Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г.

Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 г. Сочи (МОБУ СОШ № 100 г. Сочи); Россия, 354375, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Худякова, д. 15

Время проведения: 23 сентября – 24 сентября 2017 г.

День заезда – 23 сентября 2017 г. (суббота)

Размещение:гостиница «Tulip Inn Omega Sochi»; Россия 354340, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Имеретинская низменность, Олимпийский проспект, д. 3

День первый – 23 сентября 2017 г. (суббота)

09.00 – 11.00 Заезд, размещение в гостинице. Регистрация

11.00 – 11.30 Открытие семинара. Презентация структуры федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году

Положевец Пётр Григорьевич, президент – главный редактор ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», заместитель председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России»

11.30 – 12.00 «Основные подходы и требования к отбору экспертов (жюри). Алгоритм работы жюри в очном туре федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году».Лекция-консультация

Димова Ирина Георгиевна, первый заместитель главного редактора ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук

12.00 – 13.00«Научно-методические основы формирования критериальной базы и система оценивания конкурсных испытаний очного тура федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году».Лекция-консультация

Иоффе Андрей Наумович, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук

13.00 – 14.00 Обед

14.00 – 14.45 «Анализ конкурсного испытания «Интернет-ресурс».Обзорная лекция

Председатель жюри конкурсного испытания «Интернет-ресурс»

14.45 – 15.30«Анализ конкурсного испытания «Я – учитель» (эссе). Обзорная лекция

Председатель жюри конкурсного испытания «Я – учитель» (эссе)

15.30 – 16.30 «Основные подходы к оцениванию конкурсного испытания «Урок».Лекция-консультация

Доронин Алексей Владимирович, учитель математики ГБОУ Гимназия № 1520 им. Капцовых (г. Москва), старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2011)

Карачевцев Игорь Альбертович, директор ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2003)

16.30 – 17.00 Кофе-пауза

17.00 – 18.00 «Счётная комиссия как гарант объективности и достоверности результатов конкурсных испытаний федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России».Лекция-консультация

Елшина Елена Станиславовна, секретарь – заведующий отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования, член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России»

18.00 – 19.00 Ужин

День второй – 24 сентября 2017 г. (воскресенье)

10.00 – 11.00 «Специфика оценивания конкурсного испытания «Методический семинар».Лекция-консультация

Иоффе Андрей Наумович, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук

11.00 – 11.30 «Алгоритм работы 4 групп экспертов (жюри) в федеральном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году.Лекция-консультация

Димова Ирина Георгиевна, первый заместитель главного редактора ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук

11.30 – 12.00 Кофе-пауза

12.00 – 13.00 Работа по группам. Практические занятия. Знакомство с материалами заочного тура

13.00 – 13.30 Обед

13.30 – 14.30 Работа по группам. Практические занятия. Знакомство с материалами заочного тура

14.30 – 15.30 Подведение итогов семинара

Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г.

(протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр)

Утверждено оргкомитетом

Всероссийского конкурса «Учитель года России»

(протокол от ______________ 2017 г. № ________ )

О внесении изменений в Порядок проведения федерального этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г.

(протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр)

Внести в Порядок проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г. (протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр), следующие изменения:

1. Пункт 2.3 изложить в следующей редакции:

«2.3. Приём материалов осуществляется до 10 июня текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 10 июня). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса.».

2. В предложении втором абзаца второго пункта 3.2.2 слова «4 часа» заменить словами «5 часов».

3. Пункт 3.3 изложить в следующей редакции:

«3.3 ПЕРВЫЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ-ПРОФИ».

Первый (очный) тур («Учитель-профи») включает два конкурсных испытания: «Методический семинар» и «Урок».

3.3.1 Конкурсное испытание «Методический семинар».

Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»).

Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.

Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.

Критерии оценки конкурсного задания: результативность и практическая применимость, коммуникативная культура, оригинальность и творческий подход, научная корректность и методическая грамотность, информационная и языковая грамотность.

Критерии Показатели Баллы
результативность и практическая применимость применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания (связь с проведённым уроком) от 0 до 10
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные)
соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами
воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания
коммуникативная культура умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем от 0 до 10
точность и полнота ответов на вопросы экспертов
широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам
целеполагание и проведение рефлексии
толерантное отношение к различным позициям и уважение различных точек зрения
оригинальность и творческий подход умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания от 0 до 10
творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач
проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов
яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы
разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал
научная корректность и методическая грамотность убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта от 0 до 10
точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок
технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов)
использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся
адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания
информационная и языковая грамотность визуализация информации и иллюстративность от 0 до 10
грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства
разнообразие источников информации и образовательных ресурсов
структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.)
педагогический кругозор и общая эрудиция
Максимальное количество баллов

3.3.2. Конкурсное испытание «Урок».

Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.

Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.

Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей. Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение задания автоматически оценивается в 0 баллов.

Критерии оценки конкурсного задания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексивность и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, наличие ценностных ориентиров, метапредметный и междисциплинарный подход; поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся.

Критерии Показатели Баллы
информационная и языковая грамотность корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме от 0 до 10
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы)
навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации
языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи)
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.)
результативность достижение предметных результатов от 0 до 10
достижение метапредметных результатов
достижение личностных результатов
вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации)
соотнесение действий с планируемыми результатами
методическое мастерство и творчество разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности от 0 до 10
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников
соответствие методов и приёмов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов)
мотивирование к обучению использование различных способов мотивации и умение удивить от 0 до 10
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт обучающихся)
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
рефлексивность и оценивание объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием от 0 до 10
разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения
понятность процедуры и критериев оценивания
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы
организационная культура постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов от 0 до 10
наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий
установление правил и процедур совместной работы на уроке
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведённый урок и провести критический анализ
эффективная коммуникация организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации от 0 до 10
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания обучающимися своей точки зрения
наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации
использование вопросов на понимание, развитие умений обучающихся формулировать вопросы
развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе
наличие ценностных ориентиров воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя от 0 до 10
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни
обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности
метапредметный и междисциплинар-ный подход формирование универсальных учебных действий разных видов от 0 до 10
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов
умение анализировать проведённое занятие с учётом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока
поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.) от 0 до 10
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке
уважение личного достоинства каждого обучающегося и доброжелательная атмосфера
Максимальное количество баллов

».

Сравнительная таблица положений Порядка проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённого оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г. № НТ-31/08пр, и проекта изменений в него

    № п. / п. Положения Порядка проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», утверждённый оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» 14 августа 2015 г. (протокол от 17 августа 2015 г. № НТ-31/08пр)     Проект изменений в Порядок […]
        Пункт 2.3  
Приём материалов осуществляется до 1 августа текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 1 августа). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса. Приём материалов осуществляется до 10 июня текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 10 июня). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса.
      Пункт 3.2.2 Конкурсное испытание «Я – учитель»  
[…] Время написания эссе в аудитории – 4 часа. […] Время написания эссе в аудитории – 5 часов.
        Пункт 3.3. Первый (очный) тур («Учитель-профи»)
Первый (очный) тур («Учитель-профи») включает два конкурсных испытания: «Урок» и «Методический семинар». 3.3.1 Конкурсное испытание «Урок». Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему. […] […] 3.3.2 Конкурсное испытание «Методический семинар». Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»). Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится после завершения для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов. […] Первый (очный) тур («Учитель-профи») включает 2 конкурсных испытания: «Методический семинар» и «Урок». 3.3.1 Конкурсное испытание «Методический семинар». Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»). Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов. […] […] 3.3.2. Конкурсное испытание «Урок». Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.

Проект программы федерального этапа

Наши рекомендации