Основной источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1. Манипулирование детьми: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
3. Межличностные отношения детей в группе.
4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
11. Неблагоприятные погодные условия.
12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения.В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4.Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и тому подобное.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
- в повышенной тревожности;
Следует отметать, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие - то из них. Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей. Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости и уверенности.
В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют « застенчивыми», а в психологической и медицинской практике относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом. Потрет тревожного ребенка выглядит так: Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается с детьми группы и неловко садится на краешек ближайшего стула. Он как бы ожидает неприятностей. Таких детей в детском саду немало и воспитателю работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями « проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и аггресивные всегда на виду, как на ладони, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство; причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки таких детей низок, они и впрямь думают, что хуже других буквально во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, ободрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное, поверхностное дыхание и другие. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и в этом им, как правило, удается. Дети - невидимки не дерутся ( опасаются и умело избегают конфликтов), не носятся сломя голову на прогулке ( не хотят попасть в поле зрения воспитателя и выслушивать его замечания), не отбирают у других игрушек( они и друзей то имеют мало, и обычно таких же тихих и бесконфликтных, да и играть предпочитают в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии и тем самым опять-таки оставаться для него невидимками, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступить на утреннике, иначе чем в хоре или общем танце - солировать они не хотят. Да им никто этого и не предлагает: есть более активные и заметные дети. Так они и растут - вроде бы в группе и в то же время не попадая на первый план. И только когда до доходит до подготовки к школе, у них возникает масса проблем: они не могут самостоятельно и по своей инициативе переспросить, если им что-то непонятно; стесняются отвечать, впадают в панику при любой смене обстановки ( например, во время собеседования при приемке в школу или при появлении нового педагога-специалиста в детском саду; а уж что с ним творится, если предстоит медосмотр!). К этому времени становление специфических психологических и характерологических качеств уже произошло, и изменить что-то достаточно сложно. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не сформировались окончательно, а дети не овладели умениями оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога детского сада в тесном контакте с психологом и родителями может дать значительный положительный эффект. Первые признаки потенциальной тревожности заметны уже у младенца и лежат в особенностях его нервной системы. Среди тревожных детей преобладают дети с чувствительной нервной системой, робкие, остро реагирующие на любое изменение привычной обстановки. Они с самого раннего возраста резко реагируют на любой шум за окном, яркий свет или, наоборот, темноту, изменение температуры или влажности воздуха, складки на белье. Обычный ребенок этого просто не заметит, а потенциально тревожный отреагирует резким вздрагиванием, длительным плачем. Достаточно рано у таких детей начинают проявляться настороженность и пугливость по отношению к малознакомым, « чужим», людям и одновременно усиливается привязанность к матери: ребенок чувствует себя комфортно только у нее на руках или рядом с ней, а стоит ей чуть отдалится – начинает беспокоится и кричать. Если ребенку уже в период младенчества предоставить возможность для активной самостоятельности, ознакомления с окружающим, свободного перемещения в пространстве под присмотром взрослого, то первичные проявления тревожности могут сгладится и дальше не развиваться. В ясельной или первой младшей группе жизнь тревожного ребенка надо организовать так, чтобы он не страдал сам и не мешал остальным детям, заражая их своей тревогой, но сделать это очень трудно. Если же вдобавок в семье или в детском саду неправильно организован период адаптации, то ситуация еще больше осложняется. И уже в это время ( на втором-третьем году жизни) отчетливо проявляются качества, по которым видно, будет ли ребенок тревожным и надо ли принимать какие-то специальные меры. Об этом можно говорить, если адаптационный период неправомерно растягивается, если ребенок оче6нь много плачет в течении дня ( а не только в момент расставания с родителями), отказывается от общения с педагогами или другими детьми, не умеет и не хочет вместе играть или хотя бы рассматривать игрушки либо, наоборот, постоянно приклеен к воспитателю( держится за его одежду, боится от него отойти). Это дает основания думать о формирующейся тревожности и необходимости специальной коррекционной работы с таким ребенком уже в первой младшей группе. Разумеется, не все дети, плохо адаптирующиеся к условиям детского сада, являются по-настоящему тревожными. У многих эти проявления постепенно сглаживаются, их поведение и самочувствие приходят в норму. Однако сочетание нескольких признаков тревожности, долгая и тяжелая адаптация и дефекты семейного воспитания ( по авторитарному, формальному, тревожно-мнительному типу) свидетельствуют о высокой степени тревожности как личностного качества, что дезорганизует поведение и деятельность ребенка, ведет к нарушению общения, появлению робости, безынициативности. Тревожность как устойчивая психологическая особенность может проявляться у ребенка очень рано и к младшему дошкольному возрасту уже заметно определяет его поведение. В результате бесед с родителями и анализе медицинских карт можно выделить « группу риска» - детей, у которых это качество отмечается и может в дальнейшем прогрессировать. К «группе риска» относятся: - дети, перенесшие родовую травму, сопровождающуюся гипоксией 1-2 степени, состоявшие на учете у невропатолога в течении первого года жизни с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция; - дети из неполных семей с наследственными проявлениями алкоголизма,
наркомании, психических заболеваний;
- дети из семей с сугубо авторитарным, жестким стилем воспитания; - дети матерей, которым свойственна повышенная тревожность( из семей с гиперопекающим стилем воспитания).
