Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляет­ся на выплеск накопившейся энергии, другими сло­вами, дети не обращают внимание на слова взрос­лого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагиро­вать на спокойный голос.

В случае необходимости (открытое занятие, ди­агностическое обследование) дети в группе Кара-баса-Барабаса могут показывать достаточно высо­кий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно со­зданного спектакля, так как знания и умения выд­рессированы, усвоены автоматически. Стоит немно­го изменить условия игры, заменить картинки, за­дать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроиз­вести усвоенное.

Самым печальным последствием такого воспи­тания является выработка у детей двойной пози­ции, манипулятивных способностей. Уже дошколь­ник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования дикта­та и дисциплины как основных мер воздействия.

Мальвина.Такой педагог четко знает, что пра­вильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Действия Мальвины укладываются в четкий и един­ственно правильный стереотип. Она умна, но мо­жет действовать только так, и никак иначе, пото­му что считает такие действия единственно пра­вильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, пред-

Справочник дошкольного психолога

полагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж на­мыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, — здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится непра­вильным. Как следствие — отсутствие у детей ини­циативности, самостоятельности, любознательно­сти и эмоциональности.

Красная Шапочка.Эмоциональна, непоследо­вательна и непрагматична. Вызывает у детей сим­патию, основанную на схожести. В своих действи­ях руководствуется сиюминутно возникшими же­ланиями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В ее действиях отсутствует учет реаль­ных жизненных обстоятельств. Такая инфантиль­ность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованнос­ти, неумению предвидеть последствия своего пове­дения.

Спящая красавица.Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предостав­лены сами себе. Ее общение с детьми носит абсо­лютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущени­ях. Следствие —дети становятся такими же без­различными к окружающему либо расторможен­ными, основное и любимое занятие — баловство.

Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внима-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

тельна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного конт­роля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятель­но. Неуверенность в своих силах, низкая самооцен­ка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

Снежная королева. Красавица, лишенная чув­ства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Доби­вается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внеш­не привлекательным, но по сути бесполезным вре­мяпрепровождением. Как следствие — эмоциональ­ная бесчувственность, жестокость, безынициатив­ность.

Мери Поппинс.Разносторонне развитая, эру­дированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естествен­на и эмоциональна, гибко сменяет позиции в раз­личных ситуациях. Обучение детей проводит на­столько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседнев­ной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскры­вает особенности основных педагогических пози­ций. Важно, что, как и «чистых» типов темпера­мента, «чистых» педагогических позиций не бы­вает, можно выделить лишь способность к той или иной.




Справочник дошкольного психолога

Другая классификация отношений педагогов к детям (Коломинский Я. Л.)1 носит более прагма­тичный характер. Она представлена в таблице 18.

Отношение к детям является точкой, в которой преломляются и отражаются многие профессио­нально-педагогические характеристики. Например, умение объективно охарактеризовать ребенка, най­ти в нем что-то отличное от других/Такое умение в наибольшей степени развито у педагогов, кото­рые активно-положительно относятся к детям, так как они способны не только увидеть, но и почув­ствовать его особенности (а чувства у человека, как известно, чаще всего лишены прагматизма, т. е. наиболее достоверны).

Свои особенности на взаимоотношения педаго­гов и детей накладывает и стаж профессиональной деятельности. Н. В. Клюева^ (табл. 19) рассматри­вает возраст, педагогический стаж и самооценку педагогов как характеристики профессионального стиля педагога.

Использование психологом позитивных момен­тов, характеризующих тот или иной этап профес­сионального становления, поможет педагогу выра­ботать свой оптимальный стиль взаимодействия с детьми, будет способствовать созданию наиболее комфортных условий жизнедеятельности в ДОУ.

1 Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шести­
летнего возраста. Минск, 1999.

2 Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. М.,
2000.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Таблица 18 Классификация типов отношений педагогов к детям (по Коломинскому Я. Л.)

