Консультирование членов педагогического коллектива.
Специфика психологического консультирования педагогов эиключас геи н следующем. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых строи и способов компенсации. Безусловно, психологу совмес тно с педагогом необходимо выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком как в ситуации фронтального обучения, так и в экстремальных для ребенка ситуациях (контрольные работы и т.п.). Более того, при разработке стратегии взаимодействия должны быть учтены и личностные особенности ребенка. Достаточно часто возникает' ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей сами могут находиться в стрессогенной ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Консультирование педагогов психологом в первую очередь должно опираться на то, как педагог воспринимает ребенка.
Если педагог в целом справляется с ребенком, у него нет проблем взаимодействия с ним, ни познавательных, ни поведенческих, следует подумать, ради чего проводить такое консультирование. В то же время психологическая консультация педагога может проходить не только непосредственно по их запросу, но и по запросу родителей, а также по решению самого психолога. Это может происходить в том случае, если психолог видит или прогнозирует какие-то возможные изменения состояния ребенка. Психолог может найти дополнительные доводы, обратить внимание на какие- либо положительные стороны ребенка. Точно так же подобный тип консультации рекомендован и в том случае, если в дальнейшем, по мнению психолога, вероятны какие- либо изменения и возникновение проблем. Таким образом, подобная консультация будет носить предваряющий характер, однако ее не следует путать с профилактическими мероприятиями. Профилактические мероприятия проводятся в той ситуации, когда еще ничего не произошло. В случае, когда | мы говорим о предваряющей консультации, уже имеются какие-либо неблагоприятные события, ситуации, которые еще не подействовали на ребенка, но. скорее всего, окажут свое,негативное влияние на те или иные стороны его существования, в том числе существования в образовательной | среде.
Однако чаще всего консультация педагогов инициируется проблемами ребенка, которые уже видны. И тогда главная задача психолога - дать понять педагогу, в чем эти проблемы, как их нивелировать педагогическими и организационными мероприятиями и т.п.
Основные цели консультирования педагога:
Наиболее часто встречающийся запрос педагогов касается поведенческих проблем. Педагог не рассматривает психолог как специалиста, способного помочь в решении проблем, связанных с познавательным развитием. Поэтому наиболее частым запросом педагога является просьба к психологу нестолько разъяснить поведенческие особенности детей, сколько непосредственно (и желательно за короткое время) исправить поведение ребенка. Педагог дает конкретный запрос («этот дерется, этот плачет, что с этим делать») и ожидает от психолога столь же конкретного ответа. В любом случае необходима достаточно продолжительная разъясняющая работа, которая и является самой консультацией.
Структура консультирования:
1.Всегда следует начинать беседу с педагогом с того, каким он видит ребенка.
2.Далее необходимо спокойно и заинтересованно выслушать не только жалобы и претензии педагога, но и его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений. Достаточно часто последовательность двух первых этапов консультирования может быть и обратной: вначале педагог предъявляет те или иные жалобы, описывает те или иные проблемы ребенка, а после этого целесообразно поговорить о том, каким в целом видит педагог ребенка безотносительно предъявляемых претензий.
3.Этап собственно консультирования педагога в отношении тех или иных проблем конкретного ребенка, группы детей. Не следует употреблять собственно психологическую терминологию, а по возможности выбирать понятные для непсихолога понятия и определения. Эффективность этого этапа будет в первую очередь зависеть от толерантности психолога, его знания детей, обсуждаемого ребенка, от умения обосновывать и убеждать другого человека.
Благоприятным можно считать тог случай, когда педагог повторно обращается к психологу через некоторое время с аналогичным вопросом.
4.Активное проявление интереса психолога к тому, насколько полезными оказались его рекомендации и какие из них действительно работают.
Таким образом, можно говорить о том, что речь может идти не о единичном факте консультирования педагога, но о процессе психологического сопровождения педагога как важнейшего участника образовательного процесса.