Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимание на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Кара-баса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.
Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.
Мальвина.Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, пред-
Справочник дошкольного психолога
полагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, — здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие — отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
Красная Шапочка.Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В ее действиях отсутствует учет реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
Спящая красавица.Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие —дети становятся такими же безразличными к окружающему либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.
Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внима-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
тельна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.
Снежная королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
Мери Поппинс.Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!
Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и «чистых» типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
Справочник дошкольного психолога
Другая классификация отношений педагогов к детям (Коломинский Я. Л.)1 носит более прагматичный характер. Она представлена в таблице 18.
Отношение к детям является точкой, в которой преломляются и отражаются многие профессионально-педагогические характеристики. Например, умение объективно охарактеризовать ребенка, найти в нем что-то отличное от других/Такое умение в наибольшей степени развито у педагогов, которые активно-положительно относятся к детям, так как они способны не только увидеть, но и почувствовать его особенности (а чувства у человека, как известно, чаще всего лишены прагматизма, т. е. наиболее достоверны).
Свои особенности на взаимоотношения педагогов и детей накладывает и стаж профессиональной деятельности. Н. В. Клюева^ (табл. 19) рассматривает возраст, педагогический стаж и самооценку педагогов как характеристики профессионального стиля педагога.
Использование психологом позитивных моментов, характеризующих тот или иной этап профессионального становления, поможет педагогу выработать свой оптимальный стиль взаимодействия с детьми, будет способствовать созданию наиболее комфортных условий жизнедеятельности в ДОУ.
1 Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шести
летнего возраста. Минск, 1999.
2 Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. М.,
2000.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
Таблица 18 Классификация типов отношений педагогов к детям (по Коломинскому Я. Л.)
Тип отношений | Содержательная характеристика |
Активно-положительный | Основные характеристики педагога: искренность и тактичность, позитивный прогноз личности ребенка. При необходимости всегда придет на помощь ребенку. Сопровождающий эмоциональный фон положительно-ровный, без излишних перепадов, что обеспечивает комфортную обстановку в фуппе. Проявляет заинтересованность в ребенке и его действиях, используя улыбку, тактильный и вербальный контакт. Предпочитает убеждение поинуждению |
Пассивно-положительный | Старается дистанцироваться от близкого общения, предпочитает официальный тон. Позитивная оценка носит характер одобрения, похвалы, а не радости за vcnex |
Неустойчивый | Поведение педагога ситуативно, но преобладает эмоционально-положительная направленность. Отношение к ребенку, его успехам и неудачам зависит от настроения педагога и коншетной ситуации |
Активно-отрицательный | В целом отрицательно относится и к педагогической работе, и к детям. Своим высокомерием создает постоянную напряженность, концентрирует внимание на негативных моментах общения. Прогноз развития детей всегда отрицательный |
Пассивно-отрицательный | Внешне проявляет заботу и внимание к детям, внутренне отрицательно относясь к ним и ожидая лишь неприятностей |
6. Справочник дошкольного психолога X 61
Справочник дошкольного психолога
Таблица 19 Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога
Стаж (в годах) | Характеристика профессиональной деятельности | Эффективные формы взаимодействия педагога и психолога |
1-5 | • . преобладание знаний над уме- ниями; • концентрация на собственных возможностях; • склонность к самоизмениям; открытость новому; • профессиональный поиск; преобладание дисциплинар ных мео воздействия на детей: • неустойчивость в оценках | • эмоциональная поддерж ка; • развитие уверенности в своих силах; • акцент на достижениях |
6-10 | • Формирование устойчивой профессиональной позиции; • расширение и совершенство вание методов обучения и воспитания; • повышение значимости про фессии | • помощь в осознании огра ничений; • расширение позитивных возможностей |
11-15 | • Осознание противоречий меж ду имеющимися возможностя ми и желанием профессио нальных изменений; • возникновение стереотипов в работе, расширение коммуни кативных умений | • привлечение к наставни ческой и проектной дея тельности; • помощь в рефлексии дос тижений; • расширение возможностей к восприятию инноваций; • привлечение к экспери ментальной леятельности |
16-20 | • кризис самосознания, между «Я - реальным» и «Я - иде альным»; • возможное снижение профес сионализма и формирование устойчивых механизмов защи ты; • потуг увлеченности работой | • привлечение к наставни ческой деятельности; • помощь в обобщении опы та работы и его распро странении среди коллег для повышения самооцен ки педагога |
21-25 | • наибольшая увлеченность ра ботой; • сформированность профес сионально значимых качеств; • критичность и насторожен ность во взаимодействии с другими специалистами | • опора на авторитет педа гога, его опыт; • привлечение к наставни ческой деятельности |
Более 25 | • возникновение синдрома «эмоционального сгорания»: невосприимчивость к новому, нарушение взаимоотношений с коллегами и детьми; • психоэмоциональное перена пряжение | • помощь в анализе достижений |
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
§ 3. МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ
С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов:
— лекция;
— семинар-практикум;
— групповая консультация;
— тренинг;
— метод «мозгового штурма»;
— деловая игра;
— круглый стол;
— беседа.
