Одинаковые ли суффиксы в этих словах? Что должен сделать ученик, доказывая или опровергая это положение?

соломинка жемчужинка пылинка горошинка росинка лавочка вазочка белочка розочка бабочка

Даны существительные с уменьшительными суффиксами.

Распределите все слова на две группы: с суффиксом -ЧИК- и суффиксом -ИК-:

Зайчик, ключик, костюмчик, мячик, огурчик, пальчик, перчик, птенчик,

рукавчик, стаканчик, супчик, талончик.

Найдите лишнее слово. Докажите.

Пепелище, домище, логовище, городище.

6. Распределите слова в соответствии со значениями суффикса -ОК- :

1) лицо, производящее действие

2) предмет, являющийся результатом действия

3) отдельный акт действия

4) уменьшительность и ласкательность

а) городок

б) обрубок

в) пинок

г) обломок

д) едок

е) кивок

ж) ястребок

з) стрелок

Выберите из списка те слова, в которых есть формообразующие суффиксы.

Заявить, заявление, заявка, заявил, заявляя, заявивший, заявив, заявит, гореть,

горелый, горючий, горящий, горевший, загорелся, новый, новёхонький,

новенький, новейший, новее.

Обобщающие упражнения по теме «Морфемика»

1. Разберите по составу «одинаковые слова»:

Белое ПОКРЫВАЛО землю ПОКРЫВАЛО.

Мглистые ДАЛИ. – Мне ДАЛИ тетрадь.

Навстречу ВЕЛИ лошадей. – ВЕЛИ ему подойти.

Огниво и ТРУТ. – Новые ботинки ТРУТ.

ПАЛИ стяги Игоревы. – Солнце, ПАЛИ.

Острая ПИЛА. – Собака ПИЛА из лужи.

Ребенок СПАЛ. – Жар еще не СПАЛ.

Проект будет ОТВЕРГНУТ. – Такое предложение они ОТВЕРГНУТ.

Она ПОХОДИТ манерами на мать. – Она ПОХОДИТ с ребенком.

Работу, пожалуйста, ЗАВЕРШИТЕ завтра. – При таких темпах вы никогда не

ЗАВЕРШИТЕ работу.

Край листка был ЗАГНУТ. – Они ЗАГНУТ край листка.

Строители ВОЗДВИГНУТ памятник. – Памятник будет ВОЗДВИГНУТ.

Найдите ошибки в морфемном разборе.

Какие упражнения можно посоветовать учителю для предупреждения этих ошибок?

ДВИЖЕНИЕ ЗАПОМНИЛ

ЛИНИЯ НАЧНЕТ

СОБАЧИЙ РАЗВЕВАТЬСЯ

ВСТРЕЧАТЬСЯ УЗНАВАЯ

ПРИХОДИТЬ ЗАСЫПАННЫЙ

СОРВАТЬ СОГРЕТЫ

ТОЛКНУТЬ МЕДЛЕННО

Выполните морфемный разбор слов по краткой форме.

Побережье, сотрудничать, заснеженный, отвернуться, прикасающийся,

непременно, изворачивался, по-дружески, очарованный, мореплаватель,

развевавшийся, использовать, неточность, собрание, кораблестроение.

Упражнения по теме «Словообразование»

1. Какую форму Вы будете анализировать с точки зрения словообразования, если вам даны такие словоформы?

Сделаю, сделай, перешивая, разлюбивший, очищаемый, тигрята, сыновей,

лисьего, третьим, спеть, ни с кем, с собой, ничьему, троих, мужей, ходить,

в саду, веселее, свеж, отрежь, строжайший, убедительный.

2. Подберите к приведённым ниже словам производящее (мотивирующее), составьте словообразовательную цепочку с опорой на «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова

посетительница _____________________________________________________

любимчик________________________________________________________

по-учительски _____________________________________________________

бессердечность______________________________________________________

неразборчивость___________________________________________________

порыбачить_______________________________________________________

растительность_____________________________________________________

присоединиться____________________________________________________

подкрашивание____________________________________________________

3. Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках.

Сочинить ____________________ сочинительство

Сыпать _________________________________________ рассыпчатость

Густой ________________ сгущаться

Методическая задача.

Ученик так представил словообразовательную цепочку: глухой – глушить – оглушительный.

Как надо доказать, что она представлена не полностью?

________________________________________________________________

Методическая задача.

Ученик разобрал слово «ниточка» по составу так: НИТОЧКА. Беседуя с учителем, он объяснил, что, по его мнению, данное слово образовано от слова «нить».

Как должен реагировать на эту ситуацию учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выполните словообразовательный анализ слов.

по-братски

договорённость

капризничать

сравнительный

подстаканник

прорубь

скрепка

расторопный

расщедриться

учиться

снегопад

7. Определите неморфологические способы образования следующих слов.

Высококвалифицированный, вышеуказанный, верхом, набережная,

всеобъемлющий, открытый (взгляд), быстропроходящий, (юный) пионер.

8. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной - , больной - ; горбатый - , горбатый - , будущее - , будущее - , прямая - прямая - , детская - , детская-, выходной - , выходной - , контрольная - , контрольная - , настоящее - , настоящее - .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морфемный и словообразовательный анализ слова

1. Выполните полный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

Разоритель по-братски досыта умственный учительство выдумщик неизведанный удивленно Неровность насмешливый подсудимый безысходность прицениться прикручивать задушевный бездорожье

Наши рекомендации