Тип отношений Содержательная характеристика
Активно-положительный Основные характеристики педагога: искренность и тактичность, позитив­ный прогноз личности ребенка. При необходимости всегда придет на по­мощь ребенку. Сопровождающий эмоциональный фон положительно-ровный, без излишних перепадов, что обеспечивает комфортную об­становку в фуппе. Проявляет заин­тересованность в ребенке и его дей­ствиях, используя улыбку, тактиль­ный и вербальный контакт. Предпо­читает убеждение поинуждению
Пассивно-положительный Старается дистанцироваться от близкого общения, предпочитает официальный тон. Позитивная оцен­ка носит характер одобрения, похва­лы, а не радости за vcnex
Неустойчивый Поведение педагога ситуативно, но преобладает эмоционально-положительная направленность. От­ношение к ребенку, его успехам и неудачам зависит от настроения пе­дагога и коншетной ситуации
Активно-отрицательный В целом отрицательно относится и к педагогической работе, и к детям. Своим высокомерием создает посто­янную напряженность, концентрирует внимание на негативных моментах общения. Прогноз развития детей всегда отрицательный
Пассивно-отрицательный Внешне проявляет заботу и внима­ние к детям, внутренне отрицательно относясь к ним и ожидая лишь не­приятностей



6. Справочник дошкольного психолога X 61

Справочник дошкольного психолога

Таблица 19 Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога

Стаж (в годах) Характеристика профессиональной деятельности Эффективные формы взаимо­действия педагога и психолога
1-5 • . преобладание знаний над уме- ниями; • концентрация на собственных возможностях; • склонность к самоизмениям; открытость новому; • профессиональный поиск; преобладание дисциплинар­ ных мео воздействия на детей: • неустойчивость в оценках • эмоциональная поддерж­ ка; • развитие уверенности в своих силах; • акцент на достижениях
6-10 • Формирование устойчивой профессиональной позиции; • расширение и совершенство­ вание методов обучения и воспитания; • повышение значимости про­ фессии • помощь в осознании огра­ ничений; • расширение позитивных возможностей
11-15 • Осознание противоречий меж­ ду имеющимися возможностя­ ми и желанием профессио­ нальных изменений; • возникновение стереотипов в работе, расширение коммуни­ кативных умений • привлечение к наставни­ ческой и проектной дея­ тельности; • помощь в рефлексии дос­ тижений; • расширение возможностей к восприятию инноваций; • привлечение к экспери­ ментальной леятельности
16-20 • кризис самосознания, между «Я - реальным» и «Я - иде­ альным»; • возможное снижение профес­ сионализма и формирование устойчивых механизмов защи­ ты; • потуг увлеченности работой • привлечение к наставни­ ческой деятельности; • помощь в обобщении опы­ та работы и его распро­ странении среди коллег для повышения самооцен­ ки педагога
21-25 • наибольшая увлеченность ра­ ботой; • сформированность профес­ сионально значимых качеств; • критичность и насторожен­ ность во взаимодействии с другими специалистами • опора на авторитет педа­ гога, его опыт; • привлечение к наставни­ ческой деятельности
Более 25 • возникновение синдрома «эмоционального сгорания»: невосприимчивость к новому, нарушение взаимоотношений с коллегами и детьми; • психоэмоциональное перена­ пряжение • помощь в анализе дости­жений

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

§ 3. МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ

С целью повышения психологической компетен­тности педагогов ДОУ, включающей ориентиров­ку в закономерностях развития ребенка, в вопро­сах обучения и условий в ДОУ по развитию лично­стных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов:

— лекция;

— семинар-практикум;

— групповая консультация;

— тренинг;

— метод «мозгового штурма»;

— деловая игра;

— круглый стол;

— беседа.

Необходимо также включать и такие виды ра­боты, которые способствовали бы улучшению эмо­ционального самочувствия педагогов, снятию на­пряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эф­фективными являются релаксационные паузы.

Остановимся на некоторых методах.

