XIX. Карьера личности и ее профессия

Как определяют карьеру в психологии? Что такое профессия с точки зрения психологии? Как в психодинамической и сценарной теориях объясняется вы­бор профессии личностью? Как в типологической теорий объясняется выбор профессии? Какие существуют направления развития и адаптации личности в ее карьере? На основе каких признаков можно определить тип карьеры лич­ности?

99. Как определяют карьеру в психологии?

Термин «карьера» (от итал. camera — бег, жизненный путь, поприще) понимается как «род занятий, профессия; путь к ус­пехам, видному положению в обществе, на служебном попри­ще; а также самое достижение такого положения 1», а также как «успешное продвижение в области общественной, слу­жебной, научной и пр. деятельности» и как «род занятий, про­фессия»[4], В английском языке этимологии «карьеры» позволя­ет выделить сходные с употребляющимися в русском языке значения: род занятий и профессия, часто требующая специ­альной подготовки; работа жизни; успех в профессиональ­ной деятельности; линия поведения и направление действий; иметь профессию или специальность. Например, слову «карьеризм» присущ явно негативный оттенок, так как оно озна­чает погоню «за успехом в служебной, научной и пр. деятель­ности, вызванной стремлением к личному благополучию»[5]. И конечно, против термина «карьера» настраивает такая фор­мулировка: «для карьериста жизненным принципом является не служение общественным интересам на основе коммунис­тической сознательности, а лишь внешняя демонстрация своей приверженности указаниям высших общественных инстанций»[6].

Негативный смысловой оттенок, присутствующий в слове «карьера», стал причиной скептического к нему отношения отечественных исследователей, занимающихся изучением психологии профессий. Так, в типологии ученых явно непри­влекательным выглядит «ученый-карьерист» на фоне таких ти­пов ученых, как «ученый-общественник» и «ученый-бессреб­реник». Некоторые авторы (В. Скориков, Ф.В. Вондрасек) счи­тают, что негативный смысл слова «карьера» поддерживался в советском обществе ценностным отношением людей к про­фессиональным достижениям, к профессиональной жизни, Система обеспечивала стабильную, безопасную, низкоквали­фицированную работу, но она не связывалась с возможностью улучшения личной жизни. Мотивация построения карьеры сбивалась, так как ни усилия по достижению рабочих целей, ни качество выполняемой работы не имели значимого влия­ния на карьерное продвижение, До недавнего времени «про­фессионализм» в значении мастерства также был слабо связан с общественным признанием.

Часто термины «карьера» и «профессия» (род занятий) употребляются как синонимы. В действительности термин «карье­ра» более широкий, чем термин «профессия», и отличается от него тем, что несет смысловую нагрузку движения. В научной психологической литературе встречается несколько тракто­вок понятия «карьера»: 1) вид профессиональной деятельнос­ти на отдельных этапах трудового пути человека; 2) последова­тельность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в те­чение рабочей жизни человека; определение карьеры расши­ряется за счет включения и учета до- и постпрофессиональ­ных позиций (например, студенчество, отставка, выход на пенсию). В такой трактовке понятие «карьера» соответствует пониманию профессии как рода занятий, выполняемого в оп­ределенные периоды рабочей жизни человека, и ее можно анализировать в связи с важнейшими этапами работы; 3) виды деятельности, слитые с образом жизни и реализующие цели жизни; 4) карьера определяется и как профессиональный опыт данного человека, который не может быть сведен только к профессии или профессиональной роли; 5) карьера соотно­сится с такими понятиями, как труд (деятельность, требующая затраты усилий для достижения определенного результата); работа, служба (группа сходных должностей на одном пред­приятии); должность (набор задач, выполняемых одним чело­веком); профессия как род занятий (наемная, служебная дея­тельность, задачи которой одинаковы в различных ситуаци­ях); профессия-призвание. Последняя включает как служеб­ную, так и неслужебную деятельность, сознательно подчинен­ную достижению определенной цели. В этом случае карьера понимается наиболее широко, включает в себя все виды дея­тельности, связанные с работой, службой (как группой долж­ностей), и обозначает особенности общего образа жизни, Профессия-призвание и карьера часто используются как рав­нозначные термины,

