Специальные методы исследования в соц. Психологии

Методы исследования различаются на методы сбора информации и методы ее обработки. Среди методов сбора информации: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), эксперимент. Наблюдение представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений. Изучение документов - при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование (устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему)и анкетирование (письменный опрос (зап.анкета), особенно при исследованиях больших групп). Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Виды эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

Семинар № 2

ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для устной подготовки

1. Понятие об общении психологии.

2. Виды общения и их характеристика.

3. Средства общения и их классификация.

4. Феномены межличностного восприятия.

5. Навыки эффективного общения и построения отношений.

Вопросы для размышления

1. Общаются ли люди, когда молчат?

2. Откуда берется потребность в общении?

3. Для чего человеку необходимо общение?

4. Чем отличается общение у человека от общения между животными?

5. Из чего «состоит» процесс общения?

6. С помощью чего и как люди общаются друг с другом?

Задания

1. Найдите в художественной литературе несколько описаний ситуаций, когда персонажи обща-ются друг с другом. Проанализируйте структуру процесса общения как деятельности (потребно-сти, мотивы, цель, действия и средства) и выделите три стороны общения (перцептивную, комму-никативную и интерактивную). Примеры описаний приложите к выполненному заданию.

2. Прочитайте фрагменты текста. Определите, о каких феноменах общения (или механизмах со-циальной перцепции) идёт в них речь:

1) У каждого из нас в сознании существуют образы типичных представителей определённых наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Например, представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцен-тричности итальянцев, холодности немцев, толерантности белорусов.

2) Человек способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то пере-живал те же эмоциональные состояния. Однако если он никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь знания. Необходим и личный опыт. Поэтому данная способность развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей по отношению друг к другу эта способность развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. В то же время почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек – человек» требует развития данного механизма социальной перцепции.

3) В своих суждениях о чём-либо мы полагаемся не на знание о конкретном событии, а на об-щее представление. При этом мы рассуждаем примерно так: в этих обстоятельствах такая-то причина вызывает такое-то следствие. В результате, хотя у нас нет никаких знаний о данной конкретной си-туации, мы её всё равно пытаемся её объяснить. Представьте, например, следующую сцену: по улице бежит человек, прижимая к себе гуся, на лице у него испуг и отчаяние. В некотором отдалении за ним спешит толпа возбуждённых людей, которые что-то выкрикивают и потрясают руками. Думает-ся, каждый из вас попытается найти этому логическое объяснение. Что первое придёт вам в голову? Может быть, сцена бегства Паниковского с ворованным гусём от местных жителей. Или бегущие люди опаздывают на поезд, а тот, который бежит впереди с гусём, самый быстрый из них. Или все эти люди, в том числе и обладатель гуся, чем-то сильно испуганы и теперь вместе убегают от того, что их напугало и т. д.

4) В 1951 году С. Аш в экспериментальной ситуации предлагал группе студентов определить длину предъявляемой линии. Каждому испытуемому в правую и левую руки давали две карточки. На карточке в левой руке был изображён один прямой отрезок, на карточке в правой руке – три отрезка (только один из них был равен по длине отрезку на карточке в левой руке). Испытуемые должны бы-ли решить, какой из отрезков на карточке в правой руке равен по длине отрезку, изображённому на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Когда же за-дание решали группой, экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками экспери-мента кроме одного («наивного субъекта»). Все члены «подставной группы» заведомо давали непра-вильный ответ. Последним спрашивали «наивного субъекта». Важно было выяснить, устоит ли он в собственном мнении или поддастся давлению группы. В эксперименте С. Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» отвечали как большинство. Впоследствии все испытуемые говорили, что мнение большинства давит очень сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять группе тяжело: всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

5) В шестой класс пришёл новый ученик. Староста рассказал, что он невольно подслушал разговор учителей. Из этого разговора стало извест-но, что новенький был отличником. На следующий день был диктант по русскому языку и загадочный новичок допустил так много ошибок, что заработал «двойку». Весь класс с сожалением сокрушался: «Надо же, переволновался бедняга. Не успел прийти в новую школу, как сразу контрольная». За неделю этот ученик получил неудовлетворительные отметки ещё по ряду предметов. И каждый раз одноклассники находили для этого какие-то оправдания. Каково же было их удивление, когда классный руководитель сказал, что новенький и в предыдущей школе был слабоуспевающим.