1. Лекция. Это метод передачи готовых знаний лектором аудитории. В работе с педагогами раци­онально использовать в сочетании с другими мето­дами, более практической направленности, в свя­зи с особенностями аудитории и целевого поля их деятельности. Структура лекции должна включать узловые моменты проблемы, иметь логическую яс­ность построения:





Справочник дошкольного психолога

— введение (актуальность, практическая значи­мость темы или проблемы);

— основная часть (формулировка основных по­нятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, клас­сификации);

— заключение (выделение главной мысли, ре­зюмирование).

Выделяют несколько видов лекций:

1. Лекция-беседа. Проходит в режиме непосред­
ственного контакта с аудиторией. С ее помощью
ведущий имеет возможность привлечь внимание
слушателей к ключевым моментам лекции, опос­
редованно использовать коллективный опыт и зна­
ния. Негативный момент заключается в том, что в
ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуж­
дению всех участников.

2. Лекция-дискуссия. Предполагает использо­вание свободного обмена мнениями ведущего и слушателей между логически выстроенными бло­ками лекции, что позволяет пошагово контроли­ровать процесс усвоения материала. Для эффек­тивного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет веду­щему управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных членов аудито­рии.

3. Лекция-консультация. Наиболее эффектив­на при изложении материала практической направ­ленности. Предполагает ответы лектора на вопро­сы слушателей после изложения темы. Этому от­водится примерно половина общего времени лек­ции. Данный метод позволяет ведущему отследить

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

эффективность лекции, обнаружить проблемы слу­шателей, их профессиональную и личностную на­правленность.

Данные виды лекций можно использовать в ра­боте и с педагогами, и с родителями.

Выделяется еще несколько видов лекций (лек­ция с интенсивной обратной связью, лекция с раз­бором микроситуаций и т. д.). По своей сути они дублируют в некоторых аспектах вышеперечислен­ные, поэтому не требуют детального рассмотрения.

2. Семинар-практикум. Видзанятия, цель ко­торого состоит в обеспечении возможности прак­тического использования теоретических знаний. Предполагает интенсивную самостоятельную рабо­ту участников иведущего по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматривают­ся варианты решения тех или иных проблем.

3. Групповая консультация.В своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная кон­сультация. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить воз­никшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции ведущего иаудитории. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или оп­росов. Целью групповой консультации должна быть помощь участникам в самостоятельном решении проблем.

4. «Мозговой штурм»,или брейнсторминг. Это метод активизации мыслительной деятельности,





Справочник дошкольного психолога

предназначенный для продуцирования идей или решений по той или иной проблеме. Использова­ние данного метода должно осуществляться в со­ответствии с правилами:

а) группа должна состоять из 7—10 человек;

б) критика чужих идей запрещена, по отноше­
нию к чужому мнению возможно проявлять лишь
уважение;

в) чужую идею можно развивать, а можно пред­
лагать свою;

г) кресла участников должны стоять по кругу;

д) участники должны находиться в состоянии
эмоциональной и мышечной расслабленности;

е) все идеи участников должны фиксироваться.
Предлагаться могут любые идеи, даже самые

фантастические, и все они имеют право на суще­ствование. Далее в ходе накопления идей происхо­дит принятие наиболее рациональных и эффектив­ных в конкретной ситуации. Необходимо выпол­нение правила «4-х аналогий»:

— прямая аналогия (участникам предлагается продумать, кк решаются задачи, похожие на дан­ную);

— личная аналогия (участникам предлагается войти в образ данного в задаче объекта и рассуж­дать с его точки зрения);

— символическая аналогия (участникам пред­лагается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).

Фантастическая аналогия (участникам предла­гается представить себе решение задачи с точки зоения сказочных нереальных героев).

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

Существуют и другие методы активизации мыс­лительных процессов группы:

— метод фокальных объектов (суть состоит в том, что признаки нескольких случайно выбран­ных объектов переносят на объект, находящийся в фокусе, в результате чего возникают необычные сочетания, развитие которых приводит к выработ­ке оригинальных идей);

— метод контрольных вопросов (предполагает использование вопросов, направленных на измене­ние объектов, веса, размера, материала, формы, направленности и т. д.).

