Психологические теории. Строение и специфика психологических теорий по А.В. Юревичу

Психологические теории:

· Бихевиоризм.

· Психоанализ.

· огнитивная психология.

· Гештальтпсихология.

· Гуманистическая психология.

· Деятельностный подход.

Бихевиоризм.

Слово происходит от английского behavior – поведение. Основателем его считается Джон Уотсон. Задачу психо­логии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Своим тео­ретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова. Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных мето­дов регистрации и анализа внешне наблюдаемых действий че­ловека, процессов, событий; открытие закономерностей науче­ния, образования навыков, реакций поведения.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: сти­мул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психике между стимулом и реакцией, не рассмат­ривался. Этот постулат был поставлен под сомнение необихевиористами. Первым из них был американец Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна включать три составляющие: стимул – промежуточные переменные – реакция. Среднее звено – это недоступные прямому наблюдению психи­ческие моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено – по­требность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).

Основные положения бихевиоризма:

1) Изучать можно только то, что объективно наблю­даемо, т. е. поведение. При этом «поведение» понимается в расширенном смысле – это мышечные реакции вегето-сосудистые изменения, и деятельность желез.

2) Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При том формиро­вание человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.

3) Среда формирует поведение путем стимулов и под­креплений (стимулы это то, что предшествует поведению и вы­зывает его. Подкрепление это последствие поведения; если последствия нежелательны для индивида, поведение заторма­живается, если благоприятны поведение воспроизводится вновь.

4) Невротический симптом или аномалии поведения яв­ляются следствием неадекватной условной связи.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении пси­хики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

Психоанализ.

Основная идея психоаналитически ориентированных психо­логов (Зигмунд Фрейд,Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Карен Хорни, Отто Ранк и др.) — человек — это существо иррациональное, то есть его жизнь движется не рациональными мотивами, а иррациональ­ными порывами. Познать человека — значит познать ведущие иррациональные силы, заставляющие его поступать определен­ным образом. Психоаналитики вводят в оборот понятия, кото­рые описывают и объясняют действие самых глубинных психи­ческих структур человека: бессознательное, архетипы, защитные механизмы и т.д. Проникновение в мир бессознательного предполагает отказ от традиционных спо­собов постижения психики человека. Психоаналитики культивируют та­кие способы зондирования психи­ческой реальности, как толкование сновидений, работу с ассоциациями, с обыденными ошибками, оговорка­ми и т.д. Особый интерес у психо­аналитиков вызывают те явления че­ловеческого бытия, которые меньше всего регулируются его разумом, ра­циональными способностями.

Гештальтпсихология.

Название происходит от немецкого слова gestalt, что озна­чает образ, целостная форма, структура. Гештальтпсихология впервые возникла при изучении познавательных процессов на рубеже Х1Х-ХХ вв. Главными ее представителями были Курт Коффка, Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер.

Цель гештальтпсихологии заключается в том, чтобы по­мочь осознать имеющийся конфликт или тенденцию и восста­новить утраченную целостность, завершенность. Важную об­ласть гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина. Он исходил из того, что основанием че­ловеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение – потребность. Основа­телем гештальттерапии (психотерапевтический метод, направ­ленный на осознание пациентом внутреннего конфликта и вос­становление утраченной целостности) является Фредерик Перлз.

Основные тезисы гештальтпсихологии:

Психической деятельности свойственно стремление к це­лостности, завершенности. Стремление психической деятельно­сти к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляют след в виде на­пряжения в системе психики. Это напряжение стремится разря­диться (в реальном или символическом плане). Следствием со­храняющегося напряжения является к примеру, эффект неза­вершенного действия, который состоит в том. что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. По причине той же закономерности взрослый человек может вдруг купить себе игрушку, которую ему хотелось получить в детстве. Отсутствие целостности, за­вершенности порождает напряжение, внутренние конфликты, неврозы.

Гуманистическая психология.

В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологи­ческой мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей челове­чества, которых отличает непрерывное развитие и активное от­ношение к миру.

Основные принципы этого направления, полу­чившего название «гуманистической» психологии, заключались в:

1) убежденности в целостном характере природы человека (в этом они противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и би­хевиоризму, и психоанализу);

2) подчеркивании роли созна­тельного опыта (в этом заключался пункт основной полемики с господствовавшими в то время направлениями)

3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изна­чального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человече­ской жизни. Это направление психологии связано прежде всего с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, достигших, по его мнению, наивысших дости­жений, адекватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализирующимися личностями». Самоактуализация –это «полное использование и раскрытие талантов и способно­стей человека».Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, как пра­вило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка.

