Какие факторы влияют на формирование различных видов доверия?

Во-первых, доверие к другому можно рассматривать как частный случай доверия к миру. Оно является фундаменталь­ным условием формирования таких взаимоотношений между людьми, как дружба, любовь, уважение, вражда и ненависть. Без доверия одного человека другому трудно представить форми­рование отношения к нему как к авторитетной, значимой лич­ности, без доверия не формируется внутригрупповая сплочен­ность, невозможно оказать влияние на другого, убедить его иди что-либо внушить ему. Таким образом, одна из первых, фундаментальных характеристик доверия заключается в том, что оно выступает исходным условием межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Доверие выступает условием формирования всех видов и форм отношений лю­дей и одновременно входит в качестве компонента во все виды и формы отношений человека к миру и к самому себе.

Во-вторых, доверие возникает тогда, когда существует готовность к проявлению доверия хотя бы у одного из двух взаимодействующих людей. Такая готовность формируется, если другой человек является значимым, надежным и безопас­ным партнером. Если хотя бы одно из названных качеств (зна­чимость, надежность, безопасность) отсутствует у партнера, то это существенно повлияет на основные характеристики дове­рия (мера, глубина, тема, длительность, интенсивность и т.д.).

В-третьих, человек одновременно обращен в мир и в се­бя, т.е. человек доверяет, с одной стороны, миру, а с другой - самому себе. Можно сказать, что существуют два вида доверия: доверие к другому и доверие к себе как самоценному суверенному субъекту активности. Уровень доверия к себе всегда свя­зан с уровнем доверия к другому. Тот, кто способен относиться )К себе как к самоценности, как к самостоятельному, суверенно­му субъекту активности, тот способен так же относиться и к другим. Тот, кто не боится доверять себе, тот способен дове­рять и другому. Таким образом, следующей причиной возник­новения доверия к другим является доверие к себе.

В-четвертых, доверие существует как личностная или социальная установка, как аттитюд, как эмоционально-оце­ночное отношение к другому и к самому себе. Взаимодействие (гармоничное — дисгармоничное) между личностными и со­циальными аспектами доверия, его эмоциональными, оценоч­ными, поведенческими компонентами определяет качество, дифференцированность доверия. Таким образом, одним из условий возникновения определенного качества доверия явля­ется степень гармоничности его собственных компонентов (эмоционально-оценочных, когнитивных, поведенческих).

В-пятых, в каждом акте общения всегда присутствует оп­ределенное количество, или мера, доверия, без которой обще­ние вообще невозможно. Выход за ее пределы «необходимой меры» доверия и по отношению к себе, и по отношению к дру­гим приводит к негативным последствиям в общении. Подлин­ная личностная гармония заключается в умении чувствовать эту меру и в то же время быть открытым как миру, так и самому себе и другим людям.

В-шестых, существующий уровень, мера доверия, соот­ношение его основных характеристик (эмоционально-оценочных, поведенческих, когнитивных) также может изменять­ся в процессе самого взаимодействия под влиянием различ­ных переменных. Количество, или мера, доверия в общении определяются, с одной стороны, тем, каковы у человека сло­жившиеся установки, аттитюды относительно доверия к дру­гому и к самому себе, а с другой — тем, какие условия появля­ются в процессе взаимодействия (кто партнер, какие у него сформировались установки на доверие, безопасен ли он, вла­деет ли субъектным, личностным общением, где протекает об­щение, каково содержание и цели взаимодействия и т.д.). Та­ким образом, важной характеристикой доверия является динамичность меры доверия, которая определяет вид общения (личностное или социально-ориентированное; диалогичес­кое или монологическое; глубинное или поверхностное и т.д.) и выступает причиной его проявления к другому.

