Профессиональная специализация в психологической профессии.
Психологи-профессионалы работают в разных областях народного хозяйства, на различных рабочих местах. Поэтому неодинаковы выполняемые ими функции и содержание профессиональной деятельности, специфика работы психолога определяется не только направлением их профессиональной специализации в вузе, но и запросами практики непосредственно на рабочем месте.
Классификация психологических профессий может быть проведена по различным основаниям: по отношению к основным сферам деятельности психолога (академической и практической психологии) и по отношению к существующим отраслям психологии.
1. Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии.
В соответствии с выделением в качестве основных сфер деятельности психолога академической и практической психологии психолог-профессионал может работать преимущественно в одной из этих областей.
В сфере академической психологии психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником. Психологи-теоретики работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях в должности научных сотрудников.
В сфере практической психологии психолог непосредственно работает с людьми, используя специальные психологические знания и методики, приемы, техники. Практическими психологами являются школьные психологи, семейные психологи-консультанты, психологи-консультанты в центрах психологической помощи и др. организациях. Психологов часто приглашают на работу, связанную с психологическим сопровождением и управлением персоналом.
Между теоретической и практической сферами деятельности психолога не существует непроницаемой границы. Нередко современные психологи, занимаясь теоретическими исследованиями, одновременно ведут практическую деятельность в каком-либо учреждении или организации. Практические психологи в свою очередь, накопив интересные и значимые результаты в своей профессии, обобщают их в виде теоретических научных трудов (диссертационные исследования, научные статьи и книги, выступления на конференциях и семинарах).
Промежуточное положение между психологами-теоретиками и психологами-практиками занимает психолог-преподаватель. Преподаватель психологии, с одной стороны, работает с людьми, однако предметом его деятельности является передача теоретических знаний обучающимся. В связи с этим выполняет педагогические функции, занимается педагогической деятельностью. В качестве преподавателя психолог может работать в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.
2. Психологические профессии по отношению к отраслям психологии.
В зависимости от направления своей практической деятельности и сферы профессиональных интересов психологи могут быть специалистами в конкретных областях психологии, заниматься преимущественно проблемами, принадлежащими той или иной отрасли психологии: общей, возрастной, педагогической, социальной, спортивной, клинической и др.
Профессиональная специализация может быть получена разными путями:
· во время вузовского обучения (число специализаций и их количество постоянно растет);
· в системе дополнительного послевузовского образования. Повышение квалификации может происходить как посредством обучения в аспирантуре и докторантуре, так и на специальных факультетах и отделениях повышения квалификации. Помимо этого в ходе специальных программ, курсов, тренингов для психологов.
Профессиональные специализации психолога не изолированы друг от друга. Так, и психолог-теоретик, и практический психолог, и психолог-преподаватель могут быть специалистами в любой области психологии.
42.Эффективность труда психолога.
официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации, где психолог работает, профессиональное сообщество, клиенты, сам психолог.
В этом случае значимыми рассматриваемыми реальностями становятся:
• теоретическая и методологическая основа деятельности психолога;
• умение устанавливать и осуществлять логически обоснованную цепь действий: ≪запрос клиента — постановка профессиональной задачи — грамотная реализация профессиональной задачи— выполнение запроса клиента — самооценка специалиста по всем составляющим обозначенной цепи действий≫.
Сам психолог, безусловно, также занимается оценкой результатов собственной деятельности. Он анализирует такие аспекты, как:
• удовлетворенность проделанной работой;
• субъективная трудность решаемых задач;
• методические, поведенческие, методологические просчеты (или достижения, находки);
• причины низких или высоких оценок его работы со стороны администрации, клиентов, коллег.
Кроме этого, труд психолога неизбежно оценивается и четвертой группой лиц — его клиентами. Здесь имеются в виду отдельные люди или организации, которые обратились к его услугам с запросом на выполнение определенных профессиональных действий. Именно в области оценки со стороны клиентов часто возникают суждения о неудовлетворительной эффективности его деятельности. Успешная работа психолога может быть построена только при наличии ясной стратегической направленности его деятельности, согласующейся с целями учреждения и запросами клиентов и воплощенной в конкретной программе действий. При этом большое значение приобретают теоретическое и методологическое обоснования, системность и согласованность всех этапов работы. Наконец, эффективность труда психолога во многом зависит от навыков индивидуального подхода к клиенту, начиная с учета его реальных возможностей, зоны ближайшего развития, готовности ко взаимодействию и заканчивая предоставлением информации на языке заказчика.
