Психическое развитие детей дошкольного возраста

§ 1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ

Всоответствии с периодизацией, принятой в оте­чественной психологии, дошкольным детством счи­тается период от 3-х до 7-ми лет (таблица 5). Пред­шествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

В связи с тем, что система дошкольного образо­вания часто включает и ясельные группы, кото­рые посещают дети 2—2,5 лет, есть необходимость коснуться и их особенностей развития.

Важнейшими психическими новообразованиями
раннего возраста являются возникновение речи и
наглядно-действенного мышления. Свидетельством
перехода от периода младенчества к периоду ран­
него детства является развитие нового отношения
к предмету, который начинает восприниматься как
вещь, имеющая определенное назначение и способ
употребления. Усвоение предметных действий про­
исходит в 3 этапа. '

I этап. Врезультате прямого обучения или под­ражания действиям взрослого происходит установ­ление связи предмета с его назначением.



Справочник дошкольного психолога

Глава 4. Психическое развитие детей...



психическое развитие детей дошкольного возраста - student2.ru

психическое развитие детей дошкольного возраста - student2.ru

психическое развитие детей дошкольного возраста - student2.ru

психическое развитие детей дошкольного возраста - student2.ru

психическое развитие детей дошкольного возраста - student2.ru





Справочник дошкольного психолога

II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

III этап. На основе знания назначения предме­та происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

Для того чтобы предметная деятельность носи­ла развивающий характер, необходимо, чтобы ре­бенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развиваю­щая среда, окружающая ребенка, не должна пере­гружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продук­тивной (рисование, лепка, конструирование) дея­тельности.

В этот период жизни у ребенка происходит ин­тенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрос­лым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимули­ровать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологи­ческая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по вра­чам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...




Глава 4. Психическое развитие детей...

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства позна­ния действительности!, как способа регуляции пове­дения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непро­извольный характер, он может выделить в пред­мете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприя­тия происходит на основе внешнеориентированно-го действия (по форме, величине, цвету) при не­посредственном соотношении и сравнении предме­тов. Задача взрослого — правильно назвать при­знаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактичес­кие) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометри­ческие фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет спо­собен различать:

— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник, овал);

— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружаю­щего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке ка­кой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекра-

3. Справочник дошкольного психологп


психическое развитие детей дошкольного возраста - student2.ru

Справочник дошкольного психолога

тить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмо­циональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту зараже­ния»: если один начнет радостно скакать по груп­пе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического ком­форта или его отсутствия (шарф может «кусать­ся», а колготки — «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребен­ка — это систематичность, ритмичность и повторяе­мость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2—3-х лет являют­ся открытость, честность и- искренность. Он про­сто не умеет скрывать свои симпатии или антипа­тии к кому или чему бы то ни было. Чувства ре­бенка неустойчивы и противоречивы, а настрое­ние подвержено частой смене.

§ 2. КРИЗИС 3-х ЛЕТ

В течение первых трех лет жизни ребенок меня­ется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуаль­ное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается оп­ределенное отношение к себе (схема 5).

Глава 4. Психическое развитие детей...





Справочник дошкольного психолога

Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная от­делять себя от близких взрослых, ребенок прояв­ляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее уп­рямство.

«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У од­них детей он может начаться в 2- года 10 месяцев, а у других — в три с половиной года.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрос­лых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тен­денция прогрессивная. Но с другой, при объектив­ном отсутствии умения высказать свое мнение, ма­лыш выбирает наиболее доступный способ: проти­вопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней счи­таться.

Далее к самостоятельности и негативизму при­бавляются другие кризисные симптомы. Для ребен­ка становится важна его успешность или неуспеш­ность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оце­нивать результаты своей деятельности. Он стано­вится злопамятным и обидчивым, начинает хит­рить. Ребенок начинает претендовать на равнопра­вие со взрослым. Огромное желание получить по­ложительную оценку со стороны взрослых, жела-

Глава 4. Психическое развитие детей...

ние опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.

Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» ма­ленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрос­лым. Возможны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал лич­
ность ребенка, тактично и аргументированно указы­
вал на недостатки и промахи, умел поддержать и
похвалить за старание и инициативность, то ребе­
нок научится гордиться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремится добиться подчине­
ния любой ценой, наказывает за своеволие, стре­
мится подловить на обмане, то, скорее всего, у ре­
бенка разовьется желание противостоять взросло­
му, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражитель­ность и упрямство укореняются, становятся чер­тами характера.