В-седьмых в каждом виде общения всегда присутствует мера взаимности доверия. Известно, что человек ориентирует­ся на свое отношение к другому, рассчитывая на взаимность, на симметричность или конгруэнтность. ЯЛ. Коломинский, один из ведущих психологов, такое стремление человека на­звал «презумпция взаимности». Полное взаимное доверие воз­никает в жизни довольно редко. Человек лишь предполагает, что другой тоже испытывает по отношению к нему доверие, но эти предположения жизнь часто опровергает. Несоответствие меры доверия партнеров (неконгруэнтность) обусловлено как личностными особенностями партнеров, например видом ус­тановок по отношению к другим людям, их ценностными ориентациями, чертами характера (подозрительность, агрессив­ность, стремление доминировать и т.д.), социально-психоло­гическими обстоятельствами общения (статусы, роли партне­ров, история их отношений, степень знакомства и субъектив­ной значимости друг для друга и т.д.), так и объективными ус­ловиями взаимодействия.

В целом, лишь для взаимоотношений с ярко выраженным эмоционально-оценочным компонентом характерна симмет­ричность или конгруэнтность меры доверия партнеров (на­пример, дружба — вражда, любовь — ненависть, уважение — презрение и т.д.). В основе других видов взаимоотношений ле­жит нарушение конгруэнтности. Так, манипуляции одного че­ловека другим возможны потому, что в такой паре манипуля­тор отличается низким уровнем доверия, а манипулируемый, наоборот, проявляет высокий уровень доверия.

Итак, сущность доверительных взаимоотношений сводит­ся к переживанию актуальной значимости (ценности) и апри­орной надежности объекта, с которым предполагается взаи­модействие, и собственной субъективной значимости и без­опасности. Несоответствие этих взаимопозиций по отноше­нию друг к другу и по отношению к самим себе у взаимодейст­вующих людей становится причиной возникновения различ­ных видов взаимоотношений, типов общений. Именно они выступают «пусковым механизмом» .неустойчивых, «текучих»

И постоянно изменяющихся межличностных отношений, в основании которых всегда лежит определенная мера доверия к себе и к другому.

Степень взаимности меры доверия к себе и к другому опре­деляет формирование различных видов доверительных отно­шений. На основе сочетания показателей меры взаимности доверия и соотношения доверия к себе и другому формируют­ся шесть различных видов доверительных отношений:

Первый вид доверительных отношений: «оба взаимодействующих субъекта в равной мере доверяют и себе, и парт­неру» (другой актуально значим и потенциально надежен, так же как значим Я и надежны мои собственные действия). Взаи­модействие, основанное на таких взаимоотношениях, способ­ствует возникновению личностного, диалогического обще­ния.

Второй вид доверительных отношений: «каждый из вза­имодействующих субъектов доверяет только себе и не доверя­ет другому». Поскольку каждый имеет в виду только себя само­го, то результат такого взаимодействия, как правило, соперни­чество и конфронтация. Здесь речь идет об отсутствии дове­рия.

Третий вид доверительных отношений: «оба партнера по взаимодействию друг другу доверяют больше, чем себе», Та­кой вид доверия становится рискованным для обоих и сопро­вождается перекладыванием ответственности друг на друга. В конечном итоге это приводит к безответственности и к ненасыщаемости потребности в доверии.

Четвертый вид доверительных отношений: «один партнер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а другой -г- только себе». Такая взаимосвязь меры до­верия приводит к манипуляции и к принуждению со стороны того, кто доверяет только себе.

Пятый вид доверительных отношений: «один партнер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а второй доверяет первому более, чем самому себе». Такое соче­тание меры доверия порождает отношение к первому, как к ав­торитетной личности.

Шестой вид доверительных отношений: «один доверя­ет только себе, а второй — только другому». Такое сочетание меры доверия порождает зависимость от того, кто доверяет лишь себе, и способствует использованию другого в качестве средства.

ЛИТЕРАТУРА

1.Данилин КЕ. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С. 177—188.

2.РюмшинаЛЦ.}\№лот — игра — манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. С. 206-222.

3. Скрипкина ТЛ. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 85—108.

59. Что такое доверие к себе?

Доверие к миру невозможно осмыслить без анализа другой стороны этого явления доверия к себе. Оба этих явления име­ют лишь относительно самостоятельный статус; человек и мир — это всегда одна система, одна онтология. Поэтому дове­рие к себе и доверие к миру является частным случаем прояв­ления доверия как целостного социально-психологического феномена. Формирование оптимального уровня доверия к се­бе зависит от того, насколько человек способен становиться в ценностную позицию по отношению к себе, т.е. относиться к своей субъектности, как к ценности, и одновременно соответ­ствовать миру, в котором он живет.

