Особенности обучения в эпоху Возрождения
Новая страница в педагогической культуре открывается в эпоху позднего Средневековья (XIV — начало XVII вв.). С возрождением наук, искусств (расцвет живописи Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана), Великими географическими открытиями (1492 г. — открытие Америки; 1498 г. — открытие морского пути в Индию и т.д.) появляется тенденция к переосмыслению места человека на Земле. Эпоха Возрождения — это эпоха культа человека. Педагогическая практика этого периода видела своей задачей формирование активной личности, стремящейся к преобразованию окружающей действительности. Меняющиеся общественно-педагогические ориентиры повлекли за собой активный процесс переориентации системы образования на гуманистические принципы.
К XIV в. образование в странах Западной Европы развивается как самостоятельная отрасль, а в его содержании происходит смена ценностных ориентиров. Если в предыдущие исторические периоды использовался ограниченный круг семи наук, то в эпоху Возрождения грамматика становится основой нарождающихся самостоятельных наук — литературы, истории и логики. В обучении возрастает роль родного языка, поднимается престиж античных авторов, а вместе с тем забытого греческого языка. Циклу естественных наук придается большое значение, геометрия изучается вместе с географией, астрономия — с механикой.
Расширение содержания образования в эпоху Возрождения и влияние этого процесса на последующие периоды развития педагогики представлены в таблице 3.
Происходившие изменения в свою очередь требовали активизации, самостоятельности, творчества учеников и апеллирования не к их памяти в основном, а к логическому мышлению, воображению. Французский писатель-гуманист Мишель де Монтень (1533 —1592) писал: «Знать на память — не значит знать». В связи с
Таблица 3
До XIV в. | XIV-XVI вв. | XVII-XVIII вв. |
Грамматика | Грамматика Литература История | Грамматика Литература История |
Риторика | Риторика | Риторика |
Диалектика | Диалектика | Логика Этика |
Арифметика | Арифметика | Арифметика Алгебра |
Геометрия | Геометрия География | Геометрия Тригонометрия География Ботаника Зоология |
Астрономия | Астрономия Механика | Астрономия Механика Физика Химия |
Музыка | Музыка | Музыка |
растущим разнообразием наук, усложнением методов преподавания появилась настоятельная потребность в учителях-предметниках, или «школьных мастерах», например, письма, счета и т.д. Характерной чертой педагогики данного периода является четкая иерархия системы образования: низшая ступень представлена элементарной (низшей) школой; учебные заведения повышенного общего образования — городскими (латинскими) школами, гимназиями и коллежами, колледжами; высшая ступень — университетами, кружками и академией.
Нововведением в систему образования стали кружки и академии, которые раньше, чем другие учреждения, использовали гуманистический принцип в образовании. Активное участие в их работе принимали крупные ученые — профессора университетов, государственные деятели, священнослужители, мыслители-гуманисты, студенты. Основное содержание живых бесед, общения, переписки — изучение и реализация в современных условиях классического наследия мыслителей прошлых столетий. Как и в университетах эпохи Средневековья, здесь особое внимание уделяли древнегреческой философии, филологии, этике и праву.
Новой по своей форме и сущности становится семейная школа-Самая известная из данного типа школ — «Дом радости» Витто-рино (Рамбольдини) да Фельтре (1373-1446), основанный в 1423 г, в Италии. Уважительное отношение к ребенку, учет его
индивидуальных интересов, потребностей, склонностей — основные ориентиры в построении образовательного процесса. Для реализации принципа гуманистической педагогики В. да Фельтре использовал наглядность в обучении, диалог, непосредственное наблюдение детей в природе, походы, игры, на занятиях царила атмосфера радости процесса познания. Помимо классических языков в школе изучали новые науки: математику, геометрию, астрономию, естественную историю. Большое значение придавалось физическому и духовному воспитанию как мальчиков, так и девочек. По утверждению историков педагогики, семейные школы эпохи Возрождения явились прообразом будущих классических гимназий.
