Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма
Во второй половине XX в. получает распространение акмеологиче-скип подход к периодизации. Под акмеологией понимают научную дисциплину, изучающую закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости; при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, личность, субъекта труда в процессе высокопрофессиональной деятельности [1, 19,46, 47, 88]. Акме (от греч. вершина, цветущая пора) — высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда личность проявляет свою зрелость во всех сферах жизнедеятельности, и прежде всего — в профессиональной деятельности. Под акме подразумевается максимальное развитие способностей и дарований; считается что акме приходится на период возрастной взрослости, социальной и личностной зрелости человека. Акмеологический подход — базисная обобщающая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов научного исследования, позволяющих изучать и решать научные и практические проблемы и задачи в объеме их реального бытия. Согласно этому подходу периодизация рассматривается как гетерохрон-ность и неоднозначность физического, психического и социального развития человека, его общих и специфических психических функций, как качество социальной адаптации на протяжении всего его жизненного пути [1, 5, 6, 133 и др.].
К акмеологическим условиям относят «внутренние» (индивидуально-психологические, возрастные, половые и др.) и «внешние» условия (особенности жизненного пути человека, социально-исторические условия, семейные обстоятельства и т. д.). Важный личностный смысл и объективно высокий статус «акме-событий» как акмеологических факторов эти условия получают лишь при особом отношении человека к ним. С позиции системного анализа акмеологические факторы можно рассматривать как особые системные качества, обретаемые системой «человек-социум».
Сильно упрощая, о проблеме объекта и предмета акмеологиче-ского исследования можно сказать так: акмеологические факторы — это множество условий жизнедеятельности человека, которые в определенные периоды его жизни становятся ключевыми детерминантами его личностного и профессионального развития. Эти условия
376 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера
выступают ведущими детерминантами профессионализма, карьерного продвижения, личностных изменений, которые в свою очередь действенно проявляются в становлении профессионализма, деловой и социальной карьеры человека в период его физической, личностной и духовной зрелости. Другими словами, одни и те же объективные условия для разных людей в силу их разного отношения к себе, внешнему миру, к результатам своей деятельности и пр. могут выступать как негативные, нейтральные, позитивные или ключевые, определяющие обстоятельства, изменяющие жизнь человека (например, достижение определенного возраста, болезнь, вступление в брак или расторжение, получение образования, назначение на должность или увольнение и т. д.).
Качественные изменения, произошедшие в жизни отдельных людей и общества в целом за последнее столетие, дают серьезные основания рассматривать обсуждаемую проблему не только как возрастную периодизацию, не только как личностно-профессиональное развитие, но прежде всего как периодизацию жизни человека во всех аспектах ее проявления, в том числе — в экзистенциальном аспекте.
Если понимать периоды жизни как качественные феномены адаптации человека к среде, детерминированные совокупностью биологических, психических и социальных факторов его развития при их неоднозначной взаимосвязи, то возможно предположить, что периодизация представляет собой не раз и навсегда установленную четкую смену (раз развития, а скорее индивидуальный и интегральный ответ организма, психики, личности человека на актуальную для него часть конкретных внешних и внутренних условий его жизнедеятельности (включая социально-экономические и субкультурные, пн-трапсихические).
Из такой периодизации следует, что в разные исторические эпохи отдельные фазы развития людей могут быть более или менее продолжительными в зависимости от условий социума, личностной зрелости и жизненной позиции человека как активного субъекта своей жизнедеятельности и фаза наивысшего психического, профессионального и духовного подъема человека — «акме» — может смещаться по «оси» времени его жизни.
Данные, полученные нами на выборках государственных служащих, учителей, врачей станций скорой медицинской помощи [125], дают основание для следующих, довольно неожиданных выводов. Темп развития профессионализма субъектов на всем протяжении карьеры неравномерен и имеет крутую восходящую ветвь и нисходя-
12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма 377
щую с фрагментарно восходящими или стабильными участками. В динамике профессионализма явно различаются две части, два этапа карьеры — восходящая (до 35-45) и нисходящая ветви (после 40-45 лет). Следовательно, темп развития профессионализма обусловлен не только законами психологического развития, но и целым рядом акмеоло-гических факторов. В период с 25 до 30 лет активно протекают процессы системообразования основных структур профессионализма. Темп развития профессионализма наиболее высок в интервате между 25-30 годами. Затем в интервале между 30-35 годами он замедляется примерно в два раза. К 35-40 годам развитие составляющих профессионализма замедляется еще на 30-90% от начальных величин (табл. 11.3,11.4). В этот период могут происходить кардинальные изменения в производительности труда, системе саморегуляции, здоровье. В интервале между 40-45 годами происходит качественный перелом в развитии анализируемых составляющих профессионализма субъектов: темпы развития монотонно снижаются и становятся «отрицательными» сравнительно с величинами прироста профессионально важных качеств в период профессионального старта субъектов. «Пики» развития более простых составляющих профессионализма субъектов приходятся на более ранний возраст (например, креативности на 35-40 лет), более сложных — на более поздний (стиль профессиональной деятельности — 45 лет, стиль руководства — 45-50 лет). Результаты исследования свидетельствуют о максимальной роли как акмеологических факторов в становлении профессионализма, карьерном продвижении следующих условий: первоначально роль отца, позже — первого руководителя, трудового коллектива, супругов, числа детей в собственной семье [127].