Кроме того, карьера также понимается как профессиональ­ный путь человека, в процесс которого развивается он сам, Она рассматривается как развивающийся, неопределенный и переменчивый феномен, включающий разные фазы: поста­новку целей и способы достижения этих целей. Изучать разви­тие карьеры — значит изучать развивающегося индивида в ус­ловиях изменяющейся и сложной среды. Внутренней сторо­ной карьеры являются различные характеристики личности, а внешней — социально-культурные, ситуационные условия. Та­кое понимание карьеры во многом совпадает с трактовками профессионального жизненного пути, и для него характерно изучение развития субъекта карьеры, возможного под влияни­ем как его меняющихся ценностей, взглядов, планов, личност­ных характеристик, так и профобучения, консультирования в связи с изменившейся профессиональной средой. Карьера вы­ступает в роли механизма выживания в профессиональных и социальных средах, в которых примат коллективных достиже­ний занимает центральное место в системе ценностей обще­ства.

Таким образом, существует ряд трактовок явления «карье­ра» в современной психологии. Большинство определений карьеры объединяет то, что в них феномен карьеры непосредст­венно связан с профессиональным путем личности, ее харак­теристиками и особенностями, с социокультурными и соци­ально-психологическими обстоятельствами жизнедеятельно­сти человека, Центральной психологической проблемой карь­еры является ее развитие и развитие личности в ней.

ЛИТЕРАТУРА

l. Климов ЕЛ. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С, 15-21.

100. Что такое профессия с точки зрения психологии?

Профессия (от фр. profiteri — говорить публично) — это исто­рически развивающаяся система и в то же время система, закрепляющаяся в культуре вследствие общественного разделе­ния труда и трудовых функций. В научной психологической литературе профессия рассматривается как: 1) общность лю­дей, имеющих специальную подготовленность и занятых в определенной области труда; 2) область деятельности со мно­жеством трудовых постов; 3) работа и процесс деятельности; 4) качественная определенность человека; 5) реальность, раз­виваемая и преобразуемая, по образному выражению ЕЛ. Климова, «массовой положительной отсебятиной» про­фессионала.

Наиболее распространена трактовка профессии как вида и как предметной области трудовой деятельности. Под предмет­ной областью труда принято понимать систему свойств и вза­имоотношений объектов, явлений, процессов, которыми че­ловек должен мысленно или практически оперировать на оп­ределенном трудовом посту. Предметные области труда зада­ются социальными нормами, которые складываются и развиваются в общественно-историческом масштабе, порождаются, создаются в деятельности людей. Профессия дает человеку возможность взамен затраченного труда получать необходи­мые средства существования и развития.

Главным направлением научных исследований взаимоот­ношения человека и профессии является установление и обес­печение соответствий между человеком и требованиями профессии. Исходные теоретические посылки психологического обеспечения такого соответствия были разработаны в начале XX в. преподавателем одного из американских колледжей Ф. Парсонсом. Согласно его взглядам, определенные профес­сионально значимые индивидуальные качества делают чело­века оптимально подходящим к требованиям единственной профессии. Степень соответствия индивидуальных качеств работника требованиям профессии определяет профессио­нальную успешность и удовлетворенность профессиональ­ным трудом. В современном понимании важнейшими психо­логическими вопросами взаимосоответствия человека и профессии являются следующие:

1) понимание соответствия человека и профессии как гар­монии, сопряженности, согласования, призвания, критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность, удовлетворенность, установление своеобразной идентификации человека с его профессиональной деятельно­стью, осознание человеком своей работы как дела жизни;

2) разработка путей и средств обеспечения взаимосоответствия;

3) изучение внутренних психологических механизмов обеспечения взаимосоответствия (от отдельных индивидуально-психологических особенностей до профессиональных ти­пов личности);

4) изучение факторов выбора профессии и построения ка­рьеры.

Проблема выбора профессии или начального этапа карье­ры была и остается одной из самых важных для человека. Отве­ты на вопросы, почему люди выбирают те или иные профес­сии, действительно ли они сами выбирают профессии и как степень правильности того или иного выбора может отразить­ся на их последующей карьере, были получены в ходе научно-исторического решения проблемы взаимосоответствия чело­века и профессии. Из огромного числа работ следует, что на выбор профессии влияют: социальная ситуация развития; осо­бенности ситуации выбора; наследственные и семейные фак­торы; опыт раннего детства и дальнейшее накопление опыта; представления о себе и индивидуально-психологические ха­рактеристики оптантов (людей, выбирающих профессию); степень субъектности выборов и т.д.

