Тема 3.1. Социальное положение и психологические особенности престарелых людей и инвалидов.

Содержание

№ п/п Название темы Стр.
1. Тема 3.1. Социальное положение и психологические особенности престарелых людей и инвалидов.  
2. Тема 3.2. Первичная психологическая поддержка клиента  
3. Тема 3.3. Профессионально-личностные требования к социальному работнику  

Курс лекций по междисциплинарному комплексу (МДК) 04.03. Основы профессионального общения

Тема 3.1. Социальное положение и психологические особенности престарелых людей и инвалидов.

Введение.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Старение – процесс продолжительный, начинающийся с постепенного снижения функ­циональных возможностей человеческого организма.

С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации, мужчины и женщины становятся менее податливыми, любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надеж­ности.

Важно понимать, что старение не является болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционирова­нии всех систем организма.

Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п.? Или же напро­тив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реально­стей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нуж­ным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на преды­дущих этапах жизни)?

Выделяются два типа старения. Люди первого типа выходят на пенсию мужественно, без особых эмоциональных нарушений, стараются справиться с «шоком отставки», занимаются поиском работы или включением в общественную жизнь, планированием свободного времени. Для определенной части из них выход на пен­сию воспринимается с радостью, он означает освобождение от социальных ограничений, предписаний, возможность заняться любимым делом, появляются новые способности, реализующие­ся в увлекательных занятиях.

У многих в этот период появляется желание передавать про­фессиональный опыт своим ученикам, они испытывают тягу к воспитанию молодого поколения, наставничеству. Занятия интересным делом, установление новых дружеских связей, сохране­ние способности контролировать себя и свое окружение, события создают ощущение полноценной жизни, порождают удовлетво­ренность ею и увеличивают ее продолжительность.

Для людей второго типа выход на пенсию — трагедия, поскольку круг их интересов резко сужается, что приводит к пассивному отношению к жизни. Люди теряют уважение к себе, личностную идентичность, у них появляется чувство ненужности и неспособ­ности построить новую систему идентификаций. Они тяжело пе­реживают свой возраст, не борются за себя, погружаются в про­шлое, быстро дряхлеют, жизненный мир воспринимают как ис­точник непреодолимых трудностей и неприятностей.

Требуется специальная подготовка для формирования в созна­нии пожилого человека положительного отношения к выходу на пенсию. В процессе консультирования необходимо сориентировать его на занятость определенным делом, которое бы увлекало его и в то же время было социально значимым. Сделать это непросто, и может быть сделана не одна попытка, пока человек не определит­ся в своем выборе.

Чтобы помочь человеку в принятии старости, нахождении но­вого смысла жизни, некоторые специалисты предлагают разде­лить пожилых людей по типам в зависимости от основных ин­тересов в их жизни:

семейный тип. Нацелен на семью и ее благополучие;

одинокий тип. Наполненной жизни достигает главным обра­зом за счет общения с самим собой, собственными воспомина­ниями;

творческий тип. Не обязательно человек творческой профес­сии, это человек, который реализует себя и полон творческих планов;

социальный тип. Пенсионер-общественник, занятый обществен­но-полезными в его представлении делами и мероприятиями;

политический тип. Активно или пассивно участвует в полити­ческой жизни;

религиозный тип. Человек полностью поглощен конфессиональ­ными проблемами;

угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым заняти­ем, не нашел применения своим силам;

больной тип. Люди, занятые не столько поддержанием собствен­ного здоровья, сколько наблюдением за протеканием своей бо­лезни. Свою болезнь они холят и лелеют.

Если пожилой человек в состоянии разработать стиль жизни, сохранив связь с прошлым, и определить новые смыслы жизни, он хорошо приспосабливается к новому состоянию, обеспечивает себе нормальное, достойное существование в старости.

2. Психологический портрет пожилого человека

Исследования и повседневная практика показывают, что существуют не­которые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого че­ловека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается коли­чество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество. Он лишается возможности общения, посильной помо­щи, постоянного движения и действия. Равнодушие к себе и окружающему миру пагубно влияет на пожилого человека. Отсутствие социальных контак­тов ведет к снижению жизненного интереса.

Явно проявляется психологическая защита, сковывающая разум, чувства, жизнедеятельность людей «третьего» возраста. Психологическая защита как свойство личности позволяет человеку организовывать временное ду­шевное равновесие. Но для пожилых людей порой такая защита приносит отрицательный эффект, т. к. приводит к стремлению избежать новой ин­формации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся стерео­типов.

