Показатели успешного выполнения данного этапа практики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Отчет по практике
Оцениваемые компетенции
– готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).
Отчет включает
1. Титульный лист
2. Указание цели практики и задач по ее реализации.
3. Комментарий к психолого-педагогической ситуации
4. Описание содержания работы.
5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.
6. Рефлексия собственных действий.
Методические рекомендации студенту по написанию отчета
1.При оформлениититульного листакроме традиционных сведений, дополнительно указывается место прохождения практики, ФИО классного руководителя, оценка за прохождение практики с подписью классного руководителя. Возможен краткий комментарий классного руководителя о результатах практики студента.
2. Указание темы, цели практики и задач по ее реализации.
На первом этапе студенту необходимо выделить психолого-педагогическую ситуацию для дальнейшего исследования. Для того чтобы, выделить психолого-педагогическую ситуацию необходима первичная диагностика. Для ее реализации необходимо посещение уроков и других мероприятий, в том числе и во внеурочное время. Психологическое изучение педагогической ситуации целесообразно начать с наблюдения за поведением и деятельностью ее участников. В случае необходимости, для уточнения, прояснения тех или иных фактов, касающихся учебного взаимодействия можно использовать другие методы. Целесообразно обращение к таким методам, как беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории развития и социализации ребенка (анамнестический метод), работа с учебной документацией, предоставленной педагогом, изучение школьных тетрадей и дневников учащихся, установление взаимодействие с педагогами и учащимися.
Факты активности учащихся и педагога, выявленные в процессе диагностики, фиксируются, а затем подвергаются обработке и анализу. Этот материал – основа для выделения проблемной психолого-педагогической ситуации.
Примеры психолого-педагогических ситуаций, по изучению которых может быть проведена научно-исследовательская работа:
- проблемы обучаемости класса или отдельных учащихся;
- проблемы, связанные с низкой мотивацией учебной деятельности класса или отдельных учащихся;
- проблемы поведения учащихся;
- проблемы «внутренней» конфликтности в классе;
- проблемы взаимоотношений учащихся класса;
- проблемы неадекватной самооценки учащихся;
- проблемы адаптации учащихся класса;
- проблемы агрессивного поведения учащихся и т.д.
Результатом первого этапа можно считать выделение психолого-педагогической ситуации и планирование ее исследования с помощью психологических методов.
Пример оформления работы:
Тема научно-исследовательской работы:Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учащихся подросткового возраста.
Цель:выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности у учащихся.
Задачи:
1. Провести теоретическое исследование мотивации учебной деятельности подростков.
2. Провести практическое исследование и выявить причины отсутствия учебной мотивации у подростков.
3. Разработать рекомендации для учителей по формированию учебной мотивации подростков.
Задание выполняется индивидуально, внеаудиторно. Результаты представляются в письменном виде по предлагаемой форме.
Рекомендуемая литература:
1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru
2.Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».
3.Комментарий к психолого-педагогической ситуации предполагает описание общего контекста проблемной ситуации, предполагаемых причин ее возникновения.
Пример комментария к психолого-педагогической ситуации:
Отсутствие мотивации к учению средних школьников - часто встречающаяся проблема. Именно в подростковом возрасте меняются взгляды ребенка на диаметрально противоположные, изменяются представления о мире, к которому его бережно приучали взрослые в детстве. На пути школьника встают новые идеалы, более значимые, чем прежние: вместо семьи на первый план выходят друзья, вместо прилежной учебы - стремление выделиться, самореализоваться иными путями.
В результате нескольких дней присутствия на уроках в 8"в" классе было отмечено, что некоторые ребята не заинтересованы в получении школьных знаний и открыто высказывают свое нежелание учиться. Некоторые проявляют на уроках пассивность и лень. Была замечена такая ситуация. На уроке русского языка ученик при разборе упражнений практически не делал записи в тетради. Он ни разу не ответил на вопрос учителя, обращенный к классу, разговаривал с соседями вокруг, занимал себя делами, не относящимися к уроку. Педагог заметила, что ученик проявляет равнодушие к уроку и попросила его выполнить задание. Ученик нехотя, но стал отвечать правило и делать упражнения. Ситуация повторялась неоднократно и на других предметах. Было замечено, что на химии и истории ученик работал на уроке добросовестно, но все равно недостаточно активно. Данная ситуация – яркий пример того, что ученик не заинтересован в получении школьных знаний. Он может работать только в том случае, если его заставить, но делать это он будет без энтузиазма. Наша задача - выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности. Причины отсутствия мотивации могут быть разными: отсутствие интереса к изучаемому предмету, недостаточный авторитет учителя, неинтересное, сухое преподнесение материала учителем, низкий уровень развития познавательной сферы учащихся, проблемы здоровья ребенка. Помимо этого познавательная мотивация может быть не сформированной с ранних лет, могут существовать личные барьеры ученика (страх, лень). Вполне вероятна такая ситуация: ученик пропустил важные темы по предмету и не догнал материал, вследствие чего у него нет фундаментальных знаний, а он считает, что не способен знать этот предмет хорошо. Вследствие этого предмет его не интересует.