Таким образом, в психологии профессия преимуществен­но определяется через предметную область труда. Централь­ной психологической проблемой исследований взаимоотно­шений человека и профессии является их взаимосоответствие.

ЛИТЕРАТУРА

1.Климов Е.А Психология профессионального самоопределения, Ростов н/Д,1996, С 145—204.

2.Кондаков ИМ., Сухарев АБ. Методологические основания зарубежных тео­рий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.С 158-164.

3. Пряжников КС. Профессиональное самоопределение в культурно-истори­ческой перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С 62—72.

101. Как в психодинамической и сценарной теориях

объясняется выбор профессии личностью?

Представители психодинамического направления, теоретиче­ской основой которого являются работы 3, Фрейда, рассмат­ривают вопросы детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии исходя из призна­ния определяющего влияния раннего детского опыта на всю последующую судьбу человека, Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение субъекта объяс­няются ими как обусловленные структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; опытом ранней детской сексу­альности; сублимацией как общественно-полезным смещени­ем энергии основных влечений человека и как процессом за­щиты от заболевания из-за фрустрации основных потребнос­тей; проявлением комплекса маскулинности у женщин и зави­сти к «Материнству» у мужчин, комплекса неполноценности. Рассмотрим эти факторы подробнее,

Отдельные потребности, сформированные в 5—6-летнем возрасте (особенно те из них, которые были фрустрированы в детстве родителями), фиксируются на предметах, которые мо­гут быть поставлены в соответствие с предметами профессио­нальной деятельности. Например, оральная агрессия может реализоваться непосредственно при работе с гаечным ключом или при манипулировании словами; потребность доминиро­вания — в работе продавца, уретральные потребности — в профессиях мореплавателей; от активной страсти к подглядыванию, формирующейся на аутоэротических стадиях сексу­ального развития, ответвляется страсть к познанию, а от пас­сивной мазохистской стадии — стремление к положению ху­дожника или артиста.

Для сублимации как объяснительного механизма профес­сионального выбора характерны некоторые, закономерности. Она имеет индивидуальные вариации, присуща многим людям в незначительной степени, не может полностью заменить под­линного удовлетворения основных потребностей, более эф­фективна для реализации сексуальных влечений по сравне­нию с влечением «мортидо» (деструктивных агрессивных вле­чений) и более эффективна для карьеры мужчин, чем для жен­щин. Феномен «зависти девочек к пенису» (под ним понимает­ся главный элемент женской сексуальности, который возника­ет в детстве при обнаружении анатомического различия меж­ду полами и определяет черты женского характера в дальней­шей взрослой жизни), комплекс маскулинности (т.е. опреде­ленные черты женского характера, свидетельствующие о зави­сти к пенису) приводят к идентификации с отцом и в дальней­шем к выбору профессии, соответствующей профессии отца, или к выбору такого профессионального занятия, в котором есть постоянная необходимость соревнования с другим по­лом, Влияние этого комплекса проявляется в профессиональ­ной карьере, в жизни как практически здоровой, так и невро­тической женщины и объясняется в первую очередь сложив­шимися в данном обществе культурно-историческими тради­циями рассмотрения женского идеала. К. Хорни рассматрива­ет в качестве объяснительного механизма карьерных достиже­ний мужчин их зависть к материнству, считая, что зависть к материнству — одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных карьерных достижениях,

В концепции А. Адлера чувство неполноценности рассмат­ривается как реакция на проявившийся еще в детстве органи­ческий, морфологический или функциональный недостаток; порожденное этой реакцией чувство неполноценности требу­ет в качестве компенсации усиления чувства собственного до­стоинства, стремления к превосходству. Неполноценность и превосходство понимаются Адлером как универсальные и об­щие условия, управляющие поведением человека и стимулирующие его здоровое развитие. Свойственное отдельным людям преувеличенное чувство неполноценности, ставшее своеоб­разным способом избегания жизненных трудностей, обозна­чаются Адлером как комплекс неполноценности. Чувство не­полноценности и стремление к превосходству рассматрива­ются и как детерминанты поведения, и как факторы, влияю­щие на выбор профессии и обусловливающие преимущест­венное развитие определенных способностей, например ар­тистических, художественных, кулинарных. Содержание (важ­ные жизненные события) и форма (преимущественно визу­альные или двигательные воспоминания) ранних впечатле­ний детства определяют стиль жизни человека и в этой связи наиболее пригодны для прогнозов профессиональных выбо­ров взрослых.

