Я шкала: воспитательная конфронтация в семье.
Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информагдИЮ 0 характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием паралле^ьной формы для детей, так как в этом возрасте де«тЯМ достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями кродителям, а без сравнещия с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую Ценность.
Таким образом, опросник х<Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) им^ет три формы: одну детскую идве взрослые, по 6Q вопросов в каждой.
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (врр)
Вариант для родителей дашколъников и младших школьников
Инструщия
Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной Системе. Оцените ут-
Справочник дошкольного психолога
верждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие)
4 — в общем, да
3 — и да, и нет
2 — скорее нет, чем да
1 — нет (абсолютное несогласие)
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то
обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется и жизни.
7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10. Я чувствую, что непоследователен льна) в своих требованиях.
11. В нашей семье часто бывают конфликты.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
15. Я стараюсь контролировать действия своего ребенка.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его (ее) увлечении.
19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение но отношению к нему (ней).
23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему(ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
"31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учи
тываю его (ее) мнение
33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный
папа).
Справочник дошкольного психолога
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мои муж (жена, бабушка и т. п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей в жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Считаю, что мои долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
46. Я наказываю его(ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).
47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
50. Я прощаю ему(ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем(о ней): о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.
52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53. Думаю, что для него(нее) я самый близкий
человек. '
54. Я приветствую его (ее) поведение.
55. Я часто высказываю свое недовольство им
(ею).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть,
его (ее).
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, а муж (жена, бабушка и т. д.) специально говорит
наоборот.
60. Мне кажется, мои отношения с ребенком
лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Справочник дошкольного психолога
Подсчет и обработка результатов опросника ВРР
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывает -ся общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитываются — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
ответы 12 3 4 5
баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и МЛАДШИХ школьников
1. Нетребовательность — требовательность.
2. Мягкость — строгость.
3. Автономность — контроль.
4. Эмоциональная дистанция — близость.
5. Отвержение — принятие.
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудчичество.
7. Тревожность за ребенка.
8. Непоследовательность — последовательность.
9. Воспитательная конфронтация в семье.
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.
Таблица 21
Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)
Мы приводим лишь вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
Справочник дошкольного психолога
Методика «День рождения»
Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители, — методика«День рождения»М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.
Начать нужно с беседы о дне рождения, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно по- I вторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим располагалась только взрослые). А может быть стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
1 Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000. №3.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.
Инструкция
(вариант с использованием
заранее заготовленного рисунка)
— Давай поиграем с тобой в твой день рожде
ния. Большой круг будет у нас столом, на кото-
ром стоит праздничный пирог со свечками. Све
чек столько, сколько тебе будет лет. Мы их на
рисуем. Вокруг стола расположены маленькие
кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери
стул, на который ты сядешь. Давай твой стул
отметим звездочкой или снежинкой?
Выбор ребенка позволяет оценить сформирован-ность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.
— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с
другой стороны?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос.
— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем
(зачеркнем) стульчики?
Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.
Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?
Справочник дошкольного психолога
— Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) используются все «стульчики» или добавля
ются новые — желает общаться в широком кругу;
б) стульчики» убираются (зачеркиваются) —
желает общаться, но только с близкими людьми, в
ограниченном кругу;
в) выбираются игрушки, предметы, животные —
несформированная потребность в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении:
люди располагаются рядом с ребенком — близ
кие, доверительные, приятные отношения.
3. Значимость социального окружения:
а) количественное преобладание взрослых, или
детей, или предметов — наличие опыта общения с
ними;
б) половое преобладание в общении — наличие
мальчиков или девочек, мужчин или женщин;
в) преобладание какой-то группы (семья, детский
сад, школа, двор, дача) — значимость соответству
ющей среды в общении.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
Методика интервью с ребенком
В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком (автор А. И. Захаров1), в процессе которого выясняются подробности о внутрисемейных отношениях и роли ребенка в семье.
Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использовать методику интервью с детьми, разработанную А. И. Захаровым по следующим основным вопросам:
Вопрос: С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.
Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же. пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в 1-ю очередь (папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
1 Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
Я. Справочник дошкольного психолога
Справочник дошкольного психолога
Вопрос: Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?
Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама) работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
В своей книге «Практическая психология для родителей...» А. Баркан предлагает ряд опросников (шкал) для выявления особенностей жизни ребенка в семье. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую хочу».
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога