Феномены межличностного восприятия

Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Л. Д. Столяренко на основе анализа научной литературы выделяет основные из них:

1. Наличиезаранеезаданныхустановок,оценок,убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличиеужесформированныхстереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремлениесделатьпреждевременноезаключениеоличностиоцениваемогочеловека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетноеструктурированиеличностидругогочеловека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект“ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

6. Эффект“проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: “Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через “розовые очки” и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. “Эффектпервичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на всё последующее отношение к этому человеку. И даже, если потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о человеке было полнее и точнее, важно положительно “настроится на него”.

8. Отсутствиежеланияипривычкиприслушиватьсякмнениюдругихлюдей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствиеизмененийввосприятиииоценкахлюдей,происходящихсовременемпоестественнымпричинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. “Эффектпоследнейинформации” проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. 28

Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики”. 29

Процесс приписывания зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной “желательности” или “нежелательности” его. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение предписано образцами и поэтому легче поддается интерпретации. Уникальное же поведение допускает множество различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае, социально “желательное” поведение соответствует социальным и культурным нормам и поэтому легко и однозначно объясняется. При нарушении норм (социально “нежелательное” поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальнаяошибкаатрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные влияния на поведение других людей (влияние внешних ситуаций) и переоценивать диспозиционные влияния (внутренние причины). Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Например, западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. 30

В настоящее время проблемами каузальной атрибуции занимается особая отрасль социальной психологии. Исследованиями в этой области занимаются в основном зарубежные психологи: Г. Келли, Э. Джонс, К. Девис, Д. Кенноуз и др.

Обратная связь в общении

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

При межличностном общении важно быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Л. Д. Столяренко выделяет следующие правилаобратнойсвязи:

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Выделяютмеханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.Эмпатия -постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д.

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке

^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших.Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.Итак,имидж личности - это еевоспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля,

Навыки эффективного общения

Когда нас спрашивают, что в отношениях самое важное, мы почти всегда знаем ответ. Но, тем не менее, не умеем общаться так, как того хотели бы, у нас нет навыков эффективного общения.

Любая связь сводится к тому, чтобы определённым образом выразить себя в ответ на внимание другого. Однако, методы достижения этого у всех совершенно разные и, зачастую, не правильные.

Умейте выразить себя

Когда нам необходимо выразить чувство, то наиболее подходящий для этого формат - сделать заявление об этом чувстве. То есть, неправильно молчать, скрывая своё отношение к кому то, или пытаться намекнуть на чувство в надежде, что сами догадаются. Нужно откровенно выразить свои мысли и пожелания. В таком случае нас, как минимум, услышат и, может, даже поймут и будут знать, чего мы хотим. Это существенно облегчает общение, и если есть предрасположенность, то и сближение.

Наши заявления позволяют увидеть вещи в позитивном свете, мы можем выражать свои мысли прямо и честно, брать на себя ответственность за то, что мы думаем и чувствуем, избегая при этом обвинения других.

Для простоты общения мы можем использовать самые лёгкие для восприятия формулы:
«Я хочу (считаю, чувствую) выразить (высказать, думать) чувство (решение, желание)». Не правда ли, чего проще? Здесь главное не забывать указывать причину, которая заставляет вас поступать (чувствовать, думать) именно так, объяснять своё поведение, дабы не стало оно ещё большей загадкой.

Самое прекрасное в этих формулах то, что мы всегда можем решать, сколько из них хотим использовать, сколько скажем, а что останется недосказанным. Здесь важно только одно: не напускать тумана, а, наоборот, прояснять ситуацию до конца, на сколько это возможно.

Используйте метод отражения

Когда другие люди выражают себя, совершенно нецелесообразно использовать свои заявления. Более эффективным будет метод отражения. Иными словами, самому высказать, отразить назад то, что только что сказал собеседник. Отражая, можно спрашивать, спорить, утверждать или одобрять.