Метод мозгового штурма стимулирует развитие групповой динамики, которое не должно быть сти­хийным, задача ведущего — косвенно направлять это движение, опосредованно регулировать его. Важно вовремя уловить напряженность, возник­шую в отношениях участников, сгладить ее.

5. Тренинг.Активный метод групповой рабо­ты, использование которого требует соблюдения оп­ределенных правил. Критериями отбора участни­ков тренинга можно считать следующие:

— добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;

— приблизительно одинаковый возраст участ­ников (отмечено, что после 45 лет участие в тре­нинге не является эффективным);

— количество участников группы не должно пре­вышать 12 человек;

— в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;

— в тренинге не должны участвовать люди с





Справочник дошкольного психолога

явными физическими дефектами и психическими нарушениями.

Ведущий обязательно должен иметь сертификат, свидетельствующий о подготовке к ведению тре-нинговых групп.

В педагогических коллективах более эффектив­но использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение лич­ных взаимоотношений на деловые, широкие воз­растные границы и т.д.

Тем не менее, при соответствии ситуации в пе­дагогическом коллективе требованиям к их участ­никам в решении целого ряда проблем достаточно высокоэффективным эквивалентом тренинга мож­но считать обучающие семинары или семинары-практикумы.

6. Деловая игра.Относится к игровым техно­логиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных ус­ловий. Деловая игра создает эмоционально пози­тивный настрой участников, позволяющий избе­гать напряжения в ходе решения игровой задачи. В процессе деловых игр моделируются:

— взаимоотношения;

— взаимодействия;

— организационно-структурные моменты.
Перед началом деловой игры участниками дол­
жны быть выработаны правила взаимодействия:

— обсуждение происходящего в группе на уров-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

не личных и деловых взаимоотношений должно быть «здесь и сейчас»;

— все высказываемые идеи имеют право на су­ществование, так как даже самая неправдоподоб­ная идея может позитивно влиять на выработку общегруппового решения;

— высказывания должны быть по теме, необхо­димо исключить пустопорожние разглагольствова­ния;

— свое мнение или позицию надо высказывать в лаконичной форме, экономя время других участ­ников;

— критика в отношении чужих идей должна быть исключена, их можно лишь развивать и под­держивать.

Свидетельством эффективности групповой рабо­ты в ходе деловой игры является появление у уча­стников так называемых приращений (схема 6).

Проведение деловой игры требует определенной логики развертывания. Перед ее началом ведущий должен подготовить документацию, предусмотрен­ную ходом игры. В документацию входит и сло­варь терминов и понятий, обеспечивающий одно­значное их толкование. Далее необходимо:

— выделить объект или процесс, моделируемый в игре;

— подготовить проспект игры (раскрыть ее со­держание, условия применения, другими словами, объяснить, какая деятельность моделируется в игре, где находится сфера ее применения);

— разработать сценарий, включающий харак­
теристику объекта игры и установление ролей;





Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога - student2.ru

Справочник дошкольного психолога

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

— организовать игровую обстановку, наиболее приближенн/ю к реальным условиям;

— установить регламент;

— назначить администратора, который возгла­вит группу организаторов игры;

— сформировать игровые команды;

— распределить роли;

— создать группу экспертов для разбора возник­ших конфликтов;

— выбрать счетную группу (в случае необходи­мости);

— выбрать человека для создания помех и слу­чайностей (если это предусмотрено правилами игры).

В процессе работы с педагогами психолог мо­жет использовать и такие методы, как психотех­нические игры1. Они позволяют снизить психи­ческое напряжение педагогов, развить их внутрен­ний потенциал, эффективно управлять своим внут­ренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Такие игры не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их ис­пользовать в своей повседневной жизни.

Игры-релаксации. Необходимы для снятия внут­ренних «зажимов» и напряжения. Позволяют об­рести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров. Это своеобразный «психологический душ», необходимый людям, чьи профессии пред­полагают наличие стрессогенных ситуаций.

