Соотношение эмоций и чувств.

Итак, очень трудно разграничить эмоции и чувства. Они настолько взаимосвязаны друг с другом, что любое их разведение носит искусственный характер. И все же:

1. Эмоции — форма, чувство — содержание.

2. Эмоции — исходные, более простые, первичные психические явления. Чувства — производные, вторичные, сложные, присущи только человеку.

3. Выросшие из эмоций чувства, уже включают их в себя (наряду с другими компонентами), поэтому некоторые проявления чувств, по их ведущему компоненту называют эмоциями.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Как бы вы определили, что вами переживается в данный момент — эмоция или чувство? Аргументируйте свой ответ.

2. Почему проявление настроения, при нормальной психике человека, не будет ярко выраженным?

Урок 36
Определение уровня тревожности

Цель урока: выявить пороговые уровни тревожности учащихся.

Сегодня мы с вами сможем выявить уровень тревожности каждого из вас. С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» О. Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Инструкция к тесту:

Вам будут перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прослушайте каждое предложение и рядом с номером вопроса поставьте одну из цифр: 1,2,3,4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, ячто вы предпочли бы избежать ее, поставьте цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, запишите цифру 3. И если ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх — запишите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и выбрать ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация вызывает у вас опасение, беспокойство, страх.

Текст методики:

1. Отвечать у доски 01234

2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234

4. Разговаривать с директором школы 01234

5. Думать о своем будущем 01234

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234

9. Пишешь контрольную работу 01234

10. После контрольной учитель называет отметки 01234

11. На тебя не обращают внимания 01234

12. У тебя что-то не получается 01234

13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234

14. Тебе грозит неудача, провал 01234

15. Слышишь за своей спиной смех 01234

16. Сдаешь экзамены в школе 01234

17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234

18. Выступать перед большой аудиторией 01234

19. Предстоит важное, решающее дело 01234

20. Не понимаешь объяснений учителя 01234

21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234

22. Сравниваешь себя с другими 01234

23. Проверяются твои способности 01234

24. На тебя смотрят как на маленького 01234

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234

27. Оценивается твоя работа 01234

28. Думаешь о своих делах 01234

29. Тебе надо принять для себя решение 01234

30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234 Для работы теста включите Javascript!

Начало формы

Результат Очистить

Конец формы

Методика включает ситуации трех типов:

1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2. ситуации, актуализирующие представление о себе;

3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная:



Вид тревожности
Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30  
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29  
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26  

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чреватое срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличие в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобрела ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на, случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую, очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Урок 37
Диагностика состояния агрессии учащихся

Цель урока: выявить формы агрессии учащихся.

Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Как уменьшить вашу агрессию? Ответ да этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности».

Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство, (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессию и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет»:

Вопросник «Басса-Дарки»

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим данет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю данет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь данет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы данет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено данет

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной данет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать данет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести данет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека данет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами данет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам данет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его данет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами данет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал данет

15. Я часто бываю не согласен с людьми данет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь данет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему данет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями данет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется данет

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор данет

21. Меня немного огорчает моя судьба данет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня данет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной данет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины данет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку данет

26. Я не способен на грубые шутки данет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются данет

28. данет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится данет

30. Довольно многие люди завидуют мне данет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня данет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей данет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» данет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости данет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь данет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания данет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть данет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются данет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям данет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены данет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня данет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь данет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием данет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел данет

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» данет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю данет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею данет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь данет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева данет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться данет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать данет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня данет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ данет

54. Неудачи огорчают меня данет

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие данет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее данет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку данет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо данет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю данет

60. Я ругаюсь только со злости данет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть данет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее данет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу данет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся данет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить данет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает данет

67. Я часто думаю, что жил неправильно данет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки данет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей данет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня данет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение данет

72. В последнее время я стал занудой данет

73. В споре я часто повышаю голос данет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям данет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить данет Для работы теста включите Javascript!

Начало формы

Результат Очистить

Конец формы

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да»=1, «нет»=0:

1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и

«нет»=1, «да»=0:

9 и 7 утверждения.

2. Косвенная агрессия:

«да»=1, «нет»=0:

2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и

«нет»=1, «да»=0:

26 и 49.

3. Раздражение:

«да»=1, «нет»=0:

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и

«нет»=1, «да»=0:

11, 35, 69.

4. Негативизм:

«да»=1, «нет»=0:

4, 12, 20, 28 и

«нет»=1, «да»=0:

36.

5. Обида:

«да»=1, «нет»=0:

5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

«да»=1, «нет»=0:

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и

«нет»=1, «да»=0:

33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

«да»=1, «нет»=0:

7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и

«нет»=1, «да»=0:

33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

«да»=1, «нет»=0:

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 6,5–7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Урок 38
Экспресс-анализ по эмоциям и чувствам

Цель урока: обобщить знания по теме и выявить уровень усвоения.

Возможные вопросы для самостоятельной работы:

1. Сопоставьте понятия эмоции и чувства. Объясните различия.

2. Приведите примеры состояний, которые не поддаются волевому воздействию человека? Объясните механизм контроля эмоциональных проявлений.

3. Вы увидели дорогого вам человека в нежелательной ситуации. Ваша форма эмоционального проявления?

4. Раскройте ваше представление о дружбе.

5. Перечислите наиболее характерные для вас, часто переживаемые вами эмоции и чувства.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.

2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М., 1960.

3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.

4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

5. Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности. — М.,1976.

6. Бруннер Дж. Психология познания: пер. с англ. — М., 1962.

7. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. — М., 1970.

8. Веккер Л. М. Психические процессы. — Л., 1974.

9. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. — М., 1950.

10. Выгоцкий Л. С. Проблема сознания // Собр. соч. — М.,1982. -Т.1.

11. Выгоцкий Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т.2.

12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.

13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1972.

14. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М., 1978.

15. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. — М., 1991.

16. Зинц Р. Обучение и память: пер. с нем. — М., 1984.

17. Изард К. Е. Эмоции человека: пер. с англ. — М., 1980.

18. Ковалев А. Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. — М., 1974.

19. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. — М., 1983.

20. Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1986.

21. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968.

22. Кудрявцев Т. В. Психология творческого мышления. — М., 1975.

23. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. — М., 1947.

24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1977.

25. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М., 1976.

26. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.

27. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995.

28. Психологический словарь / Под редакцией Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.. — М., 1997.

29. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: пер. с польского. — М., 1979.

30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

31. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под редакцией Дубровиной И.В. — М., 1995.

32. Рок И. Введение в зрительное восприятие: пер. с англ. — М., 1980.

33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

34. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

35. Сизанов А. Н. Ваш психологический портрет. — Минск, 1998.

36. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.

37. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991.

38. Фридман Л. М. Психология воспитания. М., 1999.

39. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. — М., 1980.

40. В подготовке книги использованы лекции профессора РГПУ имени А. И. Герцена А. И. Раева

Напишите мне.

· Ваше мнение о программе?

· Что понравилось?

· Что не понравилось?

С удовольствием узнаю ваше мнение!

Владер Юрий Михайлович

Конец формы

window.jQuery || document.write("\x3C/script>") pseudocounter = 'http://register.h1.ru/g/pseudocounter.js'; document.write(''); document.write('

Наши рекомендации