§ 3. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Зт4-х ЛЕТ

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуально­сти. Малыш начинает четко осознавать, кто он и





Справочник дошкольного психолога

какой он. Внутренний мир ребенка начинает на­полняться противоречиями: он стремится к само­стоятельности и в то же время не может справить­ся с задачей без помощи взрослого, он любит близ­ких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка фор­мируется собственная внутренняя позиция, кото­рая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом воз­расте проявляются в постоянной готовности к дея­тельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты сво­его труда. Формируется способность к целеполага-нию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие при­обретает способность более полно отражать окру­жающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам на­чинает формироваться наглядно-образное мышле­ние. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преоблада­ет воссоздающее воображение, т. е. ребенок спосо­бен лишь воссоздать образы, почерпнутые из ска­зок и рассказов взрослого. Большое значение в раз­витии воображения играют опыт и знания ребен­ка, его кругозор. Для детей этого возраста харак-

Глава 4. Психическое развитие детей...

терно смешение элементов из различных источни­ков, реального и сказочного. Фантастические об­разы, возникающие у малыша, эмоционально на­сыщены и реальны для йего.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельнос­тью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быст­ро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тен­денции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное со­стояние продолжает зависеть от физического ком­форта. На настроение начинают влиять взаимоот­ношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим лю­дям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

§ 4. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5-х ЛЕТ

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ре-





Справочник дошкольного психолога

бенка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­лив физически. Это стимулирует развитие вынос­ливости психологической. Снижается утомляе­мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепа­дам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­заключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Глава 4. Психическое развитие детей...

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ние, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ностей ребенка будет способствовать его нравствен­ному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4—5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

§ 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6-ти ЛЕТ

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливает­ся достаточно большой багаж знаний, который про­должает интенсивно пополняться. Ребенок стремит­ся поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению по-





Справочник дошкольного психолога

знавательной мотивации в общении. С другой сто­роны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать оп­ределенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия, рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно от­нести:

— любопытство-;

— любознательность;

Глава 4. Психическое развитие детей...

— чувство юмора;

— удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

— чувство прекрасного;

— чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

— чувство гордости;

— чувство стыда;

— чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формиро­вать привычку нравственного поведения. Этому спо­собствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.





Справочник дошкольного психолога

§ 6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7-ми ЛЕТ

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно.

Глава 4. Психическое развитие детей...

Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эм-патия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков пред­метов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных на­выков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.





Справочник дошкольного психодога

§ 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Поступление в школу знаменует собой смену со­циальной позиции ребенка-дошкольника, транс­формацию всей социальной ситуации его развития.

Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в оте­чественной и зарубежной психологии. Представи­тели зарубежной психологической школы (А. Ана-стази, Я. Иирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечествен­ные психологи (Л. С. Выготский1, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую раз­работку вопроса.

Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях пред­меты и явления окружающего мира.

Л. И. Божович2 представляла готовность к шко­ле как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной де­ятельности, познавательных интересов, готовнос­ти к произвольной регуляции познавательной дея­тельности и социальной позиции школьника.

А. И. Запорожец3 также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и ана-

1 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.
М., 1956.

2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возра­
сте. М., 1968.

3 Запорожец А.И. Принцип развития в психологии. М., 1978.

Глава 4. Психическое развитие детей...

литико-синтетической деятельности и степень сфор­мированное™ механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школь­ному обучению.

Я. Л. Коломинский1 утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошколь­ника является его сензитивность к усвоению нрав­ственных норм и правил, а также к овладению це­лями и способами систематического обучения. По­этому целенаправленные и систематичные воздей­ствия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько2 представля­ют психологическую готовность к школе как «це­лостное состояние психики ребенка, обеспечиваю­щее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение но­вой для него деятельностью и новыми социальны­ми ролями.

Л. И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделя­ла две группы мотивов учения:

а) мотивы, связанные с потребностью в общении;

б) мотивы, связанные с потребностями в интел­
лектуальной активности.

Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника».

В комплексе психологической готовности к шко­ле особое место уделяется развитию произвольнос-

1 Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Психология детей шести­
летнего возраста. Минск, 1999.

2 Там же.





Справочник дошкольного психолога

ти. Д. Б. Эльконин1 и его сотрудники выделили не­сколько параметров учебной деятельности, факти­чески относящихся к компонентам произвольности:

1) умение осознанно подчиняться правилу;

2) умение ориентироваться на заданную систе­му требований;

3) умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;

4) умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.

Но выделение проблемы развития произволь­ности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития про­извольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение являет­ся новообразованием младшего школьного возра­ста.

И. В. Дубровина2 выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к шко­ле, так как «речь тесно связана, с интеллектом и . отражает как общее развитие ребенка, так и уро­вень его логического мышления». Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков.

1 Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психичес­
кого развития детей // Диагностика учебной деятельнсоти и
интеллектуального развития детей. М., 1981.

2 Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001.

Глава 4. Психическое развитие Детей...

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2. Достаточно широкий круг знаний об окружа­ющем мире.

3. Способность к выполнению основных мысли­тельных операций.

4. Достижение определенного уровня физичес­кой и психологической выносливости.

5. Развитие интеллектуальных, моральных и эс­тетических чувств.

6. Определенный уровень речевого и коммуни­кативного развития.

В контексте коммуникативного развития ребе­нок должен обладать рядом навыков:

— быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;

— уметь вступать в контакт;

— соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;

— быть дисциплинированным.

Итак, психологическая готовность формирует­ся у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным об­разованием, включающим интеллектуальную, лич­ностную, социально-психологическую и эмоцио­нально-волевую готовность (таблица 6).

Характеристика компонентов психологической готовности к ШКОЛЕ

До сих пор в отечественной педагогике и психо­логии имеются разнообразные точки зрения на вза­имосвязь компонентов психологической готовнос-


психическое развитие детей дошкольного возраста - student2.ru

Справочник дошкольного психолога

Таблица 6 Психологическая готовность к школе

Глава 4. Психическое развитие детей...

ти к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой готовности. Тем не менее, каждый из компо­нентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Психолог ДОУ принимает активное участие в подготовке детей к школьному обучению:

1. Осуществляет психологическую диагностику уровня готовности детей к школе (входная — в сен­тябре; заключительная — в апреле).

2. Разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности де­тей к школе совместно с другими специалистами ДОУ.

3. Осуществляет коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготов­ке к школе.

4. Консультирует родителей и педагогов по воп­росам индивидуализации процесса подготовки к школе.

5. Помогает оптимизировать процесс преемствен­ности между ДОУ и школой путем мониторинга процесса адаптации выпускников ДОУ (согласова­ние требований к уровню готовности осуществля­ется по административной линии).

В ходе диагностического обследования готовно­сти ребенка к школьному обучению необходимо обращать внимание на следующие моменты:

— коммуникабельность ребенка (как вступает в контакт — свободно или чувствуется скованность);

— развитие речи, грамматическая правильность, богатство языка;





Справочник дошкольного психолога

— восприятие инструкции к заданиям, быстро­та понимания, сосредоточенность или рассеянность во время выполнения, может ли выслушать инст­рукцию до конца или начинает выполнять зада­ние до ее окончания;

— темп выполнения задания (быстрый, медлен­ный, с остановками, с отвлечением, равномерный, скачкообразный);

— может ли ребенок работать длительно или быстро утомляется.

Между заданиями можно делать небольшие пе­рерывы, в ходе которых беседа по той или иной проблеме, выявленной у ребенка, позволит собрать ценную информацию о нем. Например, если ребе­нок с трудом вступает в контакт, сторонится взрос­лого, можно расспросить его о близких, друзьях, его играх и желаниях.

В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих выявить уровень готовности детей к школе. Вариативный комплекс методик, приведен­ный в таблице 7, позволяет изучить уровень сфор-мированности всех компонентов психологической готовности к школе. Некоторые методики позво­ляют изучить сразу несколько аспектов готовнос­ти. Например, методика А. Н. Бернштейна «Пос­ледовательность событий». В процессе ее проведе­ния можно выявить не только уровень развития логического мышления, но и активного словаря (беседа по картинкам), воображения (изменение си­туации) и памяти.

Глава 4. Психическое развитие детей...

Таблица 7

Вариативный комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе

Исследуемая Автор, методика
Функция  
Мотивационная М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Ов-
готовность чарова. Методика исследования мотива-
  ции учения у старших дошкольников и
  первоклассников
  Н. Г. Лусканова. Проективный рисунок
  «Что мне нравится в школе»
  Н. Г. Лусканова. Анкета
  А. Н. Венгер, Е. А. Бугрименко. «Отноше-
  ние ребенка к школе»
  С. А. Банков. Тестовая беседа
  Н. И. Гуткина. Экспериментальная беседа
Зрительно- Н. И. Гуткина. «Домик»
моторная коор-  
динация  
Вербальная 3. М. Истомина. «10 слов»
память Л. С. Мучник, В. М. Смирнов. Методика
  исследования'непосредственной и опе-
  ративной памяти с помощью «двойного
  текста»
Внимание Б. Бурдон. «Корректурная проба»
  Модификация теста Рея, Тест перепле-
  тенных линий
  Мюнстенберг. Тест для изучения устой-
  чивости и избирательности внимания
Мышление А. Н. Бернштейн. «Последовательность
  событий»
  Е.Л. Агаева. «Классификация по задан-
  ному принципу»
Воображение О. М. Дьяченко. «Художник»
Сформирован- Л. И. Цеханская. «Учебная деятельность»
ность предпо- Д. Б. Эльконин. «Графический диктант»
сылок учебной  
деятельности  




Справочник дошкольного психолога

В своей работе психолог сам определяет, каки­ми методиками пользоваться. Критериями выбо­ра должны стать: информативность, временная экономность, легкость в обработке и т. д.

Таким образом, психологическая подготовка де­тей к систематическому обучению в школе зани­мает одно из важнейших мест в деятельности пси­холога. Показатели такой готовности должны яв­ляться целевыми установками в организации вос­питательно-образовательного процесса в ДОУ.

Подготовка руки дошкольника к письму На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правиль­но сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны — важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обуче­ния. Для этого педагогу нужно:

1. Научить показывать правую и левую руку.

2. Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой рукой.

3. Учить различать другие парные части тела.
Далее необходимо переходить к формированию

ориентировки в окружающем пространстве:

а) определение пространственного расположения
предметов по отношению к ребенку;

б) определение пространственного соотношения
между несколькими предметами.

В ходе реализации данного направления рабо­ты можно использовать:

Глава 4. Психическое развитие детей...

— книжки-раскраски (лучше использовать цвет­ные карандаши);

— копирование картинок на прозрачную бумагу;

— рисование и копирование узоров и орнаментов;

— занятия с пластилином и глиной;

— выполнение аппликаций отщипыванием;

— нанизывание бус, застегивание и расстегива­ние пуговиц, кнопок;

— самомассаж рук;

1) подушечки четырех пальцев правой руки ус­тановить у основания пальцев левой руки с тыль­ной стороны ладони. Пунктирными движениями смещать кожу к лучезапястному суставу. Проде­лать то же с другой рукой.

2) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной сторо­ны правой ладони. Проделать то же с другой ру­кой.

3) кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.

4) костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой.

5) фалангами сжатых в кулак пальцев произво­дить движения по принципу «буравчика» на ладо­ни массажируемой руки. Проделать то же с дру­гой рукой.

6) самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Согнутыми ука-

Справочник дошкольного психолога

зательным и средним пальцами правой руки де­лать хватательные движения на пальцах левой руки. Проделать то же с другой рукой.

7) движения как при растирании замерзших рук.

8) подушечку большого пальца правой руки по­ложить на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки.

Массируйте спиралевидными движениями.

Рекомендации по развитию активности

ребенка-дошкольника (познавательной,

моторной, коммуникативной)

1. Предоставьте ребенку возможность свободно­го выбора деятельности. Это обеспечит личную зна­чимость того, что он делает.

2. Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности.

Для формирования такой мотивации ребенку не­обходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Это­му будет способствовать и создание ситуаций ус­пеха, в которых у ребенку будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти даль­ше.

3: Игры и упражнения, используемые в ходе обу­чения, должны соответствовать его целям и пред­мету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осозна­ния и усвоения должен быть эмоционально окра­шен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен и т. д.).

5. Необходимо учитывать двуплановость дея-

Глава 4. Психическое развитие детей...

тельности: ее внешнюю сторону (предметные дей­ствия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).

6. Доминировать должны действия и рассужде­ния самих детей, а не взрослого.

• 7. Показателем успешного усвоения предлагае­мого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

§ 8. НОВООБРАЗОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Решение проблемы полноценного развития ребен­ка, предполагающее разработку развивающих пе­дагогических технологий, требует формирования у психологов и педагогов четких представлений о лич­ностных новообразованиях дошкольного детства.

Наиболее полно структура психологического воз­раста, включающая в себя и личностные новооб­разования ребенка, представлена в теории куль­турно-исторического развития Л. С. Выготского и его школы.

Согласно этой теории, психологический возраст определяется:

— социальной ситуацией развития;

Наши рекомендации