Рекомендуемая литература:
1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.— ЭБС «IPRbooks».
2. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
3. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks».
4. Описание содержания работы
В отчет необходимо включить описание последовательности действий по исследованию психолого-педагогической ситуации. Студенту необходимо представить протоколы бесед, схемы наблюдений, результаты другой диагностической работы с выводами и заключениями. Сюда же включается описание всех мероприятий, их проведение и анализ достигнутых результатов, а также анализ адекватности выбранного мероприятия целям практики. Разработанные рекомендации должны соответствовать целям и задачам практики.
Пример исследования ситуации:
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- наблюдение за проявлением активности ребенка на уроке;
- анкетирование;
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом;
- описание социальных условий проживания ребенка;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку;
- диагностику особенностей мотивационной сферы ребенка.
Пример схемы наблюдения за проявлением познавательного интереса ребенка на уроке
Эта-пы уро-ка | Характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности | Реакции учащихся на протяжении урока-показатели интереса | Отвлека- емость | Действия учителя, побуждающие познавательный интерес | Действия учителя, тормозящие познавательный интерес | |
Вывод…
Анкета для учителя,
Оцениваемые компетенции
– готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Отчет по практике
Оцениваемые компетенции
– готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).
Отчет включает
1. Титульный лист
2. Указание цели практики и задач по ее реализации.
3. Комментарий к психолого-педагогической ситуации
4. Описание содержания работы.
5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.
6. Рефлексия собственных действий.
Методические рекомендации студенту по написанию отчета
1.При оформлениититульного листакроме традиционных сведений, дополнительно указывается место прохождения практики, ФИО классного руководителя, оценка за прохождение практики с подписью классного руководителя. Возможен краткий комментарий классного руководителя о результатах практики студента.
2. Указание темы, цели практики и задач по ее реализации.
На первом этапе студенту необходимо выделить психолого-педагогическую ситуацию для дальнейшего исследования. Для того чтобы, выделить психолого-педагогическую ситуацию необходима первичная диагностика. Для ее реализации необходимо посещение уроков и других мероприятий, в том числе и во внеурочное время. Психологическое изучение педагогической ситуации целесообразно начать с наблюдения за поведением и деятельностью ее участников. В случае необходимости, для уточнения, прояснения тех или иных фактов, касающихся учебного взаимодействия можно использовать другие методы. Целесообразно обращение к таким методам, как беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории развития и социализации ребенка (анамнестический метод), работа с учебной документацией, предоставленной педагогом, изучение школьных тетрадей и дневников учащихся, установление взаимодействие с педагогами и учащимися.
Факты активности учащихся и педагога, выявленные в процессе диагностики, фиксируются, а затем подвергаются обработке и анализу. Этот материал – основа для выделения проблемной психолого-педагогической ситуации.
Примеры психолого-педагогических ситуаций, по изучению которых может быть проведена научно-исследовательская работа:
- проблемы обучаемости класса или отдельных учащихся;
- проблемы, связанные с низкой мотивацией учебной деятельности класса или отдельных учащихся;
- проблемы поведения учащихся;
- проблемы «внутренней» конфликтности в классе;
- проблемы взаимоотношений учащихся класса;
- проблемы неадекватной самооценки учащихся;
- проблемы адаптации учащихся класса;
- проблемы агрессивного поведения учащихся и т.д.
Результатом первого этапа можно считать выделение психолого-педагогической ситуации и планирование ее исследования с помощью психологических методов.
Пример оформления работы:
Тема научно-исследовательской работы:Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учащихся подросткового возраста.
Цель:выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности у учащихся.
Задачи:
1. Провести теоретическое исследование мотивации учебной деятельности подростков.
2. Провести практическое исследование и выявить причины отсутствия учебной мотивации у подростков.
3. Разработать рекомендации для учителей по формированию учебной мотивации подростков.
Задание выполняется индивидуально, внеаудиторно. Результаты представляются в письменном виде по предлагаемой форме.
Рекомендуемая литература:
1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru
2.Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».