В самом начале знакомства с детьми и их родителями педагог ( а по возможности и психолог) должен обратить внимание на любые сигналы о неблагополучной организации семейного воспитания, определить его стиль.
Характерны разные типы семейного воспитании:
-При « формальном подходе к воспитанию» мать ограничивается только обеспечением витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка: кормит, поит, следит, чтобы он был одет по погоде. Эмоционального контакта с ребенком нет, он раздражает мать, не доставляя ей радости. Таких детей рано приводят и последними забирают из детского сада. Вопросов педагогу у матерей такого типа обычно не возникает, они избегают общения с воспитателем -не интересуются жизнью ребенка, не рассматривают его поделки на выставке детских работ, не слушают рассказа воспитателя и самого ребенка о том, как прошел день, могут не прийти на праздничный утренник и тому подобное. Отсутствие эмоционального контакта с матерью приводит к постоянному стрессу у ребенка. Его стремление получить у матери поддержку неизбежно наталкивается на ее холодность и не получает уверенность в том, что он все делает правильно, что он хороший, что его любят. Это крайне не благополучная ситуация для развития ребенка: он рано начинает чувствовать свою ненужность, у него формируются очень низкая самооценка, растет внутренняя напряженность. Сильные дети становятся агрессивными или демонстративными, стараясь любыми средствами привлечь к себе внимание окружающих; остальные (а их гораздо больше) становятся все более тревожными, замкнутыми, неуверенными, пассивными( поскольку опасаются сделать что-нибудь не так), неохотно идут на контакт с другими детьми и взрослыми; тем более, что у них мал опыт общения – мама с ним почти не общается. При « авторитарном стиле воспитания» в семье мать и остальные взрослые тоже эмоционально отдалены от ребенка. Они организуют жизнь в соответствии с твердыми нормами и правилами, без учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Он воспитывается в обстановке сплошных запретов, обязан точно и немедленно выполнять приказы взрослых. Не поощряется никакая инициатива, почти отсутствуют похвалы, зато часто применяются наказания. Не видя от матери поддержки и одобрения, ребенок теряет уверенность в собственных силах и становится либо агрессивным негативистом (реже), либо тревожным, забитым неуверенным существо. Вступая в контакт с воспитателем группы, авторитарные матери проявляют односторонний интерес к жизни своего ребенка в детском саду. Бросаются в глаза их строгость, отсутствие похвал, улыбок, доброжелательных прикосновений к ребенку, бесчисленные замечания и обещания наказаний. Для таких родителей характерны вопросы типа « Ну, что он сегодня натворил?»Дралась небось» и просьбы : « Вы с ним построже! Его распускать нельзя.» Они критически относятся к поделкам и рисункам ребенка( « Вечно у тебя все криво!»),выражают сомнение в его возможностях ( « куда ему при всех стихи читать- у него же каша во рту»). Стремление занизить самооценку ребенка, хотя бы и неосознанное, типично для авторитарных родителей, а закономерным результатом такого отношения становится резко заниженная самооценка, неуверенность в себе.