У старого человека своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое, вспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Отсюда появляются такие черты, как осторож­ность, бережливость, запасливость. Бег времени становится более плав­ным. Заблаговременно планируется то или иное действие: сходить в аптеку, магазин, к друзьям, в больницу. К ним пожилой человек готовится мораль­но. Духовная старость связана с неспособностью к восприятию нового. По­жилые люди пытаются создать из своей юности нечто вроде утраченного рая, переживая и сожалея о ней. Концентрируются на прошлом, не замечая настоящее. Постоянно находясь в прошлом, человек теряет будущее, пере­стает развиваться как личность.

У пожилых людей часто ярче проявляются отдельные черты характера, ко­торые в молодости маскировались, не проявлялись отчетливо. Такие черты как обидчивость, раздражительность, капризность, сварливость, жадность, вспыльчивость и др.

Развивается эгоцентризм. К 60-ти годам взгляды и принципы костенеют, следствием чего является нетерпимость, фанатизм. Поэтому человек может проявлять некоторую агрессию, защищая свои принципы.

Часто болтливость и некоторая навязчивость говорят о нехватке общения. Старых друзей не осталось, родные живут отдельно, да и все рассказы уже знают наизусть. Ухудшается способность личностных контактов, к уста­новлению социальных связей. Из-за снижения эмоциональной окраски в общении, усиливается роль стереотипов и навыков общения, накопленных в жизненном опыте, что ведет к стандартизации общения в обычных усло­виях.

К возрастным изменениям можно отнести повышенную серьезность ко все­му, обидчивость. Неуверенность в своих силах рождает тревожность и мнительность. ­ В таком состоянии подчеркиваются негативные черты характера — консер­ватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, недовер­чивость. Процессы мышления затормаживаются, что приводит к трудностям социальной адаптации, и здесь большую роль играет отсутствие мотивации саморазвития, личностного роста.

Для современных пожилых людей характерно чрезмерное погружение в болезни. Подобное поведение влечет за собой негативные эмоции и де­прессивное состояние (около 60 % людей после 55 лет находятся в состоя­нии депрессии), сопровождающиеся чувством ненужности и одиночества.

Многим старым людям свойственно ощущение одиночества. Одиночество как психологическое явление связано с особенностями мышления. У чле­нов семьи из разных поколений представление о различных сферах жизни разное, соответствующее каждому возрасту. Но пожилым людям труднее сориентироваться в представлениях детей и внуков, труднее найти взаимо­понимание, а друзей становится все меньше. Не находя единомышленни­ков, старики не могут выразить все свои мысли и чувства, а если и могут, то часто остаются непонятыми.

Таким образом, характеризуя психологические особенности людей пожило­го возраста, чаще всего называются негативные, отрицательные характери­стики, из которых мог бы получиться вот такой «психологический портрет»:

• снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой;

• опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти;

• угрюмость, раздражительность, пессимизм;

• снижение интереса к новому — отсюда брюзжание, ворчливость;

• замыкание интересов на себе — эгоистичность, эгоцентричность, повы­шенное внимание к своему телу;

• неуверенность в завтрашнем дне — это делает стариков мелочными, ску­пыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициа­тивными.

Однако исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельству­ют о многообразных проявлениях положительного отношения старого чело­века к жизни, к людям, к себе.

Принятие «статуса пенсионера» зависит в большей степени от личных установок пожилого человека, его умения строить свою жизнь. Существует прямая связь между отношением к выходу на пенсию и последующей психической декомпенсацией.

И.С. Кон выделяет следующие благополучные социально-психологические типы старости.

Первый тип — активная творческая старость, когда ветераны, уходя на за­служенный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в вос­питании молодежи — живут полнокровной жизнью, не испытывая какой- либо ущербности.

Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются де­лами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и пр. Для этого типа стариков характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.

Третий тип, а это преимущественно женщины, находит главное приложение своих сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщи­нам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, как от­мечают психологи, удовлетворенность жизнь у этой группы людей ниже, чем у первых двух.

Четвертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активно­сти, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болез­ней, повышенная тревожность.

Основными факторами, способствующими старению можно считать:

- отсутствие четкого жизненного ритма;

-сужение сферы общения;

- уход от активной трудовой деятельности;

- синдром «опустошения гнезда»;

- уход человека в себя;

- ощущение одиночества;

- ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жиз­ненные события и ситуации.

Многие из этих факторов можно предупредить или относительно безбо­лезненно преодолеть за счет изменения отношения к процессу старения в целом.

Культура питания

Нерациональное питание - один из важнейших факторов риска преждевре­менного старения.

