Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
Психическое развитие в дошкольном школьном возрасте.
1. Социальная ситуация развития дошкольника.
2. Ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Основные новообразования.
3. Развитие когнитивной сферы.
4. Развитие личности и социального поведения.
5. Психологическая готовность к школе.
Темы рефератов и сообщений
1. Развитие способностей в дошкольном возрасте
2. Основные направления развития эмоциональной сферы дошкольника
3. Особенности развития мотивов в дошкольном возрасте.
4. Формирование произвольности поведения у дошкольников
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в дошкольном детстве? Сравните социальную ситуацию развития в периоды раннего детства и дошкольного возраста.
2. Охарактеризуйте основные параметры дошкольной игры.Как развивается содержательная сторона игры на протяжении дошкольного возраста?
3. Какие виды взаимоотношений детей выделяют в процессе игры?
4. Как развивается координация игровых действий в совместной игре у детей при переходе от раннего к дошкольному возрасту?
5. Каковы изменения в развитии коммуникативной сферы дошкольников?
6. Каковы основные параметры психологической готовности к школе?
7. Используя тексты лекции, дополнительную литературу, дайте определение следующим понятиям:
· Сюжетно-ролевая игра.
· Воображаемая (мнимая) игровая ситуация.
· Произвольность поведения.
· «Внутренняя позиция» дошкольника.
· Психологическая готовность к школе.
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского -М., 1979.
5. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1986.
8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
9. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
10. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
11. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М., 1988.
12. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
13. Эльконин, Д.Б. Детская психология: от рождения до 7-ми лет. / Д.Б.Эльконин- М, 1957.
ТЕСТ – КОНТРОЛЬ
1.Какое вскармливание, по мнению психологов, полезнее для развития ребенка
а) грудное вскармливание;
б) искусственное вскармливание;
в) смешенное вскармливание;
г) вскармливание может быть и грудным и искусственным, поскольку главным фактором является проявление любви к ребенку во время кормления.
2. Ведущим видом деятельности в младенчестве является:
а) интимно-личностное общение;
б) предметно-манипулятивная деятельность;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) непосредственно-эмоциональное общение.
3. Базовым противоречием в возрасте от рождения до одного года согласно теории Э.Эриксона является:
а) трудолюбие – чувство неполноценности;
б) идентичность- смешение ролей;
в) инициатива – чувство вины;
г) доверие- недоверие к окружающим людям.
4. Ведущим видом деятельности в раннем детстве является:
а) интимно-личностное общение;
б) предметно-манипулятивная деятельность;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) непосредственно-эмоциональное общение.
5. Базовым противоречием в возрасте от одного года до трех лет согласно теории Э.Эриксона является:
а) трудолюбие – чувство неполноценности;
б) автономия – сомнение, стыд;
в) инициатива – чувство вины;
г) доверие- недоверие к окружающим людям.
6. Новообразованием первого года жизни является:
а) символическая функция мышления;
б) автономная речь;
в) самосознание;
г) произвольная регуляция поведения.
7. Новообразованием периода раннего детства является:
а) речь;
б) автономная речь;
в) основы теоретического мышления;
г) произвольная регуляция поведения.
8. В психической жизни новорожденного имеют место
а) эмоции;
б) ощущения;
в) влечения;
г) аффекты.
9. Признаком кризиса 3 лет является
а) рефлексия;
б) настойчивость;
в) строптивость;
г) половая идентификация.
10. Ведущим видом деятельности детей раннего детства является
а) учебная деятельность;
б) сюжетно-ролевая игра;
в) предметно-манипулятивная деятельность;
г) эмоционально-непосредственное общение.
11. Младенцу кроме родительской любви необходимо
а) стимулирование развития;
б) строгие правила воспитания;
в) нормы поведения;
г) общение с другими младенцами.
12. Акты хватания появляются примерно в возрасте
а) трех недель;
б) трех месяцев;
в) шести месяцев;
г) десяти месяцев.
13. Кризис трех лет – это кризис:
а) самосознания;
б) саморегуляции;
в) самоидентичности;
г) самовоспитания.
14. Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет?
а) отрицательная реакция на требования взрослых;
б) требования считаться с мнением ребенка;
в) протест против жизненных порядков;
г) обесценивание взрослых.
15. К концу третьего года жизни ребенок усваивает до:
а) 50 слов;
б) 100 слов;
в) 500 слов;
г) 1500 слов.
16. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является:
а) учение;
б) игра;
в) общение со сверстниками;
г) предметно-манипулятивная.
17. Основное новообразование в развитии личности дошкольника (с 3 до 6 лет) – это:
а) появление иерархии мотивов;
б) дифференциация Я от не-Я;
в) апперцепция;
г) развитие чувства ответственной зависимости.
18. В дошкольном возрасте преобладающим является:
а) наглядно-образноемышления;
б) логическое мышление;
в) теоретическое мышление;
г)наглядно-действенное мышление
19. Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является готовность …
а) школьная,
б) позиционная,
в) мотивационная,
г) ситуационная.
20. Кризис 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития, основанной на ...
а) послушании ребенка, его желании стать «хорошим»;
б) появлении друзей;
в) осознании ребенком своего места в системе человеческих отношений;
г) повышенной самостоятельности.