Упражнения, направлнные на развитие навыков гибкого поведения

Я возвращаюсь домой...

Цели:
• развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль;
• эмоциональная поддержка;
• развитие эмпатических умений;
• тренировка гибкости поведения.
Размер группы:не более 12 человек.
Ресурсы: специальных ресурсов не требуется.
Время: 40—50 минут.

ход упражнения

Вариант 1
Упражнение «Я возвращаюсь домой...» может быть использовано в тренингах разных типов. Идея упражнения заимствована у М. Кипниса, использующего сходную технику для отработки актерских навыков. Лучше использовать описываемую психотехнику в достаточно подготовленной группе, во всяком случае, не на самом первом занятии.
Ведущий: Когда каждый из вас возвращается после работы домой, то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили совершенно неожиданных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать «гости-сюрпризы». Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями — да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возникнет такое желание — выставить за дверь.

Процедура проведения этого упражнения такова: один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли «гостей-сюрпризов». Пока будет проходить это распределение, «учителю» надо будет подождать за дверью; участникам можно сказать, он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. «Гости» имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть, — через пластику и вербально — своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено — прямо называть себя. Задача «учителя» — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить.
Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета «приятный» перед словом «сюрприз» неслучайно: члены группы, не желая быть выдворенными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желанными для хозяина Если же кто-то из игроков предлагает сыграть роль «гостей-сюрпризов» сомнительной для «учителя» привлекательности (например, налогового инспектора, новой болезни, зловредной тетушки из тьмутаракани или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: «Вы полагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома таких гостей?».
Если группа слишком велика, то необязательно привлекать к исполнению ролей «гостей-сюрпризов» всех ее членов. Достаточно включить в игру пять-шесть участников. Однако в группе из двенадцати человек можно включить всех, ограничив время «распознавания» каждого персонажа, например тремя минутами.
Среди «гостей-сюрпризов» можно встретить едва ли не любую вещь — от конкретного материального предмета до высокоабстрактных категорий. Назовем некоторых персонажей, появлявшихся в различных тренинговых группах:
глубокая и сильная любовь;
мобильный телефон;
путевка в сочинский санаторий (на Байкал, на Канарские острова, в Прагу);
новый холодильник;
хорошее настроение;
потерявшийся котенок;
ветерок в форточку;
надежда;
горячий ужин, приготовленный в новой электроплите; букет цветов;
написанный отчет о работе;
уверенность в себе;
друг (подруга);
покой;
третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.
По поводу последнего персонажа как ни старалась «третья комната» объяснить вернувшемуся домой учителю, кто она такая, тот никак не мог уразуметь, что значит «твоя самая большая мечта», «высокая, просторная, светлая», «я помогу тебе разместить многие вещи более удобно». Зато сколько было радости, когда, наконец, персонаж был угадан!
Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы:
Какие чувства вы испытали, когда увидели в своей квартире неожиданных гостей?
Кто из гостей оказался вам наиболее приятен?
Есть ли такие гости, которых бы были не очень рады видеть? Почему?
Кого из персонажей вам было особенно трудно определить? Кого вы угадали достаточно легко? Почему?
Можете ли вы назвать гостей, которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?
Если позволяет время, можно провести еще несколько туров этой игры.





Вариант 2
Другие возможности этой игры связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений протагониста Они подразумевают наличие у ведущего группы навыков психотерапевтической работы, в частности — психодраматического опыта. Сценарий игры остается прежним. Только «гости-сюрпризы» — это не просто люди или животные, явления, чувства, качества, фантазии а вполне конкретные персонажи из определенной области, мой ведущим. Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы протагониста. Или его личностные качества. Илиего отношения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувшегося домой учителя. Он
также определяет персонажей, как и в первом варианте игры. Возвращение учителя домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с самим собой — своими особенностями, желаниями, отношениями.
Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга различных нюансов жизни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносторонней обратной связи главному игроку, и его переживания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следовательно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать меру возможных импровизаций. Ведущий может периодически включаться в процедуры, направляя участников и помогая им.
По завершении игры помимо вопросов, названных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления «учителя» о своих «внутренних составляющих» с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники группы. Как принято в психодраматических процедурах, игру следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом. При необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная поддержка протагониста в этом варианте является обязательной.


