Как фактор развития личности ребенка

(ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

4 Дошкольный возраст является предметом при­стального внимания ученых и практиков как важ­ный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических про­цессов, свойств личности, маленький человек ак­тивно осваивает широкий спектр различных ви­дов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооцен-





Справочник дошкольного психолога

ка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наи­более важным является влияние семьи на разви­тие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-ро-дительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. По­этому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономи­ческие, и психологические. Сокращение свобод­ного времени родителей из-за необходимости по­иска дополнительных источников дохода, психо­логические перегрузки, стрессы и наличие мно­жества других патогенных факторов стимулиру­ют развитие у родителей раздражительности, аг­рессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множе­ства проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологичес­кой, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким обра­зом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния ро­дителей. Это далеко не лучшим образом сказыва­ется на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. В це­лом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебреже­нию родительскими обязанностями и повсемест-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

ным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отно­шений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нари­совать» наиболее полную картину отношений меж­ду детьми и родителями. Это:

— реальное взаимодействие родителя с ребен­ком;

— отношение к ребенку, основанное на неосоз­нанной мотивации родителя;

— отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

1. Особенности личности родителей и форм их
поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность ро­дителей, уровень их образования.

3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

4. Диапазон средств воспитательного воздей­ствия.

5. Степень включенности ребенка в жизнедея­тельность семьи.

6. Учет актуальных потребностей ребенка и сте­пень их удовлетворения.

В своем многолетнем исследовании Н. Ю. Сигя-гина1 выделила группы семей по типу родитель­ского отношения (табл. 20).

Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция дет-ско-родительсктх отношений. М., 2001.





Справочник дошкольного психолога

Таблица 20 Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка



Группа семей Подгруппа Характеристика профиля родительского отноше- ■ ния
Благопри­ятные Понимаю­щие Хорошо знают своего ребенка, реально оценива­ют его и его поступки, адекватно и гибко реагиру­ют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диа­логичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях
Покрови­тельст­вующие Хорошо знают своего ребенка, реально оценива­ют его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают по­зицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной
Безраз­личные Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмо­циональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе
Неблаго­приятные Подав­ляющие Отличаются наибольшей степенью эмоциональ­ного отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хоро­шо знают ребенка, но обычно не могут предска­зать его поведение з различных ситуациях. От­ношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер
Тревож­ные Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отно­шению к ним,но не уверены в правильности сво­его поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью
Отстра­ненные Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичное™ в отношениях с ребен­ком, повышенные ожидания и требования на фо­не значительной ориентации на ребенка и боль­шой привязанности к нему
Отвер­гающие Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает эле­мент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке дос­таточно адекватны

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Интересным представляется взгляд американс­кого психоаналитика Дж. Боулби1 на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ре­бенка являются следующие ситуации:

— когда родители не удовлетворяют потребнос­ти ребенка в любви и полностью отвергают его;

— когда ребенок является в семье средством раз­решения конфликтов между супругами;

— когда родители используют в качестве дис­циплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

— когда родители открыто или косвенно заяв­ляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

— когда в окружении ребенка отсутствует чело­век, способный понять переживания ребенка.

В одном из своих исследований А. С. Спивакове -кая выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитатель­ные воздействия:

«Семья — санаторий». Мелочная опека, жест­кий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегруз­ки нервной системы ребенка, при которых возни­кают нервные срывы, формируются эмоциональ­ные особенности по типу повышенной чувствитель­ности, раздражительности. При повышенном кон­троле и опеке у детей усиливаются реакции проте-

1 Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция дет-ско-родительсктх отношений. М., 2001.





Справочник дошкольного психолога

ста, повышается агрессивность и появляется же­лание решительного изменения ситуации.

«Семья — крепость». Родители стараются по­ступать подчеркнуто правильно, излишне принци­пиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих слу­чаях фиксируется концентрация внимания ребен­ка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызы­вает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к постоянно­му внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышен­ному риску невротических заболеваний.