1 Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М., 1995.'

Справочник дошкольного психолога

Адаптационные игры. Предназначены для оп­тимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмо­циональные состояния.

Игры-фор мулы. В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговари­ваются про себя. Эффективность таких игр будет достаточно высокой, если следовать правилам:

— непоколебимо верить в силу формул-самовну­шений;

— проговаривая формулу, необходимо сконцен­трироваться и сосредоточиться;

— формула должна быть повторена 5—7 раз;

— текст формулы должен быть кратким и ла­коничным;

— начало формулы обязательно должно вклю­чать утверждения:

«Я сумею...», «Я знаю, что...», «Я чувствую, что...», «Я убежден, что...»

Игры-формулы могут иметь следующую направ­ленность:

— настрой на активную позицию в течение дня;

— настрой на уверенное поведение;

— настрой на позитивное отношение к работе, детям, родителям.

Таким образом, психологическая наука предла­гает практическим психологам достаточно широ­кий спектр методов и форм активной групповой

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

работы с педагогами. Важно выбрать из них адек­ватные целям и потребностям конкретной группы людей — педагогическому коллективу дошкольно­го учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальней­шую работу.

§ 4. ПРОФИЛАКТИКА И ПОЗИТИВНОЕ

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА КАК ОДИН

ИЗ СПОСОБОВ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ДОУ

В повседневной жизни человек имеет дело с са­мыми разнообразными ситуациями. Их общая со­вокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, кото­рые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Обычно среди людей конфликты ассоциируют­ся с противоречиями, столкновениями, негативны­ми эмоциями. Если в коллективе наблюдается вы­сокий уровень конфликтности, можно утверждать, что уровень эффективности и качества работы бу­дет низким. Особенно это касается таких профес­сий, которые предполагают непосредственное об­щение с другими людьми. В наибольшей степени профилактика конфликтов важна для педагогичес-





Справочник дошкольного психолога

кого коллектива. Воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, напрямую влияют на их личностное раз­витие.

Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологичес­кая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога - student2.ru

Внутриличностный

конфликт
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога - student2.ru

Межличностный

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога - student2.ru

Межгрупповой

Сегодня мы будем касаться межличностных кон­фликтов. Выделяют три типа межличностных кон­фликтов:

1. Ценностные конфликты: затрагиваются осо­бо значимые для каждого человека моменты. Кон­фликт возникает тогда, когда ценностные разли­чия оказывают влияние на взаимодействие людей или когда люди начинают посягать на ценности другого. Возникает вопрос о толерантности, лояль­ности и других важных личностных качествах.

2. Конфликты интересов: затрагивают цели, планы сторон.

3. Конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия:

— имплицитные (подразумевающиеся);

— официально оговоренные.

Уметь различать тип конфликта — значит пра­вильно найти путь его разрешения.

Рассмотрим факторы, влияющие на возникно­вение конфликта:

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

1. Характер проблемы (ценностный, интересов, норм взаимодействия).

2. Причина — конкретные обстоятельства.

3. Повод — конкретное событие («последняя кап­ля»).

4. Острота конфликта. Зависит от следующего:

а) характера проблемы (степень значимости для
участников);

б) эмоциональной вовлеченности участников, что
обусловлено:

— личностными особенностями;

— историей их взаимоотношений;

— опытом прежних отношений. Педагогический коллектив, как и любой другой,

имеет свою специфику. Основная специфика кол­лектива детского сада заключается в том, что ос­новной контингент — женщины. Данный факт ока­зывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

Психолог, являясь непосредственным участни­ком межличностного взаимодействия, может на­ходиться в 2-х позициях:

1. Участник конфликта.

2. «Третейский судья», посредник.

Профилактика лучше, чем лечение

В каждом коллективе существуют особые неглас­ные нормы, правила и критерии, в силу которых человек будет строить свои взаимоотношения так или иначе.