Вариант З
Последний вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей. Можно заранее договориться, каким будет круг «гостей-сюрпризов»: внутренними качествами и свойствами человека или конкретными людьми, с которыми он реально взаимодействует в своей жизни. И в том, и в другом случае протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам. При третьем варианте проведения игры у него нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой.
После взаимодействия протагониста со своими внутренними качествами можно попросить его произвести расстановку персонажей по степени близости к его Я: чем ярче и больше представлено это качество в нем, тем ближе к себе его следует расположить в пространст ве. Другое возможное задание протагонисту: разместить свои качества в квартире, найти им наиболее подходящее место. Некоторые, может быть, выставить в прихожую, а то и вовсе — за дверь, в подъезд. Правда, все подобные действия нужно будет обосновать.
Завершить игру следует теми же процедурами, что и во втором варианте.

Кельтское колесо бытия

Елена Кочергина (г. Москва)

Цель:
Выявить как презентационные навыки каждого из участников, так и умение взаимодействовать в группе, умение настоять на своем и способность гибко подойти к решению поставленной проблемы, конфликтность, оценка вклада каждого в продукт, произведенный группой, выявление скрытых и явных лидеров, а такжке людей, вносящих явно деструктивный вклад в общую работу.
Время проведения -1 час.

ход игры
Ведущий:Древние кельты создали богатейшую культуру, которая существует и поныне. Духовное начало кельтов коренится в единстве с землей и природой, уважительном отношении к жизни. Понимание кельтами энергетических потоков и моделей отразилось в описанном ими колесе жизни, которое объединяет в себе четыре стороны света, соответствующие четырем временам года: восток — весна (горн, где создает свои творения кузнец, где рождается новое), юг—лето (посох, которым направляются и собираются вместе отары), запад — осень (чаша, где вещества хранятся и смешиваются), север — зима (камень, служащий символом власти или ответственности).
С точки зрения кельтов, все шло хорошо, когда основные потоки энергии находились в гармонии. Без гармонии приходили беды. Кельты признавали и учитывали существование отличий: холодная зима (север) сильно отличается от жаркого лета (юга). Замысел колеса жизни состоит в том, чтобы понять и принять существующие различия и через это понимание и принятие познать единство.
Предлагаю всем разбиться на четыре группы (по сторонам света). Почему вы выбрали именно эту сторону света?

В течение 15 минут участники определяются по сторонам света и объясняют свой выбор.


Ведущий: Теперь давайте попробуем разбиться на четыре группы по символам, соответствующим четырем сторонам света, которые вам ближе;
Восток — горн, где создает свои творения кузнец, где рождается новое.
Юг — посох, которым направляются и собираются вместе отары.
Запад — чаша, где вещества хранятся, варятся и смешиваются.
Север — камень, служащий символом власти или ответственности.
Почему вы сделали ваш выбор таким?


Участники определяются, кто они по значению символов. Группы изменяются по составу.


Ведущий: Каждой стороне света соответствует определенный тип личности, темперамента. Попробуйте определить теперь, к какой стороне света вы все-таки относитесь.
Ведущий зачитывает, а затем раздаются карточки, где указаны описания типов четырех сторон света.
«Восток; творческий, изобретательный наполненный огнем одухотворенности. Человек с богатым воображением, склонный видеть всю картину целиком. Фокусирование на идее, направленность в будущее. Четкое сознание своего предназначения и целей. Склонность к познанию, экспериментам. Есть опасность потери концентрации над задачей и ее выполнением. Часто может не справиться с объемом работ, потерять чувство времени. Склонность к энтузиазму вначале и следующему скорому разочарованию.
Юг: невинность и доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности. Позволяет другим почувствовать свою важность в определении направления происходящего. Упор на морально-этические ценности во всех вопросах личной, профессиональной жизни. Использует личные отношения, связи для выполнения задач. Поддерживающий, эмоциональный, чувствительный. С трудом отказывает в просьбах. Не умеет сказать нет. Прячет проблемы в себе и берет всю вину на себя. Склонность к разочарованию, когда человеческие отношения становятся на второе место после деловых. Частое раздражение при необходимости открытого выяснения отношений.
Запад׃ познание, оценка, информация. Взвешивает все «за» и «против». Прибегает к анализу данных и к логике. Воспринимается как скрупулезный практик при выполнении работы. Смотрит внутрь своею Я, занимается самоанализом. Может быть упрямым и стоять на своем. Может быть нерешительным, заниматься сбором нужных сведений, зацикленным на деталях. Может выглядеть отрешенным и холодным.
Север: уверен, активен, любит управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий, быстро реагирует, подталкивает других к решительным действиям. Обожает сталкиваться с трудностями и трудными людьми. Может быстро занимать оборону, спорить, доказывать свое превосходство. Может потерять терпение, требовать принятия скоропалительных решений. Может быть авторитарным, требовать, чтобы все было в соответствии с его желаниями».
Ведущий:Предлагаю каждой стороне света представить себя, сделать рекламу своей стороны света. Описать отрицательные стороны других частей света и выслушать про свои негативные черты.

