XVIII. Психология успешного поведения личности

Как понимается «успех» в психологии? Какие особенности личности указыва­ют на ее предрасположенность к успешному поведению? Под влиянием каких факторов формируется потребность в достижении, мотив достижения лично­сти? Какие формы успеха существуют? Какие особенности в формировании ориентации на успех у мужчин и женщин существуют?

94. Как понимается «успех» в психологии?

Исследование успеха как одной из ведущих жизненных цен­ностей человека давно стало традицией за рубежом. Многие известные философы, социологи и психологи представляли историю формирования ориентации на успех как концентри­рованное выражение духа всей западной цивилизации. В оте­чественной психологической науке до недавнего времени рассматривались определенные прикладные аспекты пробле­мы успеха. В последние годы ситуация изменилась не только в науке, но и в других областях социальной жизни общества. На­пример, средства массовой коммуникации, обращаясь к теме психологических аспектов решения многообразных житей­ских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профес­сионального, личностно-семейного успеха.

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обуслов­ленности богатства и бедности как успеха и неуспеха, отмечал, что они выражаются в способностях и усилиях личности, направляемых на достижение определенного результата (мате­риального уровня жизни). Мотивам славы и признания боль­шое внимание уделял в своих диалогах Платон. Слава, по его мнению, — форма признания тех или иных заслуг личности, оценка реальных и мнимых достоинств человека.

Социальная ориентация на успех наиболее ярко прояви­лась в следующих исторических формах: агона у древних гре­ков и в протестантской трудовой этике, получившей одно из ярких воплощений в американской трудовой культуре. Загадка «греческого чуда» объясняется ориентацией древних греков на успех и первенство в делах не только жизненной важности, но и в не обусловленных прямой необходимостью. Именно на основе становления устремления к достижению, в атмосфере соревновательности происходит высвобождение внутренних стимулов во всех видах деятельности индивида. Возникает «агональный» тип личности, ориентированный на раскрытие творческого потенциала, высокий уровень воплощения спо­собностей, эффективность в достижениях, победу в состяза­ниях. Ориентация грека на соперничество не была подчинена рациональным, а тем более утилитарным соображениям, но была связана с демонстрацией мастерства. Это можно увидеть на примере проведенного Платоном анализа стремления древнего грека к славе. Платон высоко оценивал это явление, видя в нем одну из движущих сил цивилизации.

Идея «успеха» в американской культуре была сформулирована в контексте сложного духовного и психологического об­разования, образно названного «американская мечта». Станов­ление этой идеи отразило противоречивый процесс возник­новения и утверждения массового социально-психологичесикого типа личности. Он воплотил противоречивое слияние многообразных качеств, характеризующих личность как субъекта прежде всего экономической соревновательной деятель­ности, таких, как честолюбие, предприимчивость, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, склонность к риску, независимость ума, самостоятельность, упорство в достижении цели, практицизм и расчетливость. Та­кой личности свойственна традиционная жизненная ориента­ция на достижения, стимулирующие практические усилия и устремления, которые при этом ассоциируются с индивиду­альным успехом, с популярным образом «человека, сделавшего самого себя». Высокая потребность в достижениях как соци­альная установка преломляется через индивидуальный мир личности и в представлениях о собственном «Я» выражается в высоком уровне притязаний, в системе мотивации при поста­новке целей.

С конца 50-х гг. в социальной психологии стремление к ус­пеху считалось чуть ли не главным социокультурным мотивом человеческой деятельности. Инициатором этого направления, в рамках которого исследовались социально-психологичес­кие механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах, был Д. Мак-Клелланд.

Социально-психологические замеры и экспериментальные исследования 70—80-х гг. привели большую часть американ­ских и западноевропейских психологов к выводу, что в массо­вом сознании постсовременного общества старая формула ус­пеха «индивидуализированный успех через соревнование» за­менена на новую формулу с иным содержанием — «личный успех через кооперацию». При кооперационной модели поведе­ния, предполагающей наличие кооперационных целей, люди,, осознавая, что их успех «совместный», помогают друг другу, из­бегают конфликтов, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Реализуя такую модель поведения, они чув­ствуют себя психологически более комфортно.

Успех связан с социальной природой человека, с проявле­нием его сущностного начала. Для нормального психологиче­ского развития личности возможно при динамическом равно­весии двух взаимосвязанных сторон его жизненного процес­са, в которых проявляются тенденции взаимодействия лично­сти с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него, т.е. слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время выделиться, быть замеченным в своих действиях, при­знанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. (Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, вы­делиться в нем, соответствовать социальным параметрам пре­успевания.)

Направленность на успех — это осознанное и целенаправ­ленное поведение, ориентированное на реализацию общест­венных требований (норм, ценностей, стандартов) и оцениваемое исходя из них. Немецкие психологи В. Фридрих, А. Хофман утверждают, что поведение, направленное на успех, явля­ется частным видом человеческой деятельности. Данный тип поведения служит средством и продуктом развития личности, отражая ее, воспроизводит и изменяет одновременно. Инди­видуальное поведение, направленное на успех, определяется способностями, диспозициями к достижениям, их мотивами. Существенную роль в возникновении мотивации успеха игра­ют ценностные структуры личности, оценка достигнутого.

Формирование поведения, ориентированного на успех, происходит непосредственно через семью и косвенно — че­рез социальные институты. Сложившись под воздействием группового влияния, диспозиции к достижению успеха «пере­шагивают» границы групповой принадлежности. В качестве всеобщих диспозиций они входят в структуру личности и тем самым определяют выбор групп, уровень достижений которых соответствует возросшим требованиям личности. Активное поведение, ориентированное на успех, проявляется не только в учебной или социально-профессиональной деятельности, его можно наблюдать практически во всех сферах жизнедея­тельности личности и поэтому можно обозначить как высокогенерализованное качество личности.

Конкуренция, соревнование повышают индивидуальную готовность к успеху. Кроме того, сообщество может так коор­динировать достижения своих членов, что в итоге групповой успех оказывается выше суммы индивидуальных достижений. В общем виде можно дать следующее определение успеха. Ус­пех — положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих соци­альные ориентиры общества. Он выступает формой самореа­лизации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предпола­гает оценку со стороны общества в форме одобрения или при­знания.

ЛИТЕРАТУРА

1.Амвриканский характер: Очерки культуры США. М, 1991. С. 191 —205.

2.Бакштановский ВИ, Согомонов ЮВ, Чурилов В.А Этика политического успе­ха. Тюмень; М., 1997. С. 37-68; 119-145.

3. Гаджиев КС. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990. С. 6— 56.

4. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хре­стоматия по психологии личности. Самара, 1996. С. 16—43.

5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78—145.

Наши рекомендации