Для того чтобы практическая деятельность психолога была успешной, необходимо учитывать и выполнять ряд условий:
• обсуждать запрос клиента до тех пор, пока не будет найдена и принята общая формулировка психологической проблемы, планируемых действий психолога и ожидаемого результата;
• отказываться от работы, выходящей за рамки собственной профессиональной компетенции;
• информировать клиента о том, что проведение работы возможно только с его согласия и при его желании сотрудничать с психологом;
• предупреждать клиента о том, что эффект психологического вмешательства зачастую бывает отсрочен и в определенных случаях достигается только при модификации условий жизни клиента.
Суммируя сказанное, к основным причинам низкой эффективности профессиональной деятельности психолога мы относим:
1 Существует определенное различие между уровнем актуального и потенциального развития субъекта. В нашем случае к зоне ближайшего развития относятся задачи, которые на настоящий момент не могут быть решены клиентом самостоятельно, а требуют помощи психолога.неадекватную интерпретацию психологом запроса клиента. В таком случае усилия психолога оказываются направленными на решение неправильно понятой задачи. Вариантами такой ситуации может быть сужение запроса и расширение запроса — вторжение в те психологические сферы, которые не связаны с задачей; завышение уровня собственной компетенции. Это возможно, когда психолог берется за работу с психологическими проблемами клиента, для решения которых он не обладает достаточными профессиональными умениями, в итоге чего либо бывает вынужден, не закончив, отказаться от ее продолжения, либо подменяет результат, ожидаемый клиентом, другим; навязывание клиенту своего понимания ситуации. В силу различия ценностно-мотивационных и нравственных установок психолог может пытаться ≪доказать≫ клиенту свою, как ему кажется, правильную точку зрения на ситуацию; непонимание клиентом сути эффективности профессиональной деятельности психолога.
Кроме того, для каждой сферы профессиональной деятельности психолога можно выделить специфические фа кторы,обусловливающие снижение эффективности. В диагностической работе это: использование неадекватных методик, отсутствие комплексности обследования, неадекватная атмосфера при проведении диагностических мероприятий (гипо- или гипермотивация, атмосфера тревоги, конкуренции, агрессии, негативизма среди обследуемых; недостаток времени; присутствие посторонних).
В развивающей и коррекционной работе к таким факторам относятся:
недостаточность теоретического и методологического обоснования работы;
неясность цели, конкретных задач, программы работы;
несоответствие совершаемых психологических воздействий принципу актуализации зоны ближайшего развития;
несистематичность проводимой работы, несогласованность ее этапов;
отсутствие изменений в системе социальных отношений клиента;
невозможность создания условий для включения формируемых способностей в реальную деятельность клиента.
В преподавании и психологическом просвещении факторами, которые могут снизить эффективность работы психолога, являются:
несоответствие его действий запросам клиентов, уровню их знаний, социальной зрелости, возрасту;
недостаточная квалификация самого психолога, препятствующая обретению новых знаний и формированию мотивации на их применение.
43.Профессиональная позиция психолога.
Немаловажной здесь становится профессиональная позиция человека, который представляет себя как психолога. Она включает в себя личность самого человека, а также его профессиональный подход. Таким образом, здесь говорится об устойчивой системе отношений личности к различным моментам профессиональной деятельности. Сама личность базируется на ценностях, установках, личностных и профессиональных смыслах. Здесь выделяют требования к профессионализму и личности психолога:
1.Человек должен себя принять безусловно, чтобы обрести уверенность в профессиональных силах;
2.Человек должен проявлять гуманистический подход в своей деятельности, а также выражено интересоваться внутренними мирами других людей. При этом должна сохраняться дистанция между клиентом и психологом, чтобы избежать эмоционального выгорания и коммуникативной нагрузки;
3.Человек должен проявлять интерес к своей деятельности, постоянно самообразовываться.
Здесь нужно балансировать между своей жизнью и жизнями других людей, которые зачастую жалуются на свои беды, нежели говорят о чем-то хорошем. В данном случае профессиональная позиция психолога играет важную роль.