«Семья — третий лишний». В такой семье эмо­ционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фик­сируя внимание на недостатках и несовершен­ствах, что опять же порождает у него чувство не­уверенности в себе, безынициативность, мучитель­ные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности роди­телям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом пе­реносят разлуку с ними и с трудом находят кон­такт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распростране­ние синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающего в себя диапазон от физического на­силия до недостаточно продуманных педагогичес­ких воздействий. Другими словами, СООД — это

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

«поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психи­ческой и нравственной травмы».

Вышеперечисленные проблемы часто усугубля­ются при посещении ребенком детского сада и ста­новятся предметом внимания педагогов и психо­логов.

Одним из важнейших направлений психологи­ческой помощи является консультативная работа. Работа психолога-практика в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредствен­ной помощи родителям и воспитателям.

В течение трех лет (с 1999 по 2002 г.) нами изу­чались запросы родителей при обращении к пси­хологу. Основными проблемами, декларируемыми родителями на консультативных встречах, были проблемы, связанные с трудностями в обучении, умственным недоразвитием, с точки зрения роди­телей, детей-дошкольников. Другую группу кон­сультативных запросов составили жалобы родите­лей на упрямство, негативизм, капризы и непослу­шание детей. Анализ показал, что большая часть данных претензий является необоснованной и сви­детельствует о психологической некомпетентности родителей. Многие родители, например, сталкива­ясь с характерными психологическими особеннос­тями детей 3—4-х лет, склонны считать их прояв­лением своенравия и непослушания. Частично пре­тензии можно связать с неблагоприятными личност­ными особенностями самих родителей и выбран­ными ими моделями воспитания. Такие родители





Справочник дошкольного психолога

часто характеризуются излишней требовательнос­тью, принципиальностью, нетерпимостью, завы­шенным уровнем притязаний в отношении близ­ких эмоциональных связей со своими детьми, выд­вигают большое количество моральных предписа­ний и требований к ребенку. Осуществляя консуль­тативный прием, психологу необходимо уметь клас­сифицировать запросы родителей, разглядеть ис­тинные мотивы обращений.

Работая с родителями, психолог должен соста­вить для себя как можно более полное представле­ние о субъективных условиях жизнедеятельности семьи. К этим условиям относят ценностные ори­ентации, установки и ожидания супругов. Кроме того, В. В. Юстицкий и Э. Г. Эйдемиллер1 выдели­ли три группы семейно-необходимых качеств. Во-первых, это потребности,- обусловливающие жела­ние человека жить в семье, преодолевать трудно­сти и решать в ней возникающие проблемы. К ним относят: потребности в материнстве и отцовстве; потребности, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений (любовь, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые и т. д.). Во-вто­рых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания супружес­ких отношений и воспитания детей (например, спо­собность понять другого). В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональных состояний, умение подчинять желания данного мо-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

мента целям будущего. Авторы считают, что сово­купное наличие вышеперечисленных качеств у суп­ругов и помогают ребенку решать возникающие в ходе семейной жизни проблемы.

В исследовании Э. К. Гульянц и Т. П. Скрипки-ной1, изучавших в 90-е годы возможности органи­зации работы с родителями в рамках психологи­ческой службы, отмечалось, что это — один из ос­новных и наиболее сложных аспектов деятельнос­ти психолога в дошкольном образовательном уч­реждении. Особенности положения в общей иерар­хии педагогических работников не позволяют пси­хологу постоянно взаимодействовать с родителя­ми воспитанников. Сами же родители часто про­являют интерес к работе психолога лишь в тех слу­чаях, когда поведение ребенка становится неконт­ролируемым, а от педагогов группы начинают по­ступать постоянные жалобы. Чтобы предупредить данную ситуацию, психологу необходимо выстро­ить четкую систему взаимодействия с родителями.

