Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи

ФИО____________ ,__________________________

Возраст_____________________________________

С кем проживает ребенок в одной квартире______

При выборе ответов на нижеприведенные пунк­ты шкалы привязанности ребенка необходимо под­черкнуть только один ответ на каждый пункт. Ва­рианты ответов заключены в скобки.

Если бы я был(а) волшебником, то...

1. Я бы никогда не расставался(лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

2. Я бы ходил (а) по пятам невидимкой за (ма­мой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

3. Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка).

4. Я бы поделился(лась) своим волшебством с (ма­мой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

5. Я бы подарил(а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).

6. Я бы создал(а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

7. Я бы построил(а) самый красивый дворец для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

8. Я бы взял (а) с собой на необитаемый сказоч­ный остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).

9. Я бы испек(ла) самый вкусный пирог для
(мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

10. Я бы одел(а) в самый лучший наряд (маму,
папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).





Справочник дошкольного психолога

После ответов ребенка на все 10 пунктов под­считайте общее количество выборок каждого чле­на семьи. Для простоты подсчета приравняйте одну выборку к одному баллу. Проранжируйте эти вы­борки. Как правило, член семьи, набравший наи­большее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребенок. Член семьи, на­бравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта ребенка в семье.

Например: из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и млад­шей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза — папе и ни одного раза — сестре.

Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, го­раздо меньше — к папе, и явным источником дис­комфорта его является младшая сестра, к кото­рой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низ­кая привязанность к папе связана с тем, что лапа отдаёт предпочтение сестре.

Шкала степени отверженности ребенка всемье

Предлагаемая Вам шкала содержит перечень не­которых черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки «+» перед порядковыми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рождения (графа I), а также перед порядко-




Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Таблица 22Шкала степени отверженности ребенка в семье