К. Роджерс – автор концепции «психотерапии, центриро­ванной на клиенте». Он также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформи­ровать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возмож­ностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным со­держанием. Другими словами, психическое здоровье это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который ха­рактеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам, и высокой творче­ской активностью.

Концепция, близкая к гуманистической психологии, раз­работана Виктором Франклом. В.Франкл считает основной дви­жущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоак­туализироваться), а потребность выйти за пределы своей огра­ниченности, «самотрансцендироваться»(от лат. transcendens – выходящий за пределы). Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. В.Франкл уделяет особое внимание си­туации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях. В. Франкл приходит к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к луч­шему тебя самого».

Основные тезисы гуманистической психологии:

Основной мотив каждого человека – стремление к само­реализации, т.е. непрерывному процессу развития. У каждого есть потенциал, свой талант, который стремится к раскрытию.

Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи следующие черты:

• открытость опыту, знание себя;

• доверие к себе, уверенность в своих силах, компетент­ность;

• самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь.

Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (в первую очередь, отношений с близкими значимыми людьми), которые характеризуются сле­дующими чертами:

• безусловное положительное отношение;

• искренность;

• эмпатия – сопереживание партнеру по общению.

Неврозы, отклонения в поведении вызываются нарушением контакта с самим собой, т.е. невозможностью раскрыт свой внутренний потенциал, утратой ощущения самоценности.

В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. Ставятся вопросы нt теоретического характера, а больше практического применения прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образо­вания. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.

Деятельностный подход.

Деятельностный подход к психике создавался в Советской России с начала 1920-х гг. Проиллюстрировать его можно с по­мощью выдержки из работы одного из основателей данного подхода С.Л. Рубинштейна: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определя­ется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; на­правлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и ре­зультатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности..

В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н. Леон­тьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операция конкретными условиямиее протекания. Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направ­иться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д. В реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов (не или/или, а и/и), поэтому говорят о поли­мотивированности деятельности. Цель представляет собой об­раз потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее в себе ряд операций.

Согласно А.В. Юревичу, в структуре большинства психологических теорий можно выделить три основных компонента: центр, периферию и неявную область. К центральным компонентам относят общий образ психологической реальности, ключевую категорию и центральный феномен, набор основных понятий и систему отношений между ними. Периферическая область психологических теорий включает вспомогательные утверждения теории и систему их аргументации, а также подкрепляющий теорию эмпирический и обыденный опыт. Неявная область теории включает в себя некоторый эмоционально-личностный опыт ее создателей. Этот опыт состоит из личностного знания, т.е. понимания основных конструктов теории ее создателями, личностные переживания авторов, из рефлексии, над которыми эти теории обычно и зарождаются, а также из личностных образцов поведения (Юревич, 2002).

Классификация психологических теорий по А.В. Юревичу «Чтобы понять, кто такие психологи-теоретики, рассмотрим особенности и основные типы психологических теорий. Психологические теории делятся на три типа:

1) теории-систематизации,

2) теории-номинации

3) теории-проекции.

Теории-систематизации (ТС) наиболее просты, наименее претенциозны и наиболее полезны. Их суть состоит в том, что изучаемые объекты разделяются на несколько разновидностей, а в исследуемых процессах вычленяется несколько аспектов. Это делает и те, и другие намного понятнее, а главное, упорядоченное, хотя и отдает бюрократической традицией начинать любое дело с инвентаризации. Но что в ней плохого? Причём исследователи почему-то любят делить изучаемое ими на три части, в результате чего соответствующие теории обычно выглядят как триады. Именно такие триадические систематизации образуют скелет большинства так называемых теорий среднего ранга (термин Роберта Мертона - Прим. И.Л. Викентьева), которые в современной психологии востребованы куда больше, чем любые другие теории. А большинство психологов нового поколения знает только теории среднего ранга, хотя что-то слышали и о Фрейде или Скиннере.

Теории-номинации (ТН) основаны на переименовании общеизвестных вещей - в расчёте на то, что от этого переименования они станут менее общеизвестными, а стало быть, более научными. Костная ткань таких теорий состоит из определений типа «психика - это деятельность», «мотив- это предмет потребности» и т.п. Их характерная особенность - большое количество подобных определений, в результате чего соответствующие теории обычно излагаются в виде многотомных произведений, сквозь многословие которых очень трудно пробиться, а значит, и понять, в чём именно состоит та или иная теория. Теории-номинации особенно характерны для нашей отечественной психологии, органично вписываясь в нашу национальную традицию всё переименовывать - города, улицы, станции метров надежде на то, что от этого наша жизнь изменится к лучшему. Но сейчас они не очень популярны и к тому же более других подвержены главной коррозии психологических теорий - идеологизации.

