Тема 1. Психолого-педагогические основы общения ребенка со взрослыми

Основные вопросы для изучения

1. Особенности общения дошкольника со взрослыми.

2. Формы общения ребенка со взрослым.

3. Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

4. Как учить ребенка общаться.

5. ФГОС ДО об образовательных областях, обеспечивающих развитие коммуникативной сферы дошкольника.

1.1. Докажите значимость общения для психического развития ребенка:

Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития:

1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания.

2) Передает информацию.

3) ___________________________________________________________________. 4) ___________________________________________________________________. 5) ___________________________________________________________________. 6) ___________________________________________________________________.

1.2. Раскройте сущность понятия:

Глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания называется __________________________ . Это приводит к следующим физическим и психическим отклонениям _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ .

1.3. М.И.Лисиной было выделено три категории мотивов общения. Назовите их по описанию:

Мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности  
Мотивы, которые возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового  
Мотивы, которые важны для общения как самостоятельного вида деятельности, оно общение побуждается самим человеком, его личностными особенностями  

1.4. Назовите мотивы общения, роль взрослого и значение общения для ребенка:

мотивы Роль взрослого Для ребенка важно
_______________________ _______________________   сотрудничество в игре, общей деятельности    
  _________________________   получение впечатлений, познание нового    
  ________________________   общение как самостоятельный вид деятельности    

1.5. Укажите основные признаки форм общения ребенка со взрослыми:

Ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Ситуативно-деловая форма общения ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ . Внеситуативное общение ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ .

1.6. Дайте характеристику моделям взаимодействия взрослого с ребенком

Модель учебно- дисциплинарная Модель «невмешательства» в жизнь ребенка Личностно- ориентированная модель
  1. Назначение общения  
     
  2. Способы общения  
       
  3. Тактика общения  
       
  4.Поведение ребенка  
       
  6. Результат общения  
     


1.7. Перечислите принципы организации специальных занятий, направленных на развитие общения взрослого с ребенком:

1) Опережающая инициатива взрослого.

2) _____________________________________________________________________.

3) _____________________________________________________________________. 4)_____________________________________________________________________.

5) _____________________________________________________________________.

6) _____________________________________________________________________.

7) _____________________________________________________________________. 8)_____________________________________________________________________.

9) Чаще находите повод, чтобы похвалить ребенка.

1.8. Заполните таблицу:

Язык принятия Язык непринятия
- похвала; - ласковые слова; - - - сравнение не в лучшую сторону; - - - -

1.9. Сформулируйте цель и задачи, исходя из ФГОС ДО по образовательной области по выбранной теме:

Образовательные области Целевые ориентиры, предполагающие коммуникативные результаты
социально- коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Тема. __________________________________________________________________

Цель ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задачи: _____________________________________________________________________________ ____________________________________._________________________________________ ____________________________________________________________________________

1.10. Взрослые в процессе общения с ребенком учат его правильно общаться. Решите педагогические ситуации, выделив принцип организации общения:

Ситуация Ваш вариант решения ситуации
Ситуация 1. Бывает, что ребенок расстраивается, огорчается, терпит неудачу. Например, он может в сердцах заявить: «Больше дружить с Игорем не буду!». Как отреагировать взрослому на такое заявление ребенка?  
Ситуация 2. Перед вами огорченный или расстроенный ребенок. Как выяснить причину его обиды?    
Ситуация 3. Мама спросила сына: «Что ты здесь делаешь?» Не дождавшись ответа, она задала ему новый вопрос: «О чем ты думаешь, когда я с тобой разговариваю?» Любой ли вопрос предполагает ответ?    
Ситуация 4. Мама любит говорить сыну: «Мой тебе совет — сначала нарисуй домик, а уже затем — деревья…». Но Витя упорно не слушает ее, делает все по-своему. Почему сын не следует советам мамы?    
Ситуация 5. Мама хвалит Витю: «Молодец, ты просто гений!», «Ты у меня самый умный!» и т. п. Мама же Олега, одобряя поступки своего сына, использует местоимения я и мне вместо ты: «Я очень рада твоим успехам в садике», «Мне понравилось чтение стихотворения». Оцените различные подходы к похвале детей.    

Наши рекомендации