3. Прочитайте статью И. Атватера и выделите невербальные средства общения, обозначенные в ней. Приведите примеры из собственного опыта по использованию указанных средств.

Невербальное общение

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаме-нели». Гнев или злость описываются такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы». И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения прихо-дится на общение невербальное.

Язык невербального общения

Невербальное общение, широко известное как «язык жестов», включает такие формы самовы-ражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходя-щих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке не-вербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть со-бой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ве-дет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действи-тельности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказан-ное под сомнение.

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные не-вербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцатилетней пуэрториканской девочке, которую за-стали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее, директор школы, пого-ворив с Ливией, решил наказать её. Директор ссылался на её подозрительное поведение, выразивше-еся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что «слова» невербального языка у разных наро-дов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культур-ным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприя-тии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людь-ми, например, психологов, преподавателей, актёров, оцениваются так же высоко. Понимание невер-бального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица (мимика)

Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмо-ции – счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции – печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

· удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приот-крытый рот;

· страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

· гнев – брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зу-бы сжаты;

· отвращение – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкну-та с верхней губой;

· печаль – брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

· счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выраже-ние, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отра-жаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчётли-во выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенно экспрессивны губы человека. Всем из-вестно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определённом смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извине-ния.

Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Взгляд на говоряще-го означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от дру-га, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выраже-нием вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или присталь-ный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смот-рят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контак-та. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприят-ное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слу-шающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я всё ска-зал, теперь Ваша очередь».

Интонация и тембр голоса

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова гово-рящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в постро-ении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса – особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?» Чувства находят своё выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Неко-торые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглу-шённым голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнова-ны или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетённом состо-янии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или непра-вильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскры-вают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы вос-принимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут прини-мать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в мо-мент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или скло-нившись набок).

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от ха-рактера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении ли-цом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собе-седника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпо-читают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперёд. Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда ду-мает, что на него не смотрят.

Значение многих жестов рук или движений ног в определённой мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подпе-рев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, – признак неповинове-ния или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведённые за голову, выражают превос-ходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение со-беседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой бе-седе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает.

Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживлённое выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако су-ществует определённый предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в США), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

· интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте – в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

· межличностное расстояние (0,5–1,2 м) – для разговора друзей с соприкосновением или без со-прикосновения друг с другом;

· социальное расстояние (1,2–3,7 м) – для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

· публичное расстояние (3,7 м и более) – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удалённое положение, отрицательно сказывается на общении. Кроме того, чем бли-же находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и лю-ди средних лет предпочитают более отдалённое положение. Обычно женщины стоят или сидят бли-же к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника по-дальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии. Традиция – также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы. На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и ру-ководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседни-ком – на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Ответ на невербальное общение

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слу-шаю. Продолжайте».

Как же реагировать на невербальное общение собеседника? Обычно следует отвечать на невер-бальное «сообщение» с учётом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоре-чат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит попу-лярная пословица, «судят не по словам, а по делам».

Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, ха-рактера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понима-ние нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я по-думаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твёрдого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и сло-ва собеседника следует отвечать подчёркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задаёт вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это замечание показывает, что Вы вни-мательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокой-ства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов – жестов и мимики говорящего – поможет слушающему правильно интер-претировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Формы отчетности

1. Готовность ответить на каждый вопрос и сформулировать собственную точку зрения, основанную на чтении литературы.

2. Письменно выполненное задание № 1.

Литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

2. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для пед. ин-тов / сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – С. 108–117.

3. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для вузов: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

1. 4. Феномены межличностного восприятия.

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.

По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

Можно, по-видимому, говорить о возрастающем значении этой проблемы как о некоторой общей тенденции развития всей системы психологических наук (во всяком случае тех ее областей, основным объектом исследования в которых является человек). Конечно, разные психологические дисциплины исследуют ее в разных аспектах.

Но проблема общения имеет значение для развития не только специальных психологических дисциплин, но и общей психологии...

Дальнейшее развитие общей психологии требует рассмотрения многих ее проблем в связи с исследованием общения. Без такого исследования вряд ли можно раскрыть законы и механизмы превращения одних форм и уровней психического отражения в другие, понять соотношение осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, выявить специфику человеческих эмоций, раскрыть законы развития личности и т.д.

Наши рекомендации