Во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта

№ п/п Сравниваемые особенности поведения Хороший психолог-консультант Плохой психолог-консультант
Постановка це­лей консульти­рования Пытается помочь клиен­ту в достижении им са­мим определенных целей Пытается навязать кли­енту свои собственные цели, игнорируя желание клиента
Стратегия консультирования, проявляемая в рекомендациях, предлагаемых клиенту   Предлагает клиенту разные способы поведения и, если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые ему следует совершить Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит
Восприятие происходящего во время консультации     Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и признать точки зрения других
Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди клиента     Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий. Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода. Другие теории и подходы воспринимает как неверные
Осознание собственных возможностей и ограничений   Осознает собственную ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами-консультантами и готов воспользоваться их опытом работы     Действует без осознания ограниченности собственных возможностей. Отказывается работать под контролем других психологов-консультантов. Не любит делиться секретами и профессиональным, опытом с другими психологами-консультантами, не использует в своей работе их опыт
Осознание пси­хологического влияния, оказы­ваемого на кли­ента, и обратного влияния клиен­та на психолога-консультанта Осознает, как его собст­венные действия влияют на клиента и как поведе­ние клиента в свою оче­редь влияет на него Не осознает своего влия­ния на клиента и обратно­го воздействия клиента на него самого
Ориентация на личность кли­ента и на его проблему во время проведе­ния исповеди Следует за чувствами и мыслями клиента, не за­дает ему лишних вопро­сов во время исповеди Уделяет большое внима­ние вопросам, не имею­щим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнориро­вать вопросы, волную­щие самого клиента
Ответные реак­ции на дейст­вия клиента и на ситуацию консультиро­вания В состоянии достаточно гибко реагировать на ши­рокий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования Есть ситуации, для кото­рых психолог-консуль­тант не может подобрать адекватную реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, од­нообразной, негибкой ре­акцией
Уважение че­ловеческого достоинства клиента Честно и с должным ува­жением относится к кли­енту Не уважает клиента, мо­жет разговаривать с ним в оскорбительном тоне
Конфиден­циальность консультиро­вания Сохраняет в тайне все, что касается клиента, его про­блемы и личной жизни, и обязательно просит у кли­ента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-ли­бо какие-нибудь сведения Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми
           


В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен про­являть в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически прони­кать во внутренний мир другого человека — клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внут­ренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о сво­их собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую ре­акцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопережива­ния, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он i своем поведении придерживается, даже если это поведение самом} консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавит клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанции; между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переде­лать себя.

Эмпатия — это основное межличностное качество, которым дол­жен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве яв­ляется готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точки зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказы­вается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений.

Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование -это процесс, в котором обе стороны — психолог-консультант и кли­ент — как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирова­ния. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то кон­сультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это де­лать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопрео­долимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.

Доверие к клиенту — это то, на чем строится гуманистически ори­ентированное психологическое консультирование. Доверие консуль­танта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самосто­ятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, кли­ент прав.

Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р.Меем как стремление психолога-консультанта не избавить кли­ента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Пере­живание — это верный признак небезразличногоотношения клиен­та к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильно­го понимания своей проблемы или способа ее решения, то пережи­вания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации ре­шения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта со­стоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.

Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую ди­станцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом.

Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранить доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить и слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для пего человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой — это особое качество, которое зависит от спо­собности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными сред­ствами воздействия на клиента.

Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения психолога-консультанта по отношению к кли­енту. Есть, однако, и ряд специальных требований, предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являют­ся следующие:

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, ку­да не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультан­та и клиента звуки, — такого, куда нет доступа посторонним лицам но время проведения консультации.

2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и кли­ента — лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60—70 см до 100—110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.

4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.

6. В помещении, где проводится консультация, могут находить­ся часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и пси­холога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консуль­тации.

7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В рав­ной мере это касается всего того, что может происходить в помеще­нии во время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помеще­нии или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.

Специальные требования,

Наши рекомендации