Группы выполняют задание.

Ведущий:А теперь предлагаю каждой группе ответить навопрос: почему она не могла бы обойтись без других сторон света.

После этого в процессе общего обсуждения подводятся итоги упражнения.

Новая Золушка

Кочергина Елена (г. Москва)

Цель:
Способность справиться с ситуацией нагнетания напряжения, коммуникабельность, умение расположить к себе, корректное сворачивание контакта, а также выявляютсяфакторы, которые обеспечивают его «схлопывание».
Реквизит— карточки для участников.
Время проведения— ЗО минут.

ход игры

Ведущий:Все мы прекрасно знаем сказку про Золушку. Но послушайте новую историю, которая более подробно рассказывает о событиях, происходящих на сказочном балу. Золушка, получив инструкции от своей крестной феи, прекрасно знала, что должна вернуться в 24 часа. Иначе ее прекрасное платье превратится в лохмотья, карета в тыкву, лошади — в мышей, а кучер — в крысу. Беседуя с принцем, она поглядывала на часы и видела, что до 24 осталось 10 минут. Золушка вежливо попросила принца принести ей мороженое, а сама быстро направилась к выходу, понимая, что времени еще предостаточно...
Но по дороге к выходу ее ожидали непредвиденные обстоятельства. На ее пути возникли:
Король,
Придворный балетмейстер,
Мачеха,
Сводная сестра,
Представитель местной прессы, который освещает придворную жизнь.
При этомзадача Золушки — успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени выскочить из дворца.

Ведущий раздает участникам игры карточки с инструкциями для персонажей.

Карточка с инструкцией для Золушки׃ «Золушка — интеллигентная особа, которая не может себе позволить невежливо общаться с окружающими .Она понимает, что возможно ей еще придется вернуться во дворец...» Карточка с инструкцией для Короля׃ «Король - преклонного возраста ловелас, который увидел на балу прекрасную незнакомку. Он понимает, что такая красивая, интересная, молодая дама украсит королевскую свиту. Ему не терпится познакомиться с ней поближе…»  
Карточка с инструкцией для Придворного балетмейстера׃ «Придворный балетмейстер — веселый балагур, массовик-затейник, который хочет с помощью Золушки расшевелить скучную жизнь во дворце...» Карточка с инструкцией для Мачехи׃ «Мачеха — хитрая интриганка, которая увидела «на горизонте» опасную конкурентку для своей дочки...»
Карточка с инструкцией для Сводной сестры׃ «Сводная сестра — известная модница. Она умирает от зависти, увидев прекрасный наряд Золушки. Ей не терпится разузнать, где все это можно достать...» Карточка с инструкцией для Представителя местной прессы׃ «Представитель прессы периодически появляется во дворце, на балах для освещения светской жизни. Он понимает, что Золушка может произвести фурор...»

По завершении игры организуется обсуждение поведения Золушки, анализируются стратегии ее поведения в сложных ситуациях и те способы, благодаря которым разрешались (или не разрешались) конфликты в общении.

