Как разбивается самосознание и формируется личностная и социальная идентичность человека?

Самосознание представляет собой особую форму сознания человека, при которой он одновременно является его субъек­том и объектом в отличие от предметного сознания, которое направлено на окружающие человека предметы и явления. Развитие самосознания происходит от простого и; сложному, и первое, что способен осознать в себе ребенок в возрасте до года, - это границы своего тела (до определенного момента ре­бенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощу­щений). Это очень важное завоевание, поскольку тело для нас - это система координат, относительно которой мы вос­принимаем верх, низ, правую или левую стороны и т.д.; при ут­рате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек ли­шается обычных ощущений) у него начинаются галлюцина­ции и возникает чувство нереальности происходящего. Следу­ющий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в его лексикон входит местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности. После этого начинается длитель­ный период развития самооценки. В дошкольном возрасте са­мооценки детей основаны на чужих мнениях, преимуществен­но родителей и воспитателей, постоянно оценивающих их. Здесь очень важно не нарушать баланс между положительными и отрицательными чертами в самооценках детей. Пред­ставления о себе у дошкольников весьма ситуативны, неустой­чивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышле­ние, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Эти факторы приводят к сопостав­лению подростком разных мнений о себе. На их основе он на­чинает вырабатывать свое собственное мнение, при этом опи­раясь на свой интеллект. Оценки становятся все более обоб­щенными, стабильными, наряду с аффективными компонен­тами появляются и рациональные, Следующий этап связан с развитием моральной самооценки, которая строится на ос­нове способности подростка к выяснению моральных сужде­ний о чужих и собственных поступках.

В результате развития самосознания у человека складыва­ется Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и орга­низма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существу­ют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д. По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умст-венное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д. Все эти образы служат регулятора­ми поведения человека и взаимодействия с другими людьми, Поэтому наряду с отражением информации о самом себе са­мосознание выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте.

Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать представление о себе. Кто я такой? Этим вопросом человек озабочен на протяжении всей своей жизни. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции. Одним из первых психологов, кто заинтересовался проблемой личностного самоопределения, был Эрик Эриксон. Эта проблема была связана с его личными обстоя­тельствами. На протяжении всей жизни ему трудно было опре­делять себя в социально-демографических терминах. По отцу датчанин, он воспитывался в семье отчима — немецкого еврея. Став психоаналитиком, но не имея при этом специального ме­дицинского образования (он получил художественное образование), Эриксон всегда себя чувствовал неловко среди про­фессиональных психоаналитиков. Наконец, приход к власти фашистов заставил его переехать в США, где он с трудом при­выкал к американским традициям и культуре.

По мнению Э. Эриксона, понятие идентичности занимает центральное место в осмыслении процесса собственного раз­вития и включает три основных аспекта. Во-первых, идентич­ность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождествен­ности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет чело­веку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповто­римости.

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит че­рез идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, ко­торым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он отно­сится, затем — к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представи­телями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т.д. «Оптимальное чувство идентичности переживается про­сто как благополучие.., чувствование себя «как дома» в собст­венном теле... «знание, куда идем», и внутренняя уверенность в последующем, признании ,со стороны других».

Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст, на который при­ходится установление мостика между ребенком, которым он являлся, и взрослым, которым он станет. Легкость обретения идентичности в большой степени зависит от общества, в кото­ром живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя. В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах, проповедующих ислам) проблемы идентичности минимизированы, так как выбор будущего, об­раза жизни подростком маловариантен. Американское обще­ство, наоборот, предоставляет подросткам большое разнооб­разие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей и требует от них обретения иден­тичности по принципу «сделай себя сам», а не по принципу «делай, как я».

Дж. Марсиа на основании эмпирических исследований описал четыре варианта обретения идентичности у подрост­ков: 1) диффузная идентичность, которая характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идео­логических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; 2) предрешенная идентичность, ког­да подросток делает выбор не в результате внутреннего кон­фликта, а под влиянием окружающих; 3) мораторий, когда подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; 4) реализованная идентичность — самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоя­тельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

Р. Томэ провел исследование с помощью знаменитой мето­дики «Кто Я?». Он наблюдал парижских подростков. Каждому испытуемому надо было 20 раз ответить на вопрос «Кто Я?». На основе полученных данных Р. Томэ выделил три измерения подростковой идентичности. Первое измерение включает две категории «состояние Я» и «активное Я». Состояние Я описыва­ется через принадлежность к определенной категории людей, активное Я — через предпочитаемые виды деятельности и вку­сы. Второе измерение идентичности строится на основе опи­сания, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой стороны — личностных черт. Третье измерение явля­ется наиболее оценочным и состоит из характеристик лично­сти, социально одобряемых и не одобряемых.

Таким образом, обретение личностной и социальной иден­тичности является магистральной линией развития самосо­знания каждого человека.

ЛИТЕРАТУРА

I. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30—90.

2. КонИ.С В поисках себя. М., 1984. С. 232—252,

3. КлеМ. Психология подростка: психосексуальное развитие. М, 1991. С. 133-157, .

4. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. С. 8 i — 1 Об.

5. ХьелпЛ., ЗигрерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 215—246.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 100— 15 2; 244—276


Наши рекомендации