Проанализируйте состояние клиента, определите его проблему и предложите способы ее решения.

Ситуация. В Психологическую службу обратился мужчина 42 лет, женат, состоит на государственной службе. По долгу службы часто бывает в командировках. Работа связана с организацией проектов в муниципальной сфере. В последнее время он постоянно чувствует усталость, часто стал болеть, но приходится переносить болезни на ногах. Давно не был в отпуске . Жалуется на то, что раздражителен, «все бесит», стал срываться на подчиненных, ловит себя на мысли, что не видит смысла в своей работе. Дома отношения тоже часто заканчиваются конфликтами с женой и детьми. В свободное время не хочется ни с кем разговаривать.

Решенние

Частые болезни, чувство усталости, раздражительность при напряженной, ответственной работе и отсутствии полноценного отдыха – ведут к утомлению и переутомлению. К тому же мужчина 42 лет возможно уже не справляется с высоким темпом работы с командировками. Потеря смысла работы, агрессивность, срывы на коллегах и на домашних могут свидетельствовать опрофессиональном выгорании, которое ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Поскольку работа связана с постоянным общением с разными людьми, переездами, командировками, возникаетэмоциональное истощение, возможно отсюда – конфликты в семье и нежелание общаться.

Исходя из этого, можно порекомендовать мужчине уехать в отпуск на 1-2 недели, сменив повседневную обстановку и заменив привычные виды деятельности. Можно предложить переосмыслить свою работу в связи с жизненными целями и перейти работать в смежную область – без командировок.

Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы он должен использовать при работе с ребенком, его родителями, воспитателями?

Ситуация. К психоло­гу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попыт­ки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он. Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, ро­жденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интел­лектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстра­тивности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, поче­му возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимо­действовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".

Ответ

Наша задача – переформулировать запрос так, чтобы уже можно было что-то делать. В течение всего хода работы психолог выстраивает гипотезы исходя из ответов матери, ребенка и сотрудников ДОУ. Для более детального рассмотрения ситуации на всех этапах работы в кейсе недостаточно информации.

Сбор предварительной информации.

Так мы выясняем в беседе с матерью и сотрудниками ДОУ, а также из личного дела ребенка следующую информацию:

èОсобенности развития. Успехи в ДОУ, история посещения ребенком различных ДОУ,

èОтзывы о ребенке из ДОУ,

èСостояние ребенка до возникновения агрессивного поведения,

èСостав семьи, условия ее жизни,

èВзаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (Отдел опеки, детская поликлиника и т.д.)

Диагностика ребенка

1.Установление контакта. Мы подойдем к ребенку и будем пытаться включиться в его игру. Спрашивать, что он делает с игрушками, во что играет, предлагать ему какие-то другие игрушки.

2. Безопасная атмосфера. Разговаривая с ним о его играх, мы скажем, что он может не переживать, что кто-то узнает что-то, что он здесь скажет и сделает, что все, что происходит тут у нас, будет нашим с ним секретом, но и у нас существуют некоторые правила.

3. Установление определенных правил. Их устанавливать мы тоже будем в форме игры. Например, предложим представить, что мы в шалаше, и выходить из него никуда не можем, а шалаш- это тот коврик, на котором мы сидим- таким образом мы очертим границы, куда ребенку можно ходить, а куда нельзя. Мы сразу скажем ему, что мы поиграем здесь какое-то время, а потом шалашик закроется и нужно будет уходить.

Мы придерживаемся мнения, что необходимо провести комплексную диагностику ребенка, так как на данный момент у нас нет данных об ответах его матери и другой информации. Нужно отметить, что комплекс диагностических методик может меняться в зависимости от конкретной ситуации, данных которые мы получаем на предыдущих этапах.

После установления контакта, мы в игровой форме предлагаем ребенку методики: «ой, а у меня есть такая интересная игра, давай в нее поиграем».

Методики, в соответствии с возрастом, должны быть недлительные и интересные. После каждой мы ненадолго переключаем ребенка на другой вид деятельности-например, даём ему чуть-чуть продолжить игры с теми игрушками, с которыми он играл сначала. Это сделано для того, чтобы ребенок не утомлялся, так как в пять лет долго концентрироваться на одном виде деятельности для него тяжело.

Что касается методик, с помощью них мы хотим составить целостный портрет данного ребенка(который будет полезен для дальнейшей психологической помощи), для этого используем:

· Рисунок семьи (изучение общего интеллектуального статуса и внутрисемейных отношений),

· тест Розенцвейга (детский вариант) – для определения причин агрессии, характеристика взаимодействия ребенка с окружающими,

· тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) – эмоциональная сфера,

· Лесенка –на самооценку,

· Сапожки/тест Равена – на интеллектуальное развитие,

· Последовательность событий – на мышление,

Затем мы говорим ребенку, что настало время прощаться, а также спрашиваем, есть ли что-то, что он бы хотел сказать или сделать перед уходом. (например, он может захотеть взять какую-то игрушку, тогда мы скажем ему, что он сможет поиграть с ней обязательно в следующий раз)

Теперь мы можем предположить, что с мальчиком: есть ли отклонение в развитии или его поведение – следствие какого-то травмирующего события.

Наши рекомендации