II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Трудовая функция

Наименование Руководство реализацией программы развития дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей Код B/01.7 Уровень (подуровень) квалификации   Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала         Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта Трудовые действия Руководство разработкой программы развития образовательной организации с учетом перспективных отечественных и мировых тенденций в области развития общего и дополнительного образования, национальных и региональных приоритетов, запросов местного сообщества, обучающихся (их семей) и потенциала образовательной организации Организация оценки ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития образовательной организации Формирование и развитие структуры управления образовательной организацией, управленческой команды, делегирование полномочий Организация деятельности по определению и согласованию с социальными партнерами, местным сообществом, другими образовательными организациями (в т.ч. зарубежными) ключевых мероприятий и событий, позволяющих обеспечивать разработку и эффективную реализацию программы развития Управление оперативной деятельностью организации по реализации программы развития Управление деятельностью коллектива организации, направленной на содействие непрерывному и устойчивому совершенствованию образовательной организации Организация проведения самообследования образовательной организации Организация профессиональной и общественной оценки достижений образовательной организации Формирование системы маркетинга и мониторинга социального заказа на образование, в том числе на дополнительное образование детей Необходимые умения Выделять специфику деятельности образовательной организации и производить оценку ее конкурентной позиции Владеть методами анализа внешней и внутренней среды образовательной организации и их применения для разработки стратегии и программы развития Локализовать (адаптировать к конкретному контексту) федеральные, региональные и местные инициативы и приоритеты Формировать видение, миссию организации, организационную стратегию, определять индикаторы и показатели ее достижения Применять программно-проектные методы организации деятельности Применять информационно-коммуникационные технологии Применять методы, технологии и инструменты мониторинга реализации и оценки программ, оценки планов, проектов и результатов деятельности образовательной организации Владеть навыками выстраивания конструктивных отношений с участниками образовательных отношений, социальными партнёрами и местным сообществом, управлять изменениями в организации, посредством взаимодействия с участниками образовательных отношений, социальными партнерами и местным сообществом Принимать управленческие решения в условиях различных мнений участников образовательных отношений, социальных партнеров, предупреждать конфликты и отстаивать собственную позицию Мотивировать сотрудников на достижение стратегических целей Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования Федеральные государственные образовательные стандарты, Федеральные, региональные и национальные приоритеты развития образования, профессиональные стандарты Специфику образовательной деятельности организации, действительное и перспективное положение образовательной организации на рынке образовательных услуг, рынке труда Теорию и методы управления образовательными системами, стратегический менеджмент Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией Основы делопроизводста Методы анализа и взаимодействия образовательной организации и внешней среды, принципы, методы, технологии анализа и мониторинга факторов внешней среды организации Локальные нормативные акты образовательной организации Принципы, методы, технологии, инструменты анализа сильных и слабых сторон организации, факторов внутренней среды, анализа рисков Принципы, методы, технологии, инструменты плановой деятельности в образовательной организации Принципы, методы и технологии мониторинга реализации программы стратегического развития организации Принципы, методы и технологии подбора, развития, адаптации и мотивации сотрудников н достижение стратегических целей Принципы, методы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров Другие характеристики -                        




3.2.2. Трудовая функция
Наименование Руководство реализацией программы развития профессиональной образовательной организации Код B/02.7 Уровень (подуровень) квалификации
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала - -
      Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Руководство разработкой и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, в т.ч. ее целевых индикаторов и показателей, системы мониторинга реализации
Руководство разработкой устава профессиональной образовательной организации (внесением изменений в устав) и обеспечение его утверждения учредителем
Управленческая поддержка формирования и деятельности коллегиальных органов управления профессиональной образовательной организацией
Формирование и развитие структуры управления профессиональной образовательной организацией, управленческой команды, делегирование полномочий
Координация деятельности структурных подразделений по реализации программы развития профессиональной образовательной организации
Формирование организационной культуры, разработка системы стимулирования, мотивация педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) к участию в развитии профессиональной образовательной организации
Организация проведения самообследования профессиональной образовательной организации
Необходимые умения Анализировать факторы, определяющие развитие профессиональной образовательной организации, и ее деятельность
Определять цели, концепцию, целевые показатели и индикаторы развития профессиональной образовательной организации
Планировать развитие образовательнной организации, проектировать систему мероприятий, обеспечивающую достижение целевых показателей и индикаторов развития профессиональной образовательной организации
Оказывать управленческую поддержку формирования и деятельности коллегиальных органов управления профессиональной образовательной организацией
Формировать структуру профессиональной образовательной организации, обеспечивающую ее развитие, повышение качества образовательных услуг и эффективности деятельности организации
Формировать управленческую команду, делегировать полномочия
Мотивировать педагогический коллектив, обучающихся и их родителей (законных представителей) к участию в развитии организации
Осуществлять координацию деятельности структурных подразделений профессиональной образовательной организации
Применять информационно-коммуникационные технологии
Осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
Теорию и практику управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
Перспективные направления и тенденции развития среднего профессионального образования и профессионального обучения в России и в мире
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации, современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией
Основы делопроизводста
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения
Иностранный язык на уровне, обеспечивающем профессиональную коммуникацию
Другие характеристики -
                     
