Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?
Как объединить слова?
Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.
5. Найдите «третье лишнее»:
- потолок, пот, потливый;
- сыр, сырость, сырок;
- море, морщина, морской;
- боль, больница, большой;
- умереть, замирать, примирение;
- росток, расстилаться, возраст.
Почему полезно давать такое задание учащимся?
Методическая задача.
Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.
Согнуть пришла разуться
Предпочла сорвать выбрать
Назвать послать раздаваться
Виться начала подняла
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова?
Флексия
Какие слова имеют окончание, какие не имеют?
Зима Кто Бордовый Бордо Веселее | Сочи Исстари Интересно играть Задание интересно Интересующийся | Весел Случай Хлопая Хлопал Похлопав |
Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?
Шли Моя Мой Очки | Кольцо Колец Они Ночь | Тот Он Весь Даст | Ранний Медвежий Отцов портфель Пять отцов |
3. Распределите слова на три группы:
С материально выраженной флексией,
С нулевой флексией
3) без флексии:
лекторий РТР коснуться | полёт козий свежий | статуя мечтая по-новому | очень печень купался |
4. Выделите окончание в следующих словах:
- домов , коров , основ , голов , следов ;
- степей , ножей , батарей , ушей , юношей , галерей , обогрей ;
- колдуний , зимний , лисий , санаторий , заячий , зданий , тающий ;
- на лекции , впоследствии , в плавании , в планетарии ;
- ранние , купание , отчаяние ;
- весеннее (солнце), стало светлее на душе, небо стало светлее.
Выделите окончание там, где возможно.
Аллея , белужий , вечно , волчий , вороньё, касаться , второе , движение , увиделись воочию , аккуратность , попался , край , жмурки , кулачьё , карета , светло , летопись , пособие пособий , семеро , шесть , шимпанзе , столовая , быстрее , по-дружески , любоваться , барокко , шампунь .
Основа слова. Формы слова и родственные слова.
Выделите основу слова.
Багажный, вагон, вагонетка, важничать, выживаешь, глянец, держаться,
искривился, мазь, лисий, счастье, рыбачий, повеяло.
Выделите формообразующие аффиксы.
Приготовивший, мечтая, крепчайший , облетели, медленнее, сыграйте,
стараться, наиглупейший, согретый, услышанный, коснувшись, волноваться,
построенный, принесите, сравнив, слыша.
Выделите основу, где возможно.
Резко ласточки реют кругом, опускаются к самой воде.
Ты поверь, я сумею, всем сердцем любя, с неба звезды достать, чтоб
единственным стать для тебя.
Будет радость ярче летних радуг, и незлыми станут сразу зимы.
Балканский сырой ветерок, снежок легче пуха и дыма, мелькающий меж
ветками неуловимо.
Выделите основу в глагольных формах.
Строить , строил , строивший , строит , строй , строящий , строимый , строя
Объедините слова по основам.
Забывать, забывали, забыли, забывай, забывающий, забывший, забудь,
забываемый, забыв, забывая.
Что здесь представлено – формы слова или однокоренные слова?
-ветер, ветрище, ветерок;
- француз, французский, по-французски;
- перезимовать, перезимовав, перезимует;
- ехать, подъезжать, подъезд;
- дочь, дочери, дочерний, падчерица, дочерям.
Выпишите формы слова.
Глухой – глуше говорить – заговорить
оглушительный договориться
приглушить заговорив
более глухой заговоренный
глухие наговор
самый глухой говорили
глохнуть заговоривший
глухими говоря
8. Выпишите в разные столбики однокоренные слова и формы одного и того же слова:
- грустный, грустить, грущу, грустнее, грустя, грусть, грустно, погрустить, грустная, грустящий, лицо грустнее;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- красота, красивый, украшение, украсить, краса, скрасить, красивее, небо красиво, красиво говорить, красивейший, украшенный, красавец, украсив, красавица;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите родственные слова.
Катить, закатывание, закат, катил, кативший, закатный, выкатывать, катать,
катите, вкатывать.
____________________________________________________________________
10. Методическая задача. Ученику дали задание подобрать родственные слова. Найдите ошибки.
Думать, думал, передумал, обдуманно, задуматься, придумать, выдумать,
думающий, думай, надуманность, думая.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Найдите однокоренные слова и формы одного слова в данных примерах. Для чего используются слова с одним корнем в этих текстах?
1)Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.
2) Позолотчик сентябрь Где прошел по лесам он
Прикатил с позолотой, С ведерком и кистью,
Засучил рукава и, не медля, Там дрожат и горят
Взялся за работу. Золоченые листья.
(А.Прокофьев.)
3)Листопадит в роще,
Листопадит,
Пролетает ветер низовой.
Намело уж в заводи и пади
Желтых листьев колдовской метлой.
Оголенный клен, как лось, рогатый,
Над протокой головой поник.
Из-под листьев смотрит виновато
Карим глазом поздний боровик.
( В.Ноздрёв.)
4) Юность – самое лучшее время для лирической поэзии. Лирическая поэзия требует богатства ощущений, а когда же грудь человека наиболее богата ощущениями, как не в лета юности?
(В.Г.Белинский.)
5) Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности.
(Ф.М.Достоевский.)
Аффиксальные морфемы
1. Докажите примерами справедливость утверждения К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков… В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.. Как сгруппировать слова? Докажите.
Обобщать, обобрать, оболочка, обочина, обогатить, обогреть, обоготворить,
ободок, ободрить, обоз.