Консультирование людей пожилого возраста.
Специалисту социальной сферы нередко приходится выступать в качестве консультанта, поэтому навыки консультирования помогут ему лучше понимать других людей, сочувствовать их потребностям, что, в свою очередь, будет способствовать установлению с ними контактов.
Основные принципы консультирования, базирующиеся на мониторинге качества обслуживания:
· принцип активности. Внимание фокусируется на позитивных качествах и компетентности старых людей, а не только на их инвалидности и формах дискриминации из-за возраста;
· принцип приспособления. Опора на способности пожилых людей самостоятельно справляться с трудностями и предоставление им для этого возможности;
· принцип независимости. Удовлетворение потребностей пожилых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над их жизнью.
Консультирование позволяет узнать потребности пожилых людей, их отношение к получаемым услугам. Выстраивание отношений с пожилыми людьми в процессе оказания им помощи — для социального работника порой весьма сложное дело. Его клиенты могут испытывать различные чувства: печаль, беспокойство, покинутость и ненужность. В то же время, когда они начинают нуждаться в посторонней помощи, могут быть расстроены из-за потери самостоятельности. В таких сложных ситуациях социальному работнику необходимо обладать навыками построения и поддержания взаимоотношений с пожилыми и престарелыми, помнить, что они испытывают потребности в независимости и проецировании своих психических проявлений. Старые люди весьма негативно относятся к попытке руководить ими, давать советы, конструировать их жизнь. При работе с ними социальный работник должен:
- демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;
- апеллировать к их жизненному опыту;
- следить за созданием и поддержанием необходимого психоклимата, способствующего обоюдному доверию в обсуждении значимых проблем;
- подчеркивать искренние интерес к пожилым людям и желание помочь им;
- предоставлять максимальную возможность высказаться;
- говорить просто и понятно, в частности не увлекаться психологической терминологией;
- ограничивать контакт 25 — 30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать длительную беседу;
- использовать в процессе работы приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивая с одной темы на
другую.
При консультировании пожилому человеку должна отводиться равноценная с консультантом роль. Необходимо подчеркивать веру в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определить свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.
Консультировать пожилых людей можно по вопросам развития социальных услуг, переживания тяжелой утраты и острого горя, потери функциональной способности, трудностей или конфликтов в общении, связи прошлого с настоящим, адаптации к новым обстоятельствам или условиям жизни и т.д. Наиболее важны и эффективны следующие направления психологического консультирования:
- возрастно-психологическое;
- семейное психологическое;
- профориентационное психологическое;
- индивидуальное психологическое.
Возрастно-психологическое консультирование. Пожилые люди делятся на две возрастные группы — от 60 до 75 лет и старше 75 лет, — неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Представители первой группы сохраняют довольно высокий уровень активности. Наиболее значимые для них проблемы — нарушение социально-психологической адаптации и вызываемый этим психологический дискомфорт. В группе старшей 75 лет на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода.
Для пожилого человека период выхода на пенсию — нормативный возрастной кризис, когда создается противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями человека (продолжать социально значимую деятельность, сохранять свое положение в семье и обществе). Выход на пенсию прерывает нормальный жизненный ритм пожилого человека, происходит переход от продуктивной в экономическом смысле роли к непродуктивной, и он может оказаться стрессовым.
Человеку старшего возраста приходится менять внутреннюю позицию по отношению к жизни, принимать новый этап своего жизненного пути, переоценивать ценности, переживать и принимать возрастающую зависимость от других людей.
Возрастно-психологическое консультирование дает возможность пожилому человеку узнать содержание нормативного возрастного кризиса и быть готовым к принятию соответствующих изменений — образа жизни, внутренней позиции по отношению к жизни.
В процессе возрастно-психологического консультирования необходимо решить две проблемы: помочь подготовиться к освоению «статуса пенсионера», принять свою старость с неизбежными изменениями образа жизни, физической невостребованностью, потерей многих социальных связей. (Западные фирмы и организации проводят курсы по подготовке к выходу на пенсию, помогая людям предпенсионного возраста адаптироваться к новому периоду в их жизни.)
При консультировании желательно обращение к членам семьи, которые смогут помочь воссоздать жизненный путь пожилого человека. При этом можно уточнить следующие сведения:
- анкетные данные и основные сведения о семье;
- особенности прохождения жизненного пути пожилого человека: успешность обучения в школе, других учебных заведениях, этапы профессионального роста, перемены места работы, заслуги, награды;
- особенности личности;
- характер межличностных взаимоотношений с членами семьи, друзьями, коллегами по работе, соседями;
- сведения о состоянии здоровья, перенесенных травмах, операциях и т.п.
Семейное психологическое консультирование.В работе с пожилыми людьми семейное психологическое консультирование имеет большое значение, так как в семьях совместно проживают представители разных возрастов. Важно знать условия жизни старого человека в семье, его занятость в системе жизнеобеспечения семьи, участие в воспитании внуков, стиль общения между членами семьи, характер взаимоотношений пожилого человека с родными и близкими (уважительное, снисходительное, грубое отношение; опека, руководство им, формальные или неформальные проявления подчинения по отношению к нему).