3.2.3. Трудовая функция
Наименование Руководство реализацией программы развития организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования Код B/03.8 Уровень (подуровень) квалификации
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала -  
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта    
Трудовые действия Выявление тенденции развития факторов внешней и внутренней среды и оценивание их влияния на деятельность образовательной организации
Формулирование видения, миссии и стратегических задач с учетом альтернативных сценариев и рисков
Определение ключевых показателей и индикаторов достижения стратегических целей организации
Оценка наличия ресурсов и возможных источников их привлечения для реализации перспективных и приоритетных направлений деятельности
Организация разработки программы стратегического развития образовательной организации
Формирование и развитие структуры управления образовательной организацией, управленческой команды, делегирование полномочий
Оценивание результативности процесса разработки программы стратегического развития
Организация проведения самообследования образовательной организации
Управление реализации программы развития образовательной организации высшего или дополнительного профессионального образования на принципах качества
Оценка результативности и эффективности стратегии образовательной организации и выявление возможности ее совершенствования
Необходимые умения Применять методы системного и стратегического анализа
Выделять специфику деятельности образовательной организации и производить оценку ее конкурентной позиции
Применять программно-проектные методы организации деятельности
Применять информационно-коммуникационные технологии
Планировать и контролировать распределение ресурсов деятельности образовательной организации
Необходимые знания Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования
Специфика деятельности организационной структуры образовательной организации.
Специфика процессов развития образовательной организации в зависимости от уровня и форм получения образования
Приоритеты и ожидания целевой аудитории потребителей
Современные образовательные технологии и средства обучения
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией
Основы делопроизводста
Методы определения экономической эффективности внедрения новой технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений
Принципы, методы, технологии, инструменты плановой деятельности в организации
Механизм разработки и утверждения документов, регламентирующих деятельность образовательной организации
Принципы, методы, технологии выстраивания эффективной коммуникации
Принципы, методы, технологии, инструменты определения структуры организации, адекватной решению стратегических задач.
Принципы, методы, технологии разработки планов управления рисками, связанными с проводимыми изменениям
Другие характеристики -
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование Управление ресурсами образовательной организации Код С Уровень квалификации 7-8
 
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                                   
Возможные наименования должностей, профессий Ректор Директор Заведующий Начальник
 
Требования к образованию и обучению Высшее образование и дополнительное профессиональное образование: профессиональная переподготовка или повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности Прохождение в процессе трудовой деятельности обучения по дополнительным профессиональным программам по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы Для руководителей дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях Для руководителей профессиональной образовательной организации - не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей организации дополнительного профессонального образования - не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей органиазций высшего образования – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации2 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации3 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации4 Для руководителей организаций высшего образования – учёная степень и учёное звание9
Другие характеристики Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность могут выполняться лицами, занимающими должности первого проректора, проректора, заместителя руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителя (заведующего) учебной (производственной) практикой в порядке делегирования им полномочий. При этом на них не распространяются вышеуказанные требования к опыту руководящей деятельности. Требование наличия педагогического стажа не предъявляется к лицам, занимающим упомянутые выше руководящие должности и отвечающие за хозяйственную деятельность.
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ Руководители учреждений, организаций и предприятий
ЕКС6   Руководитель (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
ОКПДТР7 Директор (заведующий) внешкольного учреждения
Директор училища (колледжа)
Директор школы (гимназии, лицея)
Заведующий детским садом (детскими яслями, яслями-садом)
Ректор
ОКСО8 - Любое направление подготовки с квалификацией «Высшее образование»

