Тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми

/. Контрольные вопросы

1-й вопрос. Дайте определение понятию «общение».

Ответ. Общение — сложный многоплановый процесс установ­ления и развития контактов между людьми, порождаемый потреб­ностями в совместной деятельности и включающий обмен инфор­мацией, взаимодействие и понимание другого человека.

2-й вопрос. Почему общение носит субъект-субъектный харак­тер?

Ответ. Потому что каждый участник активен. Активность вы­ражается в том, как инициативно человек воздействует на партне­ра и что воспринимает в его действиях другая сторона.

3-й вопрос. Перечислите потребности в общении.

Ответ. Потребности в престиже, доминировании, аффилиации, безопасности, покровительстве, познании, красоте, быть индиви­дуальностью.

4-й вопрос. Какие предпосылки общения существуют?

Ответ. Установка, настроение, восприятие общающимися друг друга и взаимопонимание участниками общения.

5-й вопрос. Что выражает установка на общение?

Ответ. Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта общения к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.

6-й вопрос. Назовите виды барьеров общения.

Ответ. Психологические барьеры установки, индивидуальных особенностей характера, техники общения.

7-й вопрос. Перечислите негативные реакции общения.

Ответ. Реакции самодовольства, злорадства, экспансии и за­хвата, амбиции, агрессии, присвоения, безразличия; эффект цеп­ной реакции.

8-й вопрос. Назовите характеристики активного слушателя.

Ответ. Пытливый ум и «открытое сердце»; умение улавливать новые мысли и идеи, соотнося услышанное с уже известным; спо­собность сосредоточиваться и слушать «всем своим существом»;

умение «слушать сердцем», без предубеждений, не осуждая гово­рящего; осознание процесса, сознательный отказ слепо следовать за толпой; умение осознанно воспринимать происходящее и оце­нивать возможности развития ситуации, способность не упускать важные детали; направленность на восприятие новых идей, мето­дов и способов, улавливание сути; способность быть начеку, под­черкивая, проясняя, соглашаясь или дополняя — ведь нет в мире двух людей, которые бы слушали одинаково; склонность к интро­спекции, способность и стремление к критической проверке, по­ниманию и трансформации своих собственных ценностей, психо­логических установок и отношения к самому себе и другим людям; сосредоточенность на идеях и замыслах говорящего с помощью своих ощущений, чувств и интуиции.

9-й вопрос. Перечислите фильтры, влияющие на процесс слу­шания.

Ответ. Воспоминания, ценности, интересы, сильные чувства, предрасположения, образы прошлого и будущего, предрассудки, убеждения, ожидания, установки, прошлый опыт, окружение.

10-й вопрос. В чем состоит суть эмоционального и интеллекту­ального уровней понимания говорящего во время слушания?

Ответ. Эмоциональный — собеседник уверен, что до вас до­шли его переживания; интеллектуальный — партнер чувствует, что вы осознаете, о чем он говорит.

11-й вопрос. Определите уровни общения.

Ответ. Конвенциальный, примитивный, манипулятивный, стан­дартизированный, игровой, духовный.

12-й вопрос. Выделите стороны общения.

Ответ. Интерактивная, перцептивная, коммуникативная.

13-й вопрос. Дайте характеристику интерактивной стороне об­щения.

Ответ. Интерактивное общение выражается в характеристике тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием лю­дей в процессе непосредственной совместной деятельности.

14-й вопрос. Охарактеризуйте коммуникативную сторону об­щения.

Ответ. Коммуникативная сторона общения выражается в об­мене информацией, ее понимании. Каждый человек передает сво­ему партнеру по общению определенное сообщение и, в свою оче­редь, воспринимает от него некую сумму информации. Благодаря этому можно строить прогнозы, предвидеть результаты, планиро­вать дальнейшую деятельность.

15-й вопрос. Дайте определение понятию «стили общения».

Ответ. Стили общения — это типичная система воздействия

на других.

16-й вопрос. Что такое межличностные отношения?

Ответ. Это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных вли­яний партнеров в ходе совместной деятельности и общения.

тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru 17-й вопрос. Назовите виды взаимодействия.

Ответ. Кооперация, конкуренция.

18-й вопрос. Выделите каналы восприятия.

Ответ. Визуальный (зрение), аудиальный (слух), кинестетиче­ский (чувства).

19-й вопрос. Выделите ошибки восприятия.