Необходимо также включать и такие виды работы, которые способствовали бы улучшению эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эффективными являются релаксационные паузы.
Остановимся на некоторых методах.
1. Лекция. Это метод передачи готовых знаний лектором аудитории. В работе с педагогами рационально использовать в сочетании с другими методами, более практической направленности, в связи с особенностями аудитории и целевого поля их деятельности. Структура лекции должна включать узловые моменты проблемы, иметь логическую ясность построения:
Справочник дошкольного психолога
— введение (актуальность, практическая значимость темы или проблемы);
— основная часть (формулировка основных понятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, классификации);
— заключение (выделение главной мысли, резюмирование).
Выделяют несколько видов лекций:
1. Лекция-беседа. Проходит в режиме непосред
ственного контакта с аудиторией. С ее помощью
ведущий имеет возможность привлечь внимание
слушателей к ключевым моментам лекции, опос
редованно использовать коллективный опыт и зна
ния. Негативный момент заключается в том, что в
ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуж
дению всех участников.
2. Лекция-дискуссия. Предполагает использование свободного обмена мнениями ведущего и слушателей между логически выстроенными блоками лекции, что позволяет пошагово контролировать процесс усвоения материала. Для эффективного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет ведущему управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных членов аудитории.
3. Лекция-консультация. Наиболее эффективна при изложении материала практической направленности. Предполагает ответы лектора на вопросы слушателей после изложения темы. Этому отводится примерно половина общего времени лекции. Данный метод позволяет ведущему отследить
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
эффективность лекции, обнаружить проблемы слушателей, их профессиональную и личностную направленность.
Данные виды лекций можно использовать в работе и с педагогами, и с родителями.
Выделяется еще несколько видов лекций (лекция с интенсивной обратной связью, лекция с разбором микроситуаций и т. д.). По своей сути они дублируют в некоторых аспектах вышеперечисленные, поэтому не требуют детального рассмотрения.
2. Семинар-практикум. Видзанятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Предполагает интенсивную самостоятельную работу участников иведущего по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем.
3. Групповая консультация.В своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная консультация. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции ведущего иаудитории. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или опросов. Целью групповой консультации должна быть помощь участникам в самостоятельном решении проблем.
4. «Мозговой штурм»,или брейнсторминг. Это метод активизации мыслительной деятельности,
Справочник дошкольного психолога
предназначенный для продуцирования идей или решений по той или иной проблеме. Использование данного метода должно осуществляться в соответствии с правилами:
а) группа должна состоять из 7—10 человек;
б) критика чужих идей запрещена, по отноше
нию к чужому мнению возможно проявлять лишь
уважение;
в) чужую идею можно развивать, а можно пред
лагать свою;
г) кресла участников должны стоять по кругу;
д) участники должны находиться в состоянии
эмоциональной и мышечной расслабленности;
е) все идеи участников должны фиксироваться.
Предлагаться могут любые идеи, даже самые
фантастические, и все они имеют право на существование. Далее в ходе накопления идей происходит принятие наиболее рациональных и эффективных в конкретной ситуации. Необходимо выполнение правила «4-х аналогий»:
— прямая аналогия (участникам предлагается продумать, кк решаются задачи, похожие на данную);
— личная аналогия (участникам предлагается войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения);
— символическая аналогия (участникам предлагается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).
Фантастическая аналогия (участникам предлагается представить себе решение задачи с точки зоения сказочных нереальных героев).
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
Существуют и другие методы активизации мыслительных процессов группы:
— метод фокальных объектов (суть состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на объект, находящийся в фокусе, в результате чего возникают необычные сочетания, развитие которых приводит к выработке оригинальных идей);
— метод контрольных вопросов (предполагает использование вопросов, направленных на изменение объектов, веса, размера, материала, формы, направленности и т. д.).
Метод мозгового штурма стимулирует развитие групповой динамики, которое не должно быть стихийным, задача ведущего — косвенно направлять это движение, опосредованно регулировать его. Важно вовремя уловить напряженность, возникшую в отношениях участников, сгладить ее.
