Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
Коррекционная работа
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого – педагогической характеристики группы в целом.
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей благодаря использованию экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, предметно-практической деятельности, просмотру диафильмов, мультфильмов и спектаклей, чтению художественной литературы, проведению игр
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам («Части тела», «Овощи» и т.п.)
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорно воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной 'моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях: использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и слово­изменения (начинает логопед) 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настолько-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
Организация жизни и деятельности детей
1. Распределение детей на подгруппы для занятий 1. Четкое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий
2. Составление рационального расписания занятий 2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей
3. Использование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач 3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной ее функции
Создание необходимых условий
1- Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему 1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания и коррекционного обучения детей
2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку
3. Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показ для них открытых занятий, практических приемов и упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду  
4. Направление детей на медицинские консультации (по необходимости) 4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе типовой программы

Примерный режим дня в группе для детей с ОНР шестого года жизни





(с 12-часовым пребыванием детей в детском саду в холодный период года)

Приход детей в детский сад, деятельность по интересам, дежурство, индивидуальная работа

воспитателя с детьми по заданию логопеда 6.00-8.00

Утренняя гимнастика 8.00-8.10

Подготовка к завтраку, завтрак 8.10-8.45
Речевые подвижные игры детей, подготовка

к занятиям 8.45-9.00

Занятия: 1-е занятие . 9.00-9.20

перерыв между занятиями 9.20-9.30

2-е занятие 9.30-9.50

Подготовка к прогулке, прогулка 9.50-12.20

Индивидуальные занятия логопеда с детьми 10.00-12.30

Возвращение с прогулки 12.20-12.30

Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем,

водные и воздушные процедуры 13.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник 15.20-15.40

Подготовка к занятию, занятие 15.40-16.10
Игры детей, индивидуальная работа воспитателя

с детьми по заданию логопеда 16.10-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка 17.00-18.00

Уход детей домой 18.00

Примечание. Дневные занятия проводятся по подгруппам логопедом и вос­питателем; вечернее занятие проводится со всеми детьми воспитателем. Со вто­рого периода обучения длительность занятий увеличивается до 25 минут.

Распорядок дня

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организа­цией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственно­стью в работе логопеда и воспитателя.

Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина.

Коррекционное обучение и воспитание детей

5-летнего возраста с общим недоразвитием речи

Со специальной группой работает один логопед и два воспитателя. Логопед занимается с детьми ежедневно 4 академических часа, вос­питатель — ежедневно 5 часов.

Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя стро­ятся с учетом специфики группы.

На первом году обучения фронтальные логопедические, а ча­стично и занятия воспитателя проводятся по подгруппам, на кото­рые дети делятся с учетом уровня речевого и общего развития (по усмотрению логопеда).

Проводятся занятия двух видов:

• по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи (в расписании «Развитие речи»);

• по формированию произношения (в расписании «Произно­шение»).

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

По развитию речи:

1-й период — 2 занятия в неделю; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях;

2-й период — 2 занятия в неделю (еще велика необходимость индивидуальной работы с детьми в силу описанных выше при­сущих им особенностей); по произношению — одно занятие в неделю;-

3-й период — 3 занятия в неделю (речевые возможности детей возрастают); по произношению — 2 занятия в неделю.

Воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой по следующим видам учебной деятельности:

1-й период— развитие элементарных математических представ­лений;

2-й период— развитие элементарных математических представ­лений; аппликация;

3-й период— развитие элементарных математических представ­лений; аппликация или рисование; конструирование или лепка; обучение рассказыванию.

Остальные занятия воспитатель проводит со всей группой. Часть таких занятий выносится на вторую половину дня, так как в утренние часы в речевых группах проводится ежедневно по два занятия.

Длительность занятия на начальном этапе работы — 20 минут, к концу 1-го она может быть увеличена до 25 минут, а к концу 2-го и в 3-м периоде — до 30 минут в зависимости от готовности детей.

Индивидуальную работу с детьми логопед проводит в свобод­ное от фронтальных занятий время. Но не следует забывать, что основная цель специальной группы — исправление нарушений речи воспитанников.

Логопед берет детей на индивидуальную работу с любых заня­тий воспитателя по заранее согласованному с ним списку и обяза­тельно учитывает при этом способности и особенности ребенка. Возможно и такое, что логопед не может взять с занятия воспитателя ни одного ребенка. Тогда он занимается оформлением коррекционных тетрадей детей, или составлением заданий воспитателю для вечерних занятий, или оформлением и изучением другой доку­ментации, или посещает занятие воспитателя.

Во время прогулок детей логопед продолжает индивидуальную работу с ними.

Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы, так как прием детей начинается с 6 часов, и в вечерние часы — после полдника. Работу в утренние часы воспитатель особенно строго согласовывает с логопедом, так как не все упражнения можно выполнять с детьми до приема пищи.

Наши рекомендации