Каким я мечтал(а) видеть Каким я вижу своего ребенка в

________ своего ребенка________________ настоящее время_______

______________ ]_____________________________ 2______________

1. Умным 1. Умный

2. Сообразительным 2. Сообразительный

3. Все схватывающим на лету 3. Все схватывающий на лету

4. Одаренным 4. Одаренный

5. Талантливым 5. Талантливый

6. Глупым 6. Глупый

7. Тупым 7. Тупой

8. Целеустремленным 8. Целеустремленный

9. Серьезным 9. Серьезный

10. Настойчивым 10. Настойчивый

11. Трудолюбивым 11. Трудолюбивый

12. Деятельным 12. Деятельный

13. Активным 13. Активный

14. Легкомысленным 14. Легкомысленный

15. Ленивым 15. Ленивый

16. Бездеятельным 16. Бездеятельный

17. Сосредоточенным 17. Сосредоточенный

18. Добросовестным 18. Добросовестный

19. Старательным 19. Старательный

20. Скромным 20. Скромный

21. Послушным 21. Послушный

22. Рассеянным 22. Рассеянный

23. Недобросовестным 23. Недобросовестный

24. Нестарательным 24. Нестарательный

25. Заносчивым 25. Заносчивый

26. Непослушным 26. Непослушный

27. Добрым 27. Добрый

28. Отзывчивым 28. Отзывчивый

29. Справедливым 29. Справедливый

30. Мягким 30. Мягкий

31. Чувствительным 31. Чувствительный

32. Злым 32. Злой

33. Неотзывчивым 33. Неотзывчивый

34. Несправедливым 34. Несправедливый

35. Жестоким 35. Жестокий

36. Бесчувственным 36. Бесчувственный

37. Ласковым 37. Ласковый

38. Нежным 38. Нежный

39. Приветливым 39. Приветливый

40. Обаятельным 40. Обаятельный

41. Откровенным 41. Откровенный

42. Общительным 42. Общительный

43. Грубым 43. Грубый

44. Неприветливым 44. Неприветливый

45. Замкнутым 45. Замкнутый

46. Скрытным_________________ I 46. Скрытный_________________





Справочник дошкольного психолога

Окончание табл. 22

1 I 2

47. Ранимым 47. Ранимый

48. Обидчивым 48. Обидчивый

49. Бесхитростным 49. Бесхитростный

50. Мнительным 50. Мнительный

51. Грустным 51. Грустный

52. Тревожным 52. Тревожный

53. Хитрым 53. Хитрый

54. Веселым 54. Веселый

55. Жизнерадостным 55. Жизнерадостный

56. Фантазером 56. Фантазер

57. Хвастливым 57. Хвастливый

58. Болтливым 58. Болтливый

59. Застенчивым 59. Застенчивый

60. Молчаливым 60. Молчаливый

61. Честным 61. Честный

62. Решительным 62. Решительный

63. Сильным 63. Сильный

64. Выносливым .„ 64. Выносливый

65. Терпеливым 65. Терпеливый

66. Лживым 66. Лживый

67. Нерешительным 67. Нерешительный

68. Слабым 68. Слабый

69. Невыносливым 69. Невыносливый

70. Нетерпеливым 76. Нетерпеливый

71. Агрессивным 71. Агрессивный

72. Задиристым 72. Задиристый

73. Вспыльчивым 73. Вспыльчивый

74. Вредным 74. Вредный

75. Упрямым 75. Упрямый

76. Капризным 76. Капризный

77. Эгоистичным 77. Эгоистичный

78. Спокойным 78. Спокойный

79. Невредным 79. Невредный

80. Жадным 80. Жадный

81. Трусливым 81. Трусливый

82. Неуклюжим 82. Неуклюжий

83. Неряшливым 83. Неряшливый

84. Медлительным 84. Медлительный

85. Щедрым 85. Щедрый

86. Отважным В6. Отважный

87. Смелым 87. Смелый

88. Ловким 88. Ловкий

89. Опрятным 89. Опрятный

90. Подвижным 90. Подвижный

91. Красивым" 91. Красивый

92. Здоровым 92. Здоровый

93. Обычным, как все 93. Обычный, как все

94. Некрасивым 94. Некрасивый

95. Больным 95. Больной

96. Необычным___________ I 96. Необычный_______________


Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

выми номерами тех черт характера и особеннос­тей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеют­ся у Вашего ребенка в настоящее время (графа II). В конце каждой графы подсчитайте общее количе­ство черт характера и особенностей ребенка со зна­ком «+».

После подсчета общего количества черт харак­тера и особенностей ребенка со знаком «+», совпав­ших в двух графах, необходимо вычислить про­цент совпавших черт характера и особенностей ребенка.

Для вычисления процента составляется пропор­ция, где общее количество черт характера и осо­бенностей ребенка со знаком «+» в графе I берется за 100%, а общее количество черт характера и осо­бенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, за х.

Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребе­нок в семье.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, ребе­нок практически отвержен и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чув­ствует себя отвергнутым и ситуация для него в се­мье неблагоприятная. Когда этот процент варьи­рует от 41 до 70, ребенок может временами перио­дически немного раздражать вас, но ситуация для него в семье сред неблагоприятная. Когда этот про­цент колеблется от 71 до 100, ребенок чувствует себя любимым, нужным и необходимым и ситуа­ция для него в семье благоприятная.





Справочник дошкольного психолога

Для более детальной оценки степени отвержен­ности Вашего ребенка в семье подсчитайте общее количество знаков «+» в графе II, если они стояли перед следующими порядковыми номерами: 6, 7, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 36, 37, 44, 45, 47, 54, 58, 59, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 83, 84, 95, 96.

Данные порядковые номера соответствуют, не­желательным и отрицательным чертам характера ребенка. Если некоторые из этих порядковых но­меров совпали в графах I и II, их в расчет не при­нимать.

После окончания подсчета необходимо вычис­лить процент отрицательных и нежелательных черт характера и тех особенностей ребенка, кото­рые беспокоят родителей в настоящее время. Для этого составляется пропорция, где общее количе­ство черт характера и особенностей ребенка со зна­ком «+» в графе II равно 100 %, общее количе­ство нежелательных и отрицательных черт харак­тера и особенностей ребенка в графе II — х.

Чем выше процент нежелательных и отрица­тельных черт характера, по вашему мнению, у ва­шего ребенка, тем более отверженным он будет чувствовать себя в семье.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, у ре­бенка, в глазах родителей, практически не имеет­ся нежелательных и отрицательных черт характе­ра, которые бы раздражали вас, и ситуация для него в семье очень благоприятная. Когда этот про­цент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чув­ствует себя отвергнутым и ситуация для него в се-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

мье благоприятная. Когда этот процент варьирует от 41 до 70, у ребенка имеется целый ряд нежела­тельных для вас качеств, за которые вы нередко ругаете его, но тем не менее ситуация для вашего ребенка в семье среднеблагоприятная. И лишь ког­да этот процент превышает 70, ребенок не только ощущает себя ненужным, но и действительно от­вергнут родителями.

