Национальная форма педагогики.

Стоит на трех китах.

1. Православие.

2. Патриархальный склад семьи.

3. Деспотизм главы семейства &c.

Нельзя забывать про:

1. Влияние ВЗ

2. Влияние западной педагогической мысли

3. Популярность Домостроя. Имеет место пересказ ветхозаветной педагогики (притчи соломоновы, гл. 17).

Характерные признаки:

1. Не уважали и не ценили детскую личность.

2. Подавляли простые и естественные проявления детской природы.

3. Отношение к детям крайне суровое. Родители боялись проявить излишнюю снисходительность.

4. Учили постоянно о грехе пороках добродетелях священных службах этениях. То есть дети воспитывались в страхе божьем.

Обучали на западе магистры а у нас мастера грамоты. «Вбивали» грамоту. Все нужно зазубривать. На Руси убеждение что за каждую вину наказывать надо телесно.

Бить можно только по справедливости. Если не по справедливости то и сам бить будешь.

Западное влияние. С самого начала с крещения приглашались с книгами из других стран монахи. Русские заимствовали ото всюду откуда можно. Однако в сознании русского народа особенно высшего класса укоренилась идея что во всей Европе чуднее нет Москва – третий Рим. «Умом Россию не понять и далее по тексту».

Особенно много приезжих с Петра Ι. Бывали и грамотные. Братья Лихуды e. g. Со времен Екатерины II сюда приезжал плебс. Полуграмотный плебс обучал языку и больше ничему особливо полезному.

Греко-латинская академия. Курс образование 13-15 лет. Славянские языки иностранные стихосложение. Проповеди на латыни и русском. География история.

Ломоносов – реформатор русского просвещения. Наука должна служить народу. Создал гимназию и МУ.

Шувалов – меценат, его a la спонсор. «Не дозволять входит в классах в лаптях…» &c.

В России два направления развития педагогического сознания:

1. Западная: Белинский, Грановский, воспроизвели Канта, Песталоцци &c.

2. Славянофилы отстаивали идеи собственной национальной педагогики.

Точка соприкосновения была между ними и оставалась.

Хомяков.

Православная вера – основа жизни которая пронизывает всю жизнь. Сначала не с богобоязненностью или христианства вообще а с православия надо начать обучение. Просвещение характеризуется практическим материализмом. А на Руси благо это не служение собственному интересу, но это просвещение заключается в овладении своим духом, ограничить собственный эгоизм. Благо не деньги а принесение себя в жертву другому и устройство жизни на началах любви.

Надо эгоизм заменить на альтруизм.

1. Средство – религиозно-нравственное воспитание.Достигается это и психотерапевтически: через внушение, молитвы.

2. Воспитание должно при этом максимально сообразовываться с семейными обычаями. Так как русские живут коллективно – общиной.

3. Отстаивать православие и его значение в образовании. Подчеркивает влияние науку которую стеснять нельзя. Православие не противоречит преподаванию наук а требует свободы в этом отношении. Всякая наука должна излагать современные выводы правдиво и открыто. Опасна не свобода наук а суеверие.

Ранняя специализация притупляет ум и делает его односторонним.

Итак.

1. Православие

2. Коллективизм

3. Наука.

Ушинский К. Д. (1824-1870)

Цель образование в самостоятельном развитии русского национального сознания. Западного влияния не должно быть. Педагогика это не наука а искусство которое опирается на все знания о человеке. Педагогические частности могут переходить но принципиальные элементы – нет.

Народность не нуждается в исправлении потому что народ это высшая ценность чем какая-то личность которая о нем судит.

Народ это нечто высшее не изменяемое воспитание народность создание божье и в соответствии с этим надо заниматься педагогикой.

Первая сила образования:

1. Народность.

2. Вторая христианство в виде православия.

3. Наука. Она у него как бы эхо жизни и не имеет влияния на саму жизнь. Русским не надо заботиться о науке так как они к ней не приспособлены.

