Обобщающие схемы (к модулю 0)

Блок-схема 1

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Предметом изучения возрастной психологии является человек – в процессе его перехода их одного возраста в другой. Основной задачей возрастной психологии является изучение динамики развития человека на каждом возрастном этапе  
 
 
Проблемы возрастной психологии - научное обоснование возрастных норм, различных психофизиологических функций; - определение эталонов зрелости; - выявление актуальных и потенциальных возможностей; -классификация периодов жизни; -исследование факторов развития; - научное прогнозирование развития периодов жизни и понимание их роли для последующего развертывания психических ресурсов человека.  
 
 
Основные понятия возрастной психологии Возраст – этот относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Движущие силы – факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития и направляют его в нужное русло. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Ведущая деятельность – деятельность, способствующая возникновению важнейших психических новообразований в процессе онтогенеза. Новообразования - это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, а также это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период. Среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Сензитивность – повышенная чувствительность для развития данного свойства психики.  
 
 
 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (к модулю 0)

Введение в возрастную психологию

1.1. Предмет, задачи, значение, проблемы возрастной психологии.

1.2. Взаимосвязь с другими науками. Место возрастной психологии в системе психологических наук.

1.3. Характеристика методов исследования.

1.4. Основные понятия возрастной психологии.

Темы рефератов и сообщений

1. Понятие о ведущей деятельности и социальной ситуации развития.

2.Роль среды и наследственности в формировании личностной индивидуальности на разных этапах онтогенеза.

3.Причины возрастных кризисов психического развития и движущие силы психического развития.

4. Проблемы сензитивных периодов психического развития.

5. Л.С.Выготский о развивающем обучении и зоне ближайшего развития.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии ребенка.

Известно не менее двадцати случаев, когда дети по разным причинам выросли в логове зверей. В 1920 году в Индии обнаружили в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек: 7-8 лет и 2 лет. Они ели без помощи рук сырое мясо, ходили на четвереньках, по ночам выли, как волчата; хорошо видели в темноте; боялись людей, сильного света, огня и воды, не давали себя мыть; срывали с себя одежду.

Младшая девочка вскоре умерла. Старшая только через 6 лет научилась ходить. В течение 4 лет она выучили лишь 6 слов, а через семь лет – 45. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана. К 17 годам ее умственное развитие было, как у 4-х летнего ребенка (Платонов К.К., 1964).

2. Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст. О каких важных фактах психического развития идет речь?

3. Проанализируйте преимущества и недостатки применения близнецового метода исследования факторов психического развития.

4. Как называются описанные ниже методы возрастной психологии

-один из методов исследования личности ребенка, основанный на выявлении неосознаваемых личностных смыслов, которые актуализируются вследствие интерпретации неоднозначных, четко неструктурированных стимулов;

- один из основных методов возрастной психологии, характеризующийся тем, что исследователь, манипулируя одной или несколькими переменными, не только выявляет изменения в проявлении изучаемого явления, но и целенаправленно оказывает влияние на формирование этого явления;

-метод сравнительного изучения психических особенностей и развития детей с одинаковой и различной наследственностью;

- метод получения информации, который основан на словесной коммуникации.

5. Какова общая цель всех методов исследования в возрастной психологии?

6. Как в беседе с ребенком установить взаимопонимание?

7. В чем заключается отличия формирующего эксперимента от констатирующего? Приведите примеры данных видов эксперимента.

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ

1.Задачи возрастной психологии заключаются в:

а) определении уровня актуального развития ребенка;

б) определении зоны ближайшего развития ребенка;

в) изучении динамики развития человека на разных этапах онтогенеза;

г) коррекции отклоняющегося от нормы психического развития ребенка.

2. Сензитивный период характеризуется как:

а) критический период развития ребенка;

б) период повышенной чувствительности;

в) период динамических изменений психики ребенка;

г) период особой активности развития психики ребенка.

3. Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через….

а) сензитивные периоды;

б) периоды наибольшей активности ребенка;

в) кризисные периоды;

г) в определенные биологические периоды.

4. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть….

а) фенотип;

б) наследственность;

в) преемственность;

г) влияние среды обитания.

5. Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может сделать в условиях …..со взрослым под его непосредственным руководством, с его помощью.

а) опеки взрослого;

б) конфликта;

в) соперничества;

г) сотрудничества.

6. С помощью лонгитюдного метода

а) исследуется сходство и различия людей;

б) длительно прослеживается ход психического развития;

в) исследуется роль генотипической и средовой обусловленности психического развития;

г) исследуется неравномерность психического развития.

7. Понятие «социальная ситуация развития» ввел

а) Ж.Пиаже;

б) Б.Г. Ананьев;

в) Л. С.Выготский;

г) Д.Б.Эльконон.

8. Понятие «ведущая деятельность» ввел

а) А.Н.Леонтьев;

б) Б.Г. Ананьев;

в) Л. С.Выготский;

г) Д.Б.Эльконон.


Наши рекомендации