Что такое способности и одаренность личности?
В кратком психологическом словаре способности определяются как «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности». Это определение содержит указание на их роль, но ничего не говорит об их природе и формах проявления в деятельности.
Основой для формирования способностей являются задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности строения индивида, особенно его центральной нервной системы. Они обусловлены генотипом, а также факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Так, для развития музыкальных способностей огромное значение имеют строение и функциональные характеристики слухового анализатора. При этом для пианиста еще также важно строение кистей рук, а для певицы строение голосовых связок и гортани. Задатки представляют собой лишь потенциальные возможности для развития способностей, но сами способности могут сформироваться только в процессе обучения соответствующей деятельности.
Всякое обучение деятельности начинается с овладения простыми операциями, и от того, насколько правильно было построено обучение, зависит развитие способностей.
Г. Вишневская в книге своих воспоминаний «Галина» рассказывает, что первый педагог неправильно поставил ей дыхание, в результате чего она перестала брать высокие ноты, и
только спустя годы другому педагогу удалось вернуть ей утраченные голосовые возможности, данные от природы. Следующий фактор, от которого зависит формирование способностей, — стремление человека к овладению деятельностью. Такой человек может часами заниматься любимым делом, не чувствуя усталости. Иногда склонность к определенному виду деятельности проявляется в раннем детстве и служит самым первым признаком способностей. Между мотивацией, способностью и успехом существуют отношения взаимовлияния. Высокая мотивация побуждает человека много трудиться над развитием способности, что приводит к успеху, который в свою очередь усиливает дальнейшую мотивацию.
Способности нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик личности. Более того, у людей, достигших высокого развития способности к какой-либо деятельности (художественной, научной, спортивной, политической и др.), вся жизнь оказывается посвященной этой деятельности.
Признаками наличия способностей к какому-нибудь виду деятельности являются следующие:
1) высокий темп обучения соответствующей деятельности;
2) широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях.
3) энергетическая экономность выполнения данной деятельности. В Ленинградском университете в 70-х гг. проводилось исследование студентов-психологов (при этом применялась специальная аппаратура), которое выявило следующее: студенты с высоким уровнем интеллекта при сдаче экзаменов затрачивают меньше энергии, чем студенты со средним уровнем интеллекта. Психологи даже придумали специальный термин — «цена интеллектуального напряжения»;
4) индивидуальное своеобразие выполнения деятельности. Каждый мастер своего дела всегда имеет свою манеру исполнения, свой неповторимый стиль. Можно его имитировать, но полностью перенять невозможно, поскольку стиль работы связан с индивидуальностью мастера;
5) высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам жизни.
В психологии принято выделять общие и специальные способности. Под общими способностями понимают такие свойства индивида и личности, которые влияют на успешность выполнения многих видов деятельности. Примером таких способностей служит интеллект человека, который позволяет ему адаптироваться к широкому кругу ситуаций. Специальные способности связаны со свойствами индивида и личности, имеющими отношение к конкретному виду деятельности (музыкальные, математические, спортивные и т.д.). Развитие тех и других способностей происходит у конкретного человека в неразрывном единстве, обеспечивая успешность во многих видах деятельности. Этим объясняется тот факт, что часто люди проявляют способности в далеких друг от друга сферах деятельности. Композитор А.П. Бородин был одновременно химиком, Леонардо да Винчи — художником, архитектором и механиком, М.В. Ломоносов занимался химией, физикой, математикой, грамматикой, риторикой, историей и сочинял стихи.
Одной из первых работ, посвященных проблеме одаренности, была статья Б.М. Теплова «Способности и одаренность», опубликованная им в 1941 г. Здесь он высказал основные идеи, необходимые для понимания этого сложного образования. Теплое решительно выступал против количественного подхода к оценке одаренности, при котором речь идет о большей или меньшей одаренности того или другого человека. Он считал, что разные люди имеют различную одаренность. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а другой — в другой, а в том, что у них разная структура способностей, разная техника исполнения и т,д. С.Л. .Рубинштейн, разделяя эту точку зрения, отмечал, что одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. По его мнению, общая одаренность и специальные способности как бы взаимопроникают друг в друга, составляя две части единого целого, Способности формируются в процессе развития, и наряду с этим происходит специализация одаренности. У одних людей одаренность проявляется только в их профессиональной сфере, у других охватывает несколько сфер, третьи демонстрируют еще большую широту своих способностей. Но одаренность всегда ограничена и не может охватывать все виды деятельности.
Особенно высокие уровни одаренности принято называть талантом и гениальностью. «Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто, гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое». В работе М.А. Холодной на основе анализа типов интеллектуальной одаренности выделены шесть типов людей, которые оцениваются как интеллектуально одаренные: 1) «сообразительные» — те, кто имеют высокие значения при тестировании общего интеллекта (IQ больше 135—140 баллов); 2) «блестящие ученики» — лица с высокими показателями академической успешности; 3) «креативы» — лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей; 4) «компетентные» — лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности; имеющие большой опыт работы; 5) «талантливые» — лица с экстра* ординарными интеллектуальными достижениями; 6) «мудрые» — лица с экстраординарными способностями к оценке и предсказаниям событий обыденной жизни людей. Оценивая эти категории людей на основе эмпирических данных об их жизненных успехах, М.А. Холодная приходит к выводу, что только последние три категории демонстрируют истинную интеллектуальную одаренность, поскольку они приводят к успеху в реальной жизни.
Таким образом, каждый человек чем-то одарен, и его задача состоит в том, чтобы выявить ту сферу деятельности, в которой его способности и одаренность максимально разовьются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружинин ВН. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. С. 4—33; 110-175.
2. Краткий психологический словарь. М., 1995. С. 389.
3. ЛейтесН.С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии. 1988. №4. С. 98—107.
4.ПлатоновКК. Проблема способностей. М., 1972. С. 7—14; 84—95; 122—136.
5.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989. С. 122—146.
6.Теплое БМ. Способности и одаренность // Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.С. 15— 41.
7.Холодная МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997, С. 243-273.