Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. €

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

Психическое развитие в дошкольном школьном возрасте.

1. Социальная ситуация развития дошкольника.

2. Ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Основные новообразования.

3. Развитие когнитивной сферы.

4. Развитие личности и социального поведения.

5. Психологическая готовность к школе.

Темы рефератов и сообщений

1. Развитие способностей в дошкольном возрасте

2. Основные направления развития эмоциональной сферы дошкольника

3. Особенности развития мотивов в дошкольном возрасте.

4. Формирование произвольности поведения у дошкольников

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в дошкольном детстве? Сравните социальную ситуацию развития в периоды раннего детства и дошкольного возраста.

2. Охарактеризуйте основные параметры дошкольной игры.Как развивается содержательная сторона игры на протяжении дошкольного возраста?

3. Какие виды взаимоотношений детей выделяют в процессе игры?

4. Как развивается координация игровых действий в совместной игре у детей при переходе от раннего к дошкольному возрасту?

5. Каковы изменения в развитии коммуникативной сферы дошкольников?

6. Каковы основные параметры психологической готовности к школе?

7. Используя тексты лекции, дополнительную литературу, дайте определение следующим понятиям:

· Сюжетно-ролевая игра.

· Воображаемая (мнимая) игровая ситуация.

· Произвольность поведения.

· «Внутренняя позиция» дошкольника.

· Психологическая готовность к школе.

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского -М., 1979.

5. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1986.

8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

9. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

10. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

11. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М., 1988.

12. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

13. Эльконин, Д.Б. Детская психология: от рождения до 7-ми лет. / Д.Б.Эльконин- М, 1957.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ

1.Какое вскармливание, по мнению психологов, полезнее для развития ребенка

а) грудное вскармливание;

б) искусственное вскармливание;

в) смешенное вскармливание;

г) вскармливание может быть и грудным и искусственным, поскольку главным фактором является проявление любви к ребенку во время кормления.

2. Ведущим видом деятельности в младенчестве является:

а) интимно-личностное общение;

б) предметно-манипулятивная деятельность;

в) сюжетно-ролевая игра;

г) непосредственно-эмоциональное общение.

3. Базовым противоречием в возрасте от рождения до одного года согласно теории Э.Эриксона является:

а) трудолюбие – чувство неполноценности;

б) идентичность- смешение ролей;

в) инициатива – чувство вины;

г) доверие- недоверие к окружающим людям.

4. Ведущим видом деятельности в раннем детстве является:

а) интимно-личностное общение;

б) предметно-манипулятивная деятельность;

в) сюжетно-ролевая игра;

г) непосредственно-эмоциональное общение.

5. Базовым противоречием в возрасте от одного года до трех лет согласно теории Э.Эриксона является:

а) трудолюбие – чувство неполноценности;

б) автономия – сомнение, стыд;

в) инициатива – чувство вины;

г) доверие- недоверие к окружающим людям.

6. Новообразованием первого года жизни является:

а) символическая функция мышления;

б) автономная речь;

в) самосознание;

г) произвольная регуляция поведения.

7. Новообразованием периода раннего детства является:

а) речь;

б) автономная речь;

в) основы теоретического мышления;

г) произвольная регуляция поведения.

8. В психической жизни новорожденного имеют место

а) эмоции;

б) ощущения;

в) влечения;

г) аффекты.

9. Признаком кризиса 3 лет является

а) рефлексия;

б) настойчивость;

в) строптивость;

г) половая идентификация.

10. Ведущим видом деятельности детей раннего детства является

а) учебная деятельность;

б) сюжетно-ролевая игра;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) эмоционально-непосредственное общение.

11. Младенцу кроме родительской любви необходимо

а) стимулирование развития;

б) строгие правила воспитания;

в) нормы поведения;

г) общение с другими младенцами.

12. Акты хватания появляются примерно в возрасте

а) трех недель;

б) трех месяцев;

в) шести месяцев;

г) десяти месяцев.

13. Кризис трех лет – это кризис:

а) самосознания;

б) саморегуляции;

в) самоидентичности;

г) самовоспитания.

14. Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет?

а) отрицательная реакция на требования взрослых;

б) требования считаться с мнением ребенка;

в) протест против жизненных порядков;

г) обесценивание взрослых.

15. К концу третьего года жизни ребенок усваивает до:

а) 50 слов;

б) 100 слов;

в) 500 слов;

г) 1500 слов.

16. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является:

а) учение;

б) игра;

в) общение со сверстниками;

г) предметно-манипулятивная.

17. Основное новообразование в развитии личности дошкольника (с 3 до 6 лет) – это:

а) появление иерархии мотивов;

б) дифференциация Я от не-Я;

в) апперцепция;

г) развитие чувства ответственной зависимости.

18. В дошкольном возрасте преобладающим является:

а) наглядно-образноемышления;

б) логическое мышление;

в) теоретическое мышление;

г)наглядно-действенное мышление

19. Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является готовность …

а) школьная,

б) позиционная,

в) мотивационная,

г) ситуационная.

20. Кризис 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития, основанной на ...

а) послушании ребенка, его желании стать «хорошим»;

б) появлении друзей;

в) осознании ребенком своего места в системе человеческих отношений;

г) повышенной самостоятельности.


Наши рекомендации