Задача семейного психологического консультирования — помочь семье, в которой проживает пожилой родственник, в создании оптимального внутрисемейного психологического климата. Члены семьи должны знать психологические особенности пожилых людей, правила общения с ними. К старым людям необходимо относиться ласково, внимательно, проявляя любовь и заботу, уважение к их мудрости, богатому жизненному опыту, ни в коем случае не отвечать им раздраженно или озлобленно.
Внимательное отношение к старикам, любовь и забота о них гарантирует долгое сохранение психологического благополучия стариков. Уважение к их мудрости, обращение к богатому жизненному опыту побуждает пожилых людей поддерживать свой жизненный тонус, нести ответственность за данные советы, проявлять терпимость к новым условиям жизни и потребностям молодого поколения. Семейное общение дает старикам ощущение нужности, собственной значимости, сопричастности жизни. Привязанность поколений облегчает период, когда старики станут совсем беспомощными и неспособными к самообслуживанию.
Иногда пожилому человеку требуется, чтобы его просто выслушали. С возрастом у человека усиливается потребность рассказывать о себе, своей жизни, но проблема в том, что их некому слушать, нет слушателей. Социальный работник должен уметь это сам и объяснить родственникам необходимость терпеливо выслушивать своего пожилого члена семьи. Если пожилой человек рассказывает свою историю, нужно соответствующим образом реагировать на его повествование: показывать ему свою заинтересованность, избавляя этим рассказчика от болезненных переживаний. Хорошо применять метод биографического интервьюирования, чтобы высветить положительные моменты и события в жизни пожилого человека. Стимуляция воспоминаний может помочь ему принять свою жизнь, понять, что она прошла не зря. Три подхода к функциям воспоминаний:
1) самотождественность. В происходящих событиях есть нечто неизменное (стабильность); человек связан со стабильностью, т.е. прошлое «работает» на него;
2) пересмотр жизни (подход Э.Эриксона). Человек должен понять прошлое, разобраться в нем и через это понять себя, принять свою жизнь;
3) подход культурной антропологии. Важность роли воспоминаний старых людей в традиционном обществе.
Консультация проводится также и с самими пожилыми людьми, которых знакомят с закономерностями психологических изменений в старости, ролью пожилых в семье, их значении для ее стабилизации.
Профориентационное психологическое консультирование.Оно затрагивает вопросы профессионального самоопределения после выхода на пенсию, когда многие пожилые люди сохраняют способность к производительному труду. Они имеют высокий интеллект, соответствующее образование, мотивацию, установки. Однако на пути трудовой занятости пожилых людей возникает много сложностей (их выделил датский социолог С.Форсман).
Психологическая сложность. Объективная самооценка пожилых людей, которые не видят перспективы в своей дальнейшей производственной деятельности. В некоторых фирмах уже в 37—40 лет человек считается бесперспективным.
Финансовая сложность. Пожилым людям предприниматели стараются платить меньше.
Демографическая сложность. Старение всего населения и обострение конкуренции среди пожилых и молодых.
Адаптационная сложность. Пожилые люди не всегда готовы оставить свою профессию и приобрести новую, современную.
Проблемы российских пенсионеров схожи с теми, что описал С. Форсман.
Несмотря на то, что существует некоторое предубеждение против пожилых работников, не следует исключать такие факторы, как интеллект, мотивация, установки и образование. Консультирование предполагает смену установок, борьбу с тревогой и избавление от устоявшихся привычек. Для пожилого человека стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения очень важно, что он способен к труду, деньги же выступают эталоном его оценки.
Профориентационное консультирование предлагает программы обучения пенсионеров, неполной занятости или легкого труда для них.
Индивидуальное психологическое консультированиепожилых включает ознакомление с различными моделями старения, сведениями о влиянии образа жизни на процессы старения, психологические консультации в особых случаях (потеря близких, глубокая депрессия, преддверие смерти).
Психологическое консультирование и психотерапия могут помочь пожилым осознать, что их физические и интеллектуальные способности сохраняются довольно долго, и они способны к развитию и личностному росту. Крупнейший русский педагог П. Ф. Лесгафт писал: «Жизнь должна быть деятельной как в физическом, так и в умственном отношении. Организм человека построен таким образом, что он требует постоянной деятельности; как только в каком-либо отношении деятельность уменьшается, так органы ослабевают и начинают подвергаться регрессивному изменению»1.
Много примеров, когда люди в преклонном возрасте были полны сил и сохраняли активную жизненную позицию. Известны ученые, которые после 70 лет успешно работали— П.Ламарк, М.Эйлер, К.Лаплас, Г.Галилей, Им.Кант и другие. А.Гумбольд писал «Космос» с 75 до 89 лет, И.П.Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» писал в 77 лет.
