Тема 1. Психолого-педагогические основы общения ребенка со взрослыми
Основные вопросы для изучения
1. Особенности общения дошкольника со взрослыми.
2. Формы общения ребенка со взрослым.
3. Модели взаимодействия взрослого с ребенком.
4. Как учить ребенка общаться.
5. ФГОС ДО об образовательных областях, обеспечивающих развитие коммуникативной сферы дошкольника.
1.1. Докажите значимость общения для психического развития ребенка:
Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития:
1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания.
2) Передает информацию.
3) ___________________________________________________________________. 4) ___________________________________________________________________. 5) ___________________________________________________________________. 6) ___________________________________________________________________.
1.2. Раскройте сущность понятия:
Глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания называется __________________________ . Это приводит к следующим физическим и психическим отклонениям _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ .
1.3. М.И.Лисиной было выделено три категории мотивов общения. Назовите их по описанию:
Мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности | |
Мотивы, которые возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового | |
Мотивы, которые важны для общения как самостоятельного вида деятельности, оно общение побуждается самим человеком, его личностными особенностями |
1.4. Назовите мотивы общения, роль взрослого и значение общения для ребенка:
мотивы | Роль взрослого | Для ребенка важно |
_______________________ _______________________ сотрудничество в игре, общей деятельности | ||
_________________________ получение впечатлений, познание нового | ||
________________________ общение как самостоятельный вид деятельности |
1.5. Укажите основные признаки форм общения ребенка со взрослыми:
Ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Ситуативно-деловая форма общения ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ . Внеситуативное общение ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ .
1.6. Дайте характеристику моделям взаимодействия взрослого с ребенком
Модель учебно- дисциплинарная | Модель «невмешательства» в жизнь ребенка | Личностно- ориентированная модель |
1. Назначение общения | ||
2. Способы общения | ||
3. Тактика общения | ||
4.Поведение ребенка | ||
6. Результат общения | ||
1.7. Перечислите принципы организации специальных занятий, направленных на развитие общения взрослого с ребенком:
1) Опережающая инициатива взрослого.
2) _____________________________________________________________________.
3) _____________________________________________________________________. 4)_____________________________________________________________________.
5) _____________________________________________________________________.
6) _____________________________________________________________________.
7) _____________________________________________________________________. 8)_____________________________________________________________________.
9) Чаще находите повод, чтобы похвалить ребенка.
1.8. Заполните таблицу:
Язык принятия | Язык непринятия |
- похвала; - ласковые слова; - - - | сравнение не в лучшую сторону; - - - - |
1.9. Сформулируйте цель и задачи, исходя из ФГОС ДО по образовательной области по выбранной теме:
Образовательные области | Целевые ориентиры, предполагающие коммуникативные результаты |
социально- коммуникативное развитие | усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Тема. __________________________________________________________________
Цель ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Задачи: _____________________________________________________________________________ ____________________________________._________________________________________ ____________________________________________________________________________
1.10. Взрослые в процессе общения с ребенком учат его правильно общаться. Решите педагогические ситуации, выделив принцип организации общения:
Ситуация | Ваш вариант решения ситуации |
Ситуация 1. Бывает, что ребенок расстраивается, огорчается, терпит неудачу. Например, он может в сердцах заявить: «Больше дружить с Игорем не буду!». Как отреагировать взрослому на такое заявление ребенка? | |
Ситуация 2. Перед вами огорченный или расстроенный ребенок. Как выяснить причину его обиды? | |
Ситуация 3. Мама спросила сына: «Что ты здесь делаешь?» Не дождавшись ответа, она задала ему новый вопрос: «О чем ты думаешь, когда я с тобой разговариваю?» Любой ли вопрос предполагает ответ? | |
Ситуация 4. Мама любит говорить сыну: «Мой тебе совет — сначала нарисуй домик, а уже затем — деревья…». Но Витя упорно не слушает ее, делает все по-своему. Почему сын не следует советам мамы? | |
Ситуация 5. Мама хвалит Витю: «Молодец, ты просто гений!», «Ты у меня самый умный!» и т. п. Мама же Олега, одобряя поступки своего сына, использует местоимения я и мне вместо ты: «Я очень рада твоим успехам в садике», «Мне понравилось чтение стихотворения». Оцените различные подходы к похвале детей. |