Тема 6.3 Массовые психические состояния и проявления. Психология массовой коммуникаии.

Цель ознакомление с социальной психологией масс и массовых психических состояния. Анализ основных понятий и теоретических позиций. Расширение представлений о социально-психологической феноменологии масс, механизмах развития массовидных социально-психологических явлений. Ознакомление с психологией массовых коммуникаций. Расширение знаний о системе средств массовой коммуникации и ее роли в жизни современного общества. Анализ социально-психологических механизмов влияния средств массовой коммуникации на человека. познакомить обучающихся со спецификой прикладных и проблемой эффективность прикладных исследований социальной психологии. Расширить представления о современных направлениях и перспективах развития прикладных исследований в нашей стране (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).

Перечень изучаемых элементов содержания

Массы и массовые психические состояния. Массовые настроения, традиции, обычаи. Массовые социально-психологические явления. Массовые взгляды и представления. Определение массовой коммуникации, функции СМК, социально-психологические механизмы влияния и эффекты СМК. Приемы и способы воздействия СМИ, показатели эффективности СМИ. Специфика и эффективность прикладного исследования в социальной психологии.

Практическая социальная психология. Направления прикладных исследований в нашей стране. Повышение социально-психологической грамотности. Перспективы развития социальной психологии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Массы и массовые психические состояния.

2. Массовые настроения. Виды, функции, факторы и механизмы формирования. Динамика развития массового настроения.

3. Формирование обычаев и традиций. Традиции и обычаи как компоненты общественной психологии.

  1. Массовые коммуникации: понятие, виды, характеристики, отличительные особенности. Место средств массовой коммуникации в системе социальных коммуникаций.

5. Функции и роль средств массовой коммуникации. Механизмы формирования общественного мнения и настроений посредством массовой коммуникации. Эффекты массовой коммуникации.

  1. Приемы и способы воздействия, используемые в массовых информационных процессах.
  2. Эффективность средств массовой коммуникации, психологические и социально-психологические факторы ее повышения.

8. Какие отношения между академической и практической социальной психологией существуют в настоящее время.

9. Какие основные стратегии работы в организации имеет социальный психолог и чем определяется выбор стратегий?

10. В чем проявляется эффективность прикладных исследований в социальной психологии?

11. Планирование, проведение и обработка результатов диагностического социально - психологического исследования.

12. Методы анализа и оформления полученных эмпирических данных.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 6

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Темы эссе:

1. Актуальные проблемы этнической психологии в России.

2. Современное состояние политической психологии в России.

3. Политическое лидерство на современном этапе: актуальные проблемы.

4. Актуальные проблемы современной психологии религии.

5. Психология воздействия толпы на человека.

6. Паника как социально-психологический феномен.

7. Социально-психологическая профилактика возникновения паники.

8. Механизмы воздействия на массовые настроения

9. В чем заключаются особенности современных подходов к изучению проблемы этнической психологии?

10. Что понимают под психическим обликом нации?

11. Что такое национальный характер?

12. Что лежит в основе этнического стереотипа?

13. Каковы характеристики этноцентризма?

14. Социальные группы современной России?

15. Что такое национально-психологические характеристики представителей конкретной этнической общности.

16. Какие факторы обуславливают специфику формирования национальной психологии людей?

17. Опишите, какие трансформации могут происходить с толпой.

18. Условия пораждающие изменения поведения в толпе.

19. Ролевая структура агрессивной толпы.

20. овременное состояние психологии масс в России.

  1. Актуальные проблемы психологии социального познания.
  2. Зарубежная психология социальных представлений

23. Имидж как социально-психологический феномен.

24. Общественное мнение, как инструмент управления публикой

25. Психологические механизмы формирования социальных стереотипов.

26. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении.

27. Общественное мнение как фактор массового сознания

28. История развития феномена массовое сознание.

29. Социально-психологические механизмы влияния на групповое и массовое сознание.

30. Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе

31. Место и роль средств массовой коммуникации и информации в формировании социально-психологических особенностей массового сознания.

32. Манипуляция массовым сознанием при проведении рекламных акций.

33. Массовое сознание и пропаганда.

34. Имидж как средство воздействия на массовое сознание людей.

35. Механизмы воздействия на массовое сознание

36. Массы и массовое сознание.

37. Функции и формы общественного мнения.

38. Технологии управления и методы управления массовым сознанием и массовым поведением.

39. Психология массового сознания

Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме). Рекомендуемый объем 1-3 страницы печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный). Содержание подготовлено на базе не менее 3 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм русского языка. Оригинальность текста не менее 75%.

*(Задание проверятся в рамках очной формы обучения).

Основными критериями оценки эссе являются:

Ø степень отражения изученного материала (эссе имеет четкую структуру, отраженную в тезисах);

Ø оригинальность подхода к проблеме;

Ø аргументация (привлекаются литературные и научные источники);

Ø способность обоснованно отстаивать свою точку зрения (эссе содержит критические идеи и комментарии автора).

Наши рекомендации