Как разбивается самосознание и формируется личностная и социальная идентичность человека?
Самосознание представляет собой особую форму сознания человека, при которой он одновременно является его субъектом и объектом в отличие от предметного сознания, которое направлено на окружающие человека предметы и явления. Развитие самосознания происходит от простого и; сложному, и первое, что способен осознать в себе ребенок в возрасте до года, - это границы своего тела (до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). Это очень важное завоевание, поскольку тело для нас - это система координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, правую или левую стороны и т.д.; при утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и возникает чувство нереальности происходящего. Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в его лексикон входит местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности. После этого начинается длительный период развития самооценки. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих их. Здесь очень важно не нарушать баланс между положительными и отрицательными чертами в самооценках детей. Представления о себе у дошкольников весьма ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Эти факторы приводят к сопоставлению подростком разных мнений о себе. На их основе он начинает вырабатывать свое собственное мнение, при этом опираясь на свой интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные, Следующий этап связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках.
В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д. По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умст-венное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д. Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми, Поэтому наряду с отражением информации о самом себе самосознание выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте.
Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать представление о себе. Кто я такой? Этим вопросом человек озабочен на протяжении всей своей жизни. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции. Одним из первых психологов, кто заинтересовался проблемой личностного самоопределения, был Эрик Эриксон. Эта проблема была связана с его личными обстоятельствами. На протяжении всей жизни ему трудно было определять себя в социально-демографических терминах. По отцу датчанин, он воспитывался в семье отчима — немецкого еврея. Став психоаналитиком, но не имея при этом специального медицинского образования (он получил художественное образование), Эриксон всегда себя чувствовал неловко среди профессиональных психоаналитиков. Наконец, приход к власти фашистов заставил его переехать в США, где он с трудом привыкал к американским традициям и культуре.
По мнению Э. Эриксона, понятие идентичности занимает центральное место в осмыслении процесса собственного развития и включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем — к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т.д. «Оптимальное чувство идентичности переживается просто как благополучие.., чувствование себя «как дома» в собственном теле... «знание, куда идем», и внутренняя уверенность в последующем, признании ,со стороны других».
Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст, на который приходится установление мостика между ребенком, которым он являлся, и взрослым, которым он станет. Легкость обретения идентичности в большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя. В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах, проповедующих ислам) проблемы идентичности минимизированы, так как выбор будущего, образа жизни подростком маловариантен. Американское общество, наоборот, предоставляет подросткам большое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей и требует от них обретения идентичности по принципу «сделай себя сам», а не по принципу «делай, как я».
Дж. Марсиа на основании эмпирических исследований описал четыре варианта обретения идентичности у подростков: 1) диффузная идентичность, которая характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; 2) предрешенная идентичность, когда подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; 3) мораторий, когда подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; 4) реализованная идентичность — самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.
Р. Томэ провел исследование с помощью знаменитой методики «Кто Я?». Он наблюдал парижских подростков. Каждому испытуемому надо было 20 раз ответить на вопрос «Кто Я?». На основе полученных данных Р. Томэ выделил три измерения подростковой идентичности. Первое измерение включает две категории «состояние Я» и «активное Я». Состояние Я описывается через принадлежность к определенной категории людей, активное Я — через предпочитаемые виды деятельности и вкусы. Второе измерение идентичности строится на основе описания, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой стороны — личностных черт. Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и не одобряемых.
Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.
ЛИТЕРАТУРА
I. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30—90.
2. КонИ.С В поисках себя. М., 1984. С. 232—252,
3. КлеМ. Психология подростка: психосексуальное развитие. М, 1991. С. 133-157, .
4. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. С. 8 i — 1 Об.
5. ХьелпЛ., ЗигрерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 215—246.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 100— 15 2; 244—276