Ответ. 1. Элементы внешности связываются с конкретной чер­той характера человека. 2. Партнеру приписываются качества в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. 3. Собеседнику присваиваются качества другого человека, внешне похожего на него. 4. Человеку приписываются качества того соци­ального типа, к которому он может быть отнесен на основе внеш­них данных.

Вопросы для коллоквиума

1. Раскройте понятие «межличностное взаимодействие».

2. Определите типы взаимоотношений между людьми в об­
щении.

3. Какие четыре ситуации влияют на активность человека в об­
щении?

4. Кто может выступать в качестве объекта общения?

5. Каковы характеристики позитивного настроения в ситуации
общения?

6. Назовите правила восприятия человеком себя и других в об­
щении.

7. Раскройте основное содержание кооперации как вида взаи­
модействий людей в общении.

8. Как проявляется конкуренция?

9. Перечислите советы по искусству оказывать внимание.

10. Выделите основную особенность перцептивной стороны об­
щения.

3. Практические задания

1. Начертите схему классификации знаков внимания.

2. Составьте схему всех известных вам классификаций функ­
ций общения. Укажите взаимосвязь между ними.

3. Разработайте таблицу сравнительных характеристик стилей
общения.

4. Изобразите в рисунке ваше представление о типах слуша­
телей.

5. Подберите литературные примеры и на их основе разрабо­
тайте ролевые ситуации видов общения для обыгрывания на тре­
нинге.

4. Тестовые задания

1. Инструкция. Обведите кружком номер того ответа, который раскрывает следующую характеристику уровня слушания: «Люди остаются как бы на поверхности общения, не понимают всей глу­бины сказанного, пытаются услышать, что говорит собеседник, ноне предпринимают попыток понять его намерения».

1. Слушание-переживание.

2. Слушание с временным отключением.

3. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем.
Ответ: 3.

2. Инструкция. В основе какой из предложенных классифика­ций функций общения лежит принцип целевых ориентиров в об­щении? Обведите кружком номер данной классификации.

1. Инструментальная, синдикативная, трансляционная, самовы­
ражения.

2. Контактная, информационная, побудительная, координаци­
онная, понимания, установления отношений, амотивная, оказания
влияния.

3. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуни-
кативная, аффективно-коммуникативная.

Ответ: 2.

3. Инструкция. Установите соответствия между типами взаимо­влияний и предложенными характеристиками. Поставьте в квадра­тах номер типа взаимовлияний.

1. Взаимное об­ легчение. 2. Взаимное за­ труднение.

Взаимодействие способствует по­вышению эффективности действий одного из партнеров.

Действия партнеров по общению становятся результативными благо­даря благотворному влиянию друг на друга.

3. Односторон­ нее облегчение. 4. Односторон­ нее затруднение. 5. Ассиметрич- ное облегчение.

Для одного из партнеров наме­ренно или непреднамеренно созда­ются помехи.

Действия партнеров не влияют на степень эффективности действий друг друга.

Один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситу­ации общения облегчает действия другого.

6. Независи­мость.

Взаимодействие неэффективно, действия партнеров затрудняют до­стижение результатов общения.

тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru тема 1. общение как процесс установления и развития контактов между людьми - student2.ru Ответы:

1. Взаимное облегчение: действия партнеров по общению стано­
вятся результативными благодаря благотворному влиянию друг на
друга.

2. Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, дейст­
вия партнеров затрудняют достижение результатов общения.

3. Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует повы­
шению эффективности действий одного из партнеров.

4. Одностороннее затруднение: для одного из партнеров наме­
ренно или непреднамеренно создаются помехи.

5. Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает за­
труднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия
другого.

6. Независимость: действия партнеров не влияют на степень эф­
фективности действий друг друга.

4. Инструкция. Дано описание продуктивного способа слуша­
ния. Определите какого. Ответ обведите кружком.

«Делается попытка вывести логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного».

1. Перефразирование.

2. Резюмирование.

3. Развитие идеи.
Ответ: 3.

5. Инструкция. Основу какого шага понимания составляет тех­
ника вопросов? Обведите кружком правильный ответ.

1. Выражение благорасположенности.

2. Возврат к сказанному.

3. Прояснение.

4. Подведение итогов услышанного.
Ответ: 3.

6. Инструкция. Ниже приведены примеры знаков внимания. К
какому виду они принадлежат? Ответ обведите кружком.

«Неожиданное письмо, в котором уверяют, что ценят дружбу с вами; радость друга, который неожиданно вас увидел; легкий флирт».

1. Положительные.