Использовать лучше всего подобную же формулу: «Похоже, ты думаешь (считаешь, находишь), что это необходимо (желательно, плохо)». И так же, как и в своих заявлениях, совершенно необходимо указывать причину, объяснять поведение собеседника. Повторением (отражением) его собственных слов мы гарантируем себя от обвинения в том, что не слышали, или не поняли его речи. Это ещё и залог того, что мы сами ничего не выдумали и не исковеркали.

Отражение требует, чтобы мы внимательно прислушивались к тому, что говорят другие. Это даёт возможность правильно понимать собеседника, его эмоции и ощущения, а так же, задавать правильные вопросы для прояснения ситуации.

Ещё немаловажный пункт: начиная разговор, мы должны быть твёрдо уверены в том, что и у нас, и у собеседника в распоряжении достаточное для разговора количество времени. Прерванный разговор не только не состоялся, он ещё оставил невысказанные мысли, бурлящие в голове и лихорадочно ищущие выход. Недосказанное всегда оставляет осадок в душе, отсюда неудовлетворённость собеседником, неудовольствие тем, что оказались невыслушанными. Всё это неприятно, но проходяще, главное в том, что ищущие выход невысказанные мысли часто превращаются в отрицательный сгусток, рано или поздно находящий лазейку для выхода, а вот где, когда и по какому поводу будет всё накопившееся высказано - сложно спрогнозировать, да и будут ли силы удержать поток негатива, так долго сдерживаемого...

Сдерживайте эмоции

Основным камнем преткновения в урегулировании разногласий почти всегда становится невозможность сдерживать избыток эмоций. Мы часто срываемся на крик, тем самым отбрасывая решение проблемы далеко назад. Для плодотворного разговора нужно подобрать правильный тон и настрой. Здесь, как и в предыдущих ситуациях, важно пользоваться основными правилами эффективного решения конфликта. Это не так просто, особенно в начале, но выработать в себе навыки мирного урегулирования вопросов совершенно необходимо, иначе тупик.

· Мы не должны забывать, что заботимся о собеседнике, это поможет поддерживать дух доброй воли и начать разговор.

· Необходимо избегать взаимных атак. Обсуждать нужно поведение, а не личность. В отличие от обвинений другого человека, здесь мы не ставим его в оборонительное положение, не заставляем защищаться, что привело бы к блокировке связи.

· Делитесь своими чувствами, изучайте и обсуждайте их, если есть необходимость и желание.

· Сосредоточьтесь на настоящем. Прошлое, каким бы прелестным, или ужасным оно ни было, невозможно никогда, никак и ничем изменить. Помните об этом всегда и сконцентрируйтесь на здесь и сейчас.

Конкретные методы

1. Выбирайте время для обсуждения. Назначайте время, готовьтесь к нему. Избегайте времени, когда любой из вас устал, болен, подавлен. В таком состоянии продуктивного разговора не получится.

2. Будьте максимально конкретны. Нужно время, чтобы осмыслить то, что вы расстроены, сосредоточить внимание на побочных действиях, чувствах. Это замедляет процесс обсуждения и часто вообще уводит в сторону. Поэтому, не усложняйте, будьте конкретны.

3. Слушайте внимательно. Позвольте собеседнику потратить больше времени на объяснение ситуации, высказать свою точку зрения.

4. Обсуждайте по одному вопросу за раз. Решите, что является верхушкой айсберга и начните его разбирать, но по порядку.

5. Определите, чего вы действительно хотите от этого человека. Спросите себя, реально ли это, по силам ли ему то, что вы от него требуете. Предлагайте разумные решения, советуйте перемены. Дайте шанс, возможность исправить ситуацию.

6. Попытайтесь принять, как аксиому: нужно быть открытым для чувств другого человека, принимать их без обсуждения. Это его чувства и они для него святы, а вы неловким движением можете ранить, даже убить их.