Вопрос о наличии доверия к себе впервые был поставлен и отрефлексирован в литературе, касающейся различных тех­ник психотерапии и психокоррекции. Из этих работ следует, что доверие к себе необходимо прежде всего для того, чтобы человек мог самостоятельно определять масштабы своей дея­тельности, принимая решения и выбирая цели. Человек будет доверять себе самому, если он познает себя и свои возможнос­ти. Но человек не может познать себя до конца, поэтому в про­цессе жизни человек вновь и вновь испытывает себя с целью проверки своих возможностей, в существование которых он должен поверить. Именно для этой цели становится необходи­мым доверие к себе.

Доверие к себе относится к числу явлений, связанных с ак­тивностью личности, способной действовать как целетворящий, суверенный субъект, поэтому в любой активности прояв­ляется определенный уровень доверия к себе, которое играет важнейшую роль в реализации возможности человека быть истинным субъектом активности.

Уровень доверия к себе связан с субъективно воспринимаемыми собственными возможностями поступать определен­ным способом. Далее, доверие к себе проявляется в способнос­ти личности «выходить за пределы» себя, своего опыта или конкретной ситуации, не вступая при этом в противоречие с самим собой. Соотношение степени <?выхода за пределы» соб­ственного опыта и содержания определенных личностных смыслов и ценностей обеспечивает целостность, устойчи­вость личности, ее саморазвитие и самоосуществление. По­этому сложившийся уровень доверия к себе можно считать од­ним из показателей зрелости личности.

Доверие к себе проявляется в бесчисленных поступках че­ловека. Если предполагаемый поступок противоречит внут­реннему Я человека или системе его внутренних смысловых образований, он вступает в противоречие с самим собой (обычно это тяжелое эмоциональное переживание). Человек не может находиться сколько-нибудь долго в таком состоянии и стремится выйти из него. Для этого он может использовать несколько способов: отказ от деятельности, от поступка; при­нятие решения совершить поступок с использованием любого способа психологической защиты, что выглядит как самооб­ман; изменение меры доверия к самому себе посредством че­стного признания самому себе своей неправоты или саморас­крытия самому себе, Таким образом, внутренние изменения личности могут быть направлены в противоположные сторо­ны — в сторону творческого развития (увеличение меры дове­рия к себе) и в сторону саморазрушения (отказ от деятельнос­ти, использование психологических защит).

Доверие к себе, так же как и доверие к другому, не может быть одинаковым во всех ситуациях общения. В одних сферах жизнедеятельности у человека может быть сформирована ус­тановка на доверие к себе, а в других — нет. Все зависит от того, как оценивает свои возможности человек, насколько адекват­на его самооценка и уровень притязаний, каково его самоот­ношение и насколько удовлетворены его базовые социальные потребности (потребность в достижении, потребность в люб­ви, признании, потребность во влиянии и, наконец, в дове­рии).

Доверие к себе не является величиной постоянной, его уро­вень определяется мерой соответствия между ним и доверием к миру.

Итак, доверие к себе есть форма доверия, относительно само­стоятельный феномен. Доверие к себе представляет одну из лич­ностных установок человека, направленных на себя, и включает когнитивный компонент (знание о себе и своих возможностях, Я-концепцию), эмоционально-оценочный компонент (самооценка возможностей, принятие — непринятие себя, любовь — ненависть к самому себе), поведенческий компонент, выражаю­щийся в мере доверия себе, в избирательности доверия к себе в различных ситуациях жизнедеятельности. Доверие к себе высту­пает фундаментальным условием полноценного овладения собой, входит в структуру способности прогнозировать результа­ты своей жизнедеятельности, определяет уровень адекватности ^критических позиций по отношению к самому себе, влияет на выбор стратегий достижения целей в соответствии с внутренни­ми личностными смыслами. Доверие к себе и доверие к миру — это две стороны одного и того же явления. Мера соответствия доверия себе и миру постоянно нарушается, что и приводит к са­моразвитию личности, к познанию и преобразованию мира.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абульханова-СлавскаяКА Стратегия жизни. М., 1991. С, 109—125.