Питание должно быть разнообразным, умеренным и соответствовать воз­растным потребностям и энергозатратам. В пожилом возрасте, когда энергозатраты ограничены, калорийность пищи должна составлять 1900-2000 ккал, для мужчин 2200-3000 ккал.

Режим питания целесообразно установить не менее 3-4 раз в сутки, послед­ний прием пищи - за 2-3 часа до сна. Не должны употребляться жирные сорта пшеницы, субпродукты, богатые холестерином (печень, мозги, вымя, икра). Шире должны включаться в рацион питания овощи и фрукты. Боль­ше должны потребляться зелень, лук, чеснок, петрушка, укроп.

Ежедневно необходимо включать в пищу продукты моря и морскую рыбу, консервы из морской рыбы. Они отличаются наиболее удельным содер­жанием разнообразных микроэлементов, например, йода, брома, фтора и благодаря этому способны компенсировать неполноценности нашей диеты.

Культура движения

Возрастные изменения в организме физиологически неизбежны, но каж­дый человек способен их отдалить. Для этого уже с 40-летнего возраста необходимо начинать борьбу за свое здоровье и сохранение активного долголетия.

Движения являются пищей для половины нашего тела, составленной мыш­цами. Без этой пищи мускулатура атрофируется, регулярное разнообразное и продолжительное движение- это биологический императив, неподчине­ние которому влечет за собой не только дряблость и отвратительность теле­сных форм, но и сотни тяжелых болезней. Органы человека отличаются большим резервом функций. В обычной по­вседневной деятельности участвуют лишь от 35% его абсолютных возмож­ностей. Остальные 65% без тренировки будут атрофироваться, будут терять­ся резервы. Это дорога к дезадаптации. Если не заниматься физической тренировкой, то сердечно-сосудистая и дыхательная система начинают стареть уже с 12-13 лет. Интенсивную физическую тренировку необходи­мо включать в обязательный режим дня не позднее 30 лет. Именно с этого возраста у современного человека начинается особенно бурное угасание функций и старение всех основных систем жизнеобеспечения.

Малоподвижный образ жизни приводит к общему нарушению обмена ве­ществ: ускоренному выведению азота, серы, фосфора, кальция. Из-за уменьшения экскурсии грудной клетки, диафрагмы и брюшной стенки соз­даются предпосылки для заболеваний дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем.

В процессе мышечной работы в кровь выделяются эндорфины- гормоны, снижающие болевые ощущения и улучшающие самочувствие и настроение. Возрастает также уровень энкефаминов, благотворно воздействующих на процессы центральной нервной системы, психические процессы и функции.

Эндорфины и энкефамины способствуют выходу из депрессии, обретению душевного покоя, создают хорошее настроение и даже состояние физиче­ской и духовной одухотворенности, названное древними римлянами эйфо­рией.

Таким образом, движение - важнейший естественный фактор развития и поддержания здорового организма.

Культура эмоций

Если исходить не из биологических, а социально-психологических пред­ставлений о болезни, то ее можно рассматривать как психический срыв, психическую дезадаптацию, дезинтеграцию личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическую дезинтеграцию.

Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разруши­тельной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство бла­годарности и др.) сохраняют здоровье, способствуют успеху и продлению жизни. Эмоции определяют наше настроение - не столь яркое, как сами эмоции, но зато более устойчивое эмоциональное состояние. Грустное, тревожное, умиротворенное, торжественное или веселое настроение является не пред­метным, специально направленным, а личностным и «результативным» фо­новым эмоциональным состоянием. Чувственную основу настроения часто формирует тонус жизнедеятельности, т.е. общее состояние организма или самочувствие. Даже самое прекрасное настроение «портится»- из-за уста­лости, головной боли, энергетического истощения. Поэтому хорошая фи­зическая форма и отличное физическое здоровье- основа прекрасного на­строения и положительных эмоций.

Для сохранения устойчивого эмоционального состояния необходимо:

• взять под контроль свое настроение;

• уменьшить свою чувствительность к чужим словам;

• попытаться навсегда покончить с ненавистью, горечью, завистью, которые как ничто другое ослабевают нервную систему;

• расстаться с беспокойством, снижающим нервную систему;

• не принимать равнодушно любые удары судьбы, не мириться с ни­щетой и не топтаться на месте;

• не жаловаться другим, пытаясь вызвать у них сочувствие и жалость к себе;

• не пытаться «переделать» окружающих на свой лад;

• не сооружать грандиозные перспективные планы;

• превратить укрепление жизнеспособности и здоровья в реальную главнейшую перспективу и ежедневно радоваться малейшим успехам в ее достижении.