3.Комментарий к психолого-педагогической ситуации предполагает описание общего контекста проблемной ситуации, предполагаемых причин ее возникновения.
Пример комментария к психолого-педагогической ситуации:
Отсутствие мотивации к учению средних школьников - часто встречающаяся проблема. Именно в подростковом возрасте меняются взгляды ребенка на диаметрально противоположные, изменяются представления о мире, к которому его бережно приучали взрослые в детстве. На пути школьника встают новые идеалы, более значимые, чем прежние: вместо семьи на первый план выходят друзья, вместо прилежной учебы - стремление выделиться, самореализоваться иными путями.
В результате нескольких дней присутствия на уроках в 8"в" классе было отмечено, что некоторые ребята не заинтересованы в получении школьных знаний и открыто высказывают свое нежелание учиться. Некоторые проявляют на уроках пассивность и лень. Была замечена такая ситуация. На уроке русского языка ученик при разборе упражнений практически не делал записи в тетради. Он ни разу не ответил на вопрос учителя, обращенный к классу, разговаривал с соседями вокруг, занимал себя делами, не относящимися к уроку. Педагог заметила, что ученик проявляет равнодушие к уроку и попросила его выполнить задание. Ученик нехотя, но стал отвечать правило и делать упражнения. Ситуация повторялась неоднократно и на других предметах. Было замечено, что на химии и истории ученик работал на уроке добросовестно, но все равно недостаточно активно. Данная ситуация – яркий пример того, что ученик не заинтересован в получении школьных знаний. Он может работать только в том случае, если его заставить, но делать это он будет без энтузиазма. Наша задача - выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности. Причины отсутствия мотивации могут быть разными: отсутствие интереса к изучаемому предмету, недостаточный авторитет учителя, неинтересное, сухое преподнесение материала учителем, низкий уровень развития познавательной сферы учащихся, проблемы здоровья ребенка. Помимо этого познавательная мотивация может быть не сформированной с ранних лет, могут существовать личные барьеры ученика (страх, лень). Вполне вероятна такая ситуация: ученик пропустил важные темы по предмету и не догнал материал, вследствие чего у него нет фундаментальных знаний, а он считает, что не способен знать этот предмет хорошо. Вследствие этого предмет его не интересует.
Рекомендуемая литература:
1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.— ЭБС «IPRbooks».
2. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
3. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks».
4. Описание содержания работы
В отчет необходимо включить описание последовательности действий по исследованию психолого-педагогической ситуации. Студенту необходимо представить протоколы бесед, схемы наблюдений, результаты другой диагностической работы с выводами и заключениями. Сюда же включается описание всех мероприятий, их проведение и анализ достигнутых результатов, а также анализ адекватности выбранного мероприятия целям практики. Разработанные рекомендации должны соответствовать целям и задачам практики.
Пример исследования ситуации:
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- наблюдение за проявлением активности ребенка на уроке;
- анкетирование;
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом;
- описание социальных условий проживания ребенка;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку;
- диагностику особенностей мотивационной сферы ребенка.
Пример схемы наблюдения за проявлением познавательного интереса ребенка на уроке
Эта-пы уро-ка | Характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности | Реакции учащихся на протяжении урока-показатели интереса | Отвлека- емость | Действия учителя, побуждающие познавательный интерес | Действия учителя, тормозящие познавательный интерес | |
Вывод…
Показатели успешного выполнения данного этапа практики
ü студент умеет выделять психолого-педагогическую ситуацию, требующую решения;
ü студент имеет представление о том, какие психологические методы и с какой целью могут быть использованы при исследовании психолого-педагогической ситуации.
ü понимаетнеобходимость обращения педагога к конкретным психологическим методам (наблюдению, беседе, анкетированию, анализу продуктов деятельности и др.);
ü умеетпроводить психологическую диагностику – формулировать цель исследования, выбирать способы ее достижения, интерпретировать полученные результаты и определять перспективы их использования;
ü понимает границы собственных возможностей в работе с психологическими методами;
ü знает способы работы с собственными ограничениями, владеет некоторыми из них.
Рекомендуемая литература:
1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru
2. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008 Режим доступа:http://do.gendocs.ru
3. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
4. Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».
5. Учебная и педагогическая практика на факультете «Педагогика и психология» [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Г.Р. Ганиева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013.— 142 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49946.html.— ЭБС «IPRbooks»
5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.
На данном этапе необходимо проведение анкетирования учителя (ей) с целью получения информации об организации и характеристике учебно-исследовательской работы с учащимися по вашему предмету.
Анкета для учителя,