Автор: преподаватель Бурлягина М.В.

Шентала

Г.

  Одобрен цикловой методической комиссией «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» Протокол №___ от «___»_______2014 г. Председатель _______________Миронова Л.М.   Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 040401 Социальная работа (углубленная подготовка) заочной формы обучения Зам. директора по учебной работе ___________Е.В.Курганская  

Автор: преподаватель Бурлягина М.В.

Рецензенты:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Курс лекций предназначен для подготовки студентов специальности 040401 Социальная работа (углубленная подготовка) заочной формы обучения по МДК 06.03 «Основы профессионального общения» к сдаче экзамена. Пособие включает в себя полный курс лекций по МДК 06.03, информация представлена доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно сдать его. Курс лекций будет полезен не только студентам, но и преподавателям.

Содержание

№ п/п Название темы Стр.
1. Тема 3.1. Социальное положение и психологические особенности престарелых людей и инвалидов.  
2. Тема 3.2. Первичная психологическая поддержка клиента  
3. Тема 3.3. Профессионально-личностные требования к социальному работнику  

Курс лекций по междисциплинарному комплексу (МДК) 06.03. Основы профессионального общения

Здоровый образ жизни как фактор долголетия

Человеческий организм как совершенный механизм рассчитан на длитель­ную жизнеспособность и продолжительность жизни, что во многом опре­деляется тем, как человек сам себе ее строит, сокращает или продлевает , как заботиться о своем здоровье, т.к. именно здоровье является главной основой долголетия и активной творческой жизни.

Продолжительность жизни и здоровья на 50% зависят от образа жизни, ко­торый человек создает себе сам, на 20% от наследственно обусловленных биологических факторов, еще на 20% от внешних экологических факторов, и лишь на 10% от усилий медицины.

Медицина не может гарантировать человеку сохранение абсолютного здо­ровья и долголетия, если у него нет установки на самосохранительное по­ведение и желание как можно дольше быть здоровым и трудоспособным.

Здоровый образ жизни - определенный фактор здоровья и долголетия, тре­бует от человека определенных усилий, а большинство людей пренебрегает его правилами.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаи­мосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дадут стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматиче­скую структуру человека.

Культура питания

Нерациональное питание - один из важнейших факторов риска преждевре­менного старения.

Питание должно быть разнообразным, умеренным и соответствовать воз­растным потребностям и энергозатратам. В пожилом возрасте, когда энергозатраты ограничены, калорийность пищи должна составлять 1900-2000 ккал, для мужчин 2200-3000 ккал.

Режим питания целесообразно установить не менее 3-4 раз в сутки, послед­ний прием пищи - за 2-3 часа до сна. Не должны употребляться жирные сорта пшеницы, субпродукты, богатые холестерином (печень, мозги, вымя, икра). Шире должны включаться в рацион питания овощи и фрукты. Боль­ше должны потребляться зелень, лук, чеснок, петрушка, укроп.

Ежедневно необходимо включать в пищу продукты моря и морскую рыбу, консервы из морской рыбы. Они отличаются наиболее удельным содер­жанием разнообразных микроэлементов, например, йода, брома, фтора и благодаря этому способны компенсировать неполноценности нашей диеты.

Культура движения

Возрастные изменения в организме физиологически неизбежны, но каж­дый человек способен их отдалить. Для этого уже с 40-летнего возраста необходимо начинать борьбу за свое здоровье и сохранение активного долголетия.

Движения являются пищей для половины нашего тела, составленной мыш­цами. Без этой пищи мускулатура атрофируется, регулярное разнообразное и продолжительное движение- это биологический императив, неподчине­ние которому влечет за собой не только дряблость и отвратительность теле­сных форм, но и сотни тяжелых болезней. Органы человека отличаются большим резервом функций. В обычной по­вседневной деятельности участвуют лишь от 35% его абсолютных возмож­ностей. Остальные 65% без тренировки будут атрофироваться, будут терять­ся резервы. Это дорога к дезадаптации. Если не заниматься физической тренировкой, то сердечно-сосудистая и дыхательная система начинают стареть уже с 12-13 лет. Интенсивную физическую тренировку необходи­мо включать в обязательный режим дня не позднее 30 лет. Именно с этого возраста у современного человека начинается особенно бурное угасание функций и старение всех основных систем жизнеобеспечения.