Одним из важнейших событий того времени стало открытие коллежей нового типа. Здесь впервые происходит разделение учащихся по уровню подготовки на 7 последовательных классов («малые школы»), где применяется фронтальный метод обучения. Эту новую организацию учебного времени стали называть парижской моделью коллежа, которую впоследствии унаследуют иезуитские коллежи.
Общеизвестно, что деятельность иезуитов была подчинена сохранению господства католической церкви. С этой целью они проводили активную работу по воспитанию юношества. Иезуитским орденом были основаны собственные средние школы, оказывалось влияние на университеты.
В своей педагогической системе иезуиты основывались на элементах схоластической педагогики с ее установкой на заучивание, а также использовали новые формы организации учебного процесса, такие, как межклассное и внутриклассное состязания, театрализованные представления, конкурсы, школьное самоуправление, система поощрений и наказаний. Методика обучения была строго продумана и нацелена в большей степени на основательность знаний, нежели на объем. С этой целью каждый урок начинался с повторения предыдущего, что способствовало лучшему усвоению предмета. Учащиеся делились на группы, во главе которых стоял декурион — помощник учителя. В этих группах осуществлялись взаимное обучение, повторение и проверка знаний. Бесплатность, общедоступность и массовость обучения делали просветительскую деятельность всеохватывающей. Для достижения поставленной цели иезуитской системе образования требовались специально подготовленные учителя, коими становились выпускники иезуитских колледжей. Подготовке учителей орден уделял огромное внимание, следя за их профессиональным и духовным ростом.
Основу содержания образования в иезуитских школах составляло изучение гуманитарных наук: грамматики, философии, риторики, латинского языка, при сохранении основательного рели-
гиозного и физического воспитания. Организация и деятельность учебных заведений регламентировалась Уставом 1599 г. В нем в разделе «Система знаний» четко прописывалось расписание занятий на неделю, месяц, год для учеников младшего и старшего отделений. Подробные указания определяли распорядок каждого урока, каждого дня, поскольку все учебные заведения носили закрытый характер (интернат).
В целом образовательная деятельность иезуитского ордена являла собой полное подчинение личности учащихся требованиям католической церкви, уводя от идеалов гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
Московское государство сознательно отвергало предложения западных стран в оказании просветительской помощи, дабы хранить подлинную русскую культуру и Православную веру. Педагогика Православия царила в эти времена на русской земле. Средоточени-ем книжной культуры и образованности стали монастыри. При монастырях (Троицко-Сергиевском, Кирилло-Белозерском и др.) священнослужители, старцы обучали подрастающее поколение иконному письму, мелодике церковного песнопения, молитве, чтению и книжному рукоделию, давая нравственные наставления.
Объективная социально-экономическая необходимость подводила русских царей к пониманию необходимости освоения мировой и европейской культуры, к изучению греко-латинского наследия. В это время юго-запад Руси подвергался влиянию католической церкви. Чтобы ограничить ее влияние, братства создают свои училища с типографиями для издания православной литературы. С этой же целью митрополит Петр Могила основывает в 1631 г. Киево-Могилянскую коллегию, впоследствии — академию. В ней было 8 классов, делившихся на 3 отделения: младшее (4 года обучения), где изучали славянский, греческий, латинский, польский языки, катехизис, арифметику, пение; среднее (2 года обучения), где осваивали пиитику, риторику; старшее, где изучали философию и богословие. Академия явилась первым отечественным высшим учебным заведением и сохраняла свой статус до открытия Харьковского университета в 1804 г., а затем преобразовалась в чисто духовную академию.
Значителен был вклад Киево-Могилянской академии в развитие системы образования в Московском государстве. Ряд блистательных государственных деятелей получили в ней образование и явились основоположниками нового типа учебного заведения — греко-латинской школы при Андреевском, Чудовом монастырях (вторая половина XVII в.), школы для промышленного учения при Спасском монастыре, училища словесных наук и греческого языка Ф.М.Ртищева и Славяно-греко-латинской академии (1687). Как и организация братских школ на Украине, так и создание новых школ в Москве преследовали цель хранить Православие от западных ре-
форматорских движений, не допуская ересей и иноверцев. Помимо «семи свободных искусств» изучались древние языки, славянский, немецкий и французский. Методы обучения были схоластическими, т. е. читался текст с комментарием преподавателя на греческом или латинском языке, а учащиеся должны были выучить, запомнить его, иногда проводились диспуты. С открытием университетов в Петербурге (1725) и Москве (1755) Московская Славяно-греко-латинская академия, утратив значение высшего учебного заведения, преобразуется в духовную академию.