Содержание

№ п/п Название темы Стр.
1. Тема 3.1. Социальное положение и психологические особенности престарелых людей и инвалидов.  
2. Тема 3.2. Первичная психологическая поддержка клиента  
3. Тема 3.3. Профессионально-личностные требования к социальному работнику  

Курс лекций по междисциплинарному комплексу (МДК) 04.03. Основы профессионального общения

Тема 3.1. Социальное положение и психологические особенности престарелых людей и инвалидов.

Введение.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Старение – процесс продолжительный, начинающийся с постепенного снижения функ­циональных возможностей человеческого организма.

С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации, мужчины и женщины становятся менее податливыми, любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надеж­ности.

Важно понимать, что старение не является болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционирова­нии всех систем организма.

Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п.? Или же напро­тив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реально­стей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нуж­ным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на преды­дущих этапах жизни)?

Выделяются два типа старения. Люди первого типа выходят на пенсию мужественно, без особых эмоциональных нарушений, стараются справиться с «шоком отставки», занимаются поиском работы или включением в общественную жизнь, планированием свободного времени. Для определенной части из них выход на пен­сию воспринимается с радостью, он означает освобождение от социальных ограничений, предписаний, возможность заняться любимым делом, появляются новые способности, реализующие­ся в увлекательных занятиях.

У многих в этот период появляется желание передавать про­фессиональный опыт своим ученикам, они испытывают тягу к воспитанию молодого поколения, наставничеству. Занятия интересным делом, установление новых дружеских связей, сохране­ние способности контролировать себя и свое окружение, события создают ощущение полноценной жизни, порождают удовлетво­ренность ею и увеличивают ее продолжительность.

Для людей второго типа выход на пенсию — трагедия, поскольку круг их интересов резко сужается, что приводит к пассивному отношению к жизни. Люди теряют уважение к себе, личностную идентичность, у них появляется чувство ненужности и неспособ­ности построить новую систему идентификаций. Они тяжело пе­реживают свой возраст, не борются за себя, погружаются в про­шлое, быстро дряхлеют, жизненный мир воспринимают как ис­точник непреодолимых трудностей и неприятностей.

Требуется специальная подготовка для формирования в созна­нии пожилого человека положительного отношения к выходу на пенсию. В процессе консультирования необходимо сориентировать его на занятость определенным делом, которое бы увлекало его и в то же время было социально значимым. Сделать это непросто, и может быть сделана не одна попытка, пока человек не определит­ся в своем выборе.

Чтобы помочь человеку в принятии старости, нахождении но­вого смысла жизни, некоторые специалисты предлагают разде­лить пожилых людей по типам в зависимости от основных ин­тересов в их жизни:

семейный тип. Нацелен на семью и ее благополучие;

одинокий тип. Наполненной жизни достигает главным обра­зом за счет общения с самим собой, собственными воспомина­ниями;

творческий тип. Не обязательно человек творческой профес­сии, это человек, который реализует себя и полон творческих планов;

социальный тип. Пенсионер-общественник, занятый обществен­но-полезными в его представлении делами и мероприятиями;

политический тип. Активно или пассивно участвует в полити­ческой жизни;

религиозный тип. Человек полностью поглощен конфессиональ­ными проблемами;

угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым заняти­ем, не нашел применения своим силам;

больной тип. Люди, занятые не столько поддержанием собствен­ного здоровья, сколько наблюдением за протеканием своей бо­лезни. Свою болезнь они холят и лелеют.

Если пожилой человек в состоянии разработать стиль жизни, сохранив связь с прошлым, и определить новые смыслы жизни, он хорошо приспосабливается к новому состоянию, обеспечивает себе нормальное, достойное существование в старости.

2. Психологический портрет пожилого человека

Исследования и повседневная практика показывают, что существуют не­которые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого че­ловека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается коли­чество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество. Он лишается возможности общения, посильной помо­щи, постоянного движения и действия. Равнодушие к себе и окружающему миру пагубно влияет на пожилого человека. Отсутствие социальных контак­тов ведет к снижению жизненного интереса.

Явно проявляется психологическая защита, сковывающая разум, чувства, жизнедеятельность людей «третьего» возраста. Психологическая защита как свойство личности позволяет человеку организовывать временное ду­шевное равновесие. Но для пожилых людей порой такая защита приносит отрицательный эффект, т. к. приводит к стремлению избежать новой ин­формации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся стерео­типов.