Современные зарубежные исследователи считают, что со­бытия первых жизненных стадий развития человека причастны к его карьере, о чем свидетельствуют, например, данные о переносе межличностных образцов поведения в семье в рабо­чую среду (так, Ф Д. Дорн называет саму работу «просто напря­женной семейной драмой»). Психодинамическое направле­ние реализуется в консультировании, фокусированном на представлениях клиентов об их личном опыте и переживани­ях, имеющем цель — найти личностно соответствующие профессиональные возможности для развития темы жизни клиен­тов и личностного роста посредством работы.

Сценарная теория выбора профессии и карьерных дости­жений, развиваемая с середины 50-x гг. американским психоте­рапевтом Э. Берном, объясняет содержание профессионально­го выбора строением личности субъекта и доминированием од­ного из состояний-Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). Под состоянием-Я понимаются различные состояния сознания и образ­цы поведения, которые этому состоянию соответствуют и от­крываются непосредственному наблюдению. В терминологии Структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие ас­пекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Но для профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка, чтобы позволить каж­дому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей до­минирующие состояния-Я становятся главной характеристи­кой их профессии: военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, учителя, священнослужители — это в основном «Родители»; Диагносты, экономисты, физики, химики, матема­тики входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного произ­водства, спортсмены, клоуны — это «Дети».

В сценарной теории утверждается, что в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) большинство людей руководст­вуется сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и опре­деляющим поведение взрослого человека. В сценарии представ­лены важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемле­мый способ структурирования времени и готовый опыт родите­лей. Люди, имеющие сценарный аппарат, имеют и свои незави­симые побуждения — это зримые представления о том, что бы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать.

Согласно сценарной теории, человек, полностью руководствующийся сценарием, не является субъектом построения ка­рьеры и карьерных достижений. Общая схема сценарного вы­бора карьеры человека такова. При построении карьерного плана индивида решающее (мотивирующее) воздействие ис­ходит от «Ребенка» родителя противоположного пола. «Взрослое» состояние-Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения, «Родительские» состояния двух родите­лей (матери и отца) наделяют человека «рецептами», правила­ми и предписаниями поведения, которые составляют антисце­нарий человека, Сценарная теория утверждает, что сценарий, скорее всего, влияет на профессиональные выборы мальчиков.

Для того чтобы имели место «хорошие» карьерные сцена­рии, необходимо выполнение ряда условий: родители должны желать передать, а ребенок должен быть готов, предрасполо­жен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть раз­виты соответствующие сценарию способности; его жизнь должна содержать события, не противоречащие содержанию сценария; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (их собственные сценарии и антисценарий должны совпадать).

Сценарная теория рассматривает возможные негативные сценарии для последующей карьеры человека: жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка; оче­редность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сес­тер; компенсация родительских профессиональных неудач; продолжение в профессиональной судьбе ребенка родитель­ских карьерных намерений; запретительство превышения ре­бенком родительских профессиональных достижений; сцена­рий приравнивания профессиональных достижений женщин к потере ими женственности; сценарий воспитания родителя­ми «вундеркинда» и др.

Современные исследования подтверждают влияние образ­цов карьерного поведения отца и матери на представления ре­бенка о мире профессий, в частности особо значимо влияние образовательного уровня матерей на профессиональные выбо­ры детей, Так, дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии, связанные со спортом, армией, МВД, ко­оперативной и индивидуальной трудовой деятельностью, соци­альными услугами, торговлей. Дети матерей с высшим образо­ванием стремятся приобрести профессии из сферы здраво­охранения, науки, экономики, образования, производства.

Итак, общим для психодинамической и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содер­жания этого опыта. Согласно психодинамической теории, вы­бор профессии предопределен установившейся в раннем дет­стве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, ко­торая делает взрослую личность не только зависимой от про­шлого Опыта, но и ставит под сомнение возможности ее разви­тия. Согласно сценарной теории, выбор профессий предопре­делен опытом родителей, воплощенным в готовых жизненных планах, передаваемых ребенку. Из теорий следует важный психолого-педагогический вывод: несубъектность профессио­нального выбора ограничивает проявления индивидуальности, активности личности, может превратить ее карьеру в ис­точник невротических и психосоматических нарушений.

ЛИТЕРАТУРА

1.Адлер А Наука жить. Киев, 1997. С. 49—70.

2.Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ Для непосвященных. СПб, 1991. С 77-79.

3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.С. 338-351.

4. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993- С. 82—98,247-256.

5. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 360—385.

6. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. С. 372—373.

7. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. С. 26—53.

102. Как в типологической теории объясняется выбор профессии?

Тип личности детерминирует основное направление и устой­чивость профессионального выбора, дает основание для про­гноза карьерных достижений, поведения на работе, удовлетво­ренности и успешности. Типологические теории личности имеют прогностическую направленность, их основная цель заключается в изучении комплекса личностных характерис­тик, обеспечивающих удовлетворенность, профессиональную эффективность, самореализацию личности на различных эта­пах ее карьеры. Общепризнана типологическая теория амери­канского исследователя Дж. Холланда (1973), специально раз­работанная для решения карьерных проблем и используемая в практике работы служб занятости населения. С помощью своей теории он обосновывает существование в западной культу­ре шести типов личности: реалистического (Р), исследователь­ского (И), артистического (А), социального (С), предпринима­тельского (П), конвенциального (К). Каждый из этих типов яв­ляется продуктом постоянного взаимодействия между много­образием культурных и личностных факторов, включая роди­телей, социальный класс, физическое окружение, наследст­венность. Холланд описал последовательности личностных типов, позволяющие прогнозировать те или иные профессио­нальные достижения. Например, высокие профессиональные стремления и достижения позитивно связаны с типами лично­сти в таком порядке: П-С-А-И-К-Р. Предсказание вероятности творческого поведения будет адекватным для иной последова­тельности личностных типов: А-И-С-П-Р-К. Компетентность в межличностном общении обеспечивается следующей после­довательностью типов: С-П-А-И-К-Р. Интенсивность образова­тельных стремлений увеличивается, если последовательность личностных типов выглядит как: И-С-А-К-П-Р. (Во всех представленных последовательностях личностные типы располо­жены в порядке убывания значений прогностических показа­телей,)

Холланд обосновал наличие шести моделей социального окружения (в соответствии с типами личности). Модель окру­жения определена им как ситуация или атмосфера, которая со­здана людьми, доминирующими в этой среде, Каждая среда описывается в терминах ее требований, выполняемой деятель­ности, компетентности и особенностей восприятия и интер­претации мира со стороны личностного типа, «населяющего» эту среду, Модель окружения оценивается по степени одно­родности в такой последовательности: К-Р-И-П-С-А, а по ее влиянию на профессиональную устойчивость личности сле­дующим образом: И-А-С-П-К-Р,

Центральным понятием в концепции Холланда является конгруэнтность — соответствие типа личности модели ее окружения, Степень конгруэнтности Позволяет прогнозиро­вать выбор Профессии, смену работы, карьерные достиже­ния, социальное и образовательное поведение, развитие способностей. Для каждого типа соответствующая среда обеспечивает раскрытие возможностей и удовлетворение потребностей, Человек совершает профессиональный вы­бор в смысле поиска таких условий, которые конгруэнтны его личностному типу. Несоответствие личности и окруже­ния приводит к неудовлетворенности, деструктивности в по­ведении личности и стимулирует пути разрешения несоот­ветствия: личность или переделывает среду (нанимает на ра­боту нравящихся ей людей), или изменяется сама (стремится быть похожей на доминантное окружение), или покидает данную профессию.

Таким образом, в типологической теории Холланда обра­щается внимание на решающее значение соответствия про­фессионального окружения и типа личности для развития последней. Выявленные в теории закономерности позволя­ют прогнозировать профессиональные стремления, дости­жения, удовлетворенность, Профессиональную устойчи­вость, образовательное и карьерное поведение людей. Все это обеспечивает привлекательность применения теории в практике психологического профессионального консульти­рования,

ЛИТЕРАТУРА

I.Кондаков ИМ., Сухарев АБ. Методологические основания зарубежных тео­рий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989- № 5. С158-164.

103. Какие существуют направления развития и адаптации личности в ее карьере?