Л. Н. Толстой.

Педагогические идеи напоминают Руссо. Говорят что будучи подростком он носил вместе креста медальон с Руссо. В отличие от Руссо у Толстого свобода не в природе а в жизни. Человек рождается совершенным. Первоначальная гармония расстраивается. Это отодвигает нас от добра и красоты. Ошибка в том что мы стремимся достигнуть идеала. Но цель не впереди а сзади.

Взрослый человек не может помочь ребенку устранить зло потому что он более испорчен чем ребенок. В нем несравненно больше дисгармонии чем у ребенка. Если не вмешаться в развитие ребенка можно надеяться на приближение к гармонии.

Воспитатель воспитывает с усилием и жаром из зависти. Никакого принуждения не должно быть. Различает обучение и воспитание. Образование должно быть свободным.

1. Свобода выбора чему учиться.

2. Есть обязательный предмет.

3. Есть предмет который вообще не нужно преподавать.

4. Не должно быть никакого принуждения в школе.

Основная ошибка как и у всякого анархиста в слишком узком понимании принуждения. То что он хотел устранить есть лишь часть принуждения, а все их устранить невозможно. Распространяется сильнее лишь с большей настойчивостью принуждения бессистемное.

Уничтожение политического гнета.

После революции педагогика под влиянием Марксизма. Образование обучение и воспитание носит общественный характер и осуществляется под общим контролем государства. Цель – формирование всесторонне и гармонично развитой личности которая сочетает в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство.

Макаренко ()

Разработал теорию воспитания человека через коллектив. Основной закон жизни коллектива. Движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.

Стадии:

1. Сплочение коллектива. Важна роль педагогики. Кончается когда в коллективе вырабатывается актив.

2. Сплочение вокруг общей цели коллектива. Усиливается влияние коллектива. Актив не только поддерживает требования педагогика и он сам предъявляет их к членам коллектива. Главней работа педагога с активом. Преодоление противоречий – требований актива и отстающей части.

3. Расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого. Каждый отличает за коллектив и коллектив за каждого отдельно. Общие оценки, каждый думает как все.

Лекция 12.04.12

Идея Макаренко – подключить к воспитанию коллектив.

Три вида целей перед коллективным и каждым членом:

1. Близкая – завтрашняя радость (дети, завтра пойдем в цирк)

2. Средняя, нужна время чтобы подготовиться и реализовать цель (соревнования через 2 недели)

3. Далекая – реально ощутимо но понятно что она произойдет не скоро (окончание школы)

Нужно постоянно ставить все новые и новые задачи. Человек не знающий свои планов человек жалкий.

Принцип параллельности действия. В его основе – требование воздействовать на воспитанника непосредственно через человека. По мере воздействия трех сил:

1. Влияние педагога

2. Актива.

3. Всего коллектива.

Большое значение стилю внутреколлективных отношений, он считал что для того чтобы коллектив успешно реализовал свои задачи и принцип, нужно чтобы в коллективе

1. Был major. Постоянная бодрость и готовность коллектива к действию.

2. Ощущение собственного достоинства. Достигается из представления достоинств, гордости за коллектив.

3. Дружеское единение всех членов. Ощущение защищенности.

Долгое время конца 20х-начала 30х годов авторитет Макаренко был непоколебим. Он воспитывал человека-коллективиста. Он-де певец который формирует человека, подчиненного коллективу, человека, который с радостью принимает насилие над собой внешних сил. В его теории коллектива, говорили, нет дела до личности, она полностью нивелируется.

Такой подход сейчас отвергается педагогами. Основная цель – воспитание независимой личности, а у Макаренко она растворена в коллективе.

Если общество будет или есть коагуляции индивидуалистов это может привести к хаосу и диктатуре. Растет влияние тех кто хотят установить в нем порядок.

Современные теории развития общества и человека в философии образования и педагогике.