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что у' вашего ребенка, в ваших глазах, преобладают нежелательные и отрицательные черты характе­ра, которые постоянно раздражают и волнуют вас. Ваше значительное недовольство ребенком приво­дит к тому, что ребенок все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым.

Чаще всего результаты данных процента совпав­ших черт характера в двух графах и процента не­желательных и отрицательных черт характера в графе II коррелируют друг с другом.

Если корреляции нет, то о степени отверженно­сти ребенка более точно можно судить по резуль­татам второй пропорции (нежелательные и отри­цательные черты).

Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, не­обходимо собрать дополнительные сведения.

1. Ваш ребенок был долгожданным? Да, нет.

2. Ваш ребенок не был долгожданным? Да, нет.

После ответа на эти вопросы сообщите дополни­тельную информацию для граф I и II основной шкалы.

Иногда несоответствие между ожидаемым буду­щим ребенком и ребенком в настоящее время имен-





Справочник дошкольного психолога

но по этим ответам и является главным пусковым механизмом к неприятию родителем своего ребен­ка и его отверженности в семье. Особенно большое значение для выявления причины неприятия име­ет тот факт, если родитель очень сильно желал ребенка одного пола, а родился ребенок другого пола или когда ребенок похож на родителя друго­го пола и взял от него те черты характера, кото­рые не приемлет данный родитель.

Методика «Лесенка»

Как показывает ряд исследований, стремление родителей подчинить себе, поставить в зависимое положение своего ребенка, даже в случае пресле­дования благородных целей, влечет за собой сни­жение самооценки ребенка.

С целью выявления представлений ребенка об отношении к нему других людей (в особенности близких), выявления его самооценки, а также ха­рактера и степени осознанности этого отношения необходимо использовать методику В. Г. Щур «Ле­сенка»1.

Стимулъный материал: рисунок лестницы, со­стоящей из семи ступенек. Посередине нужно рас­положить фигурку ребенка, она может быть вы­полнена из бумаги.

Проведение теста. Ребенку дают листок с на­рисованной на нем лестницей и объясняют значе-

1 Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об от­ношениях к нему других людей / Психология личности: те­ория и эксперимент. М., 1982.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

ние ступенек. Важно проследить, правильно ли ребенок понял ваше объяснение. В случае необхо­димости следует повторить его. После этого зада­ют вопросы, ответы записывают.

Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем дети лучше, а на самой верхней сту­пеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя по­ставит мама? Папа? Воспитательница?

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого воз­раста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положе­ние на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оцен­ке, но об отрицательном отношении к себе, неуве­ренности в собственных силах. Это очень серьез­ное нарушение структуры личности, которое мо­жет привести к депрессиям, неврозам, асоциаль­ное™ у детей. Как правило, это связано с холод­ным отношением к детям, отвержением или суро­вым, авторитарным воспитанием, при котором обес­ценивается сам ребенок, который приходит к вы­воду, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не .могут быть хороши-





Справочник дошкольного психолога

ми постоянно и уж тем более не могут соответство­вать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих усло­виях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вооб­ще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и конт­роль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспи­татель. Для нормального, комфортного самоощу­щения, которое связано с появлением чувства за­щищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вто­рую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из взрослых) ставит его на самую высокую сту­пеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре лич­ности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все род­ные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитатель-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

ница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адек­ватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ве­дет и часто получает замечания от воспитательни­цы.

Еще одна методика, которая может помочь в выяснении отношений ребенка к членам своей се­мьи — методика Е. А. Бондаренко1.В ходе ис­следования предлагается выполнить рисунок на тему «Кого я больше всего люблю в нашей семье». На оборотной стороне рисунка фиксируется содер­жание и словесная интерпретация изображаемого. В зависимости от содержания рисунки распреде­ляют на 5 групп: портрет, совместная деятельность и общение ребенка с самым любимым человеком, бытовой труд родителей, отдых и развлечения. Данная методика дает представление не только о личностных предпочтениях ребенка, но и о характе­ре взаимоотношений в семье. Задача психолога — грамотно выстроить вопросы и проанализировать возможные нюансы.

Данный комплекс далеко не исчерпывает широ­кого диапазона диагностических средств, предназ­наченных для детско-родительских отношений. Достаточно широко в практике консультативной работы используются такие методики, как тест-

1 Бондаренко Е. А. Выражение отношения к людям в рисун­ках дошкольников // Теоретические и прикладные пробле­мы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.