Малоподвижный образ жизни приводит к общему нарушению обмена ве­ществ: ускоренному выведению азота, серы, фосфора, кальция. Из-за уменьшения экскурсии грудной клетки, диафрагмы и брюшной стенки соз­даются предпосылки для заболеваний дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем.

В процессе мышечной работы в кровь выделяются эндорфины- гормоны, снижающие болевые ощущения и улучшающие самочувствие и настроение. Возрастает также уровень энкефаминов, благотворно воздействующих на процессы центральной нервной системы, психические процессы и функции.

Эндорфины и энкефамины способствуют выходу из депрессии, обретению душевного покоя, создают хорошее настроение и даже состояние физиче­ской и духовной одухотворенности, названное древними римлянами эйфо­рией.

Таким образом, движение - важнейший естественный фактор развития и поддержания здорового организма.

Культура эмоций

Если исходить не из биологических, а социально-психологических пред­ставлений о болезни, то ее можно рассматривать как психический срыв, психическую дезадаптацию, дезинтеграцию личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическую дезинтеграцию.

Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разруши­тельной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство бла­годарности и др.) сохраняют здоровье, способствуют успеху и продлению жизни. Эмоции определяют наше настроение - не столь яркое, как сами эмоции, но зато более устойчивое эмоциональное состояние. Грустное, тревожное, умиротворенное, торжественное или веселое настроение является не пред­метным, специально направленным, а личностным и «результативным» фо­новым эмоциональным состоянием. Чувственную основу настроения часто формирует тонус жизнедеятельности, т.е. общее состояние организма или самочувствие. Даже самое прекрасное настроение «портится»- из-за уста­лости, головной боли, энергетического истощения. Поэтому хорошая фи­зическая форма и отличное физическое здоровье- основа прекрасного на­строения и положительных эмоций.

Для сохранения устойчивого эмоционального состояния необходимо:

• взять под контроль свое настроение;

• уменьшить свою чувствительность к чужим словам;

• попытаться навсегда покончить с ненавистью, горечью, завистью, которые как ничто другое ослабевают нервную систему;

• расстаться с беспокойством, снижающим нервную систему;

• не принимать равнодушно любые удары судьбы, не мириться с ни­щетой и не топтаться на месте;

• не жаловаться другим, пытаясь вызвать у них сочувствие и жалость к себе;

• не пытаться «переделать» окружающих на свой лад;

• не сооружать грандиозные перспективные планы;

• превратить укрепление жизнеспособности и здоровья в реальную главнейшую перспективу и ежедневно радоваться малейшим успехам в ее достижении.

  1. Психологические особенности инвалидов.

Инвалидность, как правило, влечет за собой психологическую травму. Психологическая травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызвало бы страх, ужас, беспомощность, т.е. событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта. В качестве ситуаций, способных вызвать психологическую травму могут выступать физическая травма, внезапное разрушение привычного уклада жизни, причинение вреда близким людям. Поэтому инвалидов следует также рассматривать как людей, перенесших психологическую травму, или подверженных посттравматическому стрессу, который проявляется как комплекс реакций на травму.

Многие инвалиды являются травматическими личностями, и им свойственны характерные для таких людей черты. Для людей, переживших травмирующие ситуации характерны следующие симптомы: повторяющиеся переживания событий; галлюцинаторные переживания; избегание всего того, что может быть связано с травмой (мысли, разговоры, действия, места, люди, напоминающие о травме); неспособность вспомнить важные эпизоды травмы; равнодушие, снижение интереса к прежним занятиям; чувство одиночества; притупленность эмоций; чувство укороченного будущего (человек планирует свою жизнь на очень небольшое время, не видит для себя перспектив в жизни); проблемы со сном; раздражительность или вспышка гнева; сверх бдительность.

Травматическая личность - это более или менее устойчивый набор узнаваемых черт, формирующихся под воздействием травмы. Те трудные ситуации, с которыми большинство людей справляется самостоятельно, для травмированной личности являются источником тяжелых переживаний.

Травматические личности склонны делить свою жизнь на время до событий, происшедших

до травмы и после нее. О чем бы человек ни рассказывал, он будет обязательно упоминать: ≪Это было до...≫ или ≪Это случилось уже после...≫ (это было до болезни или уже после). Травматическое событие как бы притягивает к себе и не отпускает человека от себя. Поэтому психологически он как бы остается в том времени и, что особенно важно, в том же возрасте. Отмечено, что с людьми, пережившими психологическую травму, чаще происходят несчастные

случаи, они чаще, чем другие, совершают самоубийства, увлекаются алкоголем и наркотиками. Человек как бы, предпринимает все усилия, чтобы погибнуть или просто причинить вред самому себе.