2. Отрицательные.

3. Физические.

4. Психологические.

5. Обусловленные.

6. Необусловленные.
Ответ: 6.

5. Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Раскройте содержательный аспект общения как процесса вза­имодействия между людьми.

2. Обоснуйте выбор наиболее эффективных, на ваш взгляд, спо­
собов совершенствования слушательских навыков.

3. Предложите рекомендации по устранению негативного наст­
роения во время общения.

Вариант 2

1. Дайте подробную характеристику всем известным вам уров­
ням общения.

2. Приведите примеры влияния «установки ОК» на процесс со­
циализации личности.

3. Составьте правила устранения барьеров общения.
Вариант 3

1. Раскройте содержание всех сторон общения.

2. Выберите способы активного слушания, которые, с вашей
точки зрения, благотворно влияют на собеседников, не умеющих
слушать.

3. Разработайте рекомендации по устранению родительских ус­
тановок, отрицательно влияющих на процесс слушания в детстве.

ТЕМА 2. КОММУНИКАЦИЯ КАК АКТ ОБЩЕНИЯ /. Контрольные вопросы

1-й вопрос. Сколько значений имеет слово «коммуникация»?

Ответ. Во-первых, это путь сообщения, во-вторых, это форма связи, в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой информации, в-четвер­тых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому.

2-й вопрос. Выделите грани коммуникации как акта общения.

Ответ. Координация по поводу приема и передачи информа­ции; согласование ценностей, оценок и процессов понимания; ор­ганизация процесса связи между индивидами.

3-й вопрос. Что представляет собой коммуникация в социаль­но-психологическом смысле?

Ответ. Это процесс передачи информации от отправителя к получателю.

4-й вопрос. Перечислите четыре вида ограничений, накладыва­емых на контакт.

Ответ. Конвенциальные, ситуативные, эмоциональные, насиль­ственные.

5-й вопрос. Дайте определение понятию «коммуникативный стиль».

Ответ. Совокупность привычных для личности способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия: беседах, переговорах, дискус­сиях, спорах, а также в различных ситуациях взаимодействия — выработка идей, принятие и формулировка решений, преодоление конфликтов.

6-й вопрос. Перечислите источники коммуникативной компе­тентности личности.

Ответ. Жизненный опыт, искусство, общая эрудиция, специ­альные научные методы.

7-й вопрос. Что такое толерантность?

Ответ. Толерантность — терпимость, переносимость, снисхо­дительность к чему-либо или кому-либо.

Вопросы для коллоквиума

1. Дайте определение коммуникации как акта общения.

2. Опишите фазы контакта.

3. Раскройте компоненты коммуникативной профессиограммы
гуманитария.

4. Выделите основные подструктуры личности, обусловливаю­
щие коммуникативную толерантность.

5. Представьте краткую характеристику коммуникативных сти­
лей личности.

3. Тестовые задания

1. Инструкция. Продолжите определение, вставив недостающие
слова: «Вся система целей и результатов, кодирование и раскоди­
рование скрытых... является...»

Ответ: «...раскодирование скрытых мотивов и личных целей яв­ляется контекстом коммуникации».

2. Инструкция. Наши контакты с людьми сопровождаются са­
мыми неожиданными явлениями. Какая из описанных характери­
стик соответствует представленным ниже феноменам контакта? В
прямоугольнике поставьте номер феномена.

1. Феномен адекватности.

2. Феномен восполняющих ожиданий.

3. Феномен доминанты.

4. Феномен вандализма.

5. Феномен интервалов памяти.

6. Феномен мнемоники.

7. Феномен перегорания.

8. Феномен сберегания традиций.

9. Феномен сопротивления навязыванию.

10. Феномен темных сил.

1. «Чтобы ситуация была с вами заодно, говорите с ней
на одном языке».

2. «В словах окружающих нас людей, касающихся толь­
ко нас, мы слышим не то, что они говорят, а то, что нам
хочется от них услышать».

«Если нам удается кого-либо чем-то заинтересовать,
то следует иметь в виду, что время жизни интереса непро должительно, в среднем от двух до шести дней. Делайте все, чтобы уложиться в эти сроки».

Ответ: 1, 2, 7 соответственно.

3. Инструкция. Выберите номер правильного ответа. Обведите его кружком.

«Характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» — это определение...

1. ...коммуникативного стиля личности.

2. ...коммуникативной толерантности.

3. ...коммуникативной компетентности.
Ответ: 3.

Наши рекомендации