5. Тренинг.Активный метод групповой работы, использование которого требует соблюдения определенных правил. Критериями отбора участников тренинга можно считать следующие:
— добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;
— приблизительно одинаковый возраст участников (отмечено, что после 45 лет участие в тренинге не является эффективным);
— количество участников группы не должно превышать 12 человек;
— в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;
— в тренинге не должны участвовать люди с
Справочник дошкольного психолога
явными физическими дефектами и психическими нарушениями.
Ведущий обязательно должен иметь сертификат, свидетельствующий о подготовке к ведению тре-нинговых групп.
В педагогических коллективах более эффективно использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение личных взаимоотношений на деловые, широкие возрастные границы и т.д.
Тем не менее, при соответствии ситуации в педагогическом коллективе требованиям к их участникам в решении целого ряда проблем достаточно высокоэффективным эквивалентом тренинга можно считать обучающие семинары или семинары-практикумы.
6. Деловая игра.Относится к игровым технологиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных условий. Деловая игра создает эмоционально позитивный настрой участников, позволяющий избегать напряжения в ходе решения игровой задачи. В процессе деловых игр моделируются:
— взаимоотношения;
— взаимодействия;
— организационно-структурные моменты.
Перед началом деловой игры участниками дол
жны быть выработаны правила взаимодействия:
— обсуждение происходящего в группе на уров-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
не личных и деловых взаимоотношений должно быть «здесь и сейчас»;
— все высказываемые идеи имеют право на существование, так как даже самая неправдоподобная идея может позитивно влиять на выработку общегруппового решения;
— высказывания должны быть по теме, необходимо исключить пустопорожние разглагольствования;
— свое мнение или позицию надо высказывать в лаконичной форме, экономя время других участников;
— критика в отношении чужих идей должна быть исключена, их можно лишь развивать и поддерживать.
Свидетельством эффективности групповой работы в ходе деловой игры является появление у участников так называемых приращений (схема 6).
Проведение деловой игры требует определенной логики развертывания. Перед ее началом ведущий должен подготовить документацию, предусмотренную ходом игры. В документацию входит и словарь терминов и понятий, обеспечивающий однозначное их толкование. Далее необходимо:
— выделить объект или процесс, моделируемый в игре;
— подготовить проспект игры (раскрыть ее содержание, условия применения, другими словами, объяснить, какая деятельность моделируется в игре, где находится сфера ее применения);
— разработать сценарий, включающий харак
теристику объекта игры и установление ролей;
![]() |
Справочник дошкольного психолога
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
— организовать игровую обстановку, наиболее приближенн/ю к реальным условиям;
— установить регламент;
— назначить администратора, который возглавит группу организаторов игры;
— сформировать игровые команды;
— распределить роли;
— создать группу экспертов для разбора возникших конфликтов;
— выбрать счетную группу (в случае необходимости);
— выбрать человека для создания помех и случайностей (если это предусмотрено правилами игры).
В процессе работы с педагогами психолог может использовать и такие методы, как психотехнические игры1. Они позволяют снизить психическое напряжение педагогов, развить их внутренний потенциал, эффективно управлять своим внутренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Такие игры не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их использовать в своей повседневной жизни.
Игры-релаксации. Необходимы для снятия внутренних «зажимов» и напряжения. Позволяют обрести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров. Это своеобразный «психологический душ», необходимый людям, чьи профессии предполагают наличие стрессогенных ситуаций.
1 Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М., 1995.'
Справочник дошкольного психолога
Адаптационные игры. Предназначены для оптимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмоциональные состояния.
Игры-фор мулы. В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговариваются про себя. Эффективность таких игр будет достаточно высокой, если следовать правилам:
— непоколебимо верить в силу формул-самовнушений;
— проговаривая формулу, необходимо сконцентрироваться и сосредоточиться;
— формула должна быть повторена 5—7 раз;
— текст формулы должен быть кратким и лаконичным;
— начало формулы обязательно должно включать утверждения:
«Я сумею...», «Я знаю, что...», «Я чувствую, что...», «Я убежден, что...»
Игры-формулы могут иметь следующую направленность:
— настрой на активную позицию в течение дня;
— настрой на уверенное поведение;
— настрой на позитивное отношение к работе, детям, родителям.
Таким образом, психологическая наука предлагает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
работы с педагогами. Важно выбрать из них адекватные целям и потребностям конкретной группы людей — педагогическому коллективу дошкольного учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальнейшую работу.