Мудрость ангелов

Ирина Чоповская, Мария Галишникова (г. Орск)

Предлагаемая игра может быть применена в процессе тренинга для родителей. Она нацелена на преодоление негативных позиций в отношении собственных детей и помогает осознать качества характера своего ребенка.


Задание 1
Подумайте, пожалуйста, в течение одной минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...»
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение пяти минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
первая — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;

вторая — те, которые вы бы хотели изменить в нем.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных. Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.


Задание 2
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.


Задание 3
Работа проходит в группах по 5—6человек. Группы делятся по любому признаку - на усмотрение тренера.
Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи - то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы— 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.
Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости...).


Задание 4
• Обсуждение в кругу:
• Легко ли вам было выполнять эту работу?
• В чем сложность?
•Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?

• Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
• Насколько после проделанной работы вы их принимаете?

В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.
В заключение послушайте притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
Притча о двух ангелах
Однажды по земле путешествовали два ангела׃ старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, еговдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
- Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому
— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил׃
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.


Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет вмире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на этосмотришь.

Глава 10
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА САМООСОЗНАНИЕ


Вообще говоря, практически все хорошие тренинговые упражнения направлены на расширение знаний о себе и развитие самосознания. Однако в данной главе описаны такие психотехники, которые имеют эти цели в качестве важнейших.


Разговор субличностей
Тренинговое упражнение, о котором пойдет речь ниже, можно применять в групповой психологической работе с разным контингентом участников. При этом проводить его следует в достаточно «продвинутой» группе и с большой долей осторожности. По своей сути это уже психотерапевтическое упражнение, поэтому протагонистом в нем становится человек, психологически готовый к встрече с противоречивыми тенденциями своего внутреннего мира.
Основная идея упражнения и технология его проведения предложена известным психотерапевтом Д. Рейнуотер. фактически эта техника создана на стыке трех направлений - гештальттерапии Ф. Перлза, психосинтеза Р. Ассаджиоли и психодрамы Д. Морено. Предлагаемая ниже модификация была многократно апробирована во многих тренинговых группах.
Ведущий:Ежедневно каждый человек оказывается в ситуациях, в которых ему необходимо сделать выбор. Порой этот выбор мучителен. Одинадцатиклассник, например, порой разрывается между желанием развлечься на дискотеке и необходимостью подготовиться к завтрашней контрольной работе. Учитель, вернувшись домой, совершает выбор между профессиональным долгом (проверить пачку тетрадей), супружескими обязанностями (приготовить семье ужин) и желанием поваляться на диване с интересной книжкой. И это - только самые простые ситуации будничного выбора. А ведь иногда наши противоречивые мотивы буквально раздирают нас на части. Создается впечатление, что во внутреннем мире звучат голоса разных людей, вступающих в споры и пререкания друг с другом. Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли назвал таких «внутренних людей» субличностями. Это именно они нарушают гармонию внутри нас и вызывают порой ситуацию, внутриличностного конфликта. Мы с вами можем попробовать разобраться с теми субличностями, которые живут в нас, и помочь им найти контакт друг с другом. Может быть, нам удастся отвести каждой субличности подобающее место в нашем внутреннем мире.


Этап 1
Ведущий: Приготовьте, пожалуйста, листы бумаги и авторучки. Когда я закончу инструкцию, вы сможете написать на этих листах все свои желания, которые сегодня, сейчас, в эту минуту будут приходить вам в голову. Подчеркиваю — абсолютно все, любые желания! Это может быть желание пойти в туалет или желание стать министром образования, желание изучить английский язык или приобрести трехкомнатную квартиру. Дайте возможность выплеснуться на бумагу любым вашим желаниям. Не ограничивайте себя. Если вы не захотите, то после завершения работы можете никому не показывать свои записи. Никто не будет требовать этого от вас. Нумеруйте каждое желание, начиная его запись с новой строчки. Каждый пункт можете начинать со слов «Я хочу...». Слева на листе оставьте небольшие поля — достаточно двух-трех сантиметров. Работа будет продолжаться в течение пятнадцати-двадцати минут. Если вам покажется, что вроде бы все желания иссякли — не останавливайтесь. Пусть ваша рука продолжает движение, просто ведя волнистую линию — наверняка вам в голову придет еще какая-то мысль. Если вам все понятно, то можете начинать работу.
Порой участникам кажется, что пятнадцать минут это слишком много. Однако, как правило, у подавляющего большинства поток желаний не иссякает и через двадцать минут. Если позволяет время, можно уделить написанию желаний полчаса. За минуту до истечения отведенного срока ведущий предупреждает, что времени осталось лишь на написание последнего желания.