Справочник дошкольного психолога

опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я.
Варга, В. В. Столин), методика АСВ Э. Г. Эйде-
ми ллера, методика «Портрет моего ребенка». Су­
ществует также целый ряд проективных рисуноч­
ных методик, предлагаемых детям: «Моя семья»,
«Семья, которую хочу», «Семья животных», «Ба­
рашек в бутылочке», «Тест-фильм» Р. Жиля и др.
В ходе практической работы у психолога склады­
ваются свои предпочтения в выборе тех или иных
методических средств. Главное, чтобы выбранный
диагностический комплекс соответствовал постав­
ленным целям и давал возможность достаточно бы­
стро собрать и качественно проанализировать ин­
формацию, необходимую для оказания квалифи­
цированной психологической помощи. -

ПРИЛОЖЕНИЯ

' Приложение 1

СТЕНДОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игрушка в жизни ребенка

Давайте вспомним наше детство... Что прихо­дит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... лю­бимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого свое). Именно с игрушками у большин­ства людей ассоциируется детство. Но, кроме лич­ной ценности для каждого из нас, игрушка обла­дает ценностью общечеловеческой, так как пред­ставляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору иг­рушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.

Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ре­бенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первы­ми предметами и игрушками. В этот период малы­шу необходимы всевозможные кольца .из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребенка, так как иг-



Справочник дошкольного психолога

рушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6—9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в пред­метный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9—12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими ку­рочками, барабанящими зайцами. В 10—12 меся­цев ребенку уже нужны пирамидки из 3—5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режут­ся зубки, а во-вторых, рот является для ребенка таким же средством познания, как и руки, и гла­за. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игру­шек. .

В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш стано­вится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но ра­дость малышу — проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам — уберите их с глаз ре­бенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игруш­ку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малы­шу запомнить, что игрушки надо убирать.

Приложения

К 3-м годам малыш начинает усваивать функ­циональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на сту­ле сидят, а едят с Тарелки? Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и ме­белью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игру­шечное отображение реальной жизни позволит ре­бенку легко освоиться далее в коллективе сверст­ников и полноценно развиваться как эмоциональ­но, так и интеллектуально.

К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, дол­жны увеличиться в размерах: большая кукла, боль­шая машина, большой игрушечный зверь. В на­бор игрушек необходимо включать и всевозмож­ные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамид­ки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно — матрешки не будут неразлучными сестрами. Так­же в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.

К 4—5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумы­вать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный мате-





Справочник дошкольного психолога

риал, и головоломки, и атрибуты профессиональ­ной деятельности, и различные технические игруш­ки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машин­ки и оружие, а девочки — кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает разви­ваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к мо­делированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить сво­ими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнес­ти к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но су­ществует еще одна, не менее важная группа — пред­меты-заместители. Она включает в себя, с точ­ки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор. Но для ребенка это наиценней­ший материал для развития фантазии и творче­ства. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, ко­робочки, обрубки дощечек или палочек, кружоч­ки, обломки чего-нибудь и т. д.

Введение этих предметов целесообразно с 2—3-х лет, так как именно в этот период происходит раз­витие активной речи, а предметы-заместители ста­вят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отноше­нию к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой си­туации (это замечательное «как будто»)). Вы ска-

Приложения

жете: «Все это хорошо, но каждая из перечислен­ных игрушек стоит денег и не каждая семья мо­жет себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо вы­бирать, а не собирать! Естественно, вы не сможе­те не купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками — и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в ма­газине. Включайте свою фантазию — и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную ме­бель; смастерить машинку, во-вторых, мама мо­жет пошить из остатков пряжи или ткани велико­лепную куклу и одежду для нее, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и жур­налов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения се­мьи. Хотелось бы остановиться еще на одном мо­менте — выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Иг­рушка должна быть:

1) безопасной (просмотрите качество изготовле­ния, материал, из которого она сделана);

2) эстетичной на вид;

3) соответствующей возрасту;

4) многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем луч­ше. Естественно, это правило не касается погрему­шек для малышей).

