Факторно – аналитическое выделение черт.
Подавляющее большинство психологических черт, описываемых современной психологией, выделены при помощи факторного анализа - либо факторный анализ используется как основной метод выделения и группировки черт, либо применяется как завершающая стадия отбора черт, выделенных изначально другими способами (на основе концептуализации или семантического сходства между чертами).
Факторный анализ представляет собой статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другим черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных (факторов). Не касаясь математической базы факторного анализа, требующей для понимания хорошего знания статистики, мы рассмотрим логику, лежащую в основе факторно-аналитического выделения черт.
Допустим, при исследовании нескольких психологических характеристик по каждой из них были обнаружены индивидуальные различия, что статистически может быть выражено дисперсиями этих характеристик. Представим эти дисперсии графически в виде кругов (рис. 7).
Рис. 7. Графическое изображение дисперсий и факторов, лежащих в основе ковариации этих дисперсий
Допустим также, что некоторые из этих характеристик коррелируют друг с другом. Это означает, что индивидуальные оценки одной психологической характеристики ковариируют с индивидуальными оценками другой. (Ковариация - это тенденция изменяться похожим образом, например, чем лучше память, тем выше интеллект. Показатели интеллекта и памяти ковариируют).
Доля этой ковариации в дисперсии разных черт представлена на рисунке 7 заштрихованной частью кругов. Дисперсия черты 1 ковари-ирует с дисперсией черты 2. Эта ковариация образует фактор А. Дисперсия черты 2 ковариирует с дисперсиями черты 3 и черты 4. Эта ковариация образует фактор Б.
Таким образом, на основе корреляций между чертами можно сформировать группы черт, имеющих между собой что-то общее. Это общая латентная переменная и является фактором. Теперь рассмотрим, в чем же состоит содержание факторов.
Каждая черта, представленная на рисунке 7, имеет что-то общее с другой (заштрихованная часть). Вместе с тем, каждая черта имеет и свою специфику (незаштрихованная часть). Так, дети, которые лучше считают, в среднем, лучше решают и пространственные задачи, например, быстрее складывают фигурку из ее частей. Значит, в счете и решении пространственных задач есть нечто общее, что приводит к корреляции между этими характеристиками. Это может быть, например, скорость выполнения заданий, или особенности саморегуляции, которые способствуют эффективному выполнению самых разных заданий, или еще какие-то другие качества, необходимые для выполнения и того, и другого теста. Вместе с тем, быстрота счета имеет свою специфику по сравнению со сложением фигурок. Она требует умения оперировать цифрами, некоторого уровня математических способностей, т.е. того, что никак не связано с успешным выполнением пространственных тестов. Иначе говоря, если две черты коррелируют, это означает, что у них есть нечто общее и нечто различающееся.
Факторный анализ помогает выделить то, что является общим для разных черт. Он разделяет дисперсию изучаемых показателей на общую (присущую ряду психологических черт) и специфическую или уникальную (присущую каждой конкретной черте).
Таким образом, исследуя разные черты, мы можем с помощью факторного анализа объединить эти черты в несколько групп и по составу каждой группы (по тому, какие черты вошли в группу) определить, что лежит в основе их сходства. Например, показатели ряда субтестов детского варианта теста Векслера - Общая осведомленность (определяемая во вопросам типа: „Сколько недель в году?"), Сходство (что общего между пианино и скрипкой?"), Словарь (понимание значения раных слов) и др. - свидетельствуют о развитие вербального интеллекта. Вербальный интеллект - это то общее, что объединяет все эти разные показатели. Он является той самой латентной переменной, которая обеспечивает корреляцию между этими субтестами. При факторизации этих субтестов будет выделен фактор, значение которого будет определяться вербальным интеллектом.