Упражнение «Я не хочу об этом говорить»
Инструкция:
Работа парами. Каждый должен придумать 2 вопроса.Задача собеседника уклониться от ответа.
-А теперь попытаемся увеличить объем упражнения. Беседа в парах.
6 Упражнение "Доброжелательное выспрашивание"
Инструкция:
Участники разбиваются по парам, где отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя партнеров в нужное русло коммуникации. Задача – делать это аккуратно, не вызывая подозрений в преднамеренности выхода на ту или иную тему…
1 участник – семья, хобби (чем увлекается), какие любимые блюда
2 участник – распорядок дня, любимые фильмы или книги, друзья
Рефлексия: - Получилось ли подвести к нужной теме? Удержать инициативу? Узнать информацию?
Навыки убеждения.
-Когда мы встречаемся с необходимостью убеждения? (приведите примеры)
-Что надо учитывать, когда ваша цель – убедить?(личность собеседника, его состояние в данный момент, конечную цель)
- Что поможет нам убедить собеседника?(аргументы, манера общения, тактика)
Правила убеждения:
1. (правило Гомера): порядок приведенных аргументов часто влияет на их убедительность. Самый есть такой порядок: сильные - средние - один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу. Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения докладчика, а с точки зрения лица, принимающего решения. Ваш оппонент, если он не совсем с вами согласен, непременно будет искать слабые места в ваших аргументах, а потому изначально следует свести к минимуму риск получить отказ.
2. (правило Сократа): для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, а перед ним - два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он наверняка без проблем ответит вам «да». Уже 2400 лет существует это правило и проверено на практике (оказывается, когда человек говорит слово «да», в ее кровь поступают эндорфины( «гормоны удовольствия»), а получив две порции «гормонов удовольствия», собеседник начинает ко всему относиться доброжелательно, поэтому ему психологически легче сказать «да», чем «нет».
Особенно, если в вопросах уже содержатся аргументы. ( Мама, ты помнишь Наташу? Ты помнишь, мы с ней как-то ходили в кино? Ты не против, если я схожу с ней на вечеринку?)
НО: Некоторые настораживаются уже на втором вопросе, и не важно как он сформулирован, насколько дипломатично произнесен. Переговорщики просто не любят много соглашаться - это нас настораживает на уровне инстинктов.На третий раз уже хочется сказать свое веское слово, а не быть ведомыми. Будьте осторожны!
3. Правило Паскаля – «Ничто так не разоружает лучше, как условия почётной капитуляции» (Паскаль). Порою собеседник не соглашается с вами только потому, что воспринимает согласие как поражение. Поэтому, пытаясь в чём-либо убедить вашего оппонента, не загоняйте его в угол. Постарайтесь создать такие условия, чтобы дав своё согласие, он имел возможность сохранить своё лицо и не чувствовал себя проигравшим. (Покажите, что ваше предложение удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника.)
4.НЕ загоняйте себя в угол, не унижайте свой статус проявлением признаков неуверенности, лишних извинений (фразы: «Извините, если я мешай», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать ...».Они унижают ваше положение.
5.НЕ унижайте собеседника, так как любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию.
6.Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа / статуса убеждающего.
7.К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждением.
8. Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.
9.Будьте хорошим слушателем. Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника.
10. Избегайте конфликтов.
11. Американское правило «Мы». Только когда объединяемся с собеседником.
Упражнение «Убеди меня».
Инструкция: Выполняется по группам. Каждая группа получает тему. Задача – подобрать аргументы и выстроить стратегию убеждения. Принцип: убедить, а не настоять!
Темы:1. Заменить компьютер на новый. 2. Отпустить с подругой на дачу3.Дать большевремени на написание сочинения 4. Подать документы в другой институт. 5. Отпустить с урока, если болит голова. 6. Убедить молодого человека пойти не на концерт, а в музей. 7. Убедить родителей купить собаку 8.Убедить, что вы хотите заниматься не танцами, а дзю-до.
Рефлексия:
- У кого возникли затруднения в подборе аргументов? – Почему?
- Что вам мешало в процессе убеждения? – Какие выводы можно сделать?
- Итак, подведём итоги.
- Что нового вы для себя открыли?
- Что необходимо для того, чтобы общение было эффективным?
- Какие умения и навыки требуется совершенствовать?