Возникновение конфликтов между педагогами и учениками
Процесс обучения и воспитания, основанный на общении, не-возможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация педа-гогов с детьми является составной частью реальности, хотя ее и нельзя назвать благоприятной.
М. М. Рыбакова выделяет следующие виды конфликтов меж-ду учителем и учеником:
● конфликты деятельности, которые проявляются в завы-шенном требовании педагога, в отказе ученика выполнить учеб-ное задание, поручение по причине его трудности или переутом-ления ученика;
● конфликты поступков, основанных на неправильном ана-лизе учителем поступка ученика (не выяснил мотивы, сделал не-обоснованный вывод);
● конфликты отношений возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как пра-вило, длительный характер. Данные конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика
к учителю48.
На основе перечисленных видов конфликтов можно выде-лить причины возникновения конфликтов между педагогом и учащимися:
1) отсутствие у конфликтующих полных и адекватных пред-ставлений друг о друге. Школьники занижают, а учителя завы-шают свои оценки уровня сформированности профессиональ-ных качеств и умений;
2) доминирование педагога. Стиль управления, общения пе-дагога направлен на подавление личности ученика или на его неприятие;
3) отсутствие учета индивидуальных и возрастных особенно-стей учащихся в общении;
4) нежелание педагога учитывать мнение учащихся;
5) отсутствие авторитета у педагога;
6) негативное отношение учителей к школьникам, особенно к
48 Рыбакова, М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. – М. : Просвещение, 1991. – С. 54.
слабоуспевающим и недисциплинированным, и как следствие – агрессивность со стороны учителей;
7) смысловой барьер, проявляющийся в том, что учителя и учащиеся по-разному оценивают факты, явления, события;
8) переутомление педагогов.
Рассматривая конфликт как процесс, Е. П. Ильин выделяет фазы развития педагогического конфликта: конструктивную и деструктивную.
Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, совместной деятельностью, предметом об-щения. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения раз-говора: повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправда-ния, игнорирование реакции партнера, а с другой – в неречевых характеристиках поведения: уход от разговора, прекращение совместной деятельности или ее нарушение, внезапное увели-чение дистанции с партнером по общению, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики и жестику-ляции. При этом беседа остается в рамках делового обсужде-ния, разногласия не принимают необратимый характер, оппо-ненты контролируют себя.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда вза-имная неудовлетворенность оппонентами друг другом, способа-ми решении вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность и общение становятся неконтролируемыми.
Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологическая характеризуется стремлением завысить свои возможности и за-низить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замеча-ний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последними как личные оскорбления и вызывают противодействие, то есть ответное конфликтное поведение49.
Конфликтное поведение учащихся выражается в действиях и поступках, направленных на то, чтобы прямо или косвенно пре-пятствовать достижению цели и намерению педагога. Упорство педагога в осуществлении своего намерения вызывает еще большее сопротивление учащихся в виде разных форм протеста
и непослушания. Если педагог не поменяет свою тактику взаи-моотношений с учащимися, то такие столкновения становятся
49 Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Пи-тер, 2012. – С. 64.
систематическими, а негативизм учащихся еще более упорным.
В ряде случаев педагог для упрочнения своих позиций в кон-фликте начинает использовать отметку. Ставятся неудовлет-ворительные отметки за несущественные ошибки, отдельные недоработки, иногда – за дисциплину на уроке. Отметке прида-ется карающая функция, она становится средством утвержде-ния психологического превосходства педагога. О. И. Ефремова отмечает: «Выраженность у педагога манипулятивных дефор-маций отметки положительно коррелирует с уровнем макиа-веллизма и отрицательно – с гуманистической педагогической направленностью, выраженностью стратегии сотрудничества в сложных, конфликтных ситуациях»50. Возникает уже не острый,
а хронический конфликт, переходящий в следующую стадию де-структивной фазы.
Вторая стадия, недопустимая во взаимоотношениях педа-гога с учащимися, характеризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушени-ем восприятия реакций партнера вплоть до полного искаже-ния смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личности и оскорбления. На этой стадии сами конфликтующие стороны вернуться к конструктивному обсуж-дению вопроса не могут. Процесс становится неуправляемым и необратимым.
С целью предупреждения конфликтов между педагогами и учащимися нами разработаны следующие рекомендации для педагогов:
● проявлять внимание к учащемуся, уважительное отноше-ние, сочувствие, терпимость к нему, выдержку, спокойный тон; ● быть объективным, контролировать свои эмоции, дать воз-
можность учащимся обосновать свои претензии; ● постоянно поддерживать с учащимися обратную связь,
смотреть ему в глаза, следить за изменениями его мимики, позы; ● попытаться медленно поставить себя на место учащегося и
понять, какие события привели его в это состояние; ● не приписывать ученику свое понимание его позиции;
● не оскорблять ученика, не отвечать на агрессию агрессией; ● дать ребенку право на ошибку; ● не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их кон-
структивного разрешения.
50 Ефремова, О. И. Манипулятивная деформация функций педагоги-ческой оценки / О. И. Ефремова // Ананьевские чтения-2007 : Материа-лы науч.-практ. конф. – СПб., 2007. – С. 294.