7. Будьте готовы к компромиссам, избегайте попыток остаться в выигрыше любой ценой. Попробуйте найти решение, удовлетворяющее вас обоих.

8. Примите неизбежность неполного разрешения конфликта. Время от времени, полностью решить вопрос бывает невозможно. Случаются ситуации, в которых нет ответов на вопросы. Не рубите с плеча, оставляйте пути не для отступления, но для возврата.

9. Если у вас большие трудности с выражением своих чувств, если вы неизбежно впадаете в ступор, пытаясь их высказать, попробуйте их записать. Напишите записку, или письмо. Это почти так же действенно, как и слова, а в некоторых ситуациях это может быть даже лучше, ведь романтичность этого действия никто не отменял. Не забывайте только, что записку можно сохранить, а это не всегда безопасно. Как и в разговоре, старайтесь быть максимально конкретными, не составляйте письмо из намёков и туманностей, это может быть чревато неприятностями: в случае разрыва отношений сохранённое письмо может быть использовано против вас, а туманные намёки можно интерпретировать по-разному, даже если вы имели ввиду что-то абсолютно иное. Так что, не теряйте бдительности, но и не настраивайте себя на отрицательную волну. Если строить отношения на подозрениях, что выстроится? Во всяком случае, хорошего будет не много.

10. После окончания обсуждения не забудьте выразить свою признательность собеседнику за то, что он вас выслушал, обсудил с вами проблему. Это только подтвердит ваше уважение и привязанность друг к другу.

Старайтесь заканчивать разговоры на мажорных нотах, каким бы ни был результат переговоров, ведь изначально вашей целью было улучшение отношений, а не разрыв, так ведь?

Эти, на первый взгляд, такие простые, но такие трудновыполнимые правила помогут вам создать атмосферу сотрудничества в решении проблем.

Если вам кажется, что отношения ухудшились до такой степени, что эти методы ничем уже не помогут, вы можете прибегнуть к помощи третьей стороны, посредника. Однако, здесь существует опасность предвзятости к кому-либо из вас. Найти человека предвзятого, но справедливого будет не просто, а не предвзятого - практически невозможно, это может быть только посторонний. Доверить свои хрупкие чувства посторонним не каждому под силу, а проблему решать необходимо. Как же быть?

Сложный вопрос, но на него есть очень простой ответ: не допускайте ситуации, в которой потребуется помощь из вне, разговаривайте друг с другом, выясняйте отношения.

Выяснять отношения не значит скандалить, спорить, ругаться. Это означает именно выяснять, прояснять, вносить ясность. Это то, чему мы пытаемся вас научить. Это то, умея делать которое, вы будете лишены сомнительного удовольствия носить в себе невысказанную обиду или, что ещё хуже, вынуждены будете скрывать свои чувства и мысли.

Разговаривайте друг с другом. По любому поводу. Ни один разговор не исчезнет бесследно, каждый принесёт свою пользу, каждый внесёт свою лепту в строительство ваших здоровых отношений.

Когда вы только начинаете использовать свои заявления и отражения, они кажутся вам неестественными, что ли, искусственными. Но проходит немного времени, и вы обнаруживаете, что переговоры с другими людьми становятся более продуктивными, приносят удовлетворение.

Не тратьте жизнь на затаённые обиды, вынашивание планов мщения, греховную гордыню. Не надейтесь на то, что кто-то сам догадается о ваших чувствах и бросится на шею. Не думайте, что вам будут благодарны за ваше молчание, часто даже уместное. Всё это - пустая трата времени, отбирающая радость жизни. Говорите друг с другом, доставьте себе такое удовольствие. Выясните отношения и станьте счастливыми.

Высший разум (965692)

Один из первых опытов А. С. в прозе,
незаконченная повесть "Гости съезжались на дачу… "
Она интересна почти портретным описанием лиц
из светского окружения Пушкина.

