Показатели успешного выполнения данного этапа практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Отчет по практике

Оцениваемые компетенции

– готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Отчет включает

1. Титульный лист

2. Указание цели практики и задач по ее реализации.

3. Комментарий к психолого-педагогической ситуации

4. Описание содержания работы.

5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.

6. Рефлексия собственных действий.

Методические рекомендации студенту по написанию отчета

1.При оформлениититульного листакроме традиционных сведений, дополнительно указывается место прохождения практики, ФИО классного руководителя, оценка за прохождение практики с подписью классного руководителя. Возможен краткий комментарий классного руководителя о результатах практики студента.

2. Указание темы, цели практики и задач по ее реализации.

На первом этапе студенту необходимо выделить психолого-педагогическую ситуацию для дальнейшего исследования. Для того чтобы, выделить психолого-педагогическую ситуацию необходима первичная диагностика. Для ее реализации необходимо посещение уроков и других мероприятий, в том числе и во внеурочное время. Психологическое изучение педагогической ситуации целесообразно начать с наблюдения за поведением и деятельностью ее участников. В случае необходимости, для уточнения, прояснения тех или иных фактов, касающихся учебного взаимодействия можно использовать другие методы. Целесообразно обращение к таким методам, как беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории развития и социализации ребенка (анамнестический метод), работа с учебной документацией, предоставленной педагогом, изучение школьных тетрадей и дневников учащихся, установление взаимодействие с педагогами и учащимися.

Факты активности учащихся и педагога, выявленные в процессе диагностики, фиксируются, а затем подвергаются обработке и анализу. Этот материал – основа для выделения проблемной психолого-педагогической ситуации.

Примеры психолого-педагогических ситуаций, по изучению которых может быть проведена научно-исследовательская работа:

- проблемы обучаемости класса или отдельных учащихся;

- проблемы, связанные с низкой мотивацией учебной деятельности класса или отдельных учащихся;

- проблемы поведения учащихся;

- проблемы «внутренней» конфликтности в классе;

- проблемы взаимоотношений учащихся класса;

- проблемы неадекватной самооценки учащихся;

- проблемы адаптации учащихся класса;

- проблемы агрессивного поведения учащихся и т.д.

Результатом первого этапа можно считать выделение психолого-педагогической ситуации и планирование ее исследования с помощью психологических методов.

Пример оформления работы:

Тема научно-исследовательской работы:Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учащихся подросткового возраста.

Цель:выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности у учащихся.

Задачи:

1. Провести теоретическое исследование мотивации учебной деятельности подростков.

2. Провести практическое исследование и выявить причины отсутствия учебной мотивации у подростков.

3. Разработать рекомендации для учителей по формированию учебной мотивации подростков.

Задание выполняется индивидуально, внеаудиторно. Результаты представляются в письменном виде по предлагаемой форме.

Рекомендуемая литература:

1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru

2.Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».

3.Комментарий к психолого-педагогической ситуации предполагает описание общего контекста проблемной ситуации, предполагаемых причин ее возникновения.

Пример комментария к психолого-педагогической ситуации:

Отсутствие мотивации к учению средних школьников - часто встречающаяся проблема. Именно в подростковом возрасте меняются взгляды ребенка на диаметрально противоположные, изменяются представления о мире, к которому его бережно приучали взрослые в детстве. На пути школьника встают новые идеалы, более значимые, чем прежние: вместо семьи на первый план выходят друзья, вместо прилежной учебы - стремление выделиться, самореализоваться иными путями.

В результате нескольких дней присутствия на уроках в 8"в" классе было отмечено, что некоторые ребята не заинтересованы в получении школьных знаний и открыто высказывают свое нежелание учиться. Некоторые проявляют на уроках пассивность и лень. Была замечена такая ситуация. На уроке русского языка ученик при разборе упражнений практически не делал записи в тетради. Он ни разу не ответил на вопрос учителя, обращенный к классу, разговаривал с соседями вокруг, занимал себя делами, не относящимися к уроку. Педагог заметила, что ученик проявляет равнодушие к уроку и попросила его выполнить задание. Ученик нехотя, но стал отвечать правило и делать упражнения. Ситуация повторялась неоднократно и на других предметах. Было замечено, что на химии и истории ученик работал на уроке добросовестно, но все равно недостаточно активно. Данная ситуация – яркий пример того, что ученик не заинтересован в получении школьных знаний. Он может работать только в том случае, если его заставить, но делать это он будет без энтузиазма. Наша задача - выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности. Причины отсутствия мотивации могут быть разными: отсутствие интереса к изучаемому предмету, недостаточный авторитет учителя, неинтересное, сухое преподнесение материала учителем, низкий уровень развития познавательной сферы учащихся, проблемы здоровья ребенка. Помимо этого познавательная мотивация может быть не сформированной с ранних лет, могут существовать личные барьеры ученика (страх, лень). Вполне вероятна такая ситуация: ученик пропустил важные темы по предмету и не догнал материал, вследствие чего у него нет фундаментальных знаний, а он считает, что не способен знать этот предмет хорошо. Вследствие этого предмет его не интересует.