В отечественной психологии в последние 10 лет значительно возрос интерес к вопросам профессионального развития лич­ности. Профессиональное развитие личности изучается как включенное в ее жизненное развитие, оно анализируется в контексте влияния деятельности, социальной ситуации разви­тия, преднамеренного создания личностью условий, возможностей для саморазвития и самореализации. При этом изуча­ются следующие вопросы: 1) развивающиеся характеристики субъекта профессиональной деятельности (ориентирован­ность, направленность, социально и профессионально важ­ные личностные качества, знания, умения и навыки, Профес­сиональную компетентность, позиции и т.п.); 2) развивающие­ся интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость); ,3) стадии возрастного психического развития человека как субъекта труда (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, ав­торитет, наставник) с точки зрения доминирующих жизнен­ных или профессиональных задач, решаемых человеком;

4) этапы профессионального становления личности (оптация, профподготовка, профадаптация, профессионализация, мас­терство) в связи с ведущими противоречиями развитии;

5) формы профессионального становления личности (инди­видная, личностная, индивидно-личностная) в соответствии с формами психической регуляции деятельности; 6) динамика
профессионального функционирования (адаптация, становление, стагнация) и стадии психологической перестройки, личности (самоопределение, самовыражение, самореализация) в связи с адаптивным поведением или развитием личнос­ти в профессии.

Психологами изучаются особые моменты, изменяющие на­правление профессионального развития личности: 1) возра­стные кризисы, переживаемые в профессиональной карьере; 2) нормативные кризисы собственно профессионального ста­новления (кризис учебно-профессиональной ориентации, кризис ревизии и коррекции (изменения) профессионально­го выбора, кризис профессиональных экспектаций (ожиданий), кризис профессионального роста, кризис профессио­нальной перспективы, кризис социально-профессиональной самоактуализации, кризис утраты профессии); 3) биографические карьерные кризисы; 4) ненормативные кризисы, связан­ные с наступлением неконтролируемых личностью жизненных событий; 5) ненормативные кризисы как следствие осо­бой активности личности (кризис дискредитации всей системы ценностей в связи с индивидно-личностной формой становления личности).

Направления развития личности в профессиональной дея­тельности — регресс, прогресс, стагнация — исследуются в за­висимости от форм становления и уровней осуществления личностью деятельности, в зависимости от моделей поведения в профессиональной жизни и содержания основного проти­воречия, осознанного и решаемого личностью. Так, в случае регресса имеет место преимущественно индивидная форма становления личности профессионала (с характерным для нее стремлением к поддержанию соответствия между человеком и требованиями деятельности), исполнительский, преимущест­венно репродуктивный способ осуществления деятельности. К стагнации личности в профессиональной деятельности (при­близительно через 10 лет непосредственной деятельности для представителей таких массовых профессий, Как учитель, врач, менеджер) ведет преимущественно адаптивное поведение, на­правленное на разрешение противоречия между требования­ми профессиональной деятельности, профессионального со­общества и возможностями и способностями личности. Ис­тинное развитие личности (прогресс) связывается с ее собственной активностью, осознанием необходимости самоизме­нения, преобразования своего внутреннего мира, с личност­ной формой становления профессионала и осуществлением деятельности по своему личному выбору (проектирование), с реализацией определенных жизненных отношений («модус служения» людям) в профессиональной карьере.

Психологами описаны две модели карьерного поведения личности: адаптация и развитие. Модель развития характеризуется превращением собственного профессионального пове­дения в предмет практического преобразования со стороны личности. Данная модель карьерного поведения позитивно влияет как на саму личность (достижение мастерства, разви­тие профессионального самосознания, становление субъектности в осуществлении жизнедеятельности), так и на профес­сиональную деятельность (стимулирует ее преобразование, превращая ее тем самым в одну из побудительных сил разви­тия личности). Адаптивная модель характеризуется преимуще­ственно постоянным воспроизведением личностью усвоен­ных профессиональных действий и ее стремлением соответ­ствовать внешним требованиям и может вести либо к осуще­ствлению развития личности в других видах деятельности за пределами профессиональных интересов, либо к стагнации, к актуализации защитных механизмов, к различным видам пси­хосоматических и невротических расстройств. Данная модель поведения упрощает саму профессиональную деятельность и снижает качество ее выполнения; она порождает такие фено­мены, как невозможность проявления индивидуальности; за­щитное и невротическое поведение; «новаторская истерия»; карьерное «плато»; «двойственность» поведения,

Невозможность проявления работником собственной ин­дивидуальности (из-за несоответствия его индивидуально- психологических особенностей условиям и требованиям про­фессии) неизбежно приводит к дезадаптации и самоподчинению как неадекватному вынужденному поведению професси­онала. Дезадаптация может компенсироваться только очень высоким уровнем развития профессиональных способностей или знаний. Самоподчинение должно поддерживаться внеш­ним дополнительным стимулом (высокой зарплатой) и повы­шенным сознательным самоконтролем деятельности. Пролонгированность самоподчинения сопровождается снижени­ем качества деятельности, невротизацией личности.