Этап 2
Ведущий:Давайте назовем количество зафиксированных вами желаний (каждый из участников, сидящих в кругу, произносит одну цифру — получившееся у него количество). Перечитайте написанные вами желания. Наверное, они оказались довольно разноплановыми — одни связаны с материальными потребностями, другие — с романтичными мечтами, третьи — с нацеленностью на личностное развитие.Впрочем, у каждого они особенные. Выберите какие-либо критерии по которым вы можете разбить ваши желания на отдельные группы. Обозначьте желания, относящиеся к одной группе, каким-нибудь символом — для этого мы и оставляли на листах поля слева. Символами могут быть галочки, квадратики, кружки и любые другие значки по вашему выбору. Не стремитесь к слишком дробной классификации. Неплохо, если у вас получится от трех до шести групп. Не надо стараться, чтобы группы были равными по объему. Количество желаний в группах может быть разным.


Этап З
Ведущий: Каждая из получившихся у вас групп желаний связана с какой-то стороной вашей личности, с какими-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. Пользуясь терминами психосинтеза, можно сказать, что в каждой из этих групп желаний отражается определенная субличность, проявившаяся здесь и сейчас. Представьте, что за каждой совокупностью желаний спит некий человек, имеющий собственный своеобразный склад личности и мечтающий именно об этом и ни о чем другом. Как можно было бы назвать такого человека? Попробуем придумать названия получившимся субличностям. Так, скажем, группу желаний, связанных с материальными приобретениями, можно было бы назвать «Руки загребущие», а романтические желания о дальних путешествиях можно объединить названием «Синдбад-мореход». Чем ярче и остроумнее окажутся названия — тем лучше. Запишите названия под списком желаний, снабдив ихсоответствующими значками.


Дождавшись момента, когда большинство участников справится с заданием, ведущий предлагает каждому изобразить «диаграмму субличностей», распределив названия субличностей по секторам и приведя размеры секторов в соответствии с количеством желаний каждой субличности.
Пример «диаграммы субличностей»:

упражнения, направлнные на развитие навыков гибкого поведения - student2.ru

После этого ведущий предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших с соответствующую группу. Следует обратить внимание на тех участников, кто вызвался озвучить получившиеся у него результаты. Как правило, именно кто-то из них заявляет желание стать протагонистом на следующих этапах работы. Ведущему следует поощрять высказывания участников и их комментарии к собственным «диаграммам субличностей», но не надо настаивать на этом и тем более требовать (помним об обещании, данном в первой инструкции). Иногда названия, придуманные участниками, бывают очень остроумными и емкими — «Собака на сене», «Курица-наседка, «Луч света», «Наташка с крылышками» и другие.

Этап 4

Этот этап в работе является кульминационным. Задания, выполненные до этого момента, уже сами по себе являются полезными и значимыми. На предыдущих этапах в работе принимали активное участие все члены группы. Здесь же важнейшим действующим лицом становится протагонист, и разворачивается психодраматическая процедура с привлечением вспомогательных лиц.
Ведущий: Итак, нам удалось вычленить некоторые из наших субличностей, которые проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает поближе с ними познакомиться и попытаться выяснить, какая из них для вас наиболее значима? Предупреждаю, что этому человеку придется открыть другим список своих желаний.

Что будет происходить дальше, еще никто не знает, поэтому нужно все-таки иметь изрядную смелость, чтобы стать добровольцем. Если желающих несколько, то ведущий решает по ситуации, кому отдать предпочтение. И только теперь объясняется дальнейшая процедура.

Ведущий:Теперь вам необходимо выбрать из участников группы тех, кто, по вашему мнению, смог бы исполнить роли каждой из ваших субличностей. Прошу участников не отказывать протагонисту если на вас пал его выбор.

