Консультирование людей пожилого возраста.

Специалисту социальной сферы нередко приходится выступать в качестве консультанта, поэтому навыки консультирования по­могут ему лучше понимать других людей, сочувствовать их по­требностям, что, в свою очередь, будет способствовать установ­лению с ними контактов.

Основные принципы консультирова­ния, базирующиеся на мониторинге качества обслуживания:

· принцип активности. Внимание фокусируется на позитивных качествах и компетентности старых людей, а не только на их ин­валидности и формах дискриминации из-за возраста;

· принцип приспособления. Опора на способности пожилых людей самостоятельно справляться с трудностями и предоставление им для этого возможности;

· принцип независимости. Удовлетворение потребностей пожилых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над их жизнью.

Консультирование позволяет узнать потребности пожилых лю­дей, их отношение к получаемым услугам. Выстраивание отноше­ний с пожилыми людьми в процессе оказания им помощи — для социального работника порой весьма сложное дело. Его клиенты могут испытывать различные чувства: печаль, беспокойство, по­кинутость и ненужность. В то же время, когда они начинают нуж­даться в посторонней помощи, могут быть расстроены из-за поте­ри самостоятельности. В таких сложных ситуациях социальному работнику необходимо обладать навыками построения и поддер­жания взаимоотношений с пожилыми и престарелыми, помнить, что они испытывают потребности в независимости и проецирова­нии своих психических проявлений. Старые люди весьма негатив­но относятся к попытке руководить ими, давать советы, констру­ировать их жизнь. При работе с ними социальный работник дол­жен:

- демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиен­там;

- апеллировать к их жизненному опыту;

- следить за созданием и поддержанием необходимого психо­климата, способствующего обоюдному доверию в обсуждении значимых проблем;

- подчеркивать искренние интерес к пожилым людям и жела­ние помочь им;

- предоставлять максимальную возможность высказаться;

- говорить просто и понятно, в частности не увлекаться психо­логической терминологией;

- ограничивать контакт 25 — 30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать длительную беседу;

- использовать в процессе работы приемы одобрения и успока­ивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек ча­сто говорит длинно и запутанно, перескакивая с одной темы на
другую.

При консультировании пожилому человеку должна отводиться равноценная с консультантом роль. Необходимо подчеркивать веру в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определить свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.

Консультировать пожилых людей можно по вопросам развития социальных услуг, переживания тяжелой утраты и острого горя, потери функциональной способности, трудностей или конфлик­тов в общении, связи прошлого с настоящим, адаптации к но­вым обстоятельствам или условиям жизни и т.д. Наиболее важны и эффективны следующие направления психологического консуль­тирования:

- возрастно-психологическое;

- семейное психологическое;

- профориентационное психологическое;

- индивидуальное психологическое.

Возрастно-психологическое консультирование. Пожилые люди де­лятся на две возрастные группы — от 60 до 75 лет и старше 75 лет, — неодинаковые по своему психологическому и медицинскому со­стоянию. Представители первой группы сохраняют довольно вы­сокий уровень активности. Наиболее значимые для них пробле­мы — нарушение социально-психологической адаптации и вызываемый этим психологический дискомфорт. В группе старшей 75 лет на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью по­стоянного ухода.

Для пожилого человека период выхода на пенсию — норма­тивный возрастной кризис, когда создается противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и по­требностями человека (продолжать социально значимую деятель­ность, сохранять свое положение в семье и обществе). Выход на пенсию прерывает нормальный жизненный ритм пожилого чело­века, происходит переход от продуктивной в экономическом смыс­ле роли к непродуктивной, и он может оказаться стрессовым.

Человеку старшего возраста приходится менять внутреннюю позицию по отношению к жизни, принимать новый этап своего жизненного пути, переоценивать ценности, переживать и прини­мать возрастающую зависимость от других людей.

Возрастно-психологическое консультирование дает возмож­ность пожилому человеку узнать содержание нормативного воз­растного кризиса и быть готовым к принятию соответствующих изменений — образа жизни, внутренней позиции по отноше­нию к жизни.