Итак, новый тип учебных заведений средневековой Руси, первые высшие отечественные учебные заведения вобрали в себя многие черты братских украинских и белорусских школ. Великий чешский педагог Я.А. Коменский в свое произведение «Законы благоустроенных школ» (50-е гг. XVII в.) включил правила устава Львовской школы (1586). Это еще раз подтверждает ценность опыта школ и их влияние на распространение образования в нашем государстве и за его пределами.
Таким образом, можно утверждать, что средневековая педагогика — эксплицитное наследие, традиция, влияющая на развитие педагогической теории и практики последующих веков. В данном контексте самым убедительным доказательством является педагогическое наследие Я.А.Коменского (1592—1670), который в противовес схоластическому средневековому обучению предлагает систему традиционного образования.
Дидактика Я.А. Коменского
Педагогическая система Я.А. Коменского, изложенная в произведениях «Материнская школа», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственных вещей в картинках» и т.д., универсальна во всем! Истоки формирования мировоззрения великого ученого — философия древнего мира, Богословие, идеи мыслителей эпохи Возрождения, естественные науки, они определили взгляды великого педагога на ребенка и процесс обучения.
1. Универсальна ЦЕЛЬ образования, которая исходит из понимания того, что человек — это микрокосм, а значит, «самое высшее, самое совершенное и превосходящее творение», «поистине есть сам в себе не что иное, как гармония». По мнению Я.А. Коменского поддерживать и развивать гармонию возможно посредством обучения, строящегося на основе природы самого человека. «Под словом "природа" мы понимаем также всеобщее Божие провидение, или непрестанное воздействие Божественной благости, чтобы во всем свершить все, а именно во всяком творении то, для чего оно предназначено» (Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. Пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 271). Таким образом, цель
образования видится в совершенствовании природы человека как разумного существа, достижении гармонии Божественного и естественного в человеке. Из чего следуют основные задачи воспитания и обучения: нравственного — 4 добродетели (мудрость, умеренность, мужество, справедливость); умственного — познание себя и окружающего мира; религиозного — стремление к Богу.
2. Универсальна пансофическая ИДЕЯ образования, где раскрываются представления педагога о необходимости овладения человеком общими сведениями из различных областей деятельности, с одной стороны, познавая отдельные части целого, а с другой — создавая «универсальную школу для воспитания всех».
3. Универсальна ШКОЛА образования, которая не ограничивается временными и территориальными рамками, а представлена как целый мир. «Весь мир есть школа», и человек на протяжении всей жизни должен учиться в соответствии с возрастом. Составной частью трактата великого мыслителя-гуманиста «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» является «Пампе-дия» — книга о «всеобщем воспитании умов», о реализации пан-софии — «всеобщей мудрости». «Весь срок человеческой жизни (данный ей для совершенствования тела, духа и души) делится на семь частей. Первая из них — зачатие и формирование в лоне матери; вторая — рождение и следующее за ним младенчество; третья — детство; четвертая — отрочество; пятая — молодость; шестая — зрелость; седьмая — старость, сменяющаяся смертью. Так что всего уместнее будет установить семь школ постепенного совершенствования человека» (Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 405). Для реализации пансофической идеи каждая «школа жизни» имеет свое содержание.
4. Универсальна СИСТЕМА школьного образования, раскрывающая ее основные универсальные компоненты: возрастную периодизацию, ступени образования, содержание, принципы, формы и методы (табл. 4).
Чтобы рационализировать свои предложения, Я. А. Коменский выделяет основные принципы построения образовательного процесса, такие как последовательность, научность, доступность, полезность знаний, гуманизм, демократизм, компенсационное обучение и т.д. Особое место в системе Я.А. Коменского занимают принципы природосообразности и наглядности. Рассмотрим их подробнее.