В заключение необходимо напомнить вам, доро-





Справочник дошкольного психолога

гие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Ребята и зверята

В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно кошки или собаки. И тут часто приходят на ум сотни отговорок: де­нег нет, у бабушки аллергия на шерсть, некому ухаживать и т. п. Подождите, остановитесь на мгновение! Сейчас у вас появляется великолепная возможность положительно повлиять на развитие душевных качеств вашего ребенка. Ухаживая за домашним питомцем, ваш малыш учится самокон­тролю, у него развивается произвольность. В от­личие от игрушек настоящее животное сразу даст ребенку понять, что он делает что-то не так, при­чиняет боль или неудобство. Именно в домашних животных можно найти образец бескорыстной дружбы и преданности. Именно они дают ребенку возможность научиться отстаивать свою свободу и не нарушать чужое пространство без его разреше­ния. Животные учат нас быть уверенными в себе, знать себе цену.

Если мы вас хоть немного убедили в необходи­мости покупки домашнего животного — замеча­тельно!

Следующий шаг — выбор домашнего любимца. Как давно подметили ученые, люди не случайно отдают предпочтение или кошкам, или собакам.

Приложения

Выбор часто зависит от типа темперамента чело­века, его характерологических особенностей, по­требностей и проблем. Кошки чаще помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии, в независимости. Собака же — это воплощение живого эмоционального кон­такта, коммуникабельности, замечательный при­мер самоконтроля. Поэтому, прежде чем присту­пить к воплощению мечты вашего ребенка в жизнь, задумайтесь над его проблемами и потребностями. Обычно дети сами интуитивно чувствуют, что им надо.

Чтобы лучше понять своего малыша и себя, можно подробно ответить на вопросы анкеты, пред­лагаемой Н. Л. Кряжевой, признанного професси­онала в области анималотерапии1.

1. Какие домашние животные были у вас дома в детстве?

2. Часто ли вы заводили в доме новых живот­ных?

3. Кто выступал инициатором появления жи­вотных в доме?

4. Если бы у вас был бы выбор и возможность держать домашнее животное без материальных и временных ограничений, то какое животное вы бы предпочли: собаку, кошку, рыбок, птиц, экзоти­ческих животных, никого?

5. Общение с кем вы предпочитаете в большей степени: с животным, с человеком?

1 Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, 2000.





Справочник дошкольного психолога

6. Когда в фильмах вы видите кровавые сцены, кому вы больше сопереживаете?

7. Какое событие вам тяжелее пережить:

а) потерю большой суммы денег;

б) смерть домашнего любимца;

в) размолвку с другом?

8. Если бы вы очень сильно нуждались в день­
гах вы бы предпочли продать; -

а) единственное праздничное платье или костюм;

б) домашнее животное?

9. Вы бы наказали вашего ребенка, если бы уви­
дели, что он:

а) отрывает мухе лапки;

б) дергает кошку за хвост; ' .'

в) испачкал только что надетую одежду;

г) кидается камнями в собаку?

10. Если ваш ребенок просит вас купить домаш­
нее животное:

а) куплю то, что просит он;

б) куплю то, что нравится мне;

в) поговорю с ребенком, попытаюсь найти ком­
промисс;

г) пообещаю в надежде, что он забудет.

11. В домашнем животном вы видите:

а) источник доходов;

б) искреннего и преданного друга;

в) источник расходов;

г) не вижу в них смысла вообще.

12. Какого пола животное вы выберете:

— мужского;

— женского;

13. Представьте, что волшебник превратил ваше

Приложения

домашнее животное в человека. Кем оно станет:

а) другом (подругой);

б) ребенком;

в) родителем;'

г) мужем (женой).

Если вы искренне отвечали на вопросы анкеты, то у вас получится маленькое сочинение. Она по­может вам понять самого себя, свои желания и ожидания, а также то, чего хочет ваш ребенок, каковы ваши взаимоотношения с ним и с другими близкими. А знание проблемы — это уже наполо­вину готовое решение.

«Изящные» выражения в детском лексиконе

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных круж­ков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое — хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов — бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вес­ти в таких ситуациях. Оправившись от шока, ро­дители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем

«Ив кого только он пошел?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не заме­чая своих особенностей поведения, мы отслежива­ем их в поведении своих детей. Задумайтесь, явля-





Справочник дошкольного психолога

ется ли характерной для вас несдержанность, аг­рессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ниче­го не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не сле­дует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гаран­тия того, что, однажды забыв эти выражения, ре­бенок не вспомнит их в самый неподходящий мо­мент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыс­лив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться — язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необ­ходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запу­гивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т. д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начнется истерика.

