ТЕМА 8. Пренатальный и перинатальный периоды развития
Количество часов аудиторной работы – 2 часа. Самостоятельная работа – 4 часа.
Краткая характеристика трех стадий пренатального развития. Возраст жизнеспособности.Общие тенденциипренатального развития. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие. Главные факторы риска: питание, возраст матери, стресс. Стили переживания беременности (Г.Г.Филиппова).
Характеристика основных тератогенов: болезни, лекарственные и наркотические препараты, вредные воздействия окружающей среды.
Особенности протекания перинатального периода и его влияние на психическое развитие ребенка. Адаптация ребенка к родам и рождению (О. Ранк, Н.Фоудор). Опыт внутриутробного периода (С.Гроф).
Стадии родов. Медицинские технологии родовспоможения и их влияние на психическое развитие младенца. Проблемы недоношенности и малого веса ребенка. Послеродовая депрессия. Травма рождения и методы «повторного рождения» (С. Гроф, Л. Марчер и др., А.В. Захаров).
Психологические особенности членов семьи, связанные с ожиданием и рождением ребенка. Понятие бондинга. Родительские позиции, типы воспитания в семье как факторы, влияющие на психическое развитие ребенка.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | |
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение индивидуальной домашней работы | |||
8. | Пренатальный и перинатальный периоды развития |
Литература:
Базовый учебник:
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.135-154.
Основная:
1. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006. С. 152–194.
2. Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. С. 152–198.
Дополнительная:
1. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Психология развития. Хрестоматия. – СПб, 2001. С. 127-140.
2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. С.59-72.
3. Гроф С. За пределами мозга. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. С.111–153.
4. Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 60–77.
5. Матейчик З. Душевные страдания и что из этого вытекает // Психология развития. Хрестоматия. – СПб, 2001. С. 140-143.
6. Behringer J., Reiner I., Spangler G.Maternal representations of past and current attachment relationships, and emotional experience across the transition to motherhood: A Longitudinal Study//Journal of Family Psychology. 2011. Vol. 25. No. 2, 210–219. (Doi:10.1037/a0023083).
7. Intons-Peterson M. J., Reddel M. What do people ask about a neonate?// Development Psychology. 1984. Vol 20. No 3, 358-359. (http://proxylibrary.hse.ru:2431/journals/dev/20/3/358.pdf).
8. Lamb M.E. Paternal influences and the father’s role: a personal perspective// J. K.Gardner (Ed.) Reading in Developmental Psychology. Second Edition. Boston, Toronto: Little, Brown and Company. 1982. P.71-78.
ТЕМА 9. Младенчество
Количество часов аудиторной работы – 4 часа. Самостоятельная работа – 6 часов.
Кризис новорожденности. Система критериев для оценки новорожденных (шкала В. Апгар). Специфика психической жизни новорожденного. Моторные и сенсорные возможности новорожденного. Врожденные рефлексы. Способность к научению. Центральное новообразование периода новорожденности. Индивидуальные особенности новорожденных. Критерии окончания кризиса новорожденности: медицинский, физиологический, психологический.
Социальная ситуация развития в период младенчества. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности. Характерные черты ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формы общения (М.И. Лисина). Эффект госпитализма и его последствия. Эмоциональное развитие младенца.
Когнитивное развитие: восприятие, мнемическая функция, сенсомотроный интеллект. Предпосылки возникновения и развития речи. Влияние среды на когнитивное развитие в младенчестве.
Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка. Предметные манипуляции.
Основные новообразованиями младенчества.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | ||
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение индивидуальнойдомашней работы | ||||
9. | Младенчество | ||||
Литература:
Базовый учебник:
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.155-180.
Основная:
- Выготский Л.С. Младенческий возраст // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. С. 38–56; 84–94.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. С. 207-225; 230-242; 254-282; 300-320.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001. С.234-258.
Дополнительная:
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000. С. 86–150.
- Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – Спб.: Питер, 2006. С. 214– 285.
- Зинченко В.П. Шепот раньше губ, или что предшествует эксплозии детского языка // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 2–17.
- Лисина М.И. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология развития/ Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 248–251.
- Сергиенко Е.А. Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т.1. № 2. С.16–37.
- Уайт Б. От рождения до ползания // Психология развития/ Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 186–193.
7. Brandone A.C. Infants’ Social and Motor Experience and the Emerging Understanding of Intentional Actions//Developmental Psychology. 2015. Vol. 51. No. 4, 512–523. (http://dx.doi.org/10.1037/a0038844).
8. Genesee F. Myths About Early Childhood Bilingualism//Canadian Psychology / Psychologiecanadienne. 2015. Vol. 56. No. 1, 6–15. (http://dx.doi.org/10.1037/a0038599).
9. Kagan J. The determinants of attention in the infant //J. K.Gardner (Ed.) Reading in Developmental Psychology. Second Edition. Boston, Toronto: Little, Brown and Company. 1982. P.91-104.
ТЕМА 10. Раннее детство
Количество часов аудиторной работы – 4 часа. Самостоятельная работа – 6 часов.
Кризис 1 года: его причины и симптомы.
Социальная ситуация развития в раннем детстве. Характеристики общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем детстве. Возникновение игрового действия. Особенности изобразительной деятельности.
Развитие структурного и системного строения сознания (Л.С.Выготский). Когнитивное развитие в раннем возрасте. Отличительные особенности восприятияребенка в периодраннего детства.