В процессе возрастно-психологического консультирования не­обходимо решить две проблемы: помочь подготовиться к освое­нию «статуса пенсионера», принять свою старость с неизбежны­ми изменениями образа жизни, физической невостребованностью, потерей многих социальных связей. (Западные фирмы и организа­ции проводят курсы по подготовке к выходу на пенсию, помогая людям предпенсионного возраста адаптироваться к новому пери­оду в их жизни.)

При консультировании желательно обращение к членам се­мьи, которые смогут помочь воссоздать жизненный путь пожило­го человека. При этом можно уточнить следующие сведения:

- анкетные данные и основные сведения о семье;

- особенности прохождения жизненного пути пожилого чело­века: успешность обучения в школе, других учебных заведениях, этапы профессионального роста, перемены места работы, заслу­ги, награды;

- особенности личности;

- характер межличностных взаимоотношений с членами се­мьи, друзьями, коллегами по работе, соседями;

- сведения о состоянии здоровья, перенесенных травмах, опе­рациях и т.п.

Семейное психологическое консультирование.В работе с пожи­лыми людьми семейное психологическое консультирование име­ет большое значение, так как в семьях совместно проживают пред­ставители разных возрастов. Важно знать условия жизни старого человека в семье, его занятость в системе жизнеобеспечения се­мьи, участие в воспитании внуков, стиль общения между члена­ми семьи, характер взаимоотношений пожилого человека с род­ными и близкими (уважительное, снисходительное, грубое отно­шение; опека, руководство им, формальные или неформальные проявления подчинения по отношению к нему).

Задача семейного психологического консультирования — по­мочь семье, в которой проживает пожилой родственник, в созда­нии оптимального внутрисемейного психологического климата. Члены семьи должны знать психологические особенности пожи­лых людей, правила общения с ними. К старым людям необходи­мо относиться ласково, внимательно, проявляя любовь и заботу, уважение к их мудрости, богатому жизненному опыту, ни в коем случае не отвечать им раздраженно или озлобленно.

Внимательное отношение к старикам, любовь и забота о них гарантирует долгое сохранение психологического благополучия стариков. Уважение к их мудрости, обращение к богатому жиз­ненному опыту побуждает пожилых людей поддерживать свой жизненный тонус, нести ответственность за данные советы, про­являть терпимость к новым условиям жизни и потребностям мо­лодого поколения. Семейное общение дает старикам ощущение нужности, собственной значимости, сопричастности жизни. При­вязанность поколений облегчает период, когда старики станут совсем беспомощными и неспособными к самообслуживанию.

Иногда пожилому человеку требуется, чтобы его просто вы­слушали. С возрастом у человека усиливается потребность расска­зывать о себе, своей жизни, но проблема в том, что их некому слушать, нет слушателей. Социальный работник должен уметь это сам и объяснить родственникам необходимость терпеливо выслушивать своего пожилого члена семьи. Если пожилой человек рассказывает свою историю, нужно соответствующим образом реагировать на его повествование: показывать ему свою заинтере­сованность, избавляя этим рассказчика от болезненных пережи­ваний. Хорошо применять метод биографического интервьюиро­вания, чтобы высветить положительные моменты и события в жизни пожилого человека. Стимуляция воспоминаний может по­мочь ему принять свою жизнь, понять, что она прошла не зря. Три подхода к функциям воспоминаний:

1) самотождественность. В происходящих событиях есть нечто неизменное (стабильность); человек связан со стабильностью, т.е. прошлое «работает» на него;

2) пересмотр жизни (подход Э.Эриксона). Человек должен по­нять прошлое, разобраться в нем и через это понять себя, при­нять свою жизнь;

3) подход культурной антропологии. Важность роли воспоми­наний старых людей в традиционном обществе.

Консультация проводится также и с самими пожилыми людь­ми, которых знакомят с закономерностями психологических из­менений в старости, ролью пожилых в семье, их значении для ее стабилизации.

