Различают социограммы лишения, группировки и индивидуальные социограммы.
Среда косвенного воздействия - внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но, тем не менее, влияют на нее.
Сложность внешнего окружения - определяется числом внешних факторов, на которые организации приходится реагировать, а также степенью переменчивости каждого такого фактора.
Симулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования персонала.
Стимулы – своеобразные рычаги воздействия на человека, которые предопределяют поведение работников в организации.
Стиль руководства - обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический).
Стратегия - общий, всесторонний план достижения целей.
Структурные методы разрешения конфликтов - четыре метода разрешения конфликтов: уточнение перспектив, связанных с должностными обязанностями; использование механизмов координации и интеграции; установление новых, более сложных целей; использование механизма поощрений.
Тактика - краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.
Теория коммуникации (греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в коммуникативистике, дающих целостное представление о тех или иных закономерностях или существенных взаимосвязях.
Теория коммуникации - научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации.
Теория обратной связи – разработана Дж. Райли, Ф. Баллем, раскрывает специфику и особенности установления обратной связи от аудитории к коммуникатору.
Теория жизненного цикла - ситуационная теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда, когда оно меняется в зависимости от "зрелости" подчиненных, т.е. от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подготовки.
Теория игр - метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.
Теория "X" - термин Дугласа МакГрегора, относящийся к оценке автократического руководителя его исполнителей. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобыими руководили, хотят защищенности, главный вывод - людей надо принуждать работать.
Теория "Y" - термин Дугласа МакГрегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории большая часть населения обладает творческим потенциалом.
Теория ожидания - концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.
Теория потребностей Макклелланда - модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.
Теория справедливости - ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.
Убеждение - приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.
Управленческое решение– концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии.
Формальная группа - группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно является выполнение какого-либо конкретного задания.
Формальная власть – это власть должности.
Функциональная организационная структура - тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.
Функциональные области - области деятельности, в которых функционируют подразделения в интересах организации в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов.
Функциональные полномочия - форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции.
Функциональный конфликт - конфликт, который ведет к повышению эффективности деятельности организации.
Функция управления – совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач организации.
Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
Целевое управление - процесс, состоящий из четырех независимых этапов: 1) выработка ясной сжатой формулировки целей; 2) разработка реалистичных планов их достижения; 3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.
Шум - все, что искажает значение при обмене информацией.
Экспрессивная коммуникация - коммуникация, относящаяся к субъективным переживаниям и установкам ее участников.
Элементы коммуникации – это то (кроме технических средств), с помощью чего осуществляется коммуникация (слово, предложение, жест и пр.). Элементами современных коммуникаций является кодирование, передача сигнала, канал, прием и расшифровка (декодирование), обратная связь, помехи и барьеры.
Эффективность коммуникации – отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности к затратам на его получение. Отражает взаимообусловленность затрат на осуществление коммуникаций и получаемого результата при достижении целей коммуникации.
Эталонная власть - влияние, основанное на личных свойствах оказывающего влияние. Такое воздействие приводит к тому, что исполнитель тянется к руководителю или даже отождествляет себя с ним.
Этика - принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.