Справочник дошкольного психолога

В зависимости от того, какую позицию в кол­лективе занимает психолог, он может влиять на выработку единых правил и обязанностей для всех членов коллектива (официально зафиксированных в должностной инструкции каждого работника). По запросу администрации либо по собственной ини­циативе психолог может провести психодиагнос­тику. В зависимости от типа конфликта и факто­ров, его вызвавших, можно использовать:

1. Изучение сплоченности коллектива (ценност-но-ориентационное единство).

2. Изучение психологического климата коллек­тива.

3. Тест «Исследование особенностей реагирова­ния в конфликтной ситуации» (К. Томаса).

4. Опросник «Взаимоотношения в педагогичес­ком коллективе».

5. Изучение привлекательности работы (ПТР-1).

6. Диагностика срабатываемости и совместимости.

В зависимости от полученных результатов пси­холог, желательно совместно со старшим воспита­телем, выстраивает направления дальнейшей дея­тельности:

1. Развитие сплоченности коллектива:

• совместные мероприятия;

• мобилизация сил членов коллектива на реше­ние проблемы;

• делегирование полномочий;

• тренинг.

2. Работа с личностными проблемами:

• направление к специалисту;

• тренинговые занятия (развитие навыков ауто-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

релаксации, коммуникативных навыков и т. д.);

• подключение администрации с разрешения клиента.

Как сделать так, чтобы выиграли оба?

В современной психологии существует позитив­ная точка зрения на конфликт как на факт разно­гласий. Общая формула такого позитивного пони­мания конфликта:

конфликт ведет к изменениям,

изменения — к адаптации,

адаптация — к выживанию.

Таким образом, конфликт можно рассматривать как необходимость изменений. Но превращение конфликта из угрозы разрушения отношений в фактор их обновления и сохранения требует выра­ботки умения конструктивно вести себя в конф­ликте, что, в свою очередь, отвечает задачам про­филактики.

Позитивное урегулирование конфликтов

Приоритетной задачей психолога ДОУ является создание благоприятного климата в коллективе. Рассмотрим случаи, когда психолог выступает по­средником между конфликтующими. В этой ситу­ации психолог должен ответить на ряд вопросов (Вшивкова И. В.):

1. Насколько высокое положение занимает каж­дый из конфликтующих?

2. Являются ли интересы конфликтующих вза­имоисключающими?





Справочник дошкольного психолога

3. Необходимо ли участникам сохранить отно­шения и какие?

4. Насколько велик уровень эмоционального напряжения сторон?

5. Каков предмет спора: простой или сложный?

6. Есть ли время на обсуждение предмета конф­ликта?

7. Согласны ли стороны вообще общаться друг с другом в данный момент?

Одна из основных проблем, мешающих участ­никам конфликта прийти к согласию — высокий накал отрицательных эмоций. Часто человек ста­новится жертвой своих эмоций, т. к. не может от­делить свое «Я» от позиции конфликтующего. В силу этого он воспринимает ее как часть себя и не может позволить другим попрать свое достоинство. Существенное влияние на поведение в конфликте оказывает темперамент человека. Итак, если стра­сти накалены, посредник может сделать следую­щее:

а) постараться снизить модальность негативных эмоций:

— авторитарно подавить отрицательные прояв­ления;

— подключиться к успокоению, подсказать тех­нику;

— предложить способы открытого снятия раз­дражения (написать на листе, что думаешь о дру­гом, порвать его); /

б) уйти от этой ситуации, если:

— высока враждебность участников;

— участники испытывают боль, страдание;

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

— конфликтующий не интересен и отношения поддерживаться не будут;

— когда выхода в данный момент нет.

Важно убедить стороны в необходимости конст­руктивного разрешения конфликта, т. е. в необхо­димости работы с проблемой, а не последствиями.