Гости съезжались на дачу.
Зала наполнялась дамами и мужчинами, приехавшими
в одно время из театра, где давали новую Итальянскую оперу.
Мало по малу порядок установился.
Дамы заняли свои места по диванам.
Около их составился кружок мужчин.
Висты учредились.
Осталось на ногах несколько молодых людей;
и смотр парижских литографий заменил общий разговор.
На балконе сидело двое мужчин.
Один из них, путешествующий испанец, казалось,
живо наслаждался прелестию северной ночи.
С восхищением глядел он на ясное, бледное небо,
на величавую Неву, озаренную светом неизъяснимым,
и на окрестные дачи, рисующиеся в прозрачном сумраке.
"Как хороша ваша северная ночь, сказал он наконец,
и как не жалеть об ее прелести даже под небом моего отечества? "
- "Один из наших поэтов, отвечал ему другой,
сравнил ее с русской, белобрысой красавицей;
признаюсь, что смуглая, черноглазая италианка или испанка,
исполненная живости и полуденной неги, более пленяет моё
воображение.
Но к стати: знаете ли вы как одна иностранка изъясняла
мне строгость и чистоту Петербургских нравов?
Она уверяла, что для любовных приключений наши зимние
ночи слишком холодны, а летние слишком светлы".
Испанец улыбнулся.
"Итак, благодаря влиянию климата, сказал он, Петербург
есть обетованная земля красоты, любезности и беспорочности".
- "Красота дело вкуса, отвечал русской, но нечего говорить
об нашей любезности.
Она не в моде; никто об ней и не думает.
Женщины боятся прослыть кокетками, мужчины уронить своё
достоинство.
Все стараются быть ничтожными со вкусом и приличием.

В сие время двери в залу отворились, и Вольская взошла.
Она была в первом цвете молодости.
Правильные черты, большие, черные глаза, живость движений,
самая странность наряда, вс поневоле привлекало внимание.
Мужчины встретили ее с какой-то шутливой приветливостью,
дамы с заметным недоброжелательством;
но Вольская ничего не замечала; отвечая криво на общие
вопросы, она рассеянно глядела во все стороны;
лицо её, изменчивое как облако, изобразило досаду;
она села подле важной княгини Г. и, как говорится,
se mit а bouder.
Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону.
Беспокойство овладело ею.
Она встала, пошла около кресел и столов, остановилась
на минуту за стулом старого генерала P.,
ничего не отвечала на его тонкий мадригал и вдруг
скользнула на балкон.
Испанец и русской встали.
Она подошла к ним и с замешательством сказала
несколько слов по-русски.
Испанец, полагая себя лишним, оставил ее и возвратился
в залу.
Важная княгиня Г. проводила Вольскую глазами и в полголоса
сказала своему соседу:
- Это ни на что не похоже.
- Она ужасно ветрена, - отвечал он.
- Ветрена? этого мало.
Она ведет себя непростительно.
Она может не уважать себя сколько ей угодно,
но свет еще не заслуживает от нее такого
пренебрежения.
Просто она дурно воспитана....
Гости разъезжались;
ни одной дамы не оставалось уже в гостиной.
Лишь хозяйка с явным неудовольствием стояла у стола,
за которым два дипломата доигрывали последнюю
игру в экарте.
Вольская вдруг заметила зорю и поспешно оставила
балкон, где она около трех часов сряду находилась
наедине с Минским.
Хозяйка простилась с нею холодно, а Минского с намерением
не удостоила взгляда.
У подъезда несколько гостей ожидали своих экипажей.
Минской посадил Вольскую в ее карету.
"Кажется, твоя очередь", сказал ему молодой офицер.
- "Вовсе нет, отвечал он: она занята;
я просто ее наперсник или что вам угодно.
Но я люблю её от души - она уморительно смешна"

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью, и он уже был рассмотрен в гл. 6. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.


Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

17. Р. С. Немов, книга 1


В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интереса

Наши рекомендации