Признаем также, что вышеприведенные теории психического развития, периодизации жизни, становления профессиональной карьеры (раздел 12.4), равно как и разные формы их научного отображения (традиционная, акмеологическая, синергетическая парадигмы), — всего лишь отражают определенные закономерности, тенденции, которые значимы для выявления типологий, но они весьма условно обозначают реальные и действительные факторы индивидуального пути человека. Личностные, особенности человека могут быть много весомее предполагаемой типологии. В действительности, с развитием демократических институтов исключением из правила становится не «индивидуальная карьерная траектория», а соответствующий теории профессиональный путь человека. Обратимся к двум реальным примерам.
378 Глава 1 2. Профессиональное самоопределение субьекта и карьера
А. Б. 1946 г. р. В 1963 г. по разнарядке военкомата закончил курсы водителей и в этом качестве начал свою профессиональную карьеру, завершив среднее образование в вечерней школе. В 1964 г. был призван на действительную военную службу и три года служил в автомобильном батальоне в качестве водителя. Мобилизовавшись из рядов Советской армии в 1967 г., пошел работать водителем автокомбината № 2 города Л.; женился; через год у него родился ребенок. Отношения с женой и сыном складывались сложные, отчужденные.
С начала работы по профессии А. Б. взял за правило в конце недели, после рейса, перед выходным днем выпивать с друзьями. В течение последующих 30 лет он три раза менял место работы, оставаясь в топ же должности. В октябре 1997 г. после очередного рейса А. Б., как обычно, крепко выпил, заснул и больше не проснулся.
Едва ли такую профессиональную карьеру можно назвать «поэтапным восхождением к вершинам мастерства», «оборвавшейся мелодией» и т. п. Она больше похожа на монотонный звук, который однажды просто прекратился...
С. В. Родилась в 1966 г. в многодетной семье в провинциальном городе. С 14 лет стала работать, совмещая работу с учебой в средней школе. В 14 лет но чужому паспорту мыла полы; с 16 лет работала па почте. По окончании 10-го класса «провалилась» при поступлении на философский факультет МГУ.им. М. В. Ломоносова (сказалось вынужденное совмещение работы и учебы в школе). После непродолжительного стресса она круто поменяла первоначальные планы. Поступила на 1-й курс вечернего отделения политехнического института родного города, днем работала на одном из предприятий. В 1987 г. она перевелась на дневное отделение Московского горного института, который с отличием закончила в 1991 г. В том же году она успешно сдала экзамены и поступила в аспирантуру. Материальное положение, однако, вынудило ее опять круто изменить первоначальные планы. С 1991 по 1993 г. она работала в качестве менеджера — начальника отдела сбыта — коммерческого директора в одной из крупных частных компаний. В 1993 г. воспользовалась «1 шансом из 1000» (здесь и ниже — фразеологизмы респондента. — В. Т.) — возможностью самореализации, создала собственную научно-внедренческую компанию. Организация быстро развивалась — до 1998 г. После августа 1998 г. («дефолт») она была вынуждена три года заниматься нелюбимой работой, чтобы отдать долги. В 2001 г. она вновь «обрела свободу» и возглавила свою частную организацию, шаг за шагом расширяя объем и содержание ее деятельности.
В 2000-2003 гг. она получила второе высшее образование, новая профессия соответствовала профилю предполагаемой деятельности се новой коммерческой фирмы. В 2003 г. она успешно защитила диплом и постави-
12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма 379
ла перед собой задачу защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Прогнозировать дальнейшую карьеру этой женщины, опираясь на ее прошлое, равно как и на известные теории, сложно. С высокой вероятностью можно лишь прогнозировать социальную успешность нашего респондента в целом.