2.БратусьБ.С. Аномалии личности. М., 1988. С. 24—61.

3..Скрипкина 777. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 134-193.

60. Каковы психологические особенности личности, доверяющей себе и другому, и какие методы изучения этих особенностей существуют?

Исследования, проведенные в нашей стране, и данные, накоп­ленные зарубежными исследователями, позволяют описать некоторые личностные характеристики индивида, способно­го доверять себе и другим, и личностные особенности челове­ка, у которого нарушена гармония между доверием к себе и до­верием к другим.

Сначала остановимся на личностных свойствах человека, способного доверять себе: это человек независимый, уверенный в себе, ориентированный на достижения в различных сферах жизни, способный к позитивному самопринятию, ха­рактеризующийся высоким уровнем самоуважения, способ­ный учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с плана­ми на будущее. Такой человек умеет управлять собой, одобряет собственные планы и желания, верит в их безусловное осуще­ствление. Он не склонен к наличию и переживанию внутрен­них конфликтов, лишен склонности к рефлексивному самоко­панию, самоанализу.

Вместе с тем чрезмерная абсолютизация названных при­знаков приводит к деформациям личностного развития и функционирования, так как человек, ориентированный толь­ко на достижение собственных целей, превращается в функ­циональный орган этих целей и направляет свою активность лишь на поддержание собственных амбиций, в результате чего готов игнорировать обстоятельства и использовать других лю­дей в качестве средства для достижения собственный; целей. В конечном итоге это приводит к разрыву личностных связей с миром людей, к стагнации способности доверять другим. Ре­зультатом становится формирование таких негативных лич­ностных качеств, как подозрительность и лживость.

К личностным свойствам человека, у которого недостаточ­но развито доверие к себе, прежде всего следует отнести не­способность нести ответственность за себя и свою жизнь, по­стоянное обращение за поддержкой вовне — в обстоятельст­вах и других людях. Такой человек оказывается неспособным к самостоятельному принятию решений. Для него доверие пре­вращается в ненасыщаемую потребность и проявляется в бес­конечном самораскрытии перед другими. В результате чело­век становится удобным объектом для манипуляции со сторо­ны других, по отношению к которым он чувствует зависи­мость, так как его самооценка зависит от оценки окружающих людей,

Описанные свойства, характерные для выделенных край­них типов личности, подтверждают, что главное качество в до­верии как к другим, так и к себе — это мера, т.е. способность к гармоничному распределению доверия, направленного на се­бя и на окружающий человека социальный мир. Учет этой ме­ры позволяет человеку быть аутентичным, уметь самостоя­тельно ставить цели и принимать решения, строить планы на жизнь, нести за нее персональную ответственность, относить­ся к себе как к самоценности и в то же время не разрывать свя­зи с окружающим социальным миром, не использовать людей в собственных целях, а относиться к ним как к ценности, рав­ной себе, демонстрировать поддерживающее поведение и уметь планировать, «кому» и «что» можно доверять.

К настоящему времени в психологической науке уже на­коплен достаточно обширный арсенал способов, измерительных процедур для изучения и измерения уровня доверия к се­бе и к другим, что дает возможность более или менее целостно описать типы личностей с разным уровнем выраженности до­верия к себе и к другим.

В современной зарубежной психологии существуют два на­правления изучения межличностного доверия. Первое на­правление связано с изучением межличностного доверия и разбилось на основе интеракционизма, где межличностное общение рассматривается как обмен «приобретениями* и «по­терями», соотношение между которыми влияет на общение. В эффективном общении «приобретения» и «потери» должны справедливо распределяться, т.е. мера доверия друг к другу должна быть взаимной. Экспериментально обоснована идея, согласно которой, если «приобретения» не соответствуют «по­терям»,, индивид будет стремиться к прекращению взаимоот­ношений. В целом это направление исследований имеет дав­нюю традицию, начало которой было положено известной иг­рой «Дилемма узника» (см. вопр. 80). В американской социаль­ной психологии применение различных все усложняющихся игровых методов и составление их аналогов с помощью ком­пьютерного моделирования составляют одно из основных на­правлений исследования роли доверия в ситуациях обмена.