У старого человека своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое, вспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Отсюда появляются такие черты, как осторож­ность, бережливость, запасливость. Бег времени становится более плав­ным. Заблаговременно планируется то или иное действие: сходить в аптеку, магазин, к друзьям, в больницу. К ним пожилой человек готовится мораль­но. Духовная старость связана с неспособностью к восприятию нового. По­жилые люди пытаются создать из своей юности нечто вроде утраченного рая, переживая и сожалея о ней. Концентрируются на прошлом, не замечая настоящее. Постоянно находясь в прошлом, человек теряет будущее, пере­стает развиваться как личность.

У пожилых людей часто ярче проявляются отдельные черты характера, ко­торые в молодости маскировались, не проявлялись отчетливо. Такие черты как обидчивость, раздражительность, капризность, сварливость, жадность, вспыльчивость и др.

Развивается эгоцентризм. К 60-ти годам взгляды и принципы костенеют, следствием чего является нетерпимость, фанатизм. Поэтому человек может проявлять некоторую агрессию, защищая свои принципы.

Часто болтливость и некоторая навязчивость говорят о нехватке общения. Старых друзей не осталось, родные живут отдельно, да и все рассказы уже знают наизусть. Ухудшается способность личностных контактов, к уста­новлению социальных связей. Из-за снижения эмоциональной окраски в общении, усиливается роль стереотипов и навыков общения, накопленных в жизненном опыте, что ведет к стандартизации общения в обычных усло­виях.

К возрастным изменениям можно отнести повышенную серьезность ко все­му, обидчивость. Неуверенность в своих силах рождает тревожность и мнительность. ­ В таком состоянии подчеркиваются негативные черты характера — консер­ватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, недовер­чивость. Процессы мышления затормаживаются, что приводит к трудностям социальной адаптации, и здесь большую роль играет отсутствие мотивации саморазвития, личностного роста.

Для современных пожилых людей характерно чрезмерное погружение в болезни. Подобное поведение влечет за собой негативные эмоции и де­прессивное состояние (около 60 % людей после 55 лет находятся в состоя­нии депрессии), сопровождающиеся чувством ненужности и одиночества.

Многим старым людям свойственно ощущение одиночества. Одиночество как психологическое явление связано с особенностями мышления. У чле­нов семьи из разных поколений представление о различных сферах жизни разное, соответствующее каждому возрасту. Но пожилым людям труднее сориентироваться в представлениях детей и внуков, труднее найти взаимо­понимание, а друзей становится все меньше. Не находя единомышленни­ков, старики не могут выразить все свои мысли и чувства, а если и могут, то часто остаются непонятыми.

Таким образом, характеризуя психологические особенности людей пожило­го возраста, чаще всего называются негативные, отрицательные характери­стики, из которых мог бы получиться вот такой «психологический портрет»:

• снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой;

• опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти;

• угрюмость, раздражительность, пессимизм;

• снижение интереса к новому — отсюда брюзжание, ворчливость;

• замыкание интересов на себе — эгоистичность, эгоцентричность, повы­шенное внимание к своему телу;

• неуверенность в завтрашнем дне — это делает стариков мелочными, ску­пыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициа­тивными.

Однако исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельству­ют о многообразных проявлениях положительного отношения старого чело­века к жизни, к людям, к себе.

Принятие «статуса пенсионера» зависит в большей степени от личных установок пожилого человека, его умения строить свою жизнь. Существует прямая связь между отношением к выходу на пенсию и последующей психической декомпенсацией.

И.С. Кон выделяет следующие благополучные социально-психологические типы старости.

Первый тип — активная творческая старость, когда ветераны, уходя на за­служенный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в вос­питании молодежи — живут полнокровной жизнью, не испытывая какой- либо ущербности.

Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются де­лами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и пр. Для этого типа стариков характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.

Третий тип, а это преимущественно женщины, находит главное приложение своих сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщи­нам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, как от­мечают психологи, удовлетворенность жизнь у этой группы людей ниже, чем у первых двух.

Четвертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активно­сти, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болез­ней, повышенная тревожность.

Основными факторами, способствующими старению можно считать:

- отсутствие четкого жизненного ритма;

-сужение сферы общения;

- уход от активной трудовой деятельности;

- синдром «опустошения гнезда»;

- уход человека в себя;

- ощущение одиночества;

- ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жиз­ненные события и ситуации.

Многие из этих факторов можно предупредить или относительно безбо­лезненно преодолеть за счет изменения отношения к процессу старения в целом.

Наши рекомендации