С. В. сравнительно поздно по меркам XIX и даже XX в. вышла замуж, родила первого ребенка в 1998 г., в 2002-м — второго. К 36 годам, за 12 лет профессиональной деятельности и 22 лет трудовой, женщина семь раз круто меняла сферы социальной активности, свое профессиональное поприще. Постоянным оставалось лишь одно — желание «сохранить и приумножить себя в нашей разрушающейся и разрушающей стране». Средство — работа. Условие — профессиональная успешность на любом рабочем месте, быстрый прогресс как специалиста.
Образно говоря, второй пример карьеры было бы неверно назвать даже мелодией, это скорее полифония, каждый новый акт которой исполняется не по правилам прошлого, а согласно целям, приоритетам, ценностям настоящего и будущего. В основе стиля жизни лежит ориентация на будущее, на избранные ценности и смыслы, высокая самоорганизация и «функциональная интегрированность на цель», готовность к длительному и сложному восхождению к «вершинам», способность искренне радоваться общению с людьми (сотрудниками, партнерами).
«Стартовые условия» и социальные ниши у этих двух людей были сходными, но их судьбы сложились совершенно по-разному, поскольку различны были социально-экономические условия самореализации, но главное — различались их личностные особенностей. Отсюда — два почти полярных типа биографий. На одном полюсе — абсолютное подчинение человека внешним обстоятельствам (в том числе групповым нормам), на другом — построение собственной судьбы, не всегда — благодаря, но чаще — вопреки внешним обстоятельствам.
Два случая не представляют собой двух оснований для конструирования разных теорий, а лишь указывают на ограниченность любых теорий, выстроенных по одному основанию.
В данном разделе главы мы предпочли проиллюстрировать общие положения о профессиональной карьере на конкретных примерах, снабдив их минимальными комментариями, признавая достаточную наблюдательность и профессиональную зрелость читателя. В них — парадоксальные связи сохранения индивидуальности и необходимости творческого союза с партнерами совместной деятель-
380 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера
ности. В них — образцы и несомненной одаренности, и трудолюбия, и прилежания, и силы воли, и настойчивости, и целеустремленности, и смелости, и дерзости, и — наблюдательности, осторожности, расчетливости. В них — моменты успеха и кризисов, тяжелых ошибок, на которых формируется, вызревает личность и индивидуальность Мастера.
Приводимые примеры касаются творческих профессий. К сожалению, представители массовых профессий реже критически анализируют особенности своего профессионального пути; их профессиональная карьера преимущественно «горизонтальная» — как специалиста. Представителям творческих профессий более присуща и «вертикальная» составляющая карьеры. С возрастом, с обретением опыта они обычно переходят в иное качество — педагога, наставника, руководителя творческого коллектива или подразделения учебного заведения. Кроме того, «горизонтальная» составляющая их профессий более развернута, имеет больше ступеней мастерства, чем в массовых профессиях, обычно выходит за пределы подразделения и организации, предполагает творческое отношение к деятельности с первых шагов и до последних, образующих самые высокие вершины мастерства. О лучших из них можно сказать по аналогии с профессиональным спортом — они мастера международного класса. Именно поэтому примеры их профессионального движения являются более яркими, более рельефными, в них слышится больше тех «простых мелодий», которые в последующем образуют полифонию атрибутов и частных слагаемых предельно высокой профессиональной карьеры человека, нашего современника. Мы проиллюстрируем процессы профессионального становления субъекта труда на примере состоявшихся карьер четырех высококвалифицированных профессионалов, представителей разных сфер деятельности, которых объединяет достигнутый ими уровень Мастера.
Первый пример — история развития как субъекта труда певицы Г. М. Вишневской, которую мы излагаем на основе ее автобиографической книги.
«...В городе к тому времени начала работать музыкальная школа... Я узнала, какой педагог самый знаменитый... Все ученики млели от восторга и мечтали учиться только у него... Он был самым модным
педагогом и с завидной легкостью портил голоса......Стала я у него
заниматься. И через три месяца пропали у меня верхние ноты. ...Несколько лет ушло, прежде чем вернулся ко мне мой прежний голос» [32, с. 43].
12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма 381
«...Не имея своего жилья, я скиталась по углам, по знакомым. Чувство одиночества и заброшенности не оставляло меня, несмотря на то что за мной ухаживали мужчины, вокруг было много молодежи,
завязывавшей дружбу со мной......Жизнь научила меня всегда быть
готовой постоять за себя» [32, с. 44].
