которые указаны в условии задачи. Избыточная точность числового ответа не считается ошибкой.

ü Если экзаменуемый использует в процессе решения в качестве одной из исходных формул ту, которая не представлена в кодификаторе, то такая работа оценивается по критерию отсутствия одной из основополагающих формул и оценивается в 1 балл (даже при наличии верного числового ответа).

ü Если экзаменуемый решает задачу, которая относится к другому варианту, то работа оценивается в 0 баллов.

В процессе проверки необходимо придерживаться следующих правил:

ü При оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: вначале решения задачи 27 во всех работах, затем все решения задачи 28, потом все решения задач 29, 30 и 31. Тем самым обеспечивается более согласованное решение о выставлении баллов за одно и то же задание.

ü При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк («Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х» в поле соответствующей задачи.

ü Выставление баллов в бланк оценивания рекомендуется проводить по работам: все задания первой проверяемой работы, все задания второй проверяемой работы и т.д. Это позволяет обнаружить ошибки, допущенные экзаменуемым в нумерации задач, а также обнаружить непронумерованную, или пронумерованную неверно, или случайно пропущенную экспертом задачу.

ü Результаты оценивания переносятся в протокол проверки следующим образом:

- баллы по заданию 27 переносятся в колонку 1протокола;

- баллы по заданию 28 переносятся в колонку 2протокола;

- баллы по заданию 29 переносятся в колонку 3протокола;

- баллы по заданию 30 переносятся в колонку 4протокола;

- баллы по заданию 31 переносятся в колонку 5протокола;

ü Баллы выставляются в бланк оценивания гелевой черной ручкой.

ü Внесение изменений в бланк оценивания крайне нежелательно. Все исправления вносятся только поверх неверных записей. Использование замазок и затирок с целью исправления записей категорически не допустимо! Любые лишние записи на бланке приводят к признанию его недействительным.

Номера столбцов в протоколе проверки экспертом заданий с развернутым ответом
27 28 29 30 31
Номера заданий в варианте

Внимание!При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

Справочные данные

Десятичные приставки

Наимено­вание Обозначение Множитель Наимено­вание Обозначение Множитель
гига Г 10 9 санти с 10–2
мега М 10 6 милли м 10–3
кило к 10 3 микро мк 10–6
гекто г 10 2 нано н 10–9
деци д 10–1 пико п 10–12
Константы  
число p p = 3,14
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
постоянная Больцмана k = 1,38·10–23 Дж/К
постоянная Авогадро NА = 6·1023 моль–1
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k= В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка. - student2.ru = 9·109 Н·м2/Кл2
модуль заряда электрона (элементарный электрический заряд) e = 1,6·10–19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10–34 Дж·с
Соотношение между различными единицами
температура 0 К = – 273 °С
атомная единица массы 1 а.е.м. = 1,66×10–27 кг
1 атомная единица массы эквивалентна 931,5 МэВ
1 электронвольт 1 эВ = 1,6×10–19 Дж
Масса частиц
электрона 9,1×10–31кг » 5,5×10–4 а.е.м.
протона 1,673×10–27 кг » 1,007 а.е.м.
нейтрона 1,675×10–27 кг » 1,008 а.е.м.
Плотность   подсолнечного масла 900 кг/м3
воды 1000 кг/м3 алюминия 2700 кг/м3
древесины (сосна) 400 кг/м3 железа 7800 кг/м3
керосина 800 кг/м3 ртути 13 600 кг/м3
           
Удельная теплоёмкость
воды 4,2×10 3 Дж/(кг×К) алюминия Дж/(кг×К)
льда 2,1×10 3 Дж/(кг×К) меди Дж/(кг×К)
железа Дж/(кг×К) чугуна Дж/(кг×К)
свинца Дж/(кг×К)    
         
Удельная теплота
парообразования воды 2,3×10 6 Дж/кг
плавления свинца 2,5×10 4 Дж/кг
плавления льда 3,3×10 5 Дж/кг
                   
Нормальные условия: давление – 105 Па, температура – 0 °С
Молярная маcса
азота 28×10–3 кг/моль гелия 4×10–3 кг/моль
аргона 40×10–3 кг/моль кислорода 32×10–3 кг/моль
водорода 2×10–3 кг/моль лития 6×10–3 кг/моль
воздуха 29×10–3 кг/моль неона 20×10–3 кг/моль
воды 18×10–3 кг/моль углекислого газа 44×10–3 кг/моль
       
                       

Наши рекомендации