В случае, если психолог выступает посредником, он принимает на себя особую роль. Отличие позиции посредника от позиции третейского судьи состоит в том, что первый не принимает позицию ни одного, ни другого. Он выстраивает действия конфликтующих в конструктивном русле. Его основная задача — сохра­нение спокойствия, настрой участников на доброже­лательный лад. Он не должен попадать под воздей­ствие негативных эмоций конфликтующих.

Методика посредничества в конфликте состоит из 4-х шагов (по Н.В. Самоукиной).

I шаг «Найдите время, чтобы поговорить».
На данном этапе посредник помогает участникам
договориться о времени и месте встречи. Условия:

1. Разговор должен быть длительным (2—4 часа).

2. Место должно исключать помехи.

3. Время не должно ограничивать ни одного из участников. При договоре участников необходимо поставить перед необходимостью следовать двум правилам:

1. Запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончатся переговоры.

2. Запрещается использовать «силовые приемы».

II шаг «Спланируйте организацию»
Вначале необходимо «запустить» разговор, дать

участникам установку. Не заставлять участников





Справочник дошкольного психолога

отказаться от собственной позиции, а попытаться найти позитивное в обеих позициях.

Возможны три основные ошибки:

1.«Я прав,ты не прав».Каждый имеет право на собственную точку зрения. Поэтому никто из конфликтующих не должен чувствовать себя ущем­ленным.

2. «Ты — плохой человек». Не надо доказы­вать другим, что оппонент плохой человек и конф­ликт вызван именно его действиями.

3.«Камень преткновения». Препятствие может показаться участникам непреодолимым. Посредник в данной ситуации должен найти объяснения, ко­торые покажут участникам выход.

III шаг «Выговорись»

Необходимо выявить объект ссоры и четко сфор­мулировать проблему.

IV шаг «Соглашение»

Необходимо уловить момент, когда участники выговорились, психологически готовы к примире­нию. Здесь возможна как устная, так и письмен­ная договоренность.

Важно помнить, что конфликт считается разре­шенным, если участники пришли к общему реше­нию в результате обоюдного согласия. Показате­лем будет восстановление отношений. Нужно учи­тывать несколько советов:

1. Нарабатывайте практический навык. Сразу может что-то не получиться. Не отчаивайтесь!

2. Стимулируйте диалог. Если разговор зашел в тупик, начните его снова, повторив одну из конст­руктивных фраз участников.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

3. Укрепляйте позитив, покажите участникам спо­
собы, которые помогут им лучше понять друг друга.

4. Не принимайте решения сами. Выработка
соглашения — дело конфликтующих.

Типичным заблуждением является представле­ние о том, что в конфликте кто-то может быть прав, а кто-то виноват. А проигрывать люди не любят и, в итоге, переговоры зайдут в тупик. Следуйте дру­гому принципу, обеспечивающему эффективное поведение в конфликте.

Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта

В случае служебного конфликта можно пользо­ваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

— Насколько велика доля субъективных фак­
торов в конфликте, в чем истоки ожесточений од­
ной или обеих сторон?

— Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?

— С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, «нервозность» — вы столк­нулись?

— Что важнее для дела — возможные послед­ствия конфликта или сама проблема, из^за кото­рой произошло столкновение?

2. Первому сделать шаг к нормализации отно­
шений. Открыто взять ма себя долю вины и пред­
ложить спокойно отыскать приемлемое для обеих
сторон решение.

Справочник дошкольного психолога

3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтере­сованного и авторитарного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Реагирование на конфликтное поведение

Человек попадпет в различные жизненные си­туации. И конфликты тоже часто становятся на­шими сопровождающими во жизни. Как реагиро­вать на такие ситуации?

1. Главное — внутреннее принципиальное отно­шение.

2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрес­сивность сведи людей — явление естественное и реагировать на каждый выпад-будет себе дороже.

3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.

4. Внутренняя безмятежность и сохранение дос­тоинства. Душевно здоровый человек унижен и ос­корблен быть не может. «Здесь могут низке посту­пить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внима­ние на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.

5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

5. Миролюбие — ваш союзник.

6. Будьте готовы признать свою <

Наши рекомендации