Схема методического сценария учебного семинарского занятия

(по В.Я. Ляудис)

  1. Тема занятия. Обоснование выбора темы.

1) определение места и значения темы в программе курса (указать учебную дисциплину психологии);

2) цель занятия и его задачи (познавательные, воспитательные, методические)

3) отбор библиографии по теме (составить список литературы для преподавателя; составить список рекомендуемой литературы для студентов и обосновать выбор с учетом объема чтения, сложности текстов и т.п.)

  1. Форма организации семинара.

1) обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории;

2) программа предварительной ориентировки студентов:

- в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе;

- в критериях оценки познавательной активности студенческой аудитории;

- в распределении ролей участников обсуждения;

- в требованиях к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

3. План и конспект хода занятия.

1) программа содержания занятия:

- основные разделы темы (план);

- основные задачи каждого раздела темы;

- фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2) конспект содержания разделов программы:

- список контрольных вопросов по теме;

- этапы занятия, формы взаимодействия и сотрудничества преподавателя обучающимися;

- выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения;

- выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения;

- приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3) резюме обсуждения темы (подведение итогов) на семинарском занятии;

4) определение задания на следующее занятие (тема, контрольные вопросы, литература).

4. Методологический инструментарий преподавателя.

1) наглядность (схемы на доске, готовые схемы, таблицы, графики и т.п.);

2) дополнительный материал преподавателя (цитаты, иллюстрирующие примеры, «психологические задачки», раздаточный материал и др.)

3) психологические приемы привлечения внимания и активизации мышления студентов (перечислить, обосновать необходимость и место их применения).

Схема методического сценария учебной лекции

(по В.Я. Ляудис)

1.Тема лекции. Обоснование выбора.

1) определение места и значения темы в системе целого курса (указать дисциплину психологии и обозначить место выбранной темы);

2) цель занятия и его задачи (познавательные, воспитательные, методические)

3) отбор библиографии по теме (составить список литературы для преподавателя и список учебных пособий для студентов)

2.Форма организации лекции

1) аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей)

2) цель лекции (замысел, основная идея лекции, объединяющая все предметное содержание);

3) основные понятия (ключевые слова), которые необходимо освоить на лекции;

4) задачи лекции, реализующие основной замысел:

- состав педагогических задач (дидактические, воспитательные, развивающие)

- характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные и др.)

- эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

3. Организация взаимодействия на лекции.

1) вид лекции (монологическое высказывание, монолог с элементами эвристической беседы, монолог с применением ТСО, эвристическая беседа, проблемная лекция и т.п.)

2) тип взаимодействия, избираемый преподавателем для реализации замысла (трансляция, общение, коммуникация) и его обоснование;

3) организация обратной связи на лекции (обоснование, варианты);

4) обоснование необходимости групповой работы студентов на лекции.

4. Содержание лекции.

1) план лекции;

2) тезисы лекции (краткий конспект содержания);

3) структурно-логическая схема, отражающая логические связи и существенные характеристики основных понятий и закономерностей по учебной теме.

5. Методический инструментарий преподавателя.

1) наглядность (схемы, которые нужно отобразить на доске по ходу изложения содержания; готовые схемы, таблицы, графики и т.п.)

2) дополнительный материал преподавателя (цитаты, иллюстрирующие примеры, «психологические задачки» и др.)

3) психологические приемы активизации внимания слушателей (перечислить, обосновать необходимость и место их применения).

Задание 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

СТУДЕНТОВ

Цель: приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов-психологов.

1. Написать 1 рецензию на курсовую работу по психологии, опираясь на образец рецензии на курсовую работу.

Форма отчетности

1. Одна рецензия на курсовую работу по психологии.

Образец рецензии на курсовую работу

Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГУОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ   РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу студента _______ курса ____________ формы обучения _____________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) по теме «__________________________________________________________________» Типовой план рецензии · оценка уровня обоснования студентом актуальности темы, ее научной новизны, практической значимости; · полнота и четкость введения; · грамотность формулировки объекта, предмета, гипотезы исследования; · обоснованность положений, выносимых на защиту; · используемый категориальный аппарат, раскрытие теоретических подходов; · полнота охвата научной литературы – классической и новой; · анализ соответствия содержания поставленным целям и задачам; · новизна предложенных методов в решении поставленных задач; · системность в описании методик, их соответствие заявленным целям; · представление результатов экспериментальной или эмпирической части работы; · последовательность, логичность, ясность изложения материала; · точность и полнота выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе; · использование новейших достижений в области педагогической и психологических наук; · соответствие стандартам оформления работы; · анализ представленных материалов, с точки зрения использования его в практике; · качество использованных литературных источников; · отметить наиболее существенные недостатки и дискуссионные моменты; · рекомендации по исправлению указанных недостатков, которые могут относиться как в целом к работе, так и к отдельным ее частям и отделам.   Вывод:курсовая работа______________________ (ФИО студента) по теме «_____________________________________________________» соответствует (не соответствует) основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам и заслуживает (не заслуживает) положительной (высокой) оценки.   Рецензент ______________ ______________________ (подпись) (ФИО, ученая степень, звание) «__________»______________200__ г.  

При написании рецензии помнить об этике рецензента, а именно необходимо:

· знать научное направление, в рамках которого выполнена работа;

· делать пометки, проверять даты, имена и цифры во время чтения исследовательской работы;

· придерживаться делового, доброжелательного и позитивного стиля изложения, помнить о том, что категоричность высказываний не допускается;

· не навязывать в рецензии свое мнение и вкусы;

· помнить о том, что оценка степени проработанности автором темы не зависит от личных отношений;

· отразить научную позицию ее автора.

ЗАДАНИЕ 4. РАЗРАБОТКА/ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Цель: сформировать умение разрабатывать программы новой учебной дисциплины по психологии.

Программа выполнения задания

1. Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебными планами по направлению подготовки:

· 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр»), учебными планами по магистерским программам «Социальная психология», «Психолого-педагогическое образование»;

2. Разработать/обновить рабочие программы одной учебной дисциплины по психологии в соответствии с предлагаемым образцом.

Форма отчетности

1. Учебная программа по психологической дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами по направлению 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр») или ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ с целью обеспечения профессиональной подготовки психологических кадров.

заключение

Наши рекомендации