Приложения

Вариант 4. Объясняем

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последо­вательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лекси­ку, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни дру­гих в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ру­гаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокиро­вания взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребен­ка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» — спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо по­казать малышу, что у окружающих пропадает вся­кое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка. Будьте здоровы!

Стресс и здоровье

Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших будней. Но, к со­жалению (или нет?), в наш бурный век никому не удается избежать неприятностей, будь то сдача эк-





Справочник дошкольного психолога

заменов, разногласия в семье или потеря работы. И часто бывает так, что мы оказываемся совер­шенно не готовы к таким ударам судьбы и не в состоянии вовремя прийти в себя и достойно их встретить. И именно тогда начинаются наши про­блемы со здоровьем. Причем болеть начинает и душа, и тело...

Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тос­ку, чувство тревоги. Люди, не привыкшие прислу­шиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит. В науке это состояние называют «стресс».

«Все болезни от нервов»... Так ли это? Можно почти с уверенностью сказать, что именно так. Существует целое направление, именуемое психо­соматической медициной, которое занимается по­иском подтверждений вышеприведенному утверж­дению (и, отметим, небезуспешно!). Специалисты в этой области объясняют многие болезни, напри­мер, язву, инфаркт, влиянием стрессогенных фак­торов, а точнее, сопровождающих их отрицатель­ных эмоций. Но жизнь не может быть однотон­ной, от неприятностей и горя нам никуда не деть­ся. К сожалению, и способ, выбранный Скарлетт («Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра»), тоже не всегда приносит желаемое успокоение и разрешение проблем. Парадокс зак­лючается в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем сильнее в него погружаемся. Поэтому стра­шен не сам стресс, а отношение к нему.

Приложения

Но все по порядку... Для начала небольшой тест. Ответьте утвердительно («да») или отрицатель­но («нет») на каждый приведенный ниже вопрос.

1. В последнее время вы часто испытываете страх?

2. Ощущаете ли вы себя несобранным?

3. Трудно ли вам сосредоточиться на чем-то од­ном?

4. Испытываете ли вы тревогу без видимых при­чин?

5. Трудно ли вам заснуть?

6. Вы часто раздражаетесь по пустякам?

7. Замечаете ли вы за собой излишнюю потли­вость?

8. Вам часто снятся кошмары?

9. Вы ощущаете потерю аппетита?

10. Часто ли вы срываетесь на окружающих?

11. Часто ли вы ощущаете учащение пульса?

12. Чувствуете ли усталость, проснувшись ут­ром?

Вам стоит читать дальше, если хотя бы на по­ловину вопросов вы ответили утвердительно.

Итак, у вас налицо почти все признаки стресса. Что делать?

Для начала примите наши поздравления: у вас появилась отличная возможность показать себе, как вы себя любите.

Далее попытаемся разобраться в причинах и ме­ханизме возникновения у вас стресса. Мы уже вы­яснили, что причинами стресса могут быть раз­личные факторы: потеря работы, материальные трудности, учебные или рабочие перегрузки, в конце





Справочник дошкольного психолога

концов, неожиданно сломавшийся каблук. Други­ми словами, у каждого человека причины могут быть сугубо индивидуальными, ведь каждый из нас абсолютно по-разному реагирует на такие удары судьбы. Одни воспринимают увольнение с работы как хорошую возможность для расширения поля своей деятельности, а для других — это крах всей жизни. Ученые считают, что наши индивидуаль­ные реакции на стрессогенные факторы зависят от личностных характеристик. Другими словами, от типа темперамента, а также от уровня разви­тия такого качества, как стрессоустойчивость. Но что же делать, если вы ранимый меланхолик, ост­ро реагирующий на каждый косой взгляд, не гово­ря уже о глобальных проблемах, таких как поте­ря работы, публичное выступление? Прежде все­го, остановитесь, как бы велико ни было ваше же­лание поддаться буре эмоций. Постарайтесь разоб­раться в своих ощущениях, задайтесь вопросом, что вы чувствуете, откуда пришло к вам это чув­ство. Найдите причину ваших переживаний. Если она стала для вас ясна (или вы, по крайней мере, так думаете), разберитесь, что именно вас беспоко­ит, т. е., например, это может быть мнение окру­жающих, потеря каких-либ

Наши рекомендации