Рекомендуемая литература:

1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.— ЭБС «IPRbooks».
2. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
3. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks».

4. Описание содержания работы

В отчет необходимо включить описание последовательности действий по исследованию психолого-педагогической ситуации. Студенту необходимо представить протоколы бесед, схемы наблюдений, результаты другой диагностической работы с выводами и заключениями. Сюда же включается описание всех мероприятий, их проведение и анализ достигнутых результатов, а также анализ адекватности выбранного мероприятия целям практики. Разработанные рекомендации должны соответствовать целям и задачам практики.

Пример исследования ситуации:

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

- наблюдение за проявлением активности ребенка на уроке;

- анкетирование;

- беседу с психологом;

- беседу с социальным педагогом;

- описание социальных условий проживания ребенка;

- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку;

- диагностику особенностей мотивационной сферы ребенка.

Пример схемы наблюдения за проявлением познавательного интереса ребенка на уроке

Эта-пы уро-ка Характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности Реакции учащихся на протяжении урока-показатели интереса Отвлека- емость Действия учителя, побуждающие познавательный интерес Действия учителя, тормозящие познавательный интерес  

Вывод…

Анкета для учителя,

Оцениваемые компетенции

– готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Отчет по практике

Оцениваемые компетенции

– готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Отчет включает

1. Титульный лист

2. Указание цели практики и задач по ее реализации.

3. Комментарий к психолого-педагогической ситуации

4. Описание содержания работы.

5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.

6. Рефлексия собственных действий.

Методические рекомендации студенту по написанию отчета

1.При оформлениититульного листакроме традиционных сведений, дополнительно указывается место прохождения практики, ФИО классного руководителя, оценка за прохождение практики с подписью классного руководителя. Возможен краткий комментарий классного руководителя о результатах практики студента.

2. Указание темы, цели практики и задач по ее реализации.

На первом этапе студенту необходимо выделить психолого-педагогическую ситуацию для дальнейшего исследования. Для того чтобы, выделить психолого-педагогическую ситуацию необходима первичная диагностика. Для ее реализации необходимо посещение уроков и других мероприятий, в том числе и во внеурочное время. Психологическое изучение педагогической ситуации целесообразно начать с наблюдения за поведением и деятельностью ее участников. В случае необходимости, для уточнения, прояснения тех или иных фактов, касающихся учебного взаимодействия можно использовать другие методы. Целесообразно обращение к таким методам, как беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории развития и социализации ребенка (анамнестический метод), работа с учебной документацией, предоставленной педагогом, изучение школьных тетрадей и дневников учащихся, установление взаимодействие с педагогами и учащимися.

Факты активности учащихся и педагога, выявленные в процессе диагностики, фиксируются, а затем подвергаются обработке и анализу. Этот материал – основа для выделения проблемной психолого-педагогической ситуации.

Примеры психолого-педагогических ситуаций, по изучению которых может быть проведена научно-исследовательская работа:

- проблемы обучаемости класса или отдельных учащихся;

- проблемы, связанные с низкой мотивацией учебной деятельности класса или отдельных учащихся;

- проблемы поведения учащихся;

- проблемы «внутренней» конфликтности в классе;

- проблемы взаимоотношений учащихся класса;

- проблемы неадекватной самооценки учащихся;

- проблемы адаптации учащихся класса;

- проблемы агрессивного поведения учащихся и т.д.

Результатом первого этапа можно считать выделение психолого-педагогической ситуации и планирование ее исследования с помощью психологических методов.

Пример оформления работы:

Тема научно-исследовательской работы:Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учащихся подросткового возраста.

Цель:выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности у учащихся.

Задачи:

1. Провести теоретическое исследование мотивации учебной деятельности подростков.

2. Провести практическое исследование и выявить причины отсутствия учебной мотивации у подростков.

3. Разработать рекомендации для учителей по формированию учебной мотивации подростков.

Задание выполняется индивидуально, внеаудиторно. Результаты представляются в письменном виде по предлагаемой форме.

Рекомендуемая литература:

1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru

2.Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».

3.Комментарий к психолого-педагогической ситуации предполагает описание общего контекста проблемной ситуации, предполагаемых причин ее возникновения.

Пример комментария к психолого-педагогической ситуации:

Отсутствие мотивации к учению средних школьников - часто встречающаяся проблема. Именно в подростковом возрасте меняются взгляды ребенка на диаметрально противоположные, изменяются представления о мире, к которому его бережно приучали взрослые в детстве. На пути школьника встают новые идеалы, более значимые, чем прежние: вместо семьи на первый план выходят друзья, вместо прилежной учебы - стремление выделиться, самореализоваться иными путями.

В результате нескольких дней присутствия на уроках в 8"в" классе было отмечено, что некоторые ребята не заинтересованы в получении школьных знаний и открыто высказывают свое нежелание учиться. Некоторые проявляют на уроках пассивность и лень. Была замечена такая ситуация. На уроке русского языка ученик при разборе упражнений практически не делал записи в тетради. Он ни разу не ответил на вопрос учителя, обращенный к классу, разговаривал с соседями вокруг, занимал себя делами, не относящимися к уроку. Педагог заметила, что ученик проявляет равнодушие к уроку и попросила его выполнить задание. Ученик нехотя, но стал отвечать правило и делать упражнения. Ситуация повторялась неоднократно и на других предметах. Было замечено, что на химии и истории ученик работал на уроке добросовестно, но все равно недостаточно активно. Данная ситуация – яркий пример того, что ученик не заинтересован в получении школьных знаний. Он может работать только в том случае, если его заставить, но делать это он будет без энтузиазма. Наша задача - выяснить причины отсутствия мотивации к учебной деятельности. Причины отсутствия мотивации могут быть разными: отсутствие интереса к изучаемому предмету, недостаточный авторитет учителя, неинтересное, сухое преподнесение материала учителем, низкий уровень развития познавательной сферы учащихся, проблемы здоровья ребенка. Помимо этого познавательная мотивация может быть не сформированной с ранних лет, могут существовать личные барьеры ученика (страх, лень). Вполне вероятна такая ситуация: ученик пропустил важные темы по предмету и не догнал материал, вследствие чего у него нет фундаментальных знаний, а он считает, что не способен знать этот предмет хорошо. Вследствие этого предмет его не интересует.

Рекомендуемая литература:

1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.— ЭБС «IPRbooks».
2. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
3. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks».

4. Описание содержания работы

В отчет необходимо включить описание последовательности действий по исследованию психолого-педагогической ситуации. Студенту необходимо представить протоколы бесед, схемы наблюдений, результаты другой диагностической работы с выводами и заключениями. Сюда же включается описание всех мероприятий, их проведение и анализ достигнутых результатов, а также анализ адекватности выбранного мероприятия целям практики. Разработанные рекомендации должны соответствовать целям и задачам практики.

Пример исследования ситуации:

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

- наблюдение за проявлением активности ребенка на уроке;

- анкетирование;

- беседу с психологом;

- беседу с социальным педагогом;

- описание социальных условий проживания ребенка;

- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку;

- диагностику особенностей мотивационной сферы ребенка.

Пример схемы наблюдения за проявлением познавательного интереса ребенка на уроке

Эта-пы уро-ка Характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности Реакции учащихся на протяжении урока-показатели интереса Отвлека- емость Действия учителя, побуждающие познавательный интерес Действия учителя, тормозящие познавательный интерес  

Вывод…

Показатели успешного выполнения данного этапа практики

ü студент умеет выделять психолого-педагогическую ситуацию, требующую решения;

ü студент имеет представление о том, какие психологические методы и с какой целью могут быть использованы при исследовании психолого-педагогической ситуации.

ü понимаетнеобходимость обращения педагога к конкретным психологическим методам (наблюдению, беседе, анкетированию, анализу продуктов деятельности и др.);

ü умеетпроводить психологическую диагностику – формулировать цель исследования, выбирать способы ее достижения, интерпретировать полученные результаты и определять перспективы их использования;

ü понимает границы собственных возможностей в работе с психологическими методами;

ü знает способы работы с собственными ограничениями, владеет некоторыми из них.

Рекомендуемая литература:

1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. Режим доступа: http://humanpsy.ru

2. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008 Режим доступа:http://do.gendocs.ru

3. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks».
4. Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Гараева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.html.— ЭБС «IPRbooks».

5. Учебная и педагогическая практика на факультете «Педагогика и психология» [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Г.Р. Ганиева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013.— 142 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49946.html.— ЭБС «IPRbooks»

5. Анализ результатов анкетирования педагогов по характеристике учебно-исследовательской работы учащихся.

На данном этапе необходимо проведение анкетирования учителя (ей) с целью получения информации об организации и характеристике учебно-исследовательской работы с учащимися по вашему предмету.

Анкета для учителя,

Наши рекомендации