Реакция человека на инвалидность во многом похожа на переживания, возникающие у людей при разводе, при потере близкого человека. Процесс адаптации человека к инвалидности можно считать завершенным, когда человек возвращается к старым смыслам или находит новые, начинает жить, не испытывая довлеющего влияния инвалидности, ставит перед собой те же цели, что и другие люди.

5. Азбука общения с пожилыми людьми и инвалидами

Во время разговора с другим человеком мы невольно вспоми­наем собственные ситуации и чувства. Но в беседе с клиентом переключение на собственные мысли и чувства недопустимо, не­обходимо уметь сдерживать их, чтобы получить полноценное об­щение.

От социального работника требуется эмоциональная поддер­жка опекаемым людям, что создает определенные трудности. Отношения социального работника и потенциального клиента начинаются с беседы, когда консультант имеет возможность объяснить подопечному, почему ему необходима помощь. Пожи­лому или престарелому человеку, особенно если он вел незави­симый образ жизни, иногда бывает трудно признаться в своей слабости и необходимости посторонней помощи. Порой для это­го требуется определенное время, чтобы клиент осознал затруд­нительность своего положения. Если же он узнает, что сосед или его знакомый пользуется такой же услугой, видом обслужива­ния, испытывая при этом удовлетворение, он быстрее может согласиться с этим.

Рассмотрим главные условия эффективных взаи­моотношений с клиентами.

Эмпатия1 - способность видеть мир с точки зрения клиента. Хотя невозможно прожить жизнь другого человека и испытать его опыт, познать его чувства в той или иной ситуации, можно выразить свое сочувствие (эмпатию).

Эмпатия специалиста помогающей профессии зависит от дос­тупности и богатства собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая клиента (пациента), на одну эмоцио­нальную волну с ним.

При эмпатическом (пассивном) слушании рассказа клиента обходятся без вопросов и комментариев, а слова и словосочета­ния используются только для того, чтобы поддержать его монолог и показать ему, что его внимательно слушают. В этом случае подо­печный уверен, что забота о нем — это не покровительство, и социальный работник признает его внутреннюю ценность, а ока­зываемая ему помощь ни в коем случае не унижает его.

Сочувствуя другому, мы в какой-то мере ставим себя на его место, как бы живя с ним его жизнью, переживая с ним его чувства. Внимательно выслушивая, мы вступаем в мир другого человека, как он понимает его, и смотрим на проблемы с точки зрения клиента, испытываем сочувствие к нему. Сочувствие и эмпатия — слова близкие по значению, но не тождественные. «Настоящая эмпатия требует больше, чем только способности... ощущать другой "внутренний мир", как будто свой собственный. Здесь требуется больше, чем только способность понять, что дру­гой человек имеет в виду. Настоящая эмпатия требует и чувстви­тельности к выражаемым эмоциям, и вербальной способности предать это чувственное понимание на языке, настроенном на эмо­ции другого человека»1.

1 Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека по­средством проникновения в его субъективный мир, способность ощутить чув­ства другого человека, не втягиваясь в процесс их переживания. Необходимо различать жалость («мне жаль тебя»), симпатию («я сочувствую тебе»), эмпатию («я с тобой»).

Отсутствие осуждения. Атмосфера доверия создается, если собеседник внимательно слушает и демонстрирует это говоряще­му человеку. Для этого желательно уточнять у говорящего, пра­вильно ли его поняли: «Если я Вас правильно понял, Вы хотели бы...». Таким образом, мы показываем, что не критикуем его, принимая то, что он говорит.

Искренность. Это честность по отношению к самому себе. Ког­да человек честен по отношению к самому себе, он действитель­но честен с другими.

Положительное отношение к пожилым людям.

Правдивость.

Клиентов приходится спрашивать о чем-либо. Правильно зада­ваемые вопросы помогут человеку глубже разобраться в своей проблеме, неуместные могут полностью отвратить человека от разговора или создать у него ощущение, что он был неправильно понят, от чего он замкнется и рассердится. Вопрос «Почему?» может быть как полезным, так и неприятным, если используется слишком часто. Чтобы убедиться в этом, следует попрактиковаться.