Г. А. Николаев (1903—1992), академик, ректор МВТУ им. Н. Баумана в 1964—1985гг. продолжал активно заниматься научной деятельностью, уделяя много внимания развитию новых направлений исследований и работе с молодыми учеными. В этот период им опубликовано несколько новых учебников и монографий. Известный ученый академик Д.С.Лихачев также до самой смерти сохранял активность. И этот список можно продолжать.
Большое значение имеет отношение человека к самому себе, самоощущение старости. Выделен ряд этапов психологического старения, не зависящих от паспортного возраста.
Первый этап. После выхода на пенсию у человека сохраняется связь с профессиональным видом деятельности. Чаще всего это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Человек либо непосредственно принимает эпизодическое участие в выполнении прежней работы, либо опосредованно через чтение специальной литературы и написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь после выхода на пенсию сразу обрывается, человек, минуя первый этап, переходит на второй.
Второй этап. Профессиональная привязанность пропадает, человек ведет разговоры на бытовые темы, принимает участие в обсуждении телевизионных программ, здоровья, семейных событий, успехов детей, внуков и т.д. В группе пожилых людей этого этапа не имеет значение род их занятий до выхода на пенсию, и не отличишь, кто какую профессию имел.
Третий этап. Здесь главное — забота о собственном здоровье, разговоры о болезнях, лекарствах, способах лечения и т. д. Наиболее значимым человеком становится врач, его профессиональные и личностные качества.
Четвертый этап. Смысл жизни — сохранение самой жизни. Круг общения пожилого человека крайне сужен: врач, социальный работник, близкие родственники, некоторые соседи. Редкие телефонные разговоры со старыми друзьями.
Пятый этап. Витальные потребности: еда, покой, сон. Практически отсутствуют эмоции, потребность в общении.
Пожилому человеку, как, впрочем, и любому другому, приходится переживать кризис потери близкого человека: супруга (супруги), друзей, знакомых, соседей. Хотя потеря близких пожилыми людьми переносится не так бурно, как молодыми, они быстрее смиряются с этим испытанием, все же из их жизни уходит целый мир — мир связей, привязанностей, отношений, заботы. Скорбь при утрате близких может оказаться травмирующим событием. Для любого человека свое горе уникально, неповторимо, оно может приводить к психологическим кризисам. Каждый человек должен сам справиться с ним. Большинство скорбящих проходят через ряд определенных эмоциональных состояний. Родственники и социальные работники могут помочь им справиться со скорбью, направить их на обретение нового смысла жизни в сохранении памяти о своем спутнике жизни.
Скорбь выбивает человека из равновесия — эмоционально, физически и умственно. Первая реакция чаще всего — оцепенение или неверие, особенно если смерть неожиданна. Скорбящий человек чувствует пустоту и депрессию, не видит смысла в жизни. Особенно травмирует смерть жены или мужа. Скорбящий неожиданно остается один после многих лет совместной жизни. Ему надо заново учиться жить по-новому, заводить друзей.
По мнению скорбящих, окружающие могут помочь им перенести горе, если:
- говорят, что знают, что случилось, а не молчат;
-кто-то находится рядом и может посоветовать, что нужно делать дальше;
- люди помогают все вспомнить, поскольку хочется говорить снова и снова об ушедшем близком, дорогом человеке, произошедшем событии.
При потере близкого человек испытывает печаль, чувство вины перед умершим, иногда не может совладать с гневом, страхом. Консультант может помочь пожилому человеку облегчить чувство вины, выслушивая его и искренне сопереживая горю, фиксируя его внимание на том хорошем, счастливом, что ими пережито вместе. Надо дать возможность человеку говорить столько, сколько ему захочется, даже если он повторяет одно и то же несколько раз. Воспоминание о покойном, а не полное его забвение очень важны. Разговоры о нем и воскрешение в памяти всего хорошего, связанного с ним, могут принести большую пользу. При этом консультант не обделяет вниманием и родственников, помогая им правильно реагировать на печаль и горе близкого человека.
При тяжелой депрессии пожилому человеку помимо консультации необходима психотерапевтическая помощь. Задача консультанта заключается в том, чтобы показать, что пессимистический взгляд на мир — это результат депрессивного состояния, следовательно, его можно изменить, и все будет казаться гораздо лучше. Необходимо активно расспрашивать пожилого человека о переживаниях и обстоятельствах его жизни. На первых порах встречаться часто (2 — 3 раза в неделю), затем постепенно число встреч уменьшать, побуждая клиента к более активной роли при встрече.
Человек, стоящий на пороге смерти, также нуждается в помощи профессионального консультанта. В восточных странах, исповедующих буддизм, подготовка человека к уходу и его проводы — целый ритуал. Внимание умирающего необходимо направить на важные и хорошие дела, которые он сделал при жизни, на его «духовное и экзистенциальное наследие, которое обеспечит ему существование в этом мире после смерти (в памяти, мотивах, чувствах, делах других людей)». Также необходимо выслушать жалобы, чаяния и последние распоряжения умирающего, по возможности удовлетворить их или пообещать сделать все возможное.