§ 4. ПРОФИЛАКТИКА И ПОЗИТИВНОЕ
УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА КАК ОДИН
ИЗ СПОСОБОВ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ДОУ
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Обычно среди людей конфликты ассоциируются с противоречиями, столкновениями, негативными эмоциями. Если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, можно утверждать, что уровень эффективности и качества работы будет низким. Особенно это касается таких профессий, которые предполагают непосредственное общение с другими людьми. В наибольшей степени профилактика конфликтов важна для педагогичес-
Справочник дошкольного психолога
кого коллектива. Воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, напрямую влияют на их личностное развитие.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
![]() |
Внутриличностный
конфликт |
![]() |
Межличностный
![]() |
Межгрупповой
Сегодня мы будем касаться межличностных конфликтов. Выделяют три типа межличностных конфликтов:
1. Ценностные конфликты: затрагиваются особо значимые для каждого человека моменты. Конфликт возникает тогда, когда ценностные различия оказывают влияние на взаимодействие людей или когда люди начинают посягать на ценности другого. Возникает вопрос о толерантности, лояльности и других важных личностных качествах.
2. Конфликты интересов: затрагивают цели, планы сторон.
3. Конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия:
— имплицитные (подразумевающиеся);
— официально оговоренные.
Уметь различать тип конфликта — значит правильно найти путь его разрешения.
Рассмотрим факторы, влияющие на возникновение конфликта:
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
1. Характер проблемы (ценностный, интересов, норм взаимодействия).
2. Причина — конкретные обстоятельства.
3. Повод — конкретное событие («последняя капля»).
4. Острота конфликта. Зависит от следующего:
а) характера проблемы (степень значимости для
участников);
б) эмоциональной вовлеченности участников, что
обусловлено:
— личностными особенностями;
— историей их взаимоотношений;
— опытом прежних отношений. Педагогический коллектив, как и любой другой,
имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.
Психолог, являясь непосредственным участником межличностного взаимодействия, может находиться в 2-х позициях:
1. Участник конфликта.
2. «Третейский судья», посредник.
Профилактика лучше, чем лечение
В каждом коллективе существуют особые негласные нормы, правила и критерии, в силу которых человек будет строить свои взаимоотношения так или иначе.
Справочник дошкольного психолога
В зависимости от того, какую позицию в коллективе занимает психолог, он может влиять на выработку единых правил и обязанностей для всех членов коллектива (официально зафиксированных в должностной инструкции каждого работника). По запросу администрации либо по собственной инициативе психолог может провести психодиагностику. В зависимости от типа конфликта и факторов, его вызвавших, можно использовать:
1. Изучение сплоченности коллектива (ценност-но-ориентационное единство).
2. Изучение психологического климата коллектива.
3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томаса).
4. Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе».
5. Изучение привлекательности работы (ПТР-1).
6. Диагностика срабатываемости и совместимости.
В зависимости от полученных результатов психолог, желательно совместно со старшим воспитателем, выстраивает направления дальнейшей деятельности:
1. Развитие сплоченности коллектива:
• совместные мероприятия;
• мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
• делегирование полномочий;
• тренинг.
2. Работа с личностными проблемами:
• направление к специалисту;
• тренинговые занятия (развитие навыков ауто-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
релаксации, коммуникативных навыков и т. д.);
• подключение администрации с разрешения клиента.
Как сделать так, чтобы выиграли оба?
В современной психологии существует позитивная точка зрения на конфликт как на факт разногласий. Общая формула такого позитивного понимания конфликта:
конфликт ведет к изменениям,
изменения — к адаптации,
адаптация — к выживанию.
Таким образом, конфликт можно рассматривать как необходимость изменений. Но превращение конфликта из угрозы разрушения отношений в фактор их обновления и сохранения требует выработки умения конструктивно вести себя в конфликте, что, в свою очередь, отвечает задачам профилактики.
Позитивное урегулирование конфликтов
Приоритетной задачей психолога ДОУ является создание благоприятного климата в коллективе. Рассмотрим случаи, когда психолог выступает посредником между конфликтующими. В этой ситуации психолог должен ответить на ряд вопросов (Вшивкова И. В.):
1. Насколько высокое положение занимает каждый из конфликтующих?
2. Являются ли интересы конфликтующих взаимоисключающими?
Справочник дошкольного психолога
3. Необходимо ли участникам сохранить отношения и какие?
4. Насколько велик уровень эмоционального напряжения сторон?
5. Каков предмет спора: простой или сложный?
6. Есть ли время на обсуждение предмета конфликта?
7. Согласны ли стороны вообще общаться друг с другом в данный момент?