«... я поняла, что искусство — не кринолины, не сказочно-счастливые короли и королевы, а тяжелый,изнурительный труд... надо быть готовой ко многим, многим жертвам» [с. 46].
«...Александр Шамильевич Мелик-Пашаев — великий мастер своего дела — был очень осторожен в выборе исполнителей для своих спектаклей... У него были свои солисты, с которыми он работал по многу лет... [с. 84]. (Первая встреча с главным дирижером Большого театра А. Ш. Мелик-Пашаевым была неуспешной для Вишневской. — В. Т.)
«Я ...ходила на все спектакли Мелик-Пашаева, обожала его как музыканта, мечтала работать с ним и знала, как туго он пускает певцов в свои спектакли.
За два часа до урока я уже была в театре, распелась, подготовилась.Пришел А. Ш.— как всегда подтянуто галантный, — принес партитуру. (Я никогда не видела, чтобы он пришел на спевку или на урок без партитуры, даже если данной оперой дирижировал всю жизнь и знал ее наизусть.)
— Здравствуйте, деточка, что можете спеть из своей партии?
— Все, что угодно.
— Всю партию знаете?
...Я беру мой клавир,который лежал раскрытым на рояле, и широким, этаким царственным жестом — чтоб видно было! — закрываю и откладываю в сторону.Он оценил.
— Будете петь наизусть?
...Я начала и пропела ему всю партию от первой до последней ноты без остановок, без замечаний с его стороны... В этой труднейшей в мировом оперном искусстве героической партии сопрано он меня еще и на выносливость проверял— хватит ли меня на весь спектакль. Я была собранна как перед боем,ни разу не ошиблась, легко пропела все трудные места. Я понимала, что сейчас решается моя судьба:или я буду в спектаклях — или вылетаю и он уже никогда меня не возьмет.
...А. Ш. на меня уже совсем другими глазами смотрит— внимательно так, будто впервые увидел.
— Молодец, деточка... Не ожидал... не ожидал...
И я вижу — он взволнован! ...Я поняла, что стала певицей» [32, с. 97|.
382 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера
«...от первых ролей очень многое зависит в жизни начинающей артистки... Опыт, полученный мною до Большого театра, сослужил мне великую службу— он поставил меня совсем в иное положение, чем то, в котором находились актрисы моего амплуа. В течение восьми лет (на эстраде. — В. Т.) я привыкла появляться на сцене перед любой аудиторией,петь и танцевать для любого зрителя, чувствовать его, "пронимать" и волновать» [32, с. 100].
«Это было мое первое творческое общение с режиссером (Б. А.Покровским. — В. Т.), который перевернул все мои представления об оперном театре...С первых же дней он стал для меня безоговорочным авторитетом, благодаря ему я проникла в тайны оперного искусства...
Этот замечательный режиссер-психологс первого часа работы со мною над ролью пошел от моей актерской индивидуальности,от моего молодого, звонкого голоса. Чутьем своего таланта почувствовал во мне одержимость, порыв...
...он вручил мне ключ к "моему театру", которыйуже давно жил во мне. С того дня я кинулась работатьочертя голову, ломать традиционные условности,которые казались несокрушимыми, как мир. Я уже без оглядки, как равноправная, вступила в борьбу, отстаивая свои позиции в искусстве, свое право не подражать кому бы то ни было, а творить, создавать свое.
Ивсе же, будь я неопытной,начинающей артисткой, этот театр мог бы постепенно сломать меня...
...С моим появлением быстро изменились требования дирижеров, режиссеров... Многие из певиц моего амплуа видели во мне нарушительницу их благополучного спокойствия, их раздражала моя смелость и настойчивость в искусстве и в жизни... Я была инородным телом в этом налаженном организме»[32, с. 103].
«...Александр Шамильевич Мелик-Пашаев — мой первый дирижер!.. Он говорил, что впервые в жизни нашел во мне исполнительницу, способную выразить все его желания...Невероятно требовательный ко всем без исключения, прежде всего к себе, А. Ш. не шел в искусстве ни на какие компромиссы. ...Во время спектакля ничто не ускользало от него» [с. 271-272].
«...А. Ш. бережно опекал меня и, что немаловажно, я его беспрекословно слушалась... Он хорошо знал сильные и слабые стороны своих солистови во время спектакля всем своим существом сливался с ними, помогая им проявить свои лучшие качества.Он не покидал певца ни на секунду, но рядом с властью хозяина спектак-
12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма 383
ля в нем было и желание подчинения— качество, присущее лишь избранным дирижерам» [с. 273].