Перцептивная организация и перцептивные категории. Особенности внимания и памяти. Наглядно-действенный характер мышления ребенка раннего детства. Развитие символической функции мышления (Ж.Пиаже). Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Теории усвоения языка. Стадии речевого развития по Р. Брауну. Типичные варианты речевых трудностей у детей 2-2,5 лет (В.В. Ветрова).
Эмоционально-личностное развитие в период раннего детства. Развитие самосознания. Становление и особенности половой идентичности.
Основные новообразования раннего детства.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | |
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение индивидуальной домашней работы | |||
10. | Раннее детство |
Литература:
Базовый учебник:
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.181-202.
Основная:
- Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. Раннее детство // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. С. 104–169.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 254–267; 279–284; 327–334; 379–388; 430–435.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 258–270.
Дополнительная:
1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000. С. 86–150.
2. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – Спб.: Питер, 2006. С. 366–388; 693–698.
3. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. С.73-80.
4. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А.А. Второй и третий год жизни ребенка // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 194–202.
5. Мухина В.С. Первичный онтогенез личности и ее бытие // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 264–269.
6. Diesendruck G., Markson L., Akhtar N., Reudor A. Two-year-olds’ sensitivity to speakers’ intent: an alternative account of Samuelson and Smith // Developmental Science. 2004. Vol. 7. No1.P. 33–41.
7. Endedijk H.M., Ramenzoni V.S.O., Cox R. F. A., Cillessen A. H. N., Bekkering H.,Hunnius S.Development of interpersonal coordination between peers during adrumming task//Developmental Psychology. 2015. Vol. 51. No. 5, 714–721. (http://dx.doi.org/10.1037/a0038980).
8. Licht B., Simoni H., Perrig‐Chiello P. Conflict between peers in infancy and toddler age: what do they fight about // An International Journal of Research and Development, 2008. Vol.28 (3), p.235-249.
ТЕМА 11. Дошкольныйвозраст
Количество часов аудиторной работы – 6 часов. Самостоятельная работа – 8 часов.
Психологическаясущностьипричинывозникновениякризисатрехлет. Симптомы кризиса. Сравнительный анализ кризисов 1 года и 3 лет.
Социальная ситуация развития дошкольника. Особенности общения дошкольника с родителями и другими взрослыми. Внеситуативные формы общения(М.И. Лисина). Развитие форм общения и отношений детей дошкольного возраста со сверстниками.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Структура сюжетно-ролевой игры, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин). Игра как средство развития ребенка в эпоху детства. Другие виды деятельности в дошкольном возрасте: исследовательское поведение (А.Н. Поддьяков), продуктивные виды деятельности, восприятие сказки как вид деятельности, элементы трудовой и учебной деятельности дошкольника.
Специфика познавательной сферы дошкольника: особенности памяти, восприятия, внимания, мышления. Развитие фантазии и воображения. Развитие речи дошкольника. Словотворчество как возрастной феномен. Детские вопросы. Картина мира дошкольника: особенности и принципы построения.
Развитие личности дошкольника. Развитие потребностно-мотивационной сферы. Становление иерархии мотивов (феномен «горькой конфеты» - А.Н.Леонтьев). Формирование произвольного поведения. Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Особенности эмоциональной сферы. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Особенности Я-образа и самооценки дошкольника.
Основные новообразования дошкольного возраста.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | |
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение индивидуальной домашней работы | |||
11. | Дошкольный возраст |
Литература:
Базовый учебник:
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.203-238.
Основная:
- Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М., 2005. С. 278–291.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 458–475; 527–537.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 270–312.
- Эльконин Д.Б. Социальная природа ролевой игры // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М., 2005. С. 212–218.
- Эльконин Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М., 2005. С. 219–224.
- Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М., 2005. С. 225–237.
Дополнительная:
1. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – Спб.: Питер, 2006. С. 454–476; 697–707.
2. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. С. 169–179.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 1999. С. 163–248.
4. Поддьяков Н.Н. Наглядно-образное мышление дошкольника // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М., 2005. С. 270–277.
5. Субботский Е.В. Генезис начальных форм личностного поведения детей в онтогенетическом и культурно-историческом планах // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 42–47.
6. Cosetti M., Jones R., Kelton E., Rafal V., Richman L., Stanhaus H. Preschool children's understanding of conflicting desires // Journal of Cognition & Development.2005.Vol. 6.Issue 3, 427-454.
7. Eisenberg N. Emotion, regulation, and moral development. Annual Review of Psychology. 2000.Vol. 51, 665–697. (Doi:10.1146/annurev.psych.51.1.665).
8. Knafo A., Plomin, R. Prosocial behavior from early to middlechildhood: Genetic and environmental influences on stability andchange. Developmental Psychology 2006.Vol. 42, 771–786. (Doi:10.1037/0012-1649.42.5.771).
9. Tasimi A., Johnson M.K. A Self-serving bias in children’s memories?//Journal of Experimental Psychology: General. 2015. Vol. 144. No. 3, 528–533. (http://dx.doi.org/10.1037/xge0000072).
10. Tracy J. L., Robins R. W., LagattutaK. H.Can children recognize pride?//Emotion. 2005. Vol. 5. No. 3, 251–257. (Doi: 10.1037/1528-3542.5.3.251).