На основании полученных результатов известный исследо­ватель Т. Ямагиши пришел к выводу, что люди не в одинаковой степени склонны доверять друг другу в сходных ситуациях вза­имодействия, поэтому он предположил, что людей можно дифференцировать по тенденции к проявлению доверия на «низко доверяющих» и на «высоко доверяющих». Составлен­ный им широко известный опросник ориентирован на выяв­ление соответствующих тенденций у людей.

Второе направление исследований, которое полу­чило развитие в зарубежной психологии, связано с изучением межличностного доверия в межличностных отношениях и возникло как альтернативное первому направлению, так как именно в его недрах было обнаружено, что если в игровые ус­ловия попадают люди незнакомые, они проявляют тенденцию «высоко» или «низко» доверять партнеру, а знакомые, состоя­щие в дружеских, приятельских или Других отношениях, этой тенденции не проявляют. В рамках этого направления Дж. Роттером были разработаны шкалы, измеряющие меру доверия другим, с помощью которых оценивалась способность дове­рять другим в двусмысленных, новых или беспорядочных си­туациях. В 1992 г. В. Свэп разработал специальные шкалы для измерения особого межличностного доверия, которые вклю­чали фактор надежности, фактор эмоционального доверия и фактор общего доверия. В рамках этого направления исследо­ваний в 1993 г. Р. Левиски и Б. Банкером на основе использова­ния различных измерительных процедур была построена трехуровневая модель развития доверия в межличностных от­ношениях. Авторы пришли к выводу, что на каждом уровне форма доверия имеет свои отличия, а прочность (хрупкость) доверия зависит от стадии развития отношений.

В отечественной психологии изучение доверия в межлич­ностных отношениях и совместной деятельности пока не ста­ло традицией, однако некоторые исследователи разработали ряд методик и методических приемов, направленных на изу­чение Доверия и доверительного общения. Наибольшую изве­стность получила методика B.C. Сафонова «шкала уровня дове­рительного общения», в которой выделены четыре основных сферы внутреннего мира человека: 1) о себе в прошлом, насто­ящем и будущем; 2) особенности проведения свободного вре­мени; 3) особенности психологического климата в семье и взгляды на семейную жизнь; 4) особенности жизни коллектива и его отдельных членов. Каждый раздел методики состоит из девяти тем доверительного общения, расположенных по сте­пени углубления качества доверительности в общении, при­чем обсуждение одной и той же темы с разными лицами может предполагать разную степень самораскрытия: полное доверие, частичное доверие, практическое отсутствие доверия и пол­ное отсутствие доверия. С помощью методики Сафонова мож­но определить круг доверительного общения испытуемого, а также уровень доверительности с каждым из них. Эта методика является удобным инструментом, который можно исполь­зовать как в исследовательских, так и в диагностических целях. Итак, в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии накоплено достаточно данных, позволяющих со­ставить представление о качествах людей, чьи позиции спо­собствуют установлению прочных, глубоких отношений, а также тех, чьи позиции глубоко индивидуализированы, ориен­тированы только на самих себя и собственное благополучие. Имеется также набор измерительных инструментов, который можно использовать как в исследовательских, так и в диагнос­тических целях. Изучение и диагностика способности дове­рять себе и другим людям составляют важный участок работы в системе различных психологических служб и консультаций. Именно эти свойства личности часто являются причиной та­ких негативных и трудно переживаемых личностью состоя­ний, как одиночество, неуверенность, подозрительность, внут­ренняя конфликтность и некоторых других.

ЛИТЕРАТУРА

1.Сафонов В.С. О психологии доверительного общения // Проблема общения
в психологии. М., 1981. С. 264—272.

2.СКрипкина ТП. Доверие людей в процессе общения //Эмоциональные и по-
Энайательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 33—52.

3.Скрипкина ТП. Психолбгия Доверия. Ростов н/Д, 1997. С 40—50,194—209.


Наши рекомендации