« Гиперопекающий стиль воспитания» обычно объясняется крайне неуверенным, тревожным характером матери. Именно она определяет микроклимат в семье, проецируя свои личностные особенности на ребенка. Это очень частый источник проявления тревожности у дошкольника : он просто копирует поведение и отношение к жизни самого близкого человека- матери.Такая мама постоянно тревожится за ребенка, пытается оградить от всех, даже минимальных трудностей и вполне посильных задач; резко ограничивает круг его общения из-за собственных, часто преувеличенных страхов ( вдруг ее ребенок заразится от сверстников, его обидят, отнимут игрушку и так далее). В отличии от « формальных» и авторитарных матерей она непрерывно находится в теснейшем контакте с ребенком, воспринимает малейшие оттенки его настроения и одновременно постоянно заражает его своими тревогами. Пытаясь все сделать за него, она мешает развитию его самостоятельности. У ребенка формируется твердое убеждение в том. что без мамы он совершенно беспомощен, ничего не может сделать сам, без нее ему постоянно что-нибудь угрожает. При ослаблении привычной эмоциональной подпитки такие дети ощущают резкий дискомфорт и неуверенность. Они крайне тяжело адаптируются к детскому саду, в частности, из-за недостатка опыта общения со сверстниками, неумения объяснить свои потребности и переживания( мама –то понимала все без слов!) Родители такого типа активно контактируют с педагогом, психологом и другими специалистами детского сада. В младшей группе они настаивают на максимальной помощи ребенку в одевании, кормлении, гигиенических процедурах: они считают, что ребенок еще слишком маленький, ему надо помогать( подразумевается - делать за него). Более старших детей они, с одной стороны, убеждают : « ты уже большой, ты должен уметь…», а с другой - порываются все делать за них, даже то, что они уже умеют. Они часто обращаются с претензиями к воспитателю в случае конфликтов их детей с другими детьми группы или с педагогом. Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе фантазия – замечательное качество, присущее детям, позволяющее человеку выходить за пределы действительности, строить свой внутренний мир. Однако, фантазия не должна быть полностью оторвана от реальности, между ними должна быть постоянная взаимосвязь. Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Если в жизни ребенок не общительный, у него мало друзей, то в мечтах он является лидером детской компании и совершает героические поступки, вызывающие у всех восхищение. Собственно говоря, реальное и фантазийное у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы воспринимается, как тяжелый сон. Изучая детский возраст, Эрик Берн пришел к выводу, что есть тревожные дети, которые приходят к простому умозаключению, – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Поэтому агрессивное поведение часто бывает формой сокрытия личной тревожности. Тревожность иногда очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид – лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы.
Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, позволяют представить причины развития тревожности у детей следующим образом: Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Как выявить тревожного ребенка? Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает тревожностью. Однако прежде чем делать выводы необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности( в том числе на прогулке), в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей заполнить опросник. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположения педагога. С целью выявления тревожного ребенка используют критерии, предложенные зарубежными и российскими учеными:
1) П. Байкер и М. Алворд определяют тревожность ребенка по следующим признакам:
- постоянное беспокойство; - трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-либо; - мышечное напряжение( например в области лица, шеи); - раздражительность;
- нарушение сна.
2) Г.П. Лаврентьева и Т.М. Татаренко ( 1992г) использовали следующие критерии определяющие степени тревожности ребенка:
- не может долго работать, не уставая;
- не может сосредоточится не чем-то;
- любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения задания очень напряжен, скован ;
- смущается чаще других;
- часто говорит о напряженных ситуациях;
- как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
- жалуется на то, что ему снятся страшные сны;
- руки у него обычно холодные и влажные ;
- нередко бывает расстройство стула;
-сильно потеет, кода волнуется;
- спит беспокойно, засыпает с трудом;
- пуглив, многое вызывает страх;
- обычно беспокоен, легко расстраивается;
- часто не может сдержать слезы;
- плохо переносит ожидание ;
\- не любит браться за новое дело;
- не уверен в себе, в своих силах;
- боится сталкиваться с трудностями.
Дошкольники часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить: в возрасте двух- трех лет это допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной к школе группе постоянно плачет при расставании с родителями, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду их появления, на это следует обратить особое внимание. Наличие страха разлуки можно определить по критериям, предложенным П. Бейкером и М. Алвордом : - повторяющееся от раза к разу чрезмерное расстройство, печаль при расставании; - постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо; - постоянное чрезмерное беспокойство о том, что какое-либо событие приведет к его разлуке с семьей;
- постоянный отказ идти в детский сад;
- постоянный страх остаться одному;
- постоянный страх засыпать одному;
- постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается
До настоящего времени определенная точка зрения на причины возниконовениятревожности еще не выроботана, но большинство ученых считают: в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношениях. Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения с детьми взрослых, особенно родителей. Анализируя проблему детской тревожности, Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают: тревожность развивается следствии наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван разными причинами. В их числе:
1. Противоречивые требования, предъявляемые родителями и детским садом. Например, родители не пускают ребенка в детский сад из-за плохого самочувствия, а воспитатель требует регулярного посещения, отчитывает ребенка за пропуск занятий в присутствии других детей и указывает на плохую подготовку ребенка к школе.
2. Неадекватные требования взрослых ( чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть послушным, ответственным, вежливым, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь плохо ведет себя в детском саду, не умеет играть в коллективе, обижает других детей и не является самым лучшим ребенком группы.
