Встреча 3. «Правильное решение»

Задачи: создать условия для активного восприятия деть­ми эмоционально насыщенного материала; формировать по­ложительное отношение к содержанию занятий.

Материальное обеспечение: ширма, куклы (заяц, дя­тел) и декорации к спектаклю (дерево, берлога, пенек).

Ход встречи

Дети сидят перед столом с ширмой. Действие спектакля происходит также на лесной поляне, около берлоги Медве­дя. Появляется Заяц:

- Миша, Миша! Открой дверь, это я — Зайка!

В ответ тишина. Заяц кричит еще и еще. Дверь никто не открывает. Тогда Заяц пытается сам приоткрыть дверь в дом Медведя, однако у него ничего не получается. Он начина­ет плакать.

Вдруг раздается стук: тук-тук-тук, тук-тук-тук... Заяц прислушивается и кричит:

-Дядюшка Дятел! Дядюшка Дятел! Где ты? Покажись! Появляется Дятел:

-Почему плачешь, Зайка? Что случилось с тобой?

-Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. К Белке просился, да уж очень высоко она жи­вет; у Мышки норка мала для меня; у Ежика очень колю­чая шубка. Вот хотел к Медведю на зиму попроситься жить, а он дверь не открывает...

-Так ведь Медведь уже спать лег! Ты разве не знаешь, что медведи всю зиму в берлоге крепким сном спят? Вот он и заснул!

-Ой! А что же мне делать? Где мне зиму пережить, Ведь под кустом холодно!.. Может быть, подскажешь мне, дядюшка Дятел, к кому обратиться, ведь ты высоко лета­ешь, все видишь, все знаешь.

-Ну конечно, подскажу, Зайка! Вот послушай. Стоит на окраине леса город. В этом городе есть дом, в который каждое утро приходят дети. Там не только тепло и уютно, но и весело и интересно. Этот дом называется — детский сад. Пойди к детям — они тебе обязательно помогут! Вот посмотри, куда нужно идти.

Дятел указывает дорогу Зайцу и прощается с ним:

-Удачи тебе, Зайка! Поторопись, добеги до детского сада, пока морозы не наступили!

-Спасибо тебе, дядюшка Дятел! Я потороплюсь... Заяц убегает.

Представление заканчивается.

По окончании первой серии занятий первого этапа мы обнаружили значительный интерес детей к героям сказки, к воспитателю, который был активным участником спек­таклей, и к коррекционным занятиям в целом. Это выра­жалось в том, что в свободное время дети пытались погово­рить с воспитателем о Зайце и его друзьях, интересовались, когда они появятся в следующий раз.

Во второй серии (3 занятия) I этапа коррекционная ра­бота направлена на формирование положительной мотива­ции у детей к процессу общения со взрослым.

Содержание кукольных спектаклей подбирается на основе тех же принципов, что и в первой серии занятий, однако оно имеет существенное отличие: во второй серии занятий кукла опосредованно (через воспитателя) или непосредственно обра­щается к детям, и это определяет их роль как активных учас­тников коммуникативного процесса.

Для того чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя активным участником общения, введен определенный ри­туал встречи и прощания с куклой: пригласительная речь, произносимая всеми детьми в начале каждого занятия, и обязательный индивидуальный тактильный контакт ребен­ка с куклой.

С этой же целью все занятия второй серии строятся по принципу коллективной работы, что позволяет, с одной сто­роны, не навязывать детям на первых этапах ситуацию вза­имодействия со взрослым, а с другой — дает возможность детям не «зацикливаться» на собственных трудностях и труд­ностях других.

Так, начало любого занятия сопровождалось громкой ре­чью детей: «Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!», а также небольшой беседой куклы с каждым ребенком («Саша, я рад тебя видеть, как твои дела?», «Маша! Тебя не было в прошлый раз, а сегодня ты здесь. Я очень рад!», «Какой красивый на тебе сегодня сарафан, Оленька...» и т.п.). Цель такой беседы заключается в том, чтобы вызвать у каждого ребенка положительные эмоции, на основе ко­торых и формируется мотивация малыша к дальнейшему общению.

Реакция детей на процесс взаимодействия с куклой была неоднозначной: дети долгое время (в течение 2-3 заня­тий) не могли воспринять куклу как участника общения. Они отвечали на вопросы или выполняли какое-либо дей­ствие только в том случае, если указания и вопросы кук­лы озвучивал взрослый, находящийся рядом (воспитатель или родитель). Исходя из этого, рекомендуется, чтобы на первых занятиях воспитатель, к которому дети уже успе­ли привыкнуть, был «посредником» во взаимодействии детей и кукол.

В то же время индивидуальный тактильный контакт у всех детей вызывал положительные эмоции: уже через несколько занятий они стремились «пообщаться» с куклой таким обра­зом. Учитывая это, во второй серии занятий несколько увеличивается время приветствия куклы и прощания с ней, а так­же в процессе занятия куклу выводят из-за ширмы (например, во время хороводных или подвижных игр), чтобы усилить представления детей о кукле как об активном участнике об­щения с ними.

-

Наши рекомендации