Начинать необходимо с момента поступления ребенка в детский сад. В процессе первых консуль­таций и сбора информации о ребенке психолог имеет хорошую возможность для налаживания перспективных контактов с родителями. Ему не­обходимо раскрыть аспекты своей работы и рас­сказать о случаях, в которых родители могут об­ратиться за помощью.



1 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотера­пия семьи. СПб., 1999.

1 Скрипкина Т. П., Гульянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. Ростов-на-Дону, 1993.





Справочник дошкольного психолога

Построение позитивного взаимодействия с вос­питателями групп также будет способствовать по­вышению количества обращений к психологу. В непосредственных беседах в случае возникновения затруднений педагоги могут посоветовать родите­лям обратиться за профессиональной помощью к психологу.

Также необходимо использовать возможности «уголков для родителей», имеющихся в каждой группе. В них психолог может помещать инфор­мацию о возможности ознакомления родителей с результатами диагностики развития их детей. Именно такие объявления часто помогают роди­телям найти время на консультацию с психоло­гом и осознать необходимость дальнейших встреч с ним.

Во многих дошкольных образовательных учреж­дениях существует такая форма связи с родителя­ми, как «почта надежды». С ее помощью родители могут выразить свои сомнения, пожелания, зада­вать вопросы. Письма родителей рассматривают­ся по мере поступления. Ответы на свои вопросы родители получают в виде информации в «уголках для родителей».

При осуществлении непосредственного консуль­тативного приема психолог должен собрать и про­анализировать информацию об особенностях взаи­моотношений родителей и детей. Для этого в арсе­нале психолога должны быть различные диагнос­тические средства.

В настоящее время в зарубежной и отечествен­ной психологии имеется значительный опыт диаг-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

ностики детско-родительских отношений. Однако, как справедливо указывают А. Г. Лидере, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологичес­кой службы семьи, и на сегодняшний день сохра­няется определенная потребность в методах диаг­ностики детско-родительских отношений и со сто­роны родителей, и со стороны детей.

Очень удачной, по мнению многих психологов, является методика «Родительское сочинение» (ав­тор В. В. Столин, адаптация А. И. Тащевой). Дан­ная методика используется в качестве как основ­ного, так и вспомогательного инструментария ха­рактера детско-родительских отношений, для изу­чения особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (самого автора). С ее помо­щью констатируются возможные психолого-педа­гогические рекомендации по психологической кор­рекции и дальнейшему воспитанию ребенка.

Родительское сочинение

(автор — В. В. Столин,

адаптация — А. И. Тащевой)

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо макси­мально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке.

Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, по­делитесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать Вам действенную по­мощь. Объем Вашего рассказа о ребенке не огра­ничивается».





Справочник дошкольного психолога

Сочинение обрабатывается методом контент-ана­лиза. При этом следует обращать внимание на сле­дующие обстоятельства:

1. Облегчающим моментом для анализа являет­ся тот факт, что многие данные о ребенке извест­ны заранее и достоверно, например: его пол, воз­раст, национальность, место проживания, социаль­ное происхождение и т. д.

2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит, не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обра­щения.

3. Все сочинение в целом связано с мотивом об­ращения в консультацию. Существенным показа­телем актуальности проблемы, является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее вре­мя, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер из­ложения данных, могут определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при сухом (формальном) отноше­нии психолога текст может преподноситься холод­но; если психолог в предварительной беседе упрек­нул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания. Контент-анализ родительских сочинений осуществляется по следу­ющим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

— любование, умиление ребенком, одобрение его
поступков, благожелательность;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряе­мых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, к увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность по

мелочам;

— негодования, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношения к взрослым и свер­стникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться

и пр.

Уважение

— высокая оценка интеллекта, признание дос­тоинств, уважение к занятиям и увлечениям ре­бенка;

— указание в личности ребенка социально одоб­ряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному;

— уважение ребенка как конкурента, ощуще­
ние конкуренции со стороны ребенка.

Справочник дошкольного психолога

Неуважение

— отрицание способностей, наличия интеллек­
та, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его воз­
раста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые
выдают его как неадаптивного (слабый, неответ­
ственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты
ребенка.