Профориентационное психологическое консультирование.Оно затрагивает вопросы профессионального самоопределения после выхода на пенсию, когда многие пожилые люди сохраняют спо­собность к производительному труду. Они имеют высокий интел­лект, соответствующее образование, мотивацию, установки. Од­нако на пути трудовой занятости пожилых людей возникает мно­го сложностей (их выделил датский социолог С.Форсман).

Психологическая сложность. Объективная самооценка пожилых людей, которые не видят перспективы в своей дальнейшей про­изводственной деятельности. В некоторых фирмах уже в 37—40 лет человек считается бесперспективным.

Финансовая сложность. Пожилым людям предприниматели ста­раются платить меньше.

Демографическая сложность. Старение всего населения и обо­стрение конкуренции среди пожилых и молодых.

Адаптационная сложность. Пожилые люди не всегда готовы оставить свою профессию и приобрести новую, современную.

Проблемы российских пенсионеров схожи с теми, что описал С. Форсман.

Несмотря на то, что существует некоторое предубеждение про­тив пожилых работников, не следует исключать такие факторы, как интеллект, мотивация, установки и образование. Консульти­рование предполагает смену установок, борьбу с тревогой и из­бавление от устоявшихся привычек. Для пожилого человека стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоцио­нальный мотив. Для его самоутверждения очень важно, что он способен к труду, деньги же выступают эталоном его оценки.

Профориентационное консультирование предлагает програм­мы обучения пенсионеров, неполной занятости или легкого тру­да для них.

Индивидуальное психологическое консультированиепожилых включает ознакомление с различными моделями старения, све­дениями о влиянии образа жизни на процессы старения, психо­логические консультации в особых случаях (потеря близких, глу­бокая депрессия, преддверие смерти).

Психологическое консультирование и психотерапия могут по­мочь пожилым осознать, что их физические и интеллектуальные способности сохраняются довольно долго, и они способны к раз­витию и личностному росту. Крупнейший русский педагог П. Ф. Лесгафт писал: «Жизнь должна быть деятельной как в физи­ческом, так и в умственном отношении. Организм человека пост­роен таким образом, что он требует постоянной деятельности; как только в каком-либо отношении деятельность уменьшается, так органы ослабевают и начинают подвергаться регрессивному изменению»1.

Много примеров, когда люди в преклонном возрасте были полны сил и сохраняли активную жизненную позицию. Известны ученые, которые после 70 лет успешно работали— П.Ламарк, М.Эйлер, К.Лаплас, Г.Галилей, Им.Кант и другие. А.Гумбольд писал «Космос» с 75 до 89 лет, И.П.Павлов создал «Двадцати­летний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» писал в 77 лет.

Г. А. Николаев (1903—1992), академик, ректор МВТУ им. Н. Ба­умана в 1964—1985гг. продолжал активно заниматься научной деятельностью, уделяя много внимания развитию новых направ­лений исследований и работе с молодыми учеными. В этот период им опубликовано несколько новых учебников и монографий. Из­вестный ученый академик Д.С.Лихачев также до самой смерти сохранял активность. И этот список можно продолжать.

Большое значение имеет отношение человека к самому себе, самоощущение старости. Выделен ряд этапов психологического старения, не зависящих от паспортного возраста.

Первый этап. После выхода на пенсию у человека сохра­няется связь с профессиональным видом деятельности. Чаще все­го это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Человек либо непосредственно принимает эпизодическое участие в выполнении прежней работы, либо опосредованно через чтение специальной литературы и написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь после выхода на пенсию сразу обрывается, человек, минуя первый этап, переходит на вто­рой.

Второй этап. Профессиональная привязанность пропада­ет, человек ведет разговоры на бытовые темы, принимает участие в обсуждении телевизионных программ, здоровья, семейных со­бытий, успехов детей, внуков и т.д. В группе пожилых людей это­го этапа не имеет значение род их занятий до выхода на пенсию, и не отличишь, кто какую профессию имел.

Третий этап. Здесь главное — забота о собственном здоро­вье, разговоры о болезнях, лекарствах, способах лечения и т. д. Наиболее значимым человеком становится врач, его профессио­нальные и личностные качества.

Четвертый этап. Смысл жизни — сохранение самой жиз­ни. Круг общения пожилого человека крайне сужен: врач, соци­альный работник, близкие родственники, некоторые соседи. Ред­кие телефонные разговоры со старыми друзьями.

Пятый этап. Витальные потребности: еда, покой, сон. Прак­тически отсутствуют эмоции, потребность в общении.

Пожилому человеку, как, впрочем, и любому другому, прихо­дится переживать кризис потери близкого человека: супруга (суп­руги), друзей, знакомых, соседей. Хотя потеря близких пожилы­ми людьми переносится не так бурно, как молодыми, они быст­рее смиряются с этим испытанием, все же из их жизни уходит целый мир — мир связей, привязанностей, отношений, заботы. Скорбь при утрате близких может оказаться травмирующим собы­тием. Для любого человека свое горе уникально, неповторимо, оно может приводить к психологическим кризисам. Каждый чело­век должен сам справиться с ним. Большинство скорбящих про­ходят через ряд определенных эмоциональных состояний. Родствен­ники и социальные работники могут помочь им справиться со скорбью, направить их на обретение нового смысла жизни в со­хранении памяти о своем спутнике жизни.

Скорбь выбивает человека из равновесия — эмоционально, физически и умственно. Первая реакция чаще всего — оцепене­ние или неверие, особенно если смерть неожиданна. Скорбящий человек чувствует пустоту и депрессию, не видит смысла в жизни. Особенно травмирует смерть жены или мужа. Скорбящий неожи­данно остается один после многих лет совместной жизни. Ему надо заново учиться жить по-новому, заводить друзей.

По мнению скорбящих, окружающие могут помочь им пере­нести горе, если:

- говорят, что знают, что случилось, а не молчат;

-кто-то находится рядом и может посоветовать, что нужно делать дальше;

- люди помогают все вспомнить, поскольку хочется говорить снова и снова об ушедшем близком, дорогом человеке, произо­шедшем событии.

При потере близкого человек испытывает печаль, чувство вины перед умершим, иногда не может совладать с гневом, страхом. Консультант может помочь пожилому человеку облегчить чув­ство вины, выслушивая его и искренне сопереживая горю, фик­сируя его внимание на том хорошем, счастливом, что ими пере­жито вместе. Надо дать возможность человеку говорить столько, сколько ему захочется, даже если он повторяет одно и то же несколько раз. Воспоминание о покойном, а не полное его заб­вение очень важны. Разговоры о нем и воскрешение в памяти всего хорошего, связанного с ним, могут принести большую пользу. При этом консультант не обделяет вниманием и родствен­ников, помогая им правильно реагировать на печаль и горе близ­кого человека.

При тяжелой депрессии пожилому человеку помимо консуль­тации необходима психотерапевтическая помощь. Задача кон­сультанта заключается в том, чтобы показать, что пессимисти­ческий взгляд на мир — это результат депрессивного состоя­ния, следовательно, его можно изменить, и все будет казаться гораздо лучше. Необходимо активно расспрашивать пожилого человека о переживаниях и обстоятельствах его жизни. На пер­вых порах встречаться часто (2 — 3 раза в неделю), затем посте­пенно число встреч уменьшать, побуждая клиента к более ак­тивной роли при встрече.

Человек, стоящий на пороге смерти, также нуждается в помо­щи профессионального консультанта. В восточных странах, испо­ведующих буддизм, подготовка человека к уходу и его проводы — целый ритуал. Внимание умирающего необходимо направить на важные и хорошие дела, которые он сделал при жизни, на его «духовное и экзистенциальное наследие, которое обеспечит ему существование в этом мире после смерти (в памяти, мотивах, чувствах, делах других людей)». Также необходимо выслушать жа­лобы, чаяния и последние распоряжения умирающего, по воз­можности удовлетворить их или пообещать сделать все возмож­ное.

Наши рекомендации