Одна из основных проблем, мешающих участникам конфликта прийти к согласию — высокий накал отрицательных эмоций. Часто человек становится жертвой своих эмоций, т. к. не может отделить свое «Я» от позиции конфликтующего. В силу этого он воспринимает ее как часть себя и не может позволить другим попрать свое достоинство. Существенное влияние на поведение в конфликте оказывает темперамент человека. Итак, если страсти накалены, посредник может сделать следующее:
а) постараться снизить модальность негативных эмоций:
— авторитарно подавить отрицательные проявления;
— подключиться к успокоению, подсказать технику;
— предложить способы открытого снятия раздражения (написать на листе, что думаешь о другом, порвать его); /
б) уйти от этой ситуации, если:
— высока враждебность участников;
— участники испытывают боль, страдание;
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
— конфликтующий не интересен и отношения поддерживаться не будут;
— когда выхода в данный момент нет.
Важно убедить стороны в необходимости конструктивного разрешения конфликта, т. е. в необходимости работы с проблемой, а не последствиями.
В случае, если психолог выступает посредником, он принимает на себя особую роль. Отличие позиции посредника от позиции третейского судьи состоит в том, что первый не принимает позицию ни одного, ни другого. Он выстраивает действия конфликтующих в конструктивном русле. Его основная задача — сохранение спокойствия, настрой участников на доброжелательный лад. Он не должен попадать под воздействие негативных эмоций конфликтующих.
Методика посредничества в конфликте состоит из 4-х шагов (по Н.В. Самоукиной).
I шаг «Найдите время, чтобы поговорить».
На данном этапе посредник помогает участникам
договориться о времени и месте встречи. Условия:
1. Разговор должен быть длительным (2—4 часа).
2. Место должно исключать помехи.
3. Время не должно ограничивать ни одного из участников. При договоре участников необходимо поставить перед необходимостью следовать двум правилам:
1. Запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончатся переговоры.
2. Запрещается использовать «силовые приемы».
II шаг «Спланируйте организацию»
Вначале необходимо «запустить» разговор, дать
участникам установку. Не заставлять участников
Справочник дошкольного психолога
отказаться от собственной позиции, а попытаться найти позитивное в обеих позициях.
Возможны три основные ошибки:
1.«Я прав,ты не прав».Каждый имеет право на собственную точку зрения. Поэтому никто из конфликтующих не должен чувствовать себя ущемленным.
2. «Ты — плохой человек». Не надо доказывать другим, что оппонент плохой человек и конфликт вызван именно его действиями.
3.«Камень преткновения». Препятствие может показаться участникам непреодолимым. Посредник в данной ситуации должен найти объяснения, которые покажут участникам выход.
III шаг «Выговорись»
Необходимо выявить объект ссоры и четко сформулировать проблему.
IV шаг «Соглашение»
Необходимо уловить момент, когда участники выговорились, психологически готовы к примирению. Здесь возможна как устная, так и письменная договоренность.
Важно помнить, что конфликт считается разрешенным, если участники пришли к общему решению в результате обоюдного согласия. Показателем будет восстановление отношений. Нужно учитывать несколько советов:
1. Нарабатывайте практический навык. Сразу может что-то не получиться. Не отчаивайтесь!
2. Стимулируйте диалог. Если разговор зашел в тупик, начните его снова, повторив одну из конструктивных фраз участников.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
3. Укрепляйте позитив, покажите участникам спо
собы, которые помогут им лучше понять друг друга.
4. Не принимайте решения сами. Выработка
соглашения — дело конфликтующих.
Типичным заблуждением является представление о том, что в конфликте кто-то может быть прав, а кто-то виноват. А проигрывать люди не любят и, в итоге, переговоры зайдут в тупик. Следуйте другому принципу, обеспечивающему эффективное поведение в конфликте.
Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта
В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
— Насколько велика доля субъективных фак
торов в конфликте, в чем истоки ожесточений од
ной или обеих сторон?
— Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
— С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, «нервозность» — вы столкнулись?
— Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из^за которой произошло столкновение?
2. Первому сделать шаг к нормализации отно
шений. Открыто взять ма себя долю вины и пред
ложить спокойно отыскать приемлемое для обеих
сторон решение.
Справочник дошкольного психолога
3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитарного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Реагирование на конфликтное поведение
Человек попадпет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими во жизни. Как реагировать на такие ситуации?
1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность сведи людей — явление естественное и реагировать на каждый выпад-будет себе дороже.
3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низке поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
5. Миролюбие — ваш союзник.
6. Будьте готовы признать свою <