Близость '

— ощущение родственности, единства (выраже­ния типа «мы», «наш» и т. д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описа­ние свойств его личности, мыслей, чувств, мело­чей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление црямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребен­ка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостат­ков:

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на от­зывы о нем учителей, воспитателей и других взрос­лых.

Отдаленность

— отстранение, игнорирование, незнание роди­телями друзей ребенка, его увлечений, забот, про­блем, привязанностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людь­ми: учителями, соседями, знакомыми;

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление но пунктам его свойств, сухость в описании ин­тимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть сле­дующим: о ребенке, об авторе сочинения, о харак­тере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998 г.) был опубликован опросник для изуче­ния взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. И. Марковской. Автор предлагает три формы: взрослый вариант для родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков.

В опроснике «Взаимодействие родитель — ребе­нок» (ВРР) для подростков и их родителей, пред­ставлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность — требова­тельность родителя

Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии его с ребенком. Чем выше по­казания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уров­ня ответственности от ребенка.

2-я шкала: мягкость — строгость родителя

По результатам этой шкалы можно судить о су­ровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоот­ношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.





Справочник дошкольного психолога

3-я шкала: автономность — контроль по от­ношению к ребенку

Чем выше показатели по этой шкале, тем выра-женнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительно-сти; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отно­шения к ребенку либо любования им. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя при­вить ему самостоятельность.

4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмо­циональная близость ребенка к родителю

Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близос­ти к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по кото­рой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важ­ным с ними. Сравнивая данные родителей и ребен­ка, можно судить о точности представлений роди­телей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.

5-я шкала: отвержение — принятие ребенка родителем

Эта шкала отражает базовое отношение родите­ля к ребенку, его принятие или отвержение лично­стных качеств и поведенческих проявлений ребен­ка. Принятие ребенка как личности является важ­ным условием его благоприятного развития, его

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

самооценки. Поведение родителей может воспри­ниматься ребенком как принимающее или отвер­гающее.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества —

сотрудничество

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаи­модействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, призна­нием его прав и достоинств. Оно отражает равен­ство и партнерство в отношениях родителей и де­тей. Отсутствие может быть результатом наруше­ния отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: несогласие — согласие между ре­бенком и родителем

Эта шкала тоже описывает характер взаимодей­ствия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различ­ных жизненных ситуациях. Используют две фор­мы опросника: детскую и взрослую; можно оце­нить степень согласия не только по этой шкале, но и но всем остальным, так как расхождение между ними тоже позволяет судить о различиях во взгля­дах ребенка и родителей, воспитательной ситуации

в семье.

8-я шкала: непоследовательность — последо­вательность родителя

В этой шкале отражается, насколько последо­вателен и постоянен родитель в своих требова­ниях, в своем отношении к ребенку, в примене­нии наказаний и поощрений и т. д. Непоследова-





Справочник дошкольного психолога

тельность родителя может быть следствием эмо­циональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребен­ку и т. п.

9-я шкала:авторитетность родителя Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, показы­вают, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительс­кого авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родите­лю в целом, поэтому показатели этой шкалы очень важны для диагностики позитивности — негатив­ности отношений ребенка к родителю, как и пока­затели по следующей — 10-й шкале.

10-я шкала: удовлетворенность отношения­ми ребенка с родителем

По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между ро­дителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре ро-дительско-детских отношений, возможных конф­ликтах или об обеспокоенности сложившейся се­мейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и млад­ших школьников. Были изменены некоторые воп-

Глава 6. Специфические аспекты Деятельности психолога

росы, которые оказались неа^екватньши для де­тей этого возраста, и заменен:^ две шкалы опрос­ника. Вместо шкал «несогласи е _ согласие» и «ав­торитетность родителя» (7-я и д.я шкалы) мы вве­ли две новых шкалы:

7-я шкала: тревожность ^а ребенка;

Наши рекомендации