1. Эпоха постиндустриализма, глобализации и вызовы современного образования.

2. Антропоцентризм в современных философских стратегиях осмысления развития образования

3. Современные педагогические теории в практике утверждения антропоцентризма.

Ф. Ницше – «Шопенгауэр как воспитатель».

Р. Штайнер – «Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявление душевно-духовного».

Жак Пиаже – «Мышление и речь».

Л. С. Выготский – «Педагогические сочинения».

Понятие современность в практике и особенно в идеях начиная от Августина и кончая Бергсоном не исключает трех состояний времени. Современное то что действует сейчас что значимо ценно и актуально для сегодняшнего дня но не только здесь и сейчас, современность это то что определяет развитие и движение, что является его главной тенденцией. И в этом ракурсе составляет направление развитие завтрашнего.

Индустриализм 19 века – 60х годов 20 века формировал из человека инструмент.

Со второй половины – эпоха постиндустриализма. Основные тенденции:

1. Бурный технический прогресс. Автоматизация индустриализма переходит сюда. Компьютеризация роботизация

2. Информационный бунт. По экспоненте растут знания.

3. Меняется и профессиональная структура общества.

4. Растут требования к людям.

Образование иное, качественное. В условиях становления постиндустриализации на смену машинным технологиям приходят технологии индивидуальные к которым приходят знания.

Потребность в работниках гибридных из сквозных профессий.

В производстве решает творческий потенциал человека. Умение нешаблонно решать поставленные задачи. Потребность в людях с широкими взглядами. Раньше «Время-деньги», а сейчас «время больше чем деньги». Больше альтернатив и возможностей выбора. Установки Дьюи уже не действуют. Нужно их дополнить новыми принципами.

Сущность новой теоретической парадигмы образования стали обсуждать в разных направлениях школы философии стали носить неопрагматистские непозитивистские трактовки образования экзистенциалистские, но все сводится к антропоцентризму.

Неопрагматизм несет идею полезности в ущерб нравственным основам. Новые стереотипы утверждения личности: индивидуальный успех и достижения, индивидуальное процветание, безмятежность, социальная адаптация, консенсус. Эти концепты индивидуализма утверждаются и в психологии. Русское общество сопротивляется, но это вряд ли возможно.

Феноменология идет в том же направлении. Ориентирована на более скромные цели легиматизации тех практик которые первоначально укорены в личной жизнедеятельности.

Источник развития человека – сама личность.

Массовая школа. Подражание. Повторение и послушание.

Учитель и общество должны заботиться о создании свободной атмосферы. Не ограничивать процесс самовыражения личности. Задача педагога – обучить человека искусству смотреть в самого себя. Для этого нужно предоставить возможность идти самому по себе но иногда можно проявить руку помощи.

Культура постмодерна:

1. Плюрализм. Мультикультурализм.

2. Рождение нового активного творчески думающего и приобщающегося к множеству других культурных языков человека.

Роланд Барт. Он оценивая роль эпохи настаивает на реконструкции сознания. Нужно формировать у людей открытость толерантность, адогматизм, поэтическое (образное) мышление с вольным полетом свободных ассоциаций.

Индивидуальность человека сама себя создает.

Эта идея в философии Шопенгауэра и Ницше и Штайнер.

Ницше рассматривал себя учеником Шопенгауэра. Воспитание это завершение природы, освобождение человека от несовершенства своего времени. Ницше против цели помочь каждому стать ходячим. Воспитатель не должен давать воспитаннику искусственных инструментов, поскольку иначе человек видит мир через надетые на него очки и глаза учителя. А воспитатель (лучший воспитатель – философ) лучше тот кто научает своего воспитанника быть несовременного, то есть быть самостью – самим собой. Воспитание как деятельность не должна иметь источник вне самого человека. Воспитание это миссия всех людей. Человечество должно трудиться над созданием выдающихся людей. Übermensch это не возвышающаяся белая бестия, а индивидуальность, сорт людей свободных и независимых духовно от мнений толпы.

Другая теория более заземленная – экология детства. Штайнер. Социалист. 1919 порт Штутгартом он основал школу для рабочих табачной фабрике и их детей в местечке Waldorf которая развивает программу развития всех людей. В основе антропософский подход. Он ставит перед системой воспитания человека будущего сохранить и развить субстанцию детства. Если человек не имеет детства он не становится тем кем мог бы стать.

Школьная программа врезается в детскую.

Детство сокращается извне и изнутри. В детство приходят взрослые. Например через телевизор впитывая заложенные в них прагматизм. От взрослых переходит цинизм. В основе антропософии:

1. Уважение человеческой личности как цели образования.

2. Предельно снять директивность. Только индивидуальный подход, воспитание – штучное производство.

3. Не вывести учащегося на какой-то путь а дать материал чтобы человек занял самостоятельную позицию.

4. Сделать воспитание и школу свободными.

Педагогика должна открывать заложенные способности. Школа развивает индивидуальные задатки находя их. Только в этом случае личность получает приток личностных сил.

Мандорская школа. Школа опирается на законы развития человека и законы душевной жизни.

Преподавание и обучение должно быть одинаковое. Образование для всех классов от 7 до 12 лет. В более позднем возрасте от 14 до 16 лет образование может быть дифференцированным. Крайняя специализация не нужна. В такой школе учатся от 7 до 20 лет. Все предметы направлены на делание индивидуальности.

Первое условие – подбор учителей. Нужен контакт, определенный склад ума.

Практика

Когнитивное развитие. Теория Ж. Пиаже и Выготского.

Пиаже

Швейцарец. Он пришел к выводу что дети должны взаимодействовать со средой чтобы развиваться. НО выстраивать новые когнитивные структуры они сами а не внешняя среда. Пиаже разбивает когнитивное развитие ребенка на этапы. Он пишет что дети проходят все эти стадии обязательно, не пропуская ни одной в той же последовательности.

1. Сенсомоторный интеллект. От 0 до 2х лет. Малыши выстраивают собственную сему физических действий. Сосание разглядывание хватание, нанесение ударов. Они сами конструируют схемы действий хотя изначально это врожденные рефлексы. Сосательный рефлекс. Это пассивность некоторая, которое быстро становится самоинициируемой активностью младенца. Если малыш голоден он не будет находиться в пассивном ожидании. Он будет не только орать но и искать сосок. Малыши не ограничиваются одним сосанием. Подушки пальцы одеяло &c. в один год уже начинают экспериментировать с разными действиями.

2. Дооперационное мышление. От 2х до 7ми лет. Учатся мыслить использовать символы. Их мышление не систематично и нелогично. Активно овладевают языком. К трем годам почти все говорят. Нет классификации. Все рассматривают только с собственной точки зрения. Говорят и не слышат друг другу – в социальных интерпретациях не учитывают потребностей партнера.

3. Конкретные операции. С 2х до 11 лет. Мыслят систематически. Но только если могут привязаться к конкретным объектам действия. В социальных интерпретациях учитывают потребности партнера.

4. Формальные операции. С 11 лет до зрелости. Мыслят абстрактно и систематически. Развиваются лобные доли. Могут упорядочивать мысли в голове, гипотетическое и абстрактное мышление. Мечтатель который сам конструирует теорию. Максимализм.

По Пиаже окончательная децентрация наступает тогда когда молодые люди начинают применять на себя взрослые роли и осознают препятствия которые ограничивают их мечты. Стадии проходятся с разной скоростью. Развитие достигнутое на низших стадиях не исчезает а плавно переходит в высшую. E. g. если ребенок который начал пользоваться формальными операциями может использовать конкретные операции. Все эти стадии культурно универсальны. Самое главное у Пиаже – подлинное научение передается не через учителя а исходит из самого ребенка.

Не отрицает роль среды.

Наши рекомендации