Природосообразность. Этот принцип трактуется великим ученым очень широко. Прежде всего, это соотнесение ребенка с частью космоса, частью природы, что влияет на процесс его формирования, который должен происходить в соответствии с законами природы, Поэтому «точный порядок школы следует заимствовать от природы».
Таблица 4
Годы жизни | Возрастной | Ступень | Задачи и содержание |
период | образования | образования | |
От 0 до 6 | Детство | Материнская | Дошкольное семейное |
(весна) | школа | воспитание, осново- | |
полагающим моментом | |||
которого является физи- | |||
ческое развитие ребенка, | |||
а также развитие внешних | |||
чувств и представлений | |||
об окружающем | |||
От 6 до 12 | Отрочество | Школа | Развитие речи детей, |
(лето) | родного | умения читать, писать, | |
языка | считать, измерять, | ||
знание катехизиса, пение | |||
От 12 до | Юность | Школа | Ознакомление с «семью |
16 (осень) | латинского | свободными искусства- | |
языка | ми», физикой, историей, | ||
(гимназия) | географией, этикой и | ||
латинским, греческим, | |||
родным и новыми | |||
языками, с ремеслами | |||
От 16 до | Возмужалость | Академия | Обучение в университете |
18 (зима) |
Естественное, природное в ребенке определяет степень его самостоятельности, активности. Поэтому основные стадии обучения также основаны на единстве законов развития природы и процесса образования: 1 — автопсия (самостоятельные созерцания, наблюдения на основе развитых органов чувств); 2 — авто-праксия (практическая деятельность); 3 — автохресия (применение, использование полученных знаний в новой обстановке, обстоятельствах); 4 — автолексия (умение приобретать и передать собственные знания).
Также в основу этого принципа легло требование учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В VII главе «Великой Дидактики» Я. А. Коменский пишет: «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Из контекста высказывания Я. А. Ко-менского утверждается принцип своевременности, который также трактуется в ракурсе природосообразности: «Природа ничего не вызывает наружу, кроме того, что, созрев внутри, само стремится выйти».
Наглядность. Самым емким пояснением этого принципа является золотое правило дидактики Я.А. Коменского: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» {Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр.пед.соч.: В 2 т. - М., 1982. — Т. 1. — С. 384).
Большое значение педагог придавал методам школьного обучения, рассматривая их многоаспектно, отдавая приоритет активным методам, в основе которых лежит моторно-двигательная деятельность (пересказ, показ, рисование, письмо и т.д.). Под методами Я.А.Коменский понимал и способы обучения отдельным наукам — метод нравов, метод искусств, наглядный метод и т.д. В понятие «метод» также включались организационные формы: учебный год, день, урок, игра, состязание, решение кроссвордов, просмотр нравоучительных пьес, диалог, беседы и др.
5. Универсален УЧИТЕЛЬ, который «не слывет таковым, а им является». Великий педагог считал необходимым для учителя осознание важности своей профессии, так как она является «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Именно учитель, подобно садовнику, «взращивает молодые деревца, которые впоследствии дадут плоды». Как пишет Я.А. Коменский, «универсальный учитель должен поставить перед своим учительством троякую цель: 1. Универсальность: обучать всех всему. 2. Простота: учить надежными средствами. 3. Добровольность: учить всех, всему, всесторонне» {Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих// Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 2. - С. 423).
Таким образом, педагогическая система Я.А. Коменского явилась предвестником системы всеобщего образования, раскрывающей преобразующие для общества потенции образования. По своей сути педагогическое наследие великого педагога-гуманиста явилось уникальнейшим итогом развития педагогической теории и практики предшествующих веков, поскольку вобрало в себя идеи эпохи Античности и Возрождения, определив цели и задачи образования для Нового времени. Также можно смело говорить о современности и жизнестойкости педагогических идеалов Я. А. Коменского.
Литература
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. / Сост. В. Г. Безрогов, О.И. Варьяш. — М., 1994.
2. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. — М., 2001.
3. Красноречие Древней Руси (XI—XVII вв.) / Сост. Т. В. Чарторицкая. — М., 1987.