Также необходимо помнить, что есть открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы позволяют клиенту продолжать вы­сказываться. Они могут быть такими: «Как..?», «Какой..?», «Ка­ким образом..?», «Не могли бы Вы рассказать побольше?». Отве­чающий имеет возможность глубже вникнуть в свою проблему, яснее увидеть возможное ее решение, что помогает в преодоле­нии собственной беспомощности. Кроме того, между социальным работником и его клиентом легче устанавливается контакт.

Альтернативные вопросы часто ограничивают клиента одно­значными ответами типа «Да», «Нет», «Не знаю», что не способ­ствует эффективному общению участников разговора.

Например, социальный работник хочет узнать о самочувствии своего подопечного.

Задав закрытый вопрос «Вы чувствуете себя хорошо?», он по­лучит однозначное «Да». Открытый вопрос прозвучит так: «Как вы себя чувствуете?».

Каждый человек испытывает в определенные периоды своей жизни различные эмоции: радость, печаль, надежду, тревогу. Хо­роший консультант разделяет всю гамму чувств другого человека, понимает, что эмоции могут определять его поведение.

Когда социальный работник выполняет свою работу (напри­мер, доставляет продукты на дом), он должен быть готов к тому, что его подопечный расскажет о своих переживаниях, тревогах, о том, что его сердит или расстраивает. В этом случае необходимо использовать технику активного слушания.

Слушание — важная составляющая консультирования. Умение слушать необходимо любому, кто занят профессиональной помо­щью людям. В первую очередь это рефлексивное слушание, цель которого — находиться в мире чувств другого, а не вовлекать его в собственный. Такой способ пребывания с другим человеком при­носит ему пользу. Предполагается, что чувства и мысли говоряще­го в процессе рефлексивного слушания могут изменяться таким образом, что он сможет решить свои проблемы, пережить инсайт (озарение), снять внутреннее напряжение, найти ответы на свои вопросы и преодолеть собственную противоречивость. Техника рефлексивного слушания, используемая профессионалом, позво­ляет клиенту (пациенту) испытать и прочувствовать свою способ­ность решать собственные проблемы, укрепляя самоуважение и не преуменьшая значения собственных переживаний и потребно­стей.

Этому важно научиться. Если человек чувствует, что его слу­шают и его мысли и чувства понятны и находят отклик в душе собеседника, доверие между участниками общения возрастает. Активное слушание — отражение говорившему человеку того, что было услышано от него слушателем. Это может быть «зеркальное отражение» слов и фраз, использованных говорившим, или пере­сказ (изложение) его мнения.

Назовем приемы, помогающие активному слуша­нию.

Поощрение. Оно должно быть минимально выраженным и не­директивным, чтобы донести до клиента заинтересованность слу­шателя и стимулировать продолжение диалога: «Я понимаю», «Это интересно...», «Пожалуйста, продолжайте...», «Что Вам еще хо­телось бы рассказать?», «Мда...». Поощрение не должно показы­вать отношение консультанта, его согласие или несогласие, а толь­ко заинтересованность и расположение к клиенту.

Повторение— воспроизведение того, что сказал клиент. Обыч­но повторение последнего слова или фразы содержит в себе со­гласие, одобрение собеседника.

Переформулировка — попытка сказать то же самое, но другими словами. Переформулировать лучше в виде вопроса. Повторение и переформулировка — одни из лучших способов тренировки спо­собности слышать все, что было сказано, и получить от клиента обратную связь о взаимопонимании. Активность слушания колеб­лется в процессе беседы, и что-то из сказанного можно пропус­тить или отвлечься. Поэтому лучше еще раз переспросить, чтобы быть уверенным в правильности понятого и дать возможность со­беседнику ощутить консультанта вновь как заинтересованного слу­шателя.

Отражение (или рефлексия) — определение ведущих чувств или отношений, о которых клиент может и не сказать, но кото­рые улавливаются в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать клиенту то, чего тот сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, экспрессию и манеру гово­рить. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник и получает подтверждение правильности своей гипо­тезы, доверие собеседника, как правило, возрастает.

Уточнение информации, предоставляемой клиентом. Когда кон­сультант задает открытые вопросы (Что? Кто? Где? Когда? Каким образом? И т.п.).

Обобщение — позволяет суммировать то, что сказано. Как пра­вило, взволнованный или потрясенный человек может и не заме­тить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариан­тов решения проблемы, или что консультант вместе с ним уже

двигается в определенном направлении, или же сам собой напра­шивается какой-либо резонный вывод.