Так, студенты положительно оценивают свою профессиональную деятельность и с энтузиазмом подходят к вопросу о том, что они будут помогать другим людям. Здесь наблюдается один минус – отсутствие психологической практики, которая позволяет тренировать собственные навыки на деле. При этом процесс обучения построен так, что будущие профессионалы показывают высокие результаты по шкале эмпатии. Вместе с тем отмечаются и отрицательные изменения по мере получения образования. Человек входит в профессиональную сферу, понимая, на что он может влиять, а на что нет, чем он желает заниматься, а чем нет. Так, у некоторых студентов пропадает желание помогать окружающим, несмотря на проявляемый энтузиазм в начале обучения. Также наблюдается тенденция снижения уверенности в том, что профессиональная деятельность зависит только от психолога. Студенты с каждым последующим курсом выражают свои сомнения в отношении необходимости тех знаний, которые они получают. Это еще раз затрагивает тему того, насколько современное образование эффективно в реалиях настоящей жизни. Наблюдаются некоторые изменения в оценке студентов самих себя. Меняются их взгляды, самооценка, инициативность, спонтанность. В образовании будущих психологов важной становится проблема построения профессиональной позиции, которая включает в себя не только навыки и знания, но и личность самого психолога. Специалист должен быть уверен в собственных силах, иметь адекватную самооценку, решать собственные проблемы, чтобы они не влияли на его профессиональную деятельность. Недочеты в образовании пока не позволяют достичь поставленной цели. Здесь нужна проработка некоторых аспектов, которые позволят студентам выйти настоящими психологами во взрослый мир.
Итак, квалифицированный психолог:
- способен следовать склонностям клиента,
- способен к альтернативному восприятию клиента и мышлению о его проблеме,
- способен к разнообразию реакций на широкий спектр ситуаций клиента,
- способен «к выработке множества мыслей, слов и моделей», и т.д.
44.Профессионализм и профессиональные деформации психолога.
Профессионализ –см вопрос 46
Под профессиональной деформацией понимают комплекс изменений в структуре и состоянии личности, связанных с профессиональными занятиями и накопленных за некоторый промежуток времени. Профессиональные изменения обычно неочевидны, особенно для коллег и сослуживцев, для семьи и друзей. Чаще всего проблема, вызванная профессиональной деформацией, обнаруживается спонтанно, и её истоки могут долго оставаться недооценёнными или вообще нераспознанными. Деформации могут затрагивать и область физиологии, меняя скорость реакций человека, его физическое состояние и способность к адаптации.Говоря о профессиональной деформации, в психологической литературе подразумевают накопление и формирование отрицательных черт, эмоций, характеристик. Но в широком рассмотрении деформации не обязательно являются негативными.
Важно помнить об этом и при диагностике негативных состояний, нельзя сосредотачиваться на каком-то одном проявлении, важно оценивать ситуацию комплексно, подмечая и положительные черты. Также важно понимать, что профессиональные деформации складываются в работе любых специалистов в любой сфере деятельности. Избежать влияния профессии невозможно, однако это не значит, что нужно рассматривать это влияние только со знаком минус.
Как и в любой другой профессии на развитие профессиональных деформаций влияет ряд факторов, среди которых можно выделить те, что относятся непосредственно к специальности, и те, которые связаны со средой деятельности. Особенностью психологии как профессиональной сферы является работа со областью человеческой психики, причём психики в нестабильном состоянии. Принимая и изучая внутренний мир другого человека, психолог проводит постоянную эмоциональную подстройкусвоего состояния, так как вне зависимости от мировоззрения, особенностей сознания, эмоциональных характеристик клиента он должен оставаться спокойным и сохранять эмпатию. Со временем и получением опыта накапливается усталость от постоянных переключений, и психолог начинает избегать слишком глубокого погружения в личность клиента, а затем наступает фаза формального отношения к работе, когда проговариваются нужные слова без соответствующей эмпатической реакции.
Многочисленность различных мировоззрений, суждений и состояний клиентов влияет и на стабильность осознания мира самим психологом. Сталкиваясь с разными парадигмами сознания и догмами, развеивая предрассудки и объясняя шаблоны поведения, психолог автоматически сверяет чужие конструкты, и эти множественные проверки могут приводить к неустойчивости восприятия самого психолога.
В начале профессиональной деятельности психологи обычно позитивно настроены и воспринимают клиентов тепло и дружелюбно. По мере работы начинает появляться понимание неоднозначности методик и подходов, а это понимание приводит к некоторому разочарованию. Неудачи или относительные неудачи, которые трактуются таковыми самим психологом, но не клиентом, накапливаются и начинают подавлять, образовывать зоны неуверенности и дискомфорта в работе. Многие психологи с энтузиазмом разрабатывают собственные методики, однако ни одна методика не может быть универсальной, и с осознанием ограниченности собственных разработок приходит нежелание работать вообще.
После нескольких лет работы многие психологи испытывают кризис несовершенства человечества. Постоянное общение с людьми, переживающими сложные жизненные ситуации, подводит психолога к мыслям о собственной сверх-устойчивости и сверх-компетентности. Это умозрительное самовозвышение ведёт к оценочному перекосу в сторону преувеличения своих положительных качеств, но отрицанию положительных качеств клиентов. Психологу начинает казаться, что все его усилия напрасны, а работа не приносит результатов.