Я шкала: воспитательная конфронтация в семье.

Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители об­ращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информагдИЮ 0 характере вос­питания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием паралле^ьной формы для де­тей, так как в этом возрасте де«тЯМ достаточно труд­но отвечать на вопросы, связанные с их отношени­ями кродителям, а без сравнещия с детскими дан­ными шкалы согласия и авторитетности утрачи­вают свою диагностическую Ценность.

Таким образом, опросник х<Взаимодействие ро­дителя с ребенком» (ВРР) им^ет три формы: одну детскую идве взрослые, по 6Q вопросов в каждой.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (врр)

Вариант для родителей дашколъников и млад­ших школьников

Инструщия

Отметьте степень согласия со следующими ут­верждениями по 5-балльной Системе. Оцените ут-





Справочник дошкольного психолога

верждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие)

4 — в общем, да

3 — и да, и нет

2 — скорее нет, чем да

1 — нет (абсолютное несогласие)

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то
обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступ­ки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без при­смотра.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется и жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследователен льна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

15. Я стараюсь контролировать действия своего ребенка.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

16. Считаю, что для него главное — это слу­шаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в пер­вую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечении.

19. Я не считаю его (ее) таким умным и способ­ным, как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извинить­ся перед ним.

21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведе­ние но отношению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отноше­ния.

25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.

26. Приходится применять к нему (к ней) физи­ческие наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему(ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

"31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учи­
тываю его (ее) мнение

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный
папа).

Справочник дошкольного психолога

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога



34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мои муж (жена, бабушка и т. п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспиты­ваю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей в жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Считаю, что мои долг оградить его (ее) от всяких опасностей.

46. Я наказываю его(ее) за такие поступки, ко­торые совершаю сам(а).

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка про­тив других членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).

49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Я прощаю ему(ей) то, за что другие наказа­ли бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем(о ней): о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.




52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

53. Думаю, что для него(нее) я самый близкий

человек. '

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им

(ею).

56. Принимаю участие в делах, которые приду­мывает он(а).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть,

его (ее).

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущ­ности, за одно и то же.

59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, а муж (жена, бабушка и т. д.) специально говорит

наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком
лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Я шкала: воспитательная конфронтация в семье. - student2.ru





Справочник дошкольного психолога

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывает -ся общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитываются — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

ответы 12 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначе­ны звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содер­жат по 10 утверждений, а не по пять, как в ос­тальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка про­ставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов при­надлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.

Я шкала: воспитательная конфронтация в семье. - student2.ru

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и МЛАДШИХ школьников

1. Нетребовательность — требовательность.

2. Мягкость — строгость.

3. Автономность — контроль.

4. Эмоциональная дистанция — близость.

5. Отвержение — принятие.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудчичество.

7. Тревожность за ребенка.

8. Непоследовательность — последовательность.

9. Воспитательная конфронтация в семье.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

Таблица 21

Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)

Я шкала: воспитательная конфронтация в семье. - student2.ru

Мы приводим лишь вариант для родителей до­школьников и младших школьников.





Справочник дошкольного психолога

Методика «День рождения»

Одна из новых методик, которую могут исполь­зовать и психологи, и родители, — методика«День рождения»М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомога­тельного средства. Тем не менее, практика пока­зывает, что данная методика достаточно информа­тивна, легка в обработке и интересна для детей.

Начать нужно с беседы о дне рождения, подар­ках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается на­рисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассажи­вать гостей. Этот стол и послужит основой для са­мого тестирования. Можно использовать и заго­товку (большой круг в качестве стола и десять кру­жочков-стульев вокруг). Но лучше создавать об­раз праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы смо­жете проанализировать выбор ребенком собствен­ного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно по- I вторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим располагалась только взрослые). А может быть стол вообще для людей, если за предыдущим сто­лом располагались только игрушки, предметы, животные.

1 Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000. №3.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить довери­тельный, безопасный контакт с ним.

Инструкция

(вариант с использованием

заранее заготовленного рисунка)

— Давай поиграем с тобой в твой день рожде­
ния. Большой круг будет у нас столом, на кото-
ром стоит праздничный пирог со свечками. Све­
чек столько, сколько тебе будет лет. Мы их на­
рисуем. Вокруг стола расположены маленькие
кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери
стул, на который ты сядешь. Давай твой стул
отметим звездочкой или снежинкой?

Выбор ребенка позволяет оценить сформирован-ность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.

— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с
другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных запи­сываются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от вре­мени предлагать повторяющийся вопрос.

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем
(зачеркнем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его по­требность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стуль­чиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?





Справочник дошкольного психолога

— Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисо­вывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавля­
ются новые — желает общаться в широком кругу;

б) стульчики» убираются (зачеркиваются) —
желает общаться, но только с близкими людьми, в
ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные —
несформированная потребность в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении:
люди располагаются рядом с ребенком — близ­
кие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых, или
детей, или предметов — наличие опыта общения с
ними;

б) половое преобладание в общении — наличие
мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский
сад, школа, двор, дача) — значимость соответству­
ющей среды в общении.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Методика интервью с ребенком

В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком (автор А. И. За­харов1), в процессе которого выясняются подробно­сти о внутрисемейных отношениях и роли ребенка в семье.

Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использовать методику ин­тервью с детьми, разработанную А. И. Захаровым по следующим основным вопросам:

Вопрос: С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытыва­ет чувство привязанности. На последнем месте ре­бенок называет наименее значимое для него лицо.

Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же. пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родите­лями того же пола.

Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в 1-ю очередь (папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

1 Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.



Я. Справочник дошкольного психолога



Справочник дошкольного психолога

Вопрос: Если с тобой случилась беда, тебя оби­дел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверитель­ных отношений с детьми.

Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза ко­торой существует у чрезмерно занятых и принци­пиальных родителей.

Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама) работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представ­лении детей.

В своей книге «Практическая психология для родителей...» А. Баркан предлагает ряд опросни­ков (шкал) для выявления особенностей жизни ре­бенка в семье. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую хочу».

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Наши рекомендации