В беседе с инвалидами, престарелыми и их родственниками необходимо владеть определенными умениями и навыками. К ним относятся:

умение слушать — воспринимать устную информацию собесед­ников;

восприимчивость— способность принимать и понимать собе­седника таким, какой он есть, невзирая на его внешность, сущ­ность, враждебное поведение и эмоции;

беспристрастность — способность создать благоприятную ат­мосферу в ответ на проявления отрицательных эмоций и враж­дебное поведение. Если человек не чувствует, что его постоянно оценивают, взаимодействие с ним по поводу его проблем гораздо эффективнее;

умение держать паузу— спокойно воспринимать паузы, воз­никающие в процессе беседы, не торопя собеседника;

умение задавать вопросы и изучать собеседника — спрашивать не больше, чем это необходимо, чтобы прояснить смысл пробле­мы. Следует избегать быстрых и резких вопросов, чтобы не напу­гать собеседника;

обобщение — умение убедить собеседника в том, что он — один из многих, кто сталкивался с этой проблемой. Это необходимо, чтобы не напугать собеседника и чтобы собеседник избавился от ощущения неоправданной вины и изоляции и сумел реалистично отнестись к своей проблеме;

следование принципу «Каждый человек единственный в своем роде». Для каждого человека своя проблема — самая сложная, и специа­лист не имеет права показать собеседнику: все это мы знаем;

соблюдение конфиденциальности — собеседник должен быть уве­рен, что вся информация, которую он сообщает, не будет рас­пространяться;

оценка по достоинству усилий, прилагаемых клиентами и их родственниками для решения своих проблем.

Правила эффективного общения:

искренне интересоваться проблемами других людей, быть хорошим слушателем, говорить о том, что интересует собеседника. Как уже отмечалось, пожилые люди любят вспоминать о своем прошлом, поэтому полезно заводить и поддерживать разговоры об их молодо­сти, работе, интересах, о местах, где они жили. Желательно рас­сматривать вместе с ними старые фотографии, награды, выказы­вая искренний интерес к событиям их жизни, трудовым успехам. Это способствует повышению самоуважения пожилого человека;

в разговоре использовать понятные литературные слова. Пожи­лым людям трудно привыкать к новым словам, которые входят в обиход;

следить за реакцией слушателей. Внимание старых людей легко отвлекается внешними причинами, они теряют нить разговора, часто забывают, о чем шла речь. Поэтому необходимо создавать условия, чтобы ничто не отвлекало их от разговора. Говорить сле­дует медленно с перерывами между словами, выражение лица при этом должно быть приветливым и доброжелательным;

Если собеседник не реагирует на речь говорящего, возможно, он не понимает содержание информации или не согласен с ней. В этом случае необходимо справиться о причинах такой реакции;

владеть собой во всех острых жизненных ситуациях, не создавать конфликтных ситуаций своим поведением. Пожилой человек может говорить с раздражением, парировать ему в том же духе нельзя. Отвечать необходимо мягко, уводя разговор от темы, вызываю­щей раздражение;

помнить, что каждый человек обладает уникальными достоин­ствами. Желательно вспоминать прежние заслуги клиента, отме­чая, что только благодаря его усилиям произошло то или иное событие.

Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий: «Вы сегодня увереннее ходите», «Вы сегодня очень красиво оделись», «Вы очень хорошо сели сегодня в кровати» и т.д.

Таким образом, с пожилыми и престарелыми людьми необхо­димо разговаривать спокойно, уважительно. Не следует отвечать раздражением на раздражение.

1. Особенности общения с пожилым человеком

Психическая активность пожилых лиц падает. Они быстро устают. Нужно внимательно следить за тем, как ведет себя пожилой человек и, обнаружив первые признаки усталости, давать ему возможность отдохнуть, «перевести дыхание».

Внимание стариков легко отвлекается внешними причинами, и тогда они теряют нить разговора, часто забывают, о чем только что шла речь. Поэтому важно при общении создать такие условия, чтобы ничто не отвлекало их от разговора. Плохо воспринимается быстрая речь с короткими промежутками между словами. Надо говорить достаточно медленно, с перерывами между словами. Нельзя «проглатывать» окончания слов и говорить «взахлеб». Вы­ражение лица должно быть приветливым и доброжелательным.

