Объединение типологий Кречмера и Юнга.
Типологии Кречмера и Юнга получили наибольшую известность в психологии, по сравнению с другими типологическими системами. Закономерности, описанные этими авторами, оказались удачным обобщением знаний о психологической сфере человека, накопленных к началу XX в.
Их описания различных типов предоставили портреты контрастных групп людей - групп, максимально различающихся по телосложению (у Кречмера) и по объектно-субъектной ориентации (у Юнга). В отличие от ранних типологий (античных и европейских XVI-XVIII вв.), они основывались не на социальных ролях и нравственных качествах, а на характеристиках, в наибольшей степени, по мнению авторов, связанных с биологической организацией человека. И Кречмер, и Юнг рассматривали свойства, лежащие в фундаменте их типологий, как врожденные и выполняющие функцию предрасположенности к тому или иному типу реагирования на разные жизненные ситуации и к тому или иному виду психической патологии.
Такой подход, во-первых, выводил исследования индивидуальных различий за рамки оценочного описания (разные типы у Кречмера и у Юнга имеют и положительные, и отрицательные стороны). Во-вторых, он указывал на пределы изменения индивидуальных различий (человек может по-разному приспособить свои индивидуальные особенности к требованиям действительности, благодаря чему конкретные проявления той или иной предрасположенности могут проявляться в разных формах, но при всех различиях, экстраверт, например, всегда останется экстравертом и всегда будет реагировать на жизненные ситуации по экстравертированному типу).
В то же время, обе типологии уже в 30-е годы не могли удовлетворять бурно развивающуюся психологию. Их ограничения, прежде всего, выделение крайних типов, бросались в глаза, вступали в противоречие с данными конкретных экспериментов и явно требовали модификации. Попытками таких модификаций стали объединительные схемы - совмещение типологий Кречмера и Юнга. Ее автор, известный английский исследователь Ганс Айзенк, предложил рассматривать типологии Кречмера и Юнга как систему из четырех координат.
Первую координату образует объектно-субъектная ориентация. Она представлена как непрерывная шкала- континуум значений от максимальной экстраверсии до максимальной интроверсии (смысл экстра-версии-интроверсии в данном случае - тот же самый, который в нее вкладывает Юнг).
Второй координатой является шкала нормы-патологии. Один ее полюс - нормальные психические проявления, второй - психические отклонения. Средние величины психических отклонений образуют неврозы, сильные - психозы. Рассмотрение неврозов и психозов на одном континууме патологии не противоречит взглядам на их природу (по крайней мере, не противоречит тем взглядам, которые были распространены в психиатрии в период создания данной схемы. Фрейд, в частности, считал, что различие между психозами и неврозами определяется уровнем психосексуальной регрессии).
Третья координата - шкала „маниакально-депрессивный психоз -шизофрения". Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного психологического типа нормальные состояния представляют собой синтонию (минимально выражен ную циклотимию) и собственно циклотимию, для другого - дистонию и шизотимию. Средние величины психических отклонений образуют, соответственно, истерию и психастению, а максимальные- маниакально-депрессивный психоз и шизофрению.
Четвертая координата образована тремя типами телосложения -пикническим, атлетическим и лептосомным.
Как и в типологиях Кречмера и Юнга, в этой объединительной схеме доминирует психиатрический аспект рассмотрения психологических особенностей. Вместе с тем, она дает возможность новым ракурсам анализа тех психологических особенностей, которые рассматривались в этих типологиях. Во-первых, она подводит физиологическую базу под схему Юнга (как говорилось ранее, при описании типологии Кречмера, типы телосложения рассматриваются как следствие гуморальных и эндокринных влияний). Во-вторых, все психологические проявления -и нормальные и патологические - рассматриваются как континуумы значений, а не как крайние группы.
Однако остается одна координата, которая, как.и раньше, представляет собой дискретные (отдельные) типы - строение тела. Попытки провести более дифференцированный анализ телосложения предпринимались многими исследователями. В следующем разделе приводится наиболее известная из классификаций, связывающая строение тела с психологическими особенностями.
Соматотипирование.
Автор системы соматотипирования, американский психолог и физиолог У. Шелдон исходил из того, что различные варианты телосложения нельзя рассматривать как дискретные типы: крайние варианты, описанные Кречмером, не позволяют однозначно оценить строение тела большинства людей, поэтому, логично предположить, что варианты телосложения имеют непрерывное распределение. Но для того, чтобы выявить непрерывное распределение, необходимо ввести количественную оценку каких-то параметров телосложения. Таких основных параметров, как считал Шелдон - три.
Он предположил, что особенности строения тела являются следствием относительного развития тканей, происходящих из трех зародышевых листков,- эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного. Собрав фотографии 4000 студентов, он отобрал три группы, каждая из которых характеризовалась крайней выраженностью одного из трех компонентов. При более детальном исследовании представителей трех крайних групп выявились их следующие особенности.
Эндоморфы имеют большое количество подкожного жира. У них большой живот, слабые руки и ноги, тонкие запястья и лодыжки, круглая голова. У них большие печень, селезенка, сердце и кишечник.
Мезоморфы имеют развитые мышцы и широкие кости. У них широкие плечи и объемная грудная клетка, мускулистые руки и ноги, голова имеет кубическую форму, крупное сердце. Подкожный жировой слой -минимален.
Эктоморфы имеют развитую нервную систему (имеется в виду морфология). Отношение поверхности кожи к общим размерам тела у них больше, чем у представителей двух других крайних групп. У них узкая грудная клетка и живот, тонкие и длинные руки и ноги, вытянутое лицо. Подкожный жировой слой почти отсутствует.
Описав крайние группы, Шелдон проанализировал распределение трех основных компонентов телосложения на большой выборке испытуемых. Каждый испытуемый, в зависимости от выраженности компонента телосложения, получал определенный балл. Максимальной выраженности соответствовало 7 баллов, минимальной - 1 балл. 7-балльная шкала была построена таким образом, чтобы интервалы между баллами были равными. Иначе говоря, тот, у кого 1 балл, например, по эктоморфному компоненту, отличается оттого, у кого 2 балла,точно так же, как тот, у кого 2 балла, отличается от того, у кого 3 балла. В результате каждый испытуемый получает три балла, соответствующие развитию у них эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного компонентов. Оценка крайних эндоморфов при этом будет 7-1-1, крайних мезоморфов - 1-7-1, крайних эктоморфов - 1-1-7.
В дальнейшем 7-балльная шкапа была преобразована для большей точности в 13-балльную, а методы антропоскопии, лежащие в основе определения каждого из компонентов доведены до достаточно надежного уровня: в 90% случаев диагноз, поставленный разными исследователями, совпадает.
В зависимости от развития того или иного компонента наблюдается большая или меньшая склонность к соматическим и психическим заболеваниям, т.е., как и в типологии Кречмера, в данном случае так же указывается на то, что биологические предпосылки телосложения являются в значительной степени общими для широкого круга явлений. Так, эктоморфы чаще заболевают туберкулезом, чем люди с другим типом телосложения, у эндоморфов чаще бывают инфаркты миокарда и некоторые формы диабета