«Мне казалось, что он на крыльях несет меня через весь спектакль, а в самых трудных фразах я буквально физически чувствовала,что он берет меня за руку и уверенно ведет за собой» [с.274].
«...портнихи любили шить для меня... Я всегда знала, чего хочу,и не придиралась к пустякам. В теснейшем содружестве создавали мы все мои костюмы...никто больше в театре не имел таких туалетов» [с. 278].
«...А. Б. Покровский, выдающийся режиссер-постановщик, блестящий человек, когда он увлекался в работе, то кричал, ругался, и часто артисты, обижались на него за это. Но не я... Двадцать два года создавала я с ним свои роли — от первой до самой последней — и навсегда осталась пленницей его феноменальной одаренности,глубочайшей эрудиции. После него я уже больше ни с кем не могла работать....Он никогда не выходил на сцену и не показывал, не изображал, что артист должен делать. Он будил его воображение, помогая найти путь к роли, исходя из индивидуальных возможностейкаждого» [с. 279-280].
Автобиографическая история профессионального становления другого субъекта труда — актера М. А. Ульянова — также излагается последовательно: «...И я старался работать изо всех сил. У меня в первый год учебы был звонкий, высокий голос. Решив укрепить его, сделать гибче и сильней, я начал самостоятельно заниматься, считая, что чем громче буду кричать, тем крепче и сильнее будет голос. И кричал... ...И однажды проснулся без голоса: вместо привычных звуков вылетали какие-то хрипы. С тех пор я всю жизнь мучаюсь со своим сорвавшимся голосом. И в студии, и в театральном училище я беспрерывно срывал его, болел, сипел. Только встреча с замечательным педагогом А. Н. Вороновым спасла меня для моей профессии» [129, с. 48].
«...Кроме таланта... необходимо то счастливое стечение обстоятельств, при которых именно этот человек вдруг расцветет. ...Ничего само собой не приходит. Ежедневная, бесконечная, до последней капли сил работа, работа над собой, работа, не знающая перерыва, работа как единственная, не изменяющая тебе поддержка, работа над ролями, над голосом, над темой, работа, работа и работа — вот удел актера.
...Ипри всем том нужен еще ряд счастливых условий....Это и театр, в котором (и только в нем!) может развиться этот актер. ...Это и режиссер, его руководство, его помощь. Такое сочетание его индивидуальности и индивидуальности актера, которое рождает творческий
384 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера
союз, подлинную внутреннюю близость, понимание друг друга. Это... и особенности и требования сегодняшнего репертуара» [с. 62 j.
«...Великое счастье встретить своего режиссера, с которым находишь общие творческие и человеческие взгляды......Актер зависит и
от того, сложились ли у него человеческие отношения в труппе. И не
менее важно то, какой дух в данном театре......Быстро-быстро втянет
актера в себя это болото. Нужно большое мужество, чтобы сопротивляться этому. Такое под силу уже сложившимся мастерам, а не тем, кто начинает. Труден первый шаг, а в таком коллективе подчас и невозможен. Актер, его творческая жизнь складывается (или не складывается) еще и от того, родился ли он в свое время или нет. ...Без постижения своего времени актер не может раскрыться» [с. 88-89]. «...От того, как сложились первые шаги актера в театре, часто зависит вся его творческая жизнь» [129, с. 106].
«...И нет человека, который бы не ошибался, не шел неверным путем, не возвращался на правильный путь, не начинал все сначала. ...Все начинается с малого. ...От накопления этих навыков рождается или не рождается впоследствии актер» [с. 64-65].
Фрагмент биографии известного спортсмена — заслуженного мастера спорта Н. А. Дурнева: «...Стрелок Николай Дурнев, чемпион СССР, Европы, мира, отличавшийся неукротимым духом и спортивной одержимостью (стендовой стрельбой он стал заниматься в сорокалетнем возрасте), однажды в метро обратил внимание, что мелькающие за окном лампочки тоннеля напоминают ему полет мишеней в упражнении "круглый стенд". Постоянно заряженный на предмет своей спортивной деятельности, он не преминул использовать растрачиваемое на дорогу время в интересах дела. Так родилась оригинальная идеомоторная тренировка Н. Дурнева — воображаемая стрельба по лампочкам, проносящимся за окном поезда метрополитена. А когда поглощенный этим занятием, забывшись, он подключал к этому процессу и руки, которые имитировали вскидку ружья и прицеливание, то сидящие рядом пассажиры невольно сторонились чудаковатого немолодого человека» [41, с. 64-65].