Протагонист указывает выбранных им «актеров» и называет те «роли», которые им предлагаются. После этого ведущий продолжает:

- Вы становитесь в середину круга. Ваши субличности занимают места вокруг вас — на одинаковом расстоянии. Ваша задача — просто слушать, а задача каждой субличности — убедить протагониста в том, именно она самая важная, самая главная в его личности. Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вы должны хорошо понять, что представляет из себя каждая субличность, какие желания сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу протагониста объяснить субличностям суть их ролей и содержание желаний, характеризующих каждую.


Несколько минут уделяется подготовке актеров-субличностей к исполнению ролей. Содержание общения протагониста со вспомогательными лицами не обязательно должно открываться остальным — незадействованным участникам группы, которые во время этой процедуры могут получить наставления от ведущего относительно внимательного наблюдения за тем, что будет происходить в дальнейшем. По завершении подготовки актеров ведущий вновь обращается к ним и протагонисту.


Ведущий: Сложность предстоящей процедуры будет состоять в том, что все субличности должны будут говорить... ОДНОВРЕМЕННО! У протагониста будет возможность регулировать этот процесс одновременного говорения следующим образом: поднятие руки означает просьбу какой-то субличности говорить громче, опускание руки - просьбу говорить тише, «захлопывание» горизонтальных ладоней в направлении какой-то субличности — знак ей замолчать, отстраняющее движение руки — чуть отойти, движение руки к себе — приблизиться, руки, скрещенные над головой, означают просьбу замолчать всем.


Объясняя все это, ведущий демонстрирует соответствующие сигналы. Собственно процедура. Начинать убеждать протагониста субличности могут только по сигналу ведущего после четкого уяснения
инструкции.
Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры, сила ее эмоционального воздействия необыкновенно велика. Не редко ее результатом становится подлинный катарсис. Ведущий должен предельно
внимательно следить за ходом процесса и реакцией протагониста. Обычно слушание субличностей протагонистом занимает две-три минуты, но это — чрезвычайно эмоционально насыщенные минуты. Сразу после того как протагонист подает сигнал о прекращении говорения, ведущий просит его расставить субличности вокруг себя таким образом, чтобы он ощущал себя комфортно.
Обсуждение четвертого этапа упражнения начинается с традиционного вопроса к протагонисту: «Что вы сейчас чувствуете?» Интересно, что в процессе одновременного говорения субличностей, часто воспринимаемого внешними наблюдателями как какофония, протагонист обычно слышит всех и улавливает смысл произносимого. Однако это очень непросто. Ощущения, возникающие у протагониста, порой довольно неожиданные и обычно очень яркие, нередко ведущие к настоящим открытиям себя.
Затем своими впечатлениями делятся вспомогательные лица. Иногда бывает необходимость проведения традиционных психодраматических процедур — деролинга (снятия роли) и шеринга (вербального или невербального выражения сопереживания протагонисту).
Во время одного занятия возможно проведение процедуры разговора субличностей с двумя или даже тремя протагонистами. Сравнение их ощущений и переживаний также дает интересный опыт группе.


Дистанция


Описываемое социометрическое упражнение встречается в разных вариантах в различных тренингах. Здесь предлагается авторская модифицикация, многократно опробованная в тренинговых группах. Термин «психологическая дистанция» здесь употребляется не в плане пространственных «зон общения» в духе Аллана Пиза, а как оценка отношений человека с конкретными людьми, представленная во внешних количественных (пространственных) характеристиках.
Это упражнение относится к разряду жестких, при этом степень жесткости может варьироваться в зависимости от целей ведущего и психологической готовности участников. Регулирование эмоционального напряжения может осуществляться за счет изменения инструкции, внимательного отслеживания поведенческих реакций участников, тактичного обсуждения результатов. К данной процедуре группа должна быть подготовлена, особенно в том случае, если она сформирована из незнакомых людей. Если же в тренинге участвуют ребята из одного класса, то применение упражнения возможно уже на первых занятиях.

Ведущий:Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.
Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?


Думается, что выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным (и не только в этом случае, но и при проведении ряда других упражнений). Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.


Ведущий:Степень близости наших о

Наши рекомендации