Общая характеристика содержания внеурочной познавательной деятельности и воспитательной работы.
В качестве приоритетных направлений системы воспитательной работы определены следующие:
гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание;
поддержка в процессе жизненного самоопределения, профессиональная ориентация детей;
содействие здоровому образу жизни; физическое воспитание детей;
профилактика асоциального поведения и детской безнадзорности.
Программа развития воспитательной системы основывается на анализе социального окружения школы, заказа родителей и реальных показателей воспитательной работы в образовательном учреждении.
Формирование у учащихся социально-значимых идейных и нравственных установок, их жизненного самоопределения, гражданственности, позволяющей человеку ощущать себя юридически, политически грамотным членом общества, предоставление учащимся новых возможностей взаимодействия в рамках школы как первой и основной модели демократического общества, формирование у детей социальной и экономической культуры, осознание ими общественной значимости труда, способности ориентироваться на рынке труда осуществляется через реализацию политико-экономической игры «Демократическая республика» молодежной комплексной программы «Новая цивилизация».
Политико-экономическая игра «Демократическая республика» развивает у учащихся способность организации собственной жизнедеятельности и предлагает действенную модель ученического самоуправления (Приложение № 1).
Выполняя в процессе обучения в школе различные социальные роли, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Анализ результатов диагностики выпускников школы свидетельствуют об успешной социализации учащихся, чему способствовала их вовлеченность в работу органов школьного ученического самоуправления.
Степень развития физической культуры является индикатором качества жизни человека, его успешной адаптации в жизни. В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и педагогической проблемой: осложняется процесс обучения, снижается качество знаний, замедляется психическое и физическое развитие детей, возникают отклонения в их социальном поведении. Поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется самое серьезноевнимание в образовательной практике школы.
Анализ результатов углубленного медицинского осмотра свидетельствует о незначительной положительной динамике показателей состояния здоровья учащихся. По сравнению с прошлым учебным годом
- наблюдается рост школьников являющихся здоровыми с 4,9% до 6,8%, исключение составляют учащиеся начальной ступени обучения, поступившие в школу с уже имеющимися отклонениями в здоровье;
- уменьшилось число учащихся с нарушениями осанки с 24,1% до 12,7%, сколиозом I степени, бронхо-легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.(Приложение №2).
Среди заболеваний учащихся наибольшее количество приходится на снижение зрения (26,6%) и костно-мышечную патологию (19,3%).
Данные анализа первичной заболеваемости учащихся показывают высокий процент заболеваемости ОРВИ (52,5%), что свидетельствует о снижении сопротивляемости организма в осенне-зимний период, когда в помещениях влажность воздуха составляет всего 20-30%, что значительно ниже нормальной для человеческого организма влажности 40-60%.
Около 70% учащихся относятся к первой и второй группам здоровья, 32,7% - к третьей медицинской группе, что требует ограничения в физической и эмоциональной нагрузке, осмотра и консультаций специалистов.
Отсюда возникает необходимость в организации работы по формированию у учащихся ценности здоровья и здорового образа жизни.
В результате комплексного внедрения программы «Школа – территория здоровья» повысилась информированность и грамотность педагогов в вопросах здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения и воспитания, что позволило достичь определенных результатов по формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Анализ данных мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся школы свидетельствует о достаточной стабильности и результативности работы по корректировке образовательного процесса.
Одной из важнейших составляющих формирования стойких навыков поддержания и укрепления своего здоровья является внеклассная спортивно-массовая работа. В 2012 – 2013 учебном году:
- возросла занятость учащихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- увеличилось число учащихся, вовлеченных в работу спортивных секций (Приложение №3);
- не организованы специальные занятия физической культурой с часто болеющими и ослабленными детьми.
Поэтому при организации учебно-воспитательного процесса необходимо продолжить работу по реализации программы «Школа – территория здоровья», включающей оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Формирование у учащихся навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих противостоять негативному влиянию среды, обеспечивается за счет вовлечения ребят в разнообразную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала учащихся, через
- систему дополнительного образования в школе и взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования (Приложение №4);
- участие в творческих группах и коллективах при проведении школьных, городских и областных мероприятий.
Для реализации индивидуальных задатков и способностей учащихся, организации содержательного досуга в школе проводится ряд традиционных мероприятий.
Профилактика асоциального поведения и детской безнадзорности реализуется через:
- информационно-просветительскую работу;
- проведение дней профилактики с привлечением специалистов КДН, ОДН, ЦГБ, центра «Семья»;
- проведение тематических общешкольных родительских собраний;
- совместную работу с ОДН, психологической службой.
Сведения о правонарушениях обучающихся, поставленных на учет в ОДН
Учитывая вышеизложенное, педагогический коллектив определяет для себя в качестве приоритетных направлений развития системы воспитательной работы - создание:
единого воспитательного пространства, ориентированного на постоянный личностный рост, раскрытие потенциальных возможностей всех участников образовательного процесса;
реализацию воспитательной системы, построенной на многообразном спектре педагогических технологий и обеспечивающей полноценное развитие участников образовательного процесса;
комфортной среды для овладения обучающимися социальной грамотностью и компетентностями, необходимыми в жизни современного общества.
Организация питания.
В соответствии с СанПиНами правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором.
Питание осуществляется по договору с Муниципальным унитарным предприятием «Школьное питание» за счет родительской платы, предлагается двухразовое питание – завтрак и обед. Стоимость питания
завтраки | обеды | |
Начальная школа | 24 рубля, 43 рубля 50 копеек | 51 рубль |
Основная и средняя школа | 46 рублей | 55 рублей |
Меню достаточно разнообразное, составляется диетологом с учетом спроса учащихся, учителей, родителей.