Феномен защитного поведения, реализуемого в карьере, рассматривается в качестве метода глушения тревожности способа погружения в социальную деятельность под влиянием страха одиночества. Феномены реализации в карьере домини­рующего мотива эгоцентрического самоутверждения оцени­ваются как проявление следующих жизненных стереотипов: «эгоцентрическое миссионерство» (человек с данным стереотипом считает, что он всегда делает людям добро и ничего не получает взамен; мотив выбора профессии декларируется им как желание приносить пользу, делать добро людям, в реаль­ных же отношениях отсутствует подлинное уважение к лично­сти «опекаемого»); «эгоцентрическое подавление» (человек с данным стереотипом характеризует себя: как единственного ответственного, болеющего за дело работника; в реальном же поведении через жесткую регламентацию профессиональной деятельности подчиненных он подавляет любую их инициа­тиву, умело культивируя в них чувство собственной професси­ональной неполноценности); «неделовое соревнование с рав­ными себе по статусу» (человек в данном случае характеризует себя как работающего среди завистников и недоброжелате­лей; в реальном поведении обесценивает в собственных глазах и глазах окружающих достижения коллег, объясняя эти дости­жения сугубо неблаговидными мотивами); «неделовое завоева­ние поддержки, одобрения, сочувствия» (наиболее яркое про­явление этого типа поведения обнаруживается в сексуализации деловых отношений), В описанных стереотипах пред­ставлена «двойная мотивация», отражающая раскол сознатель­ной жизни и жизни неосознанных аффектов, т.е. человек мас­кирует от самого себя и других проявление эгоцентрической мотивации с помощью введения промежуточных «альтруисти­ческих» звеньев или с помощью поведения, внешне соответст­вующего деловой или коллективистической направленности. Как правило, в таких случаях реальная жизнь в наименьшей степени подчинена этим ярко демонстрируемым и деклариру­емым ценностям поведения,

Феномен «новаторской истерии» рассматривается как стремление личности во что бы то ни стало внести новшества в выполняемую работу.

Феномен карьерного «плато» возникает как результат пред­ставления специалиста о невозможности его карьерного про­движения, Данный феномен выражается в стабилизации до­стигнутого профессионального уровня, Он тем более выра­жен, чем меньше удовлетворенность от работы, возможность планирования карьеры и идентификация профессионала с его организацией, предприятием.

Феномен «двойственности» определяется как результат ориентации личности на сохранение усвоенных форм действий и поддержание соответствия между человеком и тре­бованиями деятельности. Феномен обнаруживается в разли­чающихся способах поведения («для работы» и «для дома»), в разделенности личных и профессиональных качеств, а так­же в разделенности собственной жизни на две линии — ка­рьерную и некарьерную. При наличии описанного феноме­на возможна неудовлетворенность карьерой, и человек кон­центрируется в основном на доходах, безопасности, долж­ности.

Таким образом, изучение личности в связи с ее карьерой осуществляется с учетом различных переменных: развиваю­щихся характеристик личности; стадий, этапов и кризисов на протяжении профессионального пути; направлений и форм развития личности; различных моделей карьерного поведе­ния личности.

ЛИТЕРАТУРА

I. Берток НМ. Проявление жизненных стереотипов у больных истерией в профессиональной сфере // Вестник МГУ. Сер, 14. Психология. 1987. № 1. С 12-20,

2. Зеер З.Ф„ Сыманюк ЭЭ. Кризисы профессионального становления личнос­ти // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35—44.

3. Климов ЕЛ Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С. 373-366; 404-424.

4.Митина Н.С Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, 1997. № 4.С. 29-38.

5.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 1991. С. 61-84,.

6. Фонарев АР. Формы становления личности в процессе се профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 88—93-

104. На основе каких признаков можно определить тип карьеры личности?

Имеющиеся типологии карьер, а также типологии близких по содержанию явлений базируются на следующих критериях: 1) род занятий, профессия; 2) последовательность (наличие или чередование профессиональных проб и стабильных пе­риодов работы) профессий, рабочих мест, позиций; 3) осо­бенности образа жизни и культура среднего класса; 4) различ­ные способы идентификации личности с профессией; 5) соответствие полученного образования и актуальной предметной области профессионального труда наряду с полной или частичной занятостью работника на

Наши рекомендации