XIV. Взаимопонимание в общении

Что такое взаимопонимание? Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют? Какие характеристики общения определяют особенности взаи­мопонимания? Какие индивидно-личностные особенности участников обще­ния влияют на взаимопонимание? Какие методы .изучения взаимопонимания существуют?

Что такое взаимопонимание?

Для психологии значимость изучения особенностей взаимо­понимания определяется тем, что оно непосредственно связа­но с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Вза­имопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отноше­ний. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обра­щаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его от­сутствие, так и психологию долгое время интересовало не вза­имопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные по­следствия и для участников, и для самого общения. Именно по­этому взаимопонимание как психологическое явление по-прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждаю­щих, что феномен взаимопонимания является ключевой про­блемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир ста­новится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть поня­тым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы вза­имопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признани­ем учеными проблемы одиночества как проблемы века. В со­временных исследованиях речь идет не только о вынужден­ном одиночестве (социальной изоляции, потере близких лю­дей, проживании в новой социально-культурной среде), но и о внутреннем одиночестве, т.е. отчуждении от самого себя и дру­гих людей, причиной которого является отсутствие взаимопо­нимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две ли­нии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его ра­ботах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче го­воря, понять — это значит постигнуть, усвоить смысл. Фило­соф М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает ус­ловием существования человека, оно есть функция души, по­этому одних рациональных рассуждений, умозаключений не­достаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. Леви-Брюля, «мистическое участие», то, что связано с внутрен­ним субъективным миром и не поддается объективному изуче­нию, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возмож­но лишь частично. Согласно так называемому информацион­ному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жиз­ненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются це­лым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совер­шенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отво­дится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента челове­ческой жизни, ему приписываются свойства статичности и за­вершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску при­чинно-следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый ха­рактер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаи­мопонимания получили следующее преломление в психоло­гии. Первая линия анализа во многом способствовала воз­никновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимо­пониманию в этом психологическом направлении крайне ма­ло, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного разви­тия. Сторонники движения «за человеческий потенциал» свя­зывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гу­манистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное разви­тие, позитивность, индивидуальность, уникальность и непо­вторимость,

Вторая линия анализа — философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интер­претацией, толкованием — послужило основой для формиро­вания психологического направления в изучении взаимопо­нимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонима­ние изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно — невозможно, обязательно — необязательно, желательно — нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данно­го направления взаимопонимание исследуется в связи со сти­лем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В оте­чественной психологии в большей степени представлено изу­чение взаимопонимания с позиций второго направления.

В целом существующие направления изучения взаимопо­нимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыс­лей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явле­нию функциональному, парциальному (частичное взаимопо­нимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъект-субъ­ектный характер, но без глубокого проникновения во внут­ренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопони­мания, на различные уровни его анализа, из существующих ра­бот следует, что взаимопонимание — это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Про­цесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных ком­понентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) пони­мания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также по­нимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые уче­ные, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаи­мопонимание можно трактовать в широком смысле как взаи­мопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения. И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, нако­нец, быть понятым.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педаго­гического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49—58.

2.ГоловахаЕИ,,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Ки­ев, 1989. С. 5-8.

3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116—120.

4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423—443.

Наши рекомендации