Трудовая функция

Наименование Управление ресурсами дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации и организации дополнительного образования детей Код C/01.7 Уровень (подуровень) квалификации
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия Определение потребности и приоритетных направлений использования финансовых средств образовательной организации и распределение их между статьями бюджета, планирование процессов распределения финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических, информационных ресурсов деятельности организации
Обеспечение сбалансированного распределения ресурсов по направлениям деятельности/подразделениям организации, определение возможных рисков в связи с изменением объема и перераспределения предоставляемых ресурсов
Привлечение и стимулирование поиска ресурсов, требующихся для эффективной деятельности образовательной организации
Обеспечение формирования внутреннего информационного пространства, эффективных каналов коммуникации и системы обмена знаниями в образовательной организации в целях достижения образовательных результатов
Формирование системы оценки качества кадрового ресурса и организация процесса подбора и аттестации кадров, формирование штатного расписания деятельности организации, организация разработки и утверждение должностных инструкций
Формирование системы мотивации и стимулирования, руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов и иных работников образовательной организации
Обеспечение охраны труда, здоровья и экологической безопасности образовательной организации, обеспечение безопасной образовательной среды.
Обеспечение порядка заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров (контрактов)
Мониторинг, анализ, оценка и контроль эффективности и результативности использования ресурсов организации, организация подготовки отчётов для заинтересованных сторон по эффективности и результативности управления ресурсами организации, корректировка реализации процесса управления ресурсами организации
Обеспечение деятельности организации локальными актами в разных аспектах её функционирования и развития
Необходимые умения Анализировать и определять потребности образовательной организации в ресурсах с учетом стратегических и тактических задач
Планировать и контролировать эффективное распределение ресурсов образовательной организации, их рациональное использование
Разрабатывать внутренние локальные акты по вопросам управления ресурсами организации, в т.ч. функционирования внутреннего информационного пространства
Оценивать эффективность деятельности педагогических и иных работников образовательной организации, использовать современные формы непрерывного развития кадрового потенциала образовательной организации, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации
Формировать финансовые и управленческие документы, проводить согласование статей бюджета в соответствии со стратегией организации
Согласовывать проекты договоров и соглашений в сфере своей компетенции, осуществлять текущий контроль выполнения обязательств по договорам и контрактам в рамках своих полномочий
Оценивать финансовую эффективность проведенного комплекса работ и отдельных работ, оценивать риски в ведении финансовой деятельности организации
Организовывать деятельность образовательной организации в соответствии с требованиями правил и норм промышленной безопасности и охраны труда
Применять информационно-коммуникационные технологии
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области бюджетной и финансовой деятельности образовательной организации, налогообложения, по вопросам материального обеспечения деятельности образовательной организации, в области кадрового делопроизводства, аттестации, социальных гарантий педагогических и иных работников образовательной организации
Источники и особенности финансирования образовательной организации с учетом организационно-правовой формы собственности и реализуемого уровня образования, порядок финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации
Порядок подготовки и согласования коллективных договоров и соглашений, хозяйственных и финансовых договоров
Методы планирования и прогнозирования потребности в кадрах, непрерывного профессионального развития кадров образовательной организации
Правила и нормы охраны труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты
Принципы и способы построения информационного пространства в образовательной организации, технологии организации каналов коммуникации в организации и способов защиты информации,
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией
Принципы, методы, технологии анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности образовательной организации
Основы делопроизводста
Методы мониторинга и анализа потребности в необходимых ресурсах, правила формирования и своевременного представления полной и достоверной информации о деятельности организации, его имущественном положении, доходах и расходах
Методы мониторинга состояния и эффективности использования ресурсов образовательной организации, правила проведения проверок и документальных ревизий
Методы оценки рисков и способы из минимизации
Другие характеристики  
                     
