Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. Одним из вариантов данного метода является контент-анализ — метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

ЦЕЛИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

§ изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей — авторов (как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений);

§ изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

§ изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

§ изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

§ обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т.д.).

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы и т.п.

Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ - student2.ru 30.Высокоформализованные методики (тесты, опросники, анкеты проективные техники и психофизиологические методики). Разновидности тестовВысокоформализованные методики - это тесты, анкеты, про­ективные методики и психофизиологические методики.Показатели качества психодиагностических методик - на­дежность и валидность. Надежность показывает, насколько точ­но производится измерение и насколько можно доверять полу­чаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, при­годна ли методика для измерения определенных качеств и на­сколько она эффективна.Несомненно самые популярные методики в настоящее время - этотесты. Что же такое тест? В психодиагностике тест - про­ба, испытание - это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определен­ного психологического качества личности.Существующее представление о доступности теста не соответст­вует действительности. Анализ результата теста предполагает нали­чие социально-психологической культуры, даже если определяются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характе­ристики личности по определенным параметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испы­туемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов. Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально.

Вербальные - это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальныетесты - представленные чер­тежами, графиками, картинками.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессио­нальных, так и популярных психологических тестов можно обо­значить так:самопознание - тесты формируют объективную оценку лич­ных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства про­фессионального роста;оценка взаимоотношений с близкими - тесты позволяют оце­нить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным;оценка психологических проблем коллектива - тесты позволя­ют определить степень конфликтности в коллективе, стиль ру­ководства, анализировать производственные ситуации.Для анализа психологической информации о партнере по об­щению необходимы теоретико-методологические знания психо­диагностики и психологии, проявляющиеся как компетентность.Люди, часто и много общающиеся с представителями разных социальных групп, разных возрастов, разных профессиональных групп, могут получить важную психологическую информацию о человеке, если обратят внимание на такие его особенности, как:



  • избегает ли он смотреть в глаза при разговоре;
  • часто ли говорит о себе в третьем лице;
  • никогда не говорит и не признается в своих ошибках;
  • боится ли невыгодно выглядеть в глазах других;
  • всегда ли видит все в черном свете,
  • вечно ли поучает других как жить;
  • постоянно пониженное настроение и др.

Следует отметить, что психологический портрет другого че­ловека объективно составить подчас проще, чем составить пред­ставление о себе как члене коллектива, выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Эти за­дачи решаются в процессе тестирования по методике Т. Лири - диагностике межличностных отношений. Это опросник состоит из 128 характерологических утверждений.Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, непреклонность, независимость, зависимость, неуверенность в себе, общительность, отзывчивость.

Эта методика позволяет решить три задачи:

  • установить степень выраженности свойств характера;
  • описать зоны потенциального внутреннего конфликта;
  • изучить психологическую совместимость людей, проанали­зировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

Существует несколько вариантов выполнения этого теста. Все они требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам - источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.История возникновения тестов такова. Английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822-1911) в конце прошлого века провел первые научно обоснованные испытания тестированием. В сво­ей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих определить свои физические и психологические способности. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Он собирался охватить все население Англии, что­бы определить уровень психических ресурсов страны. А свои исследования он назвал словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон.Настоящую популярность тесты получили после опублико­вания в 1908 г. французскими психологами Л. Бине, Г. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Позднее эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых уда­лось бы отделить детей способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами. Его опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены среди многих людей разных возрастов.Экспериментальные задания А. Бине превратил в тесты, ус­тановив шкалу, где каждое деление содержало задание выпол­нимое нормальными детьми определенного возраста.В Германии Вильям Штерн (1871-1938) ввел понятие "коэффициент интеллекта" (англ. "Ай-Кью"). Этот коэффициент соотносил "умственный" возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Несовпадение считалось умственной отсталостью, когда умственный возраст ниже биологического, либо одаренностью, если умственный возраст был выше.

Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались, они широко использовались в школах, при приеме в учебные заведения и на работу. Однако скоро стало ясно, что эти тесты - довольно грубый инструмент.Тем не менее они широко распространены, продолжают со­вершенствоваться и применяться для самых разных целей. Сего­дня очевидно, что тесты следует использовать в сочетании с другими методами, направленными на изучение условий разви­тия обследуемой личности.Создаются популярные тесты, способствующие лучшей орга­низации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни чело­века. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно, не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест. Именно с осознания и анализа этих недостатков начинается самосовершенствование личности. 31.Социально — психологические методы исследования личности студента и студенческой группы

Психологические методы исследования -это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов.

Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

лабораторный и естественный эксперимент;

– наблюдение;

– исследование продуктов деятельности;

– анкетирование и тестирование;

– биографический метод;

– психологическое моделирование;

– сравнительно-генетический метод и др.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются. К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности,который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др. Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки. Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Метод социометрии

Методы социометрии – это методы измерения межличностных отношений, автором которых является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. С оциометрические методы изучения структуры межличностных отношений.

1. Социометрический опрос.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения.)

Социометрический критерий.

Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

2. Обработка и анализ результатов социометрического опроса.

Обработка полученной информации включает построение социоматриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы j- членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию.

Графический метод. Графическое изображение связей внутри коллектива, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой.

Виды социограмм.

По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы.

3. Социометрические индексы.

Социометрические индексы представляют собой число выборов, какого либо определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа. Различают два типа социометрических индексов – персональные и групповые. Персональные индексы можно классифицировать также на объективные (содержащие информации о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, сведанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных и полученных выборов).

33.Формирование умения составления психолого — педагогической характеристики на личность студента и социо - психологического паспорта студенческой группы

Методы социометрии – это методы измерения межличностных отношений, автором которых является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. С оциометрические методы изучения структуры межличностных отношений.

1. Социометрический опрос.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения.)

Социометрический критерий.

Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

2. Обработка и анализ результатов социометрического опроса.

Обработка полученной информации включает построение социоматриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы j- членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию.

Графический метод. Графическое изображение связей внутри коллектива, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой.

Виды социограмм.

По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы.

3. Социометрические индексы.

Социометрические индексы представляют собой число выборов, какого либо определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа. Различают два типа социометрических индексов – персональные и групповые. Персональные индексы можно классифицировать также на объективные (содержащие информации о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, сведанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных и полученных выборов).

34.Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профессии будущей профессиональной деятельности специалиста

В настоящее время во многих учебных заведениях функционирует служба психологического сопровождения студентов. Одной из задач психологического сопровождения на этапе профессионального обучения является подготовка выпускников к трудоустройству и началу работы по специ- альности. С этой целью разрабатываются и проводятся различные формы тематических занятий, посвященных формированию навыков поведения на рынке труда: поиск вакансий по различным источникам, написание резюме, подготовка к собеседованию с работодателем и т.д. Владение этими навыками является необходимым условием успешности трудоустройства и обязательно должно быть включено в программу психологического сопровождения. Однако для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускнику необходимы достаточный уровень развития некоторых личностных качеств, определенная социально-психологическая зрелость, он должен быть психологически готов к началу трудовой деятельности. Под профессиональным становлением человека понимается процесс формирования, развития и совершенствования его как субъекта труда, включающий в себя формирование специфических видов трудовой активности, его психологических, физиологических, поведенческих характеристик. «Подготовительный» этап, а затем стадии профессионального выбора, профессионального обучения, профессиональной деятельности. В период допрофессионального развития выделяются стадия предыгры, стадия игры, стадия овладения учебной деятельностью; периоду выбора профессии соответствует стадия оптации; в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала вы- деляются стадия адепта, стадия адаптанта, стадия интернала, стадия мастерства, стадия авторитета, стадия наставника.

Содержание, формы и характеристики педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

«I — (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III — (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.

IV — (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V — (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный»

Предметное содержание педагогической деятельности

Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. В своей структурной организации педагогическая деятельность характеризуется совокупностью действий (умений), которые будут рассмотрены далее.

Все педагогические функции разделяются на две группы - целеполагающие и организационно-структурные.В первую группу входят ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная функции. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.Обобщение результатов исследования второй группы функций — организационно-структурных — позволяет отметить общее содержание входящих в нее конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функций.

Наши рекомендации