Пожилые люди с трудом участвуют в групповой беседе, если одновременно говорят несколько человек, они плохо понимают смысл происходящих раз­говоров, не сразу включаются в разговор, отвечают на заданный вопрос. Поэтому когда медики или социальные работники им что-то говорят и со­ветуют, они не могут сразу запомнить данные рекомендации и назначения и от этого начинают волноваться, раздражаться и, в результате, еще хуже понимают и запоминают.

Характерны попытки избегать ситуаций, требующих напряженного мыш­ления, подменять интеллектуальные усилия различными двигательными приемами - покачиванием головы, почесыванием в затылке, растягиванием речи. Если пожилой человек говорит с Вами с раздражением, ни в коем слу­чае не отвечайте ему тем же. В тяжелом разговоре не думайте, что грубая правда - это хорошо. Отвечайте мягко, постарайтесь отвести разговор от темы, вызывающей у пожилого человека раздражение или неприятное чув­ство.

Пожилые люди тяжело переживают, если заболевают. Беспокоятся, тре­вожатся, паникуют, впадают в депрессию. Боятся, что не хватит денег на лечение, что окажутся беспомощными, зависимыми от других. Страх увели­чивается при помещении в больницу, в которой все незнакомо, непонятно и кажется враждебным и агрессивно настроенным. Страх и стресс, в свою очередь, ухудшают память, когнитивные (познавательные) функции.

Пожилые плохо адаптируются к изменениям внешних условий, не в состо­янии запомнить распорядок дня, расположение помещений, распоряжения врачей и сестер, их имена. От этого замыкаются, уходят в себя.

В больнице важно психологически поддержать пожилого человека, не оставлять его одного, чаще напоминать ему, что его не оставят в беспомощ­ном положении, показывать и объяснять, где в отделении находится туалет, столовая и др.

Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий. Желательно чаще подтверждать правильность их действий и поощрять успехи. «Вы сегодня увереннее двигаетесь с тростью!», «Как Вы хорошо сегодня сели на крова­ти!», «Вам эта кофта очень к лицу!» и т.д. Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно действуют на них. Попросите рассказать пожилого человека о его, детстве, местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень хорошо вместе рассма­тривать старые фотографии мест, где он родился, жил, трудился, особенно те, на которых он изображен в силе, при исполнении социально значимой работы. Это всегда способствует повышению самоуважения пожилого че­ловека. Однако пожилые люди должны чувствовать Вашу действительную заинтересованность в рассказываемых событиях, Ваше желание пережить то, что когда-то он пережил и перечувствовал. Если он не поверит Вашей заинтересованности, то, скорее всего, замкнется в себе, и Вы надолго по­теряете его доверие.

Пожилые люди охотно играют в игры, в том числе простые, в какие мы все играли в детстве: мозаики, лото, домино, пазлы. Если им организовать ра­бочее место, они охотно шьют, плетут, вяжут, вырезают, рисуют и т. д. Очень любят играть вместе, друг с другом, общаться с животными, собирать цветы, плести венки.

Большое оживление в жизнь пожилых людей, особенно тех, кто много вре­мени вынужден проводить в постели или кресле, вносят прогулки на крес­ле-каталке, пешие - с помощью ходунков или в сопровождении попутчика - по коридорам больницы или дома-интерната, а лучше по улице, во дворе или в саду.

Шентала

Г.

  Одобрен цикловой методической комиссией «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» Протокол №___ от «___»_______2014 г. Председатель _______________Миронова Л.М.   Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 040401 Социальная работа (углубленная подготовка) заочной формы обучения Зам. директора по учебной работе ___________Е.В.Курганская  

Автор: преподаватель Бурлягина М.В.

Рецензенты:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Курс лекций предназначен для подготовки студентов специальности 040401 Социальная работа (углубленная подготовка) заочной формы обучения по МДК 06.03 «Основы профессионального общения» к сдаче экзамена. Пособие включает в себя полный курс лекций по МДК 06.03, информация представлена доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно сдать его. Курс лекций будет полезен не только студентам, но и преподавателям.

Содержание

№ п/п Название темы Стр.
1. Тема 3.1. Социальное положение и психологические особенности престарелых людей и инвалидов.  
2. Тема 3.2. Первичная психологическая поддержка клиента  
3. Тема 3.3. Профессионально-личностные требования к социальному работнику  

Курс лекций по междисциплинарному комплексу (МДК) 06.03. Основы профессионального общения

Наши рекомендации