Фрагмент интервью Виктора Мережко, известного драматурга: «...С детства мне хотелось быть знаменитым и работать в кино. Но прежде я окончил полиграфический институт в Ростове, затем три года работал в ростовском издательстве. Только после этого решил приехать в Москву. С первой попытки поступил во ВГИК, проучился четыре года, а потом еще три года болтался практически без работы.
12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма 385
Прописки у меня не было, паспорт вообще был просрочен. Но уезжать я не собирался ни при каких обстоятельствах, так как понимал, что только в столице можно реализоваться профессионально. ...Материальные тяготы меня абсолютно не страшили...
...Чтобы добиться признания в чужом городе, в первую очередь нужны желание и уверенность в том, что все получится. ...Все начатое обязательно нужно доводить до конца. Человек должен стремиться добиваться своего, во чтобы то ни стало. Нужно быть профессионально амбициозным»1.
Очень похожее поведение в ситуации профессионального самоопределения и трудоустройства можно отметить у представителей самых разных профессий, достигших неординарных профессиональных и социальных результатов. Для иллюстрации этого тезиса приведем фрагмент биографии Д. Д. Рокфеллера, самого богатого человека в истории США: «...Родился Джон Дэвидсон Рокфеллер в 1839 году в захолустном городишке Ричфорд. Он подрабатывал, копая для соседей картошку. Результаты своей коммерческой деятельности мальчик фиксировал в маленькой книжечке...
...В 13 лет он смог ссудить знакомому фермеру $50 из расчета 7,5% годовых.
...Рокфеллер успешно заканчивает школу и поступает в Кливлендский колледж, где преподавали основы коммерции и бухгалтерию. ...Очень быстро он приходит к выводу, что трехмесячные бухгалтерские курсы и жажда деятельности принесут гораздо больший доход, чем годы обучения в колледже... Рокфеллер начал обходить крупные фирмы Кливленда в поисках работы. Это продолжалось шесть недель подряд по шесть дней в неделю. Стояла нестерпимая жара, но молодой человек в плотном черном деловом костюме упрямо шагал от одного офиса к другому — возвращаться на ферму родителей ему не хотелось. Наконец 26 сентября 1855 года (эту дату Рокфеллер считает своим вторым днем рождения) фирма "Хьюитт энд Таттл" взяла его на работу в качестве счетовода.
В сравнении с другими молодыми людьми, которых также взяли на испытательный срок, Рокфеллер имел громадное преимущество: он работал как одержимый, с неистощимым рвением, а желание учиться, знать все о работе фирмы не имело границ. Наконец испытательный срок завершился, и через четыре месяца после поступления на
1 Стрелкова В. Мастерская кпномэтра// Мир ИНКОМ. 2003. № 11(16), ноябрь 2003. С. 3.
13 Зак. 1109
386 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера
службу Джон получил свою первую зарплату — 50 долларов... После ухода на пенсию бухгалтера фирмы ему предложили занять вакантное место и назначили жалованье 500 долларов в год. Так в 17 лет его карьера пошла в гору.
...Благодаря своей трудоспособности Рокфеллер за три с половиной года работы на "Хьюттл энд Таттл" из обычного счетовода превратился в опытного бизнесмена. Именно тогда он сформулировал девиз, который красной нитью прошел через всю его жизнь: "Трудиться, трудиться и еще раз трудиться"»1.
Биографии крупных деятелей науки, искусства, многих других людей, которые достигли выдающихся профессиональных результатов, ярко отражают особенности их мотивации достижения успеха и столь же убедительно оттеняют типичную структуру мотивации труда и профессиональной карьеры многих представителей массовых профессий:
♦ важным мотивом выбора профессии и места работы является близость предприятия, организации к месту жительства;
♦ следование примеру, образцу и рекомендациям близких (родители, родственники, друзья);
♦ важную роль играет фасилитпвное общение, межличностные отношения, формальный и неформальный статус в контактной социальной (рабочей)группе;
♦ важную роль играет социальная стабильность (четкие критерии оплаты труда, длительная работа на одном рабочем месте и т. п.);
♦ предпочтение стабильности трудовой деятельности любым другим формам профессиональной самореализации («поискам себя», своей роли в жизни и в обществе, максимализм и префекцио-низм и т. п.).
Внешняя среда, карьера