3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель говорит ребенку: « Если ты расскажешь, кто себя плохо вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты оскорбляешь детей». Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после семи лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо « неблаговидный» поступок, девочки переживают из-за того, что мама или педагог плохо о них подумает, а подружки откажутся играть с ними. В той же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники. Необходимо отметить, что через шесть недель после начала учебного года у младших школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в отдыхе продолжительностью семь- десять дней. Это связанно с кризисным периодом развития, со сменой деятельности. Если в дошкольном возрасте у ребенка ведущим является игровая деятельность, то в младшем школьном возрасте таковой является учеба. Тревожность ребенка во многом зависит и от уровня тревожности окружающих его взрослых: высокая тревожность педагога или родителя передается ему; в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. При этом после развода родителей, когда, казалось бы, скандалы в семье закончились, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе « достойной» школы, « перспективного» учителя. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медиков-специалистов.
Тревога возникает в душе ребенка, когда есть препятствие для реализации его важнейших потребностей: - в физическом существовании ( пище, воде, свободе от физической угрозы и так далее); - в близости, привязанности к человеку или группе людей;
- в независимости, самостоятельности, признании права на собственное « Я»; - в самореализации.
Проблема тревожности встает сейчас остро еще и потому, что в современной жизни самостоятельное развитие ребенка вытесняется, становится все более заданным, организованным со стороны взрослых. В результате некоторые дошкольные учреждения превратились в место, далеко от реальных и индивидуальных потребностей его питомцев. Но ведь детский сад- это не столько место реализации программы воспитания и обучения, сколько естественное жизненное пространство, где дети учатся строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Пространственная среда определяет границы деятельности ребенка, детерминирует его содержание. В этой связи важной проблемой является раскрытие возможностей положительного влияния пространственной среды на эмоциональное благополучие детей. Правильная организация жизненного пространства в группах позволит создавать среду, вызывающую у детей уверенность, благоприятное эмоциональное состояние и, следовательно, снизит возможность возникновения тревожности. Причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Тревожность следует отличать от тревоги: тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием.Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или пересказыванием сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех- же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях ( при ответах на занятии, общении с незнакомыми взрослыми и так далее), то следует говорить о тревожности. Тревожность не связанна с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же он боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха, например страха темноты, замкнутого пространства. Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит. Если у ребенка появляются страхи – непременный спутник тревожности, - то могут развиваться невротические черты. К. Изард объясняет различие между терминами « страх» « тревога» таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них. Каждому ребенку присущи какие-то страхи, однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Дети принимают большую часть информации невербально, ориентируясь на язык органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой в этом возрасте информации не осознается и остается ( иногда на всю жизнь) на бессознательном уровне. Вот почему множество страхов, проявившихся в одночасье в детстве, мы храним годами. И став взрослыми, делимся друг с другом своими переживаниями, забывая, что рядом дети, которые чутко улавливают нашу тревожность, напряженность, конфликты…. « Страх» - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» ( А.Спиваковская).
Страх – «первая производная» тревоги. Его преимущество в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое-то свободное пространство. Если, например, ребенок боится собак, то может гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. Различают возрастные и невротические страхи.
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития.
Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов ( обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а так же недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов. Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера личности ребенка. Детский невроз страха имеет разнообразные проявления, в частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих. Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз. Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный.
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого или ребенка обстановке. Если на малыша напала злая овчарка, ничего странного нет в том, что он стал бояться всех собак. И такой страх легко поддается психологической коррекции.
Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера. Он является отражением не внешних, а внутренних событий, жизни души. Большинство имеют фундаментальную основу: они обязательно проявляются у каждого ребенка по мере взросления, хотя и в разной степени. Их часто именуют «тревогами развития». Поначалу младенец полностью ассоциирует себя с мамой, считает ее частью себя, но около семи месяцев он начинает понимать: мама ему не принадлежит, она - часть большого мира, в котором есть и другие люди. И в этот момент приходит страх посторонних. Встречаясь с новыми для ребенка людьми, маме нужно помнить о тревогах чада и не настаивать, если малыш отказывается общаться с гостями. Свое отношение к ним он выстраивает на основании наблюдений за матерью: если она рада встрече, младенец постепенно поймет, что это «свои» Так же страхи можно условно разделить на врожденные и приобретенные.
Врожденные( или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После трех лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легко внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: резкого звука, игрушки. И даже если взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его ситуацию, можно ожидать, что спустя несколько дней или даже недель у него все же проявятся страхи. Дети шести – семи лет нередко начинают бояться смерти- свой или близких. Ребенок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия- грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой существования