3.3.2. Трудовая функция
Наименование Управление ресурсами профессиональной образовательной организации Код C/02.7 Уровень (подуровень) квалификации
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала - -
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия Формирование политики в области ресурсного обеспечения профессиональной образовательной организации, в соответствии со стратегией развития
Планирование источников получения ресурсов, эффективного использования и рационального распределения всех видов ресурсов
Разработка плана финансово-хозяйственной деятельность профессиональной образовательной организации и контроль за его исполнением
Планирование, обеспечение и осуществление контроля за сохранением и развитием имущественного комплекса
Планирование и контроль за использованием финансовых ресурсов профессиональной образовательной организации
Формирование политики и руководство развитием кадрового потенциала образовательной организации, осуществление контроля за реализацией планов
Формирование политики и управление нематериальными ресурсами образовательной организации, осуществление контроля за реализацией планов
Формирование политики и управление внутренним информационным пространством образовательной организации, планирование внедрения и развития информационных технологий, осуществление контроля за реализацией планов
Поиск и привлечение ресурсов, требующихся для эффективной деятельности профессиональной образовательной организации
Анализ качества принимаемых решений в области управления ресурсами и планирование корректирующих действий и улучшений
Необходимые умения Анализировать потребности профессиональной образовательной организации в ресурсах, планировать и контролировать рациональное распределение ресурсов
Формировать финансовые документы, проводить согласование статей бюджета в соответствии со стратегией организации
Анализировать финансовую информацию и оценивать финансовую эффективность проведения работ
Оформлять и доводить до педагогических и иных работников принципы, целевые установки и программные положения образовательной организации
Организовывать работу коллектива исполнителей в соответствии с требованиями правил и норм безопасности и охраны труда
Осуществлять поиск и привлечение ресурсов
Разрабатывать локальные нормативные акты о порядке использования и контроля за ресурсами организации
Оценивать риски управления ресурсами образовательной организации
Организовывать ведение отчётности и её представление заинтересованным сторонам
Применять информационно-коммуникационные технологии
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в областях управления разными видами ресурсов образовательной организации
Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам финансовой деятельности образовательной организации
Передовой отечественный и зарубежный опыт в области реализации кадровой политики
Методы планирования потребности организации в кадровых, материальных, финансовых и других видах ресурсов
Принципы и способы построения информационного пространства в профессиональной образовательной организации
Принципы, методы и технологии по ведению учёта и контроля использования ресурсов
Методы мониторинга состояния и эффективности использования ресурсов образовательной организации
Правила проведения проверок и документальных ревизий государственными контрольно-надзорными органами
Способы повышения эффективности использования ресурсов профессиональной образовательной организации
Основы делопроизводста
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией
Другие характеристики -
                   
3.3.3. Трудовая функция
Наименование Управление ресурсами организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования Код С/03.8 Уровень (подуровень) квалификации
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала - -
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия На основе анализа стратегических приоритетов и потребностей организации планировать развитие всех видов ресурсов (финансовых, кадровых, информационных, материальных) и определять показатели для их оценки
Разрабатывать план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации в соответствии со стратегией и целевым использованием финансовых средств, контролировать его выполнение
Формировать политику и руководить развитием кадрового потенциала образовательной организации, обеспечивать комфортные условия труда и необходимые социальные гарантии работникам организации, формировать систему мотивации персонала, анализировать результативность и эффективность его работы
Планировать, обеспечивать и осуществлять контроль за сохранностью и развитием имущественного комплекса
Формировать политику в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, экологической, информационной, пожарной безопасности образовательной организации, разрабатывать планировать и контролировать выполнение мероприятий по ее реализации
Формировать политику информатизации, планировать внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий, осуществлять контроль за реализацией планов
Анализировать риски, связанные с возможным несоответствием всех видов ресурсов, управлять процессом их минимизации
Стимулировать поиск и привлечение ресурсов, требующихся для эффективной деятельности образовательной организации
Анализировать качество принимаемых решений и планировать корректирующие действия и улучшения
Организовывать подготовку отчётов для заинтересованных сторон
Необходимые умения Оценивать риски в ведении деятельности по направлению
Синтезировать полученную из разных источников информацию
Работать с необходимой документацией
Формировать финансовые и управленческие документы, проводить согласование документов в соответствии со стратегией организации.
Согласовывать проекты договоров и соглашений в сфере своей компетенции.
Осуществлять текущий контроль выполнения обязательств в рамках своих полномочий.
Оценивать эффективность проведенного комплекса работ и отдельных процессов
Применять информационно-коммуникационные технологии
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования
Трудовое законодательство Российской Федерации
Методы оценки потребности научной организации в необходимых ресурсах
Методы оценки рисков
Способы минимизации рисков
Нормативная документация в области управления ресурсами
Основы делопроизводста
Методы контроля над состоянием и эффективностью использования ресурсов
Пути и способы повышения эффективности использования ресурсов
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией
Другие характеристики  
                   
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями Код D Уровень квалификации 7-8
 
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала - -
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   
Возможные наименования должностей, профессий Ректор Президент Директор Заведующий Начальник
 
Требования к образованию и обучению Высшее образование и дополнительное профессиональное образование: профессиональная переподготовка или повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности Прохождение в процессе трудовой деятельности обучения по дополнительным профессиональным программам по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы Для руководителей дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях Для руководителей профессиональной образовательной организации - не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей организации дополнительного профессонального образования - не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей организаций высшего образования – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации2 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации3 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации4 Для руководителей организаций высшего образования –

Наши рекомендации