Но самый важный тип психологических теорий это всё-таки теории-проекции (ТП). Немного забегая вперёд подчеркнём, что теории нужны в психологии не только для того, чтобы психологам, имеющим идиосинкразию на исчисление корреляций, тоже было чем заняться.
11. Значение методологического знания для психологии. Особенности психологического знания.

Значение методологического знания для психологиисостоит в особенностях психологии как науки:

  1. Психология имеет самый сложный объект исследования. Предмет исследования – самый сложный предмет этого объекта – психика. Сложность этого предмета состоит в том, что все психические явления или феномены полидетерминированны. До конца понять сложность психики до сих пор не представляется возможным.
  2. Только в психологии объект и субъект исследования совпадают. Методологические проблемы: субъективизм получаемых знаний, проблема проверки знаний на объективность. Для психолога важно знание не только собственно психологических проблем, но и ориентация в смежных сферах знания. Человек изучает человека
  3. Психические процессы и феномены зачастую недоступны внешнему наблюдению. Значит, большая часть этих феноменов может быть изучена только в процессе самонаблюдения (интроспекции), которое не опирается на какие-то специальные средства. Следовательно, проблема субъективности, непроверяемости полученного знания.
  4. Трудно перепроверить самоотчеты испытуемых. Проблема возможных ошибочных интерпретаций полученной информации.
  5. Психические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии. Скорость этих изменений неизмеримо выше, чем в других сложных системах (биологических, географических и пр.)

- многие психологические знания устаревают очень быстро, иногда до его использования

- психолог должен осознавать в своей работе динамику этих изменений и ориентироваться на эти изменения в своей практической работе

- психолог должен осознавать, что устаревают не только научные данные, но и те данные, которые были получены в течение короткого периода (пр., результаты диагностики)

  1. Процедуры и методики психологического исследования сами по себе неизбежно приводят к изменению изучаемой реальности (например, все методики на интеллект). Любое психологическое исследование может быть реализовано и как процесс диагностики и как процесс порождения новых феноменов.
  2. В процессе исследования изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь. (Необходимо осознавать особенности своей личности)
  3. Психологическое знание несет очень большую мирровозренческую нагрузку. Т.к. идеи, внедряемые сообществом психологов в общественное сознание оказывают прямое влияние на формирование норм и правил поведения, ценностей и идеалов человека или общества, то психологи должны осознавать особую ответственность за научную обоснованность и достоверность как публикуемых научных результатов исследования, так и достоверность, честность и корректность даваемых клиентам рекомендаций.
  4. В психологии, как ни в какой другой науке, объективные компоненты знания связаны с его личностными и моральными компонентами.
  5. Так как психология является одновременно гуманитарной и естественной наукой, то она использует широкий спектр научных методов исследования. Методологическая проблема: обоснованность, корректность и адекватность применения этих методов к изучаемой реальности.
  6. Психология – мультипарадигмальная наука и психологическая теория и практика в значительной степени зависят от позиции психолога, который работает в той или иной парадигме.
  7. Психология тесно связана с феноменами культуры и методологический анализ позволяет оценить, насколько выводы, полученные о человеке и его феноменах адекватный той культуре, в который эти знания получены или используются. Нужно крайне осторожно относиться ко всем зарубежным методикам, если они не прошли адаптацию на русскоязычной выборке.
  8. В психологии до сих пор не произошло достаточно полного и четкого размежевания научного и околонаучного и даже откровенно псевдонаучного знания. Эта особенность сохраняется в силу того, что многие сложные психические феномены невозможно познать с помощью метода научной психологии. Чрезвычайно важно подвергать анализу все те направления, которые не относятся к научной психологии.
  9. Психология очень молодая науки, до сих пор не найдено интегрированного подхода к исследованиям, нет достаточно адекватных методов для изучения некоторых феноменов. Особенно важно для нашей страны: особенности развития истории психологии в нашей стране (в 30-е гг очень сильно влияние идеологии на развитие психологического знания. Чтобы оценить достижения того периода и отделить собственно научное знание от идеологического также нужен специальный анализ. Конец 80-х гг – психология стала бурно развиваться, в психологию пришли люди из других профессий.

Таким образом, между психологией и методологией существует взаимосвязанные тенденции. Психологическое знание